Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания
362040, г. Владикавказ, пл. Свободы 5
http://alania.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владикавказ
5 июня 2009 года
Дело №А61-486/09
Арбитражный суд в составе
судьи Родионовой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Токаевой О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Ираф-Агро»
к Министерству финансов Республики Северная Осетия –Алания
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-А
о признании незаконным бездействия по невыплате в полном объеме субсидий,
при участии представителей:
заявителя ФИО1 (доверенность от 27.01.2009 г.) ФИО2 доверенность от 29.01.2009 г.),
ответчика ФИО3 (доверенность от 01.072008 г. №725),
третьего лица ФИО4 (доверенность от 13.01.2009 г. №17-3\16-07)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ираф-Агро» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство)
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-А (далее-Минсельхоз)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыплате в полном объеме субсидий и взыскании убытков в размере 6 322 380 руб.
В заявлении Общество указало, что Министерство в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №997 (далее –Постановление №997) и расчетами не перечислило в 1-4 кварталах 2008 г. субсидии по мясу птицы, молоку, химизации в размере 6 966 900 руб. По мнению Общества, результатом бездействия Министерства являются убытки.
Представители Общества частично изменили заявленные требования, просили суд признать незаконным бездействие Министерства в части неисполнения Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21.03.2008 г. №48 (далее Постановление №48), выразившееся в невыплате в полном объеме субсидий. В обоснование своего требования представители заявителя сослались на пункт 6 указанного постановления, согласно которого реестры субсидий подлежат корректировке. Для этого необходимо изменение бюджета РСО-А. Бездействие Министерства в данном вопросе привело к невыплате субсидий в полном объеме, что повлекло нарушение прав Общества.
Ответчик представил в суд отзыв, где высказал свою позицию о необоснованности заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика требования не признал и пояснил, что выплата субсидий на животноводческую продукцию в 2008 г. осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства РСО-А от 21.03.2008 г. №48. Ставки определялись Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСО-А в пределах бюджетных ассигнований. Министерством на основании сводного реестра были выплачены субсидии как на животноводческую продукцию, так и на компенсацию затрат по химизации. По мнению представителя ответчика, ссылка заявителя на Постановление №997 несостоятельна, так как им не предусмотрена выплата субсидий на животноводческую продукцию.
Представитель третьего лица Минсельхоз требования находил необоснованными, поскольку ответчиком были выплачены субсидии в полном объеме на основании заявок Минсельхоза и реестров.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Как видно из материалов дела Общество является сельхозпроизводителем. В соответствии с Правилами предоставления субсидий Общество представило в Минсельхоз справки-расчеты на выплату субсидий в 2008 г на молоко в размере 5 534 000 руб., на мясо птицы – 115 500 руб., на средства химизации за 1 полугодие – 1 001 400 руб.
Приказом Минсельхоза от 01.04.2008 г. №31 были утверждены ставки и размеры субсидий на отдельные виды расходов.
Вместе с тем Минсельхозом 02.04.2008 г. был издан приказ №34 о произведении расчета причитающихся субсидий с применением понижающего коэффициента по представленным справкам-расчетам за 1-3 кварталы 2008 г.
После предоставления справок-расчетов Обществом, Минсельхоз направил ответчику заявки на выплату субсидий Обществу за реализованную животноводческую продукцию:
письмо от 31.10.2007 г. 12-16\1575–субсидии на животноводческую продукцию в размере 833 000 руб.;
письмо от 26.03.2008 г. №12-1\16-399–субсидии на животноводческую продукцию в размере 1 440 700 руб.;
письмо от 23.05.2008 г. №12-1\16-799-субсидии за реализованную животноводческую продукцию за 1 квартал 2008 г. в размере 645 000 руб.;
письмо от 11.09.2008 г. №12-16\1444–субсидии за реализованную животноводческую продукцию за 2 квартал 2008 г. в размере 600 000 руб. (дополнительный реестр за 2 квартал 2008 г.)
письмо от 20.10.2008 г. №12-16 6\1681 - компенсация части затрат на приобретение средств химизации в размере 316 000 руб.;
письмо от 12.12.2008 г. №12-16\1947- субсидии за реализованную животноводческую продукцию за 1-3 квартал 2008 г. в размере 484 700 руб.;
письмо от 10.02.2009 г. №12-16\222 - субсидии за реализованную животноводческую продукцию за 9 месяцев 2008 г. в размере 262 500 руб.
Таким образом Минсельхозом было заявлено субсидий на сумму 4 581 900 руб.
К указанным заявкам третьим лицом был составлен сводный реестр субсидий с учетом перерасчета субсидий, причитающихся по статье республиканского бюджета «Животноводство» за 2008 г. на сумму 2 583 400 руб. и реестр на приобретение средств химизации на сумму 316 000 руб.
До обращения заявителя в суд, т.е. до 03.04.2009 г., ответчик на основании графика исполнения республиканского бюджета перечислил Обществу субсидии на лицевой счет Минсельхоза с учетом переходящего остатка в сумме за реализованную животноводческую продукцию в размере 3 432 900 руб.
