Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08 июля 2022 года.
г. Владикавказ Дело №А61-5201/2021
08 июля 2022 года
Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания в составе судьи Коптевой М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туаевой Д.З., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1 (ИНН <***>) по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Станкосфера» (ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИО2 (ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «РМ-стил» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
при участии:
арбитражный управляющий ФИО1 по удостоверению личности;
от ФИО2 – ФИО3 по доверенности от 07.12. 2021 (онлайн);
иные лица не явились.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем публичного размещения сведений в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания и на сайте Верховного Суда Российской Федерации, явку не обеспечили. Судебное заседание проведено в порядке статьей 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Суд установил: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее Управление Росреестра по РСО-Алания, Управление) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КОАП РФ).
Определением суда к производству по делу привлечены в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Станкосфера» (далее - ООО «Станкосфера»), ФИО2 (далее - ФИО2, кредитор), общества с ограниченной ответственностью «РМ-стил» (далее – ООО «РМ-стил»).
Определением суда от 30.03.2022 в одно производство для совместного рассмотрения, объединены дела №А61-5224/2021, №А61-5201/2021 и №А61-13/2022, делу присвоен номер №А61-5201/2021.
В рамках вышеперечисленных дел Управление обратилось с заявлениями о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ при исполнении обязанностей арбитражного управляющего ОАО «Кристалл» за допущенные нарушения законодательства о банкротстве.
Заявленные требования мотивированы тем, что, являясь конкурсным управляющим ОАО «Кристалл», ФИО1 не исполнил следующее:
1.- в нарушение абзаца 2, пункта 1 статьи 139 Закона о банкротстве пропущен двухмесячный срок подготовки отчета об оценки имущества должника, отчет подготовлен 25.05.2020, а должен был быть подготовлен до 26.08.2019; - в нарушение пункта 1.1. статьи 139 Закона о банкротстве пропущен месячный срок представления собранию кредиторов должника Положения о порядке продажи имущества должника, Положение представлено 18.02.2021, а должно было быть представлено до 26.09.2019) (том 1, л.д.5-22);
2. - в нарушение абзаца 2, пункта 1, статьи 139 Закона о банкротстве пропущен двухмесячный срок подготовки Отчета об оценки имущества должника, отчет подготовлен 23.08.2019, а должен был быть подготовлен до 06.08.2019; - в нарушение пункта 1.1. статьи 139 Закона о банкротстве пропущен месячный срок представления собранию кредиторов должника Положения о порядке продажи имущества должника, Положение представлено 25.12.2019, а должно было быть представлено до 06.09.2019 (том 4, л.д.5-8);
3. - в нарушение пунктов 1, 11, 12, 13 статьи 143 Закона о банкротстве, пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» не приложены банковские выписки о движении денежных средств к Отчетам конкурсного управляющего о движении денежных средств ОАО «Кристалл», рассмотренным на собраниях кредиторов: 14.06.2019, 25.05.2020, 17.12.2020, 12.01.2021, 08.04.2021, 11.05.2021, чем нарушен порядок составления отчета конкурсного управляющего, выразившееся в отсутствии информации о документах, являющихся обязательным приложением к отчету. Банковская выписка о движении денежных средств по расчетному счету является единственным объективным доказательством, на основании которого можно сделать вывод о том, каким образом расходовались денежные средства предприятия (том 7, л.д.5-19).
В своем отзывах от 19.01.2022, от 04.02.2022 арбитражный управляющий просит суд прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи отсутствием состава административного правонарушения (том 2, л.д.107-133; том 5, л.д.132-135; том 11, л.д.3-7).
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы, изложенные в отзывах, просит в заявленных требованиях Управления отказать, в случае признания правонарушения применить малозначительность.
Представитель конкурсного кредитора ФИО2 в судебном заседании просит привлечь ФИО1 к административной ответственности по доводам отзыва от 20.04.2022, поддерживает доводы Управления (том 11, л.д.75).
В ходе судебного заседания 21.04.2022 представитель ООО "Станкосфера" возражал против заявленных требований Управления, отзыв не представил (протокол онлайн-заседания) (том 11, л.д.79).
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 11.04.2018 по делу №А61-1221/2018 в отношении ОАО «Кристалл» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 362002, РСО - Алания, <...>) введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден ФИО1 (ИНН <***>, СНИЛС <***>) - член Ассоциации «МСРО АУ» (ОГРН <***>, 344011, г. Ростов - на-Дону, пер. Гвардейский,7).
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 19.03.2019 по делу №А61-1224/2018 ОАО «Кристалл» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Конкурсным управляющим утвержден ФИО1 (ИНН <***>, СНИЛС <***>) - член Ассоциации «МСРО АУ» (ОГРН <***>, 344011, <...>).
Управлением вынесено определение от 18.10.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего ОАО «Кристалл» ФИО1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, по жалобе конкурсного кредитора ФИО2 (от 12.10.2021 №05-36/7961).
Определением от 18.10.2021 от конкурсного управляющего истребованы пояснения.
Уведомлением от 18.10.2021 №05-37/2744 ФИО1 извещен о необходимости явиться 15.11.2021 16час. 00мин. для составления протокола об административном правонарушении или вынесении постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
Определением от 15.11.2021 продлен срок проведения административного расследования до 13.12.2021.
13.12.2021 Управлением, в отсутствие арбитражного управляющего, заявившего ходатайство от 20.10.2021 (вх. от 25.10.2021 № 05-36/8550) о рассмотрении административного дела в его отсутствие и представившего письменные пояснения, составлен протокол об административном правонарушении №00321521.
Управлением вынесено определение от 18.10.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего ОАО «Кристалл» ФИО1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, по жалобе конкурсного кредитора ФИО2 (от 12.10.2021 №05-36/7962).
Определением от 18.10.2021 от конкурсного управляющего истребованы пояснения.
Уведомлением от 18.10.2021 №05-37/2746 ФИО1 извещен о необходимости явиться 15.11.2021 15час. 00мин. для составления протокола об административном правонарушении или вынесении постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
Определением от 15.11.2021 продлен срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении от 18.10.2021 №00331521 до 14.12.2021.
Уведомлением от 15.11.2021 №05-37/3055 ФИО1 извещен о необходимости явиться 14.12.2021 16час. 00мин. для составления протокола.
14.12.2021 Управлением, в отсутствии арбитражного управляющего, заявившего ходатайство от 20.10.2021 (вх. от 25.10.2021 № 05-36/8401) о рассмотрении административного дела в его отсутствие, составлен протокол об административном правонарушении 00331521.
Управлением вынесено определение от 09.11.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего ОАО «Кристалл» ФИО1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, по жалобе конкурсного кредитора ФИО2 (от 03.11.2021 № 05-36/8650).
Определением от 09.11.2021 от конкурсного управляющего истребованы пояснения.
Уведомлением от 09.11.2021 №05-37/2991 ФИО1 извещен о необходимости явиться 08.12.2021 16час. 00мин. для составления протокола.
Определением от 08.12.2021 продлен срок проведения административного расследования до 08.01.2022.
Уведомлением от 08.12.2021 №05-37/3408 ФИО1 извещен о необходимости явиться 29.12.2021 16час. 00мин. для составления протокола.
29.12.2021 Управлением, в отсутствие арбитражного управляющего, заявившего ходатайство от 22.12.2021 (вх. от 25.10.2021 № 05-36/8401) о рассмотрении административного дела в его отсутствие, составлен протокол об административном правонарушении 00341521.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлениями о привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 000 до 50 000 рублей.
Объектом правонарушения является порядок действий при проведении процедур банкротства, установленный Законом о банкротстве.
Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии при банкротстве, а именно в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъект правонарушения специальный - арбитражный управляющий.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.
По первому эпизоду суд установил следующее.
В рамках административного расследования установлено, что конкурсным управляющим ФИО1 нарушены требования:
1.Абзаца 2, пункта 1, статьи 139 Закона о банкротстве (пропущен двухмесячный срок подготовки отчета об оценки имущества должника, отчет подготовлен 25.05.2020г., а должен был быть подготовлен до 26.08.2019г.);
2.Пункта 1.1. статьи 139 Закона о банкротстве (пропущен месячный срок представления собранию кредиторов должника Положения о порядке продажи имущества должника, Положение представлено 18.02.2021, а должно было быть представлено до 26.09.2019).
Согласно п.1 ст. 139 Закона о банкротстве в течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
Согласно абзацу 2 пункта 1 139 Закона о банкротстве в течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.
В соответствии с п. 1.1. ст. 139 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения.
В рамках административного расследования, в адрес Управления поступили письменные пояснения конкурсного управляющего ФИО1 от 20.10.2021 б/н (вх. № 05-36/8550 от 29.10.2021), в которых он пояснил следующее.
Объекты, которые отражены в отчете, но не указаны в инвентаризационной описи, были отражены в бухгалтерском балансе в составе отдельных блоков и цехов. Инвентаризация проводилась на основании данных, отраженных в бухгалтерском балансе.