В соответствии с распоряжением Министерства финансов РСО-А от 11.11.2008 г. № 4000690 на расчетный счет Минсельхоза были перечислены субсидии на приобретение средств химизации, причитающиеся Обществу согласно заявке Минсельхоза в размере 316 000 руб. Итого, Обществу были перечислены денежные средства –субсидии в размере 3 748 900 руб.
Согласно движению денежных средств на счете №86 за 2008 г. сальдо на начало года составило 2 861 000 руб., по состоянию на 31.12. 2008 г. -5 667 104 руб., размер перечисленных субсидий -7 935 274 руб.
Считая, что бездействие ответчика, выразившееся в нарушении требования Постановления №48 в части невыплаты субсидий в полном размере, препятствуют ему в осуществлении предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2008 г. №48 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку животноводства» были утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку животноводства (далее –Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе Общество.
Для получения субсидий сельхозпроизводители ежеквартально составляют и представляют не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-А справки-расчеты, подтвержденные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по РСО-А, управлениями сельского хозяйства администраций местного самоуправления районов РСО-А, соответствующими подразделениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-А (пункт 5 Правил).
По смыслу пункта 6 указанных Правил Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики составляет ежеквартальные сводные реестры на выплату субсидий в пределах 1\3 части утвержденного в установленном порядке годового лимита бюджетных обязательств, уменьшенного на сумму переходящего остатка задолженности бюджета перед получателями субсидий.
Пунктом 8 Правил устанавливается обязанность Министерства финансов республики перечислить субсидии на лицевой счет Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-А, открытый в Управлении Федерального казначейства по РСО-А. Субсидии перечисляются на основании заявок, которые представляются Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСО-А. Субсидии перечисляются в пределах сводного реестра на выплату субсидий с учетом переходящего остатка задолженности республиканского бюджета перед получателями, не профинансированного по состоянию на 01 января текущего финансового года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Минсельхозом были представлены заявки на выплату субсидий Обществу в 2008 г. с учетом переходящего остатка 2007 г. в размере 4 581 900 руб. Размер переходящего остатка субсидии за 2007 г. составил 1 440 700 руб., который не оспаривается заявителем. Поскольку пунктом 8 Правил предусмотрено перечисление денежных средств пределах сводного реестра, судом принимались во внимание начисление субсидий по сводному реестру на реализацию животноводческой продукции в 2008 г. с учетом корректировки в размере 2 583 400 руб., на приобретение средств химизации в размере 316 000 руб. Таким образом, реестр требований с учетом 9 месяцев 2008 г. составил 2 899 400 руб., а с учетом переходящего остатка 4 квартала 2007 г. -4 340 100 руб. В ходе судебного разбирательства ответчиком были представлены заявки Минсельхоза - письмо от 30.03.2009 г. №12-16\563 о выплате Обществу субсидий за реализованную животноводческую продукцию за 4 квартал 2008 г. в размере 591 200 руб. Указанные денежные средства были перечислены ответчиком соответственно 08.04.2009 г. и 13.04.2008 г. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком фактически перечислено на счет Минсельхоза субсидий за реализованную животноводческую продукцию и на приобретение средств химизации за 4 квартал 2007 г. и за 2008 г. в размере 4 389 900 руб.
Факт перечисления указанной суммы подтверждается карточкой счета Общества.
Суд считает, что ответчик действовал в соответствии с Правилами предоставления субсидий, поскольку перечислил субсидии Обществу на основании заявок Минсельхоза в пределах сводного реестра с учетом переходящего остатка. При указанных обстоятельствах со стороны ответчика, обязанного произвести перечисление субсидий на расчетный счет получателя субсидий, какое-либо бездействие отсутствует.
Кроме того, судом учтено, что уточнение объемов субсидий в течение финансового года осуществляется Минсельхозом. Поэтому довод заявителя о том, что ответчик был обязан корректировать реестр субсидий при изменении годового лимита бюджетных обязательств, судом не принимается как состоятельный. По смыслу пункта 8 Правил корректировать реестр вправе лицо, уполномоченное его составлять.
Обществом было заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 333.41 Налогового Кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена арбитражным судом истцу, заявителю по его ходатайству на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на шесть месяцев.
В соответствии с часть 2 статьи 333.22. Налогового Кодекса РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Обществом представлена справка обслуживающего банка об отсутствии денежных средств на счете. Принимая во внимание финансовое положение заявителя, суд удовлетворил заявленное ходатайство и отсрочил уплату государственной пошлины до окончания рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными в размере 2 000 рублей.
При произведении расчета государственной пошлины суд руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд РСО-А
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Ираф-Агро» к Министерству финансов Республики Северная Осетия –Алания с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-А о признании незаконным бездействия по невыплате в полном объеме субсидий, о взыскании убытков в размере 6 322 380 руб. отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ираф-Агро» в доход государства государственную пошлину в размере 45 111 (сорок пять тысяч сто одиннадцать) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый апелляционный суд.
Судья Г.С.Родионова