Впоследствии объекты недвижимости, включенные в состав отдельных блоков и цехов, были выделены в отдельные объекты недвижимости и поставлены на кадастровый учет. В ходе проведения оценки, данные объекты были оценены как нежилые здания и сооружения.
В бухгалтерском балансе и в инвентаризационной описи числится нежилое здание в станице Николаевской, фактическое его наличие подтверждено, но на него отсутствуют правоустанавливающие документы. Оценка объекта недвижимости без наличия правоустанавливающих документов невозможна.
Конкурсным управляющим ФИО1 на сайте ЕФРСБ 06.06.2019 опубликовано сообщение о результатах инвентаризации имущества ОАО «Кристалл», 26.08.2020 опубликован отчет оценщика об оценки имущества должника.
При сопоставлении данных указанных в инвентаризационных описях и отчете оценщика установлено, что некоторые объекты не отраженны в инвентаризационных описях, а в отчете оценщика отражены.
Впоследствии (после инвентаризации) нежилые помещения, включенные в состав отдельных блоков и цехов, были выделены в отдельные объекты, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, как отдельные объекты, и были оценены как отдельные нежилые здания и сооружения.
Таким образом, конкурсным управляющим была проведена инвентаризация имущества ОАО «Кристалл». Перечень объектов, указанных в инвентаризационных описях фактически соответствует имуществу, указанному в отчете оценки, а юридически отличается по наименованию некоторых объектов, выделенных из состава других объектов.
Какие-либо разногласия между конкурсным кредитором и кредиторами относительно срока проведения оценки имущества должника, согласно пункту 1 и пункта 1.1. статьи 139 Закона о банкротстве, для направления собранию кредиторов предложения о порядке продажи имущества должника, отсутствуют.
28.01.2021 в ЕФРСБ размещено сообщение №6092441 об очередном собрании кредиторов, которое состоялось 18.02.2021, на котором было принято решение об утверждении порядка, сроков и условий продажи комплекса движимого и недвижимого имущества должника. Решение собрания кредиторов не обжаловано.
Из пояснений арбитражного управляющего и материалов дела следует, что для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество с ООО «Гипрозем» 18.06.2019г. заключен договор № 10 на выполнение кадастровых работ. По условиям договора подрядчик обязан выполнить работы по изготовлению технических планов на объекты капитального строительства ОАО «Кристалл».
По результатам выполненных работ, документы на выявленные незарегистрированные объекты, были представлены 12.10.2019г. для государственной регистрации.
Ввиду отсутствия у должника денежных средств с личных денежных средств арбитражного управляющего в ноябре 2019г. была проведена оплата госпошлины в размере 22000руб. Последняя оплата госпошлины была произведена 02.03.2020г., что подтверждается выпиской с расчетного счета должника. После проведенной регистрации оценщику были предоставлены все правоустанавливающие документы, необходимые для проведения оценки имущества должника.
25.05.2020 оценщиком составлен отчет №1 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего должнику.
Отчет об оценке объект невидимости должника размещен на сайте ЕФРСБ 26.08.2020 года № 5382078.
В рамках дела о банкротстве должника, ООО "Экосервис" 15.06.2020 г. обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о намерении погасить требования кредиторов к ОАО "Кристалл" в полном объеме, одновременно заявив ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета конкурсному управляющему предпринимать действия по реализации имущества ОАО «Кристалл».
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 26.06.2020г. по делу №А61-1224/2018 были приняты обеспечительные меры в виде запрета конкурсному управляющему предпринимать действия по реализации имущества должника до разрешения вопроса о погашении ООО "Экосервис" требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Определениями от 14.10.2020г. и 22.10.2020г. Арбитражный суд РСО-Алания отказал ФИО2 в удовлетворении ходатайств об отмене обеспечительных мер, принятых определением суда от 26.06.2020г.
Поскольку обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда РСО-Алания от 26.06.2020г., не были отменены и действовали до даты прекращения производства по делу о банкротстве ОАО «Кристалл», арбитражным управляющим не предпринимались действия направленные на реализации имущества должника.
В соответствии с п. 1 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства,
если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника.
Конкурсный управляющий ФИО1 разместил на сайте ЕФРСБ сообщение № 3835631 Сведения о результатах инвентаризации имущества должника 06.06.2019. Процедура конкурсного производства ОАО «Кристалл» была введена 19.03.2019, т.е. конкурсный управляющий ФИО1 в трехмесячный срок, подготовил и разместил на ЕФРСБ результаты инвентаризации имущества должника.
06.06.2019 конкурсному управляющему ФИО1 поступило требование представителя конкурсного кредитора ФИО2,- ФИО4 о проведении оценки всего движимого и недвижимого имущества ОАО «Кристалл».
Отчет оценки недвижимого имущества был опубликован конкурсным управляющим ФИО1 на сайте ЕФРСБ 26.08.2020 сообщение № 5382078.
Положение по продаже имущества было принято собранием кредиторов от 18.02.2021, опубликовано на сайте ЕФРСБ 19.02.2021 сообщение № 6217653.
Таким образом, конкурсным управляющим ФИО1 были нарушены сроки, установленные абз. 2 п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве (отчет об оценки недвижимого имущества должника опубликован в ЕФРСБ 26.08.2020, а должен был быть опубликован не позднее 26.08.2019); п. 1.1. ст. 139 Закона о банкротстве (Положение о продажи имущества должника представлено собранию кредиторов 18.02.2021, а должно было быть представлено не позднее 26.09.2019).
Вместе с тем, суд принимает во внимание доводы арбитражного управляющего о том, что длительное проведение оценки вызвано объективными причинами, не зависящими от конкурсного управляющего, связаны со значительным объемом работ, по результатам которых было выявлено 27 незарегистрированных объектов недвижимости, что отвечает интересам должника и его кредиторов, а также и обусловленный этими причинами пропуск месячного срока представления Положения о продажи имущества должника собранию кредиторов.
По второму эпизоду суд установил следующее.
В рамках административного расследования установлено, что конкурсным управляющим нарушены требования:
- абзаца 2, пункта 1, статьи 139 Закона о банкротстве пропущен двухмесячный срок подготовки Отчета об оценки имущества должника, отчет подготовлен 23.08.2019, а должен был быть подготовлен до 06.08.2019;
- пункта 1.1. статьи 139 Закона о банкротстве пропущен месячный срок представления собранию кредиторов должника Положения о порядке продажи имущества должника, Положение представлено 25.12.2019, а должно было быть представлено до 06.09.2019 (том 4, л.д.5-8);
Из материалов дела следует, что представитель ФИО2 06.06.2019 обратился к конкурсному управляющему с требованием провести оценку всего движимого и недвижимого имущества ОАО «Кристалл». Для определения рыночной стоимости имущества должника привлечен оценщик ИП ФИО5
Оценщиком определена рыночная стоимость движимого имущества и составлен отчет №3-01/2019 об определении рыночной стоимости движимого имущества, принадлежащего на праве собственности ОАО "Кристалл". Отчет оценки размещен на сайте ЕФРСБ 31.10.2019 сообщение № 4331086.
В соответствии с п. 1 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника.
Согласно п.1 ст. 139 Закона о банкротстве в течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.
В соответствии с п. 1.1. ст. 139 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения.
Из сведений, размещенных в ЕФРСБ, следует, что инвентаризация имущества должника проведена арбитражным управляющим с 20.03.2019 по 19.05.2019. Результаты инвентаризации размещены на сайте ЕФРСБ 06.06.2019 сообщение №3835631.
Процедура конкурсного производства ОАО «Кристалл» была введена 19.03.2019, т.е. конкурсный управляющий ФИО1 в трехмесячный срок, установленный Законом о банкротстве, подготовил и разместил на ЕФРСБ результаты инвентаризации имущества должника.
06.06.2019 конкурсному управляющему ФИО1 поступило требование представителя конкурсного кредитора ФИО2- ФИО4 о проведении оценки всего движимого и недвижимого имущества ОАО «Кристалл». На основании указанного требования кредитора конкурсным управляющим ФИО1 была организована оценка имущества должника. Отчет оценки движимого имущества был опубликован конкурсным управляющим ФИО1 на сайте ЕФРСБ 31.10.2019 сообщение № 4331086. Положение по продаже имущества было принято собранием кредиторов от 25.12.2019, опубликовано на сайте ЕФРСБ 27.12.2019 сообщение № 4547550.
От конкурсного управляющего ФИО1 поступили Дополнения к пояснениям по делу об административном правонарушении № 00331521, согласно которым собрание кредиторов ОАО «Кристалл» об утверждении порядка, сроков и условий продажи движимого имущества было отложено конкурсным управляющим на основании заявления представителя кредитора ФИО2 -ФИО4
Закон о банкротстве не содержит положений о переносе собраний кредиторов должника на основании заявления одного их кредиторов. Более того, в заявлении ФИО4 отсутствует дата документа, а на момент проведения собрания кредиторов УФНС России по РСО-Алания было включено в реестр требований кредиторов ОАО «Кристалл» и присутствовало при проведении собрания кредиторов с 52,43% от общего числа голосов конкурсных кредиторов.
В своих письменных пояснениях арбитражный управляющий указывает, что собранием кредиторов, состоявшимся 25.12.2019 утвержден порядок, сроки и условия продажи движимого имущества ОАО «Кристалл», на котором присутствовал представитель ФИО2, голосовавший за утверждение порядка.
Сообщение о проведении первых торгов размещено на сайте ЕФРСБ 24.01.2020г. Первые электронные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися по причине отсутствия участников, о чем в ЕФРСБ 16.03.2020г. включены сведения (сообщение № 4821469). В тот же день в ЕФРСБ размещено сообщение (№4821595) о проведении повторных открытых электронных торгов движимого имущества.
Повторные электронные торги по продаже имущества должника также не состоялись по причине отсутствия участников (сообщение в ЕФРСБ №4948179 от 29.04.2020г.).
В связи с тем, что движимое имущество должника было выставлено на торги единым лотом и являлось неликвидным и не было реализовано на первых и повторных торгах, кредиторами было предложено разделить движимое имущество на отдельные лоты, всего 672 лота.
Собрание кредиторов 25.05.2020 приняло решения о внесении изменений в порядок, сроки и условия продажи движимого имущества ОАО «Кристалл» (сообщение №5026980 от 26.05.2020). На собрании присутствовал представитель ФИО2 по доверенности ФИО4, голосовавший за внесение изменений в порядок продажи движимого имущества должника (протокол собрания № 5/к от 25.05.2020).
Сообщение о продаже движимого имущества ОАО «Кристалл» посредством публичного предложения размещено на сайте ЕФРСБ 01.06.2020 сообщение № 5026997.
Также, решением Арбитражного суда РСО-Алания от 31.10.2019 по делу № А61-3361/2019 взыскано с ОАО «Электроцинк» 2 059 266,99 руб. основного долга и 341 214,99 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.11.2017 по 31.10.2019 г. (исковое заявление принято 07.08.2019). Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 оставлено без изменения.
В соответствии со статьей 124 Закона о банкротстве судом неоднократно продлевался срок конкурсного производства, в связи с необходимостью осуществления конкурсным управляющим комплекса мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве, с целью формирования конкурсной массы и расчетов с кредиторами.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 13.09.2019, на основании ходатайства конкурсного управляющего, процедура конкурсного производства была продлена до 19.03.2020 г.
Согласно пункту 2 статьи 129 и статье 131 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан сформировать конкурсную массу способами, предусмотренными законом, для достижения целей 2 конкурсного производства, определенных статьей 2 Закона о банкротстве - расчетов с кредиторами. С учетом положений Закона о банкротстве завершение конкурсного производства в отношении должника возможно, если конкурсным управляющим завершены все мероприятия, возложенные на него статье 129 Закона о банкротстве.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено следующее. По смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего. Вопрос о продлении конкурсного производства рассматривается в судебном заседании. Таким образом, конкурсное производство может продлеваться судом (в том числе неоднократно) по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего. Согласно статье 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев.
По результатам проведенной конкурсным управляющим инвентаризации выявлено, двадцать семь объектов недвижимости, числящихся на балансе ОАО «Кристалл» право собственности, на которые не зарегистрировано в установленном порядке. Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество с ООО «Гипрозем» 18.06.2019 заключен договор № 10 на выполнение кадастровых работ. По условиям договора подрядчик обязан выполнить работы по изготовлению технических планов на объекты капитального строительства, числящиеся на балансе ОАО «Кристалл».
Таким образом, конкурсным управляющим ФИО1 были нарушены сроки, установленные абз. 2 п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве (отчет об оценки движимого имущества должника подготовлен 23.10.2019, а должен был быть подготовлен не позднее 06.08.2019); п.1.1. ст. 139 Закона о банкротстве (Положение о продажи имущества должника представлено собранию кредиторов 25.12.2019, а должно было быть представлено не позднее 06.09.2019).
По третьему эпизоду суд установил следующее.
В рамках административного расследования установлено, что конкурсным управляющим нарушены требования:
- пунктов 1, 11, 12, 13 статьи 143 Закона о банкротстве, пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» не приложены банковские выписки о движении денежных средств к Отчетам конкурсного управляющего о движении денежных средств ОАО «Кристалл», рассмотренным на собраниях кредиторов: 14.06.2019, 25.05.2020, 17.12.2020, 12.01.2021, 08.04.2021, 11.05.2021, чем нарушен порядок составления отчета конкурсного управляющего, выразившееся в отсутствии информации о документах, являющихся обязательным приложением к отчету. Банковская выписка о движении денежных средств по расчетному счету является единственным объективным доказательством, на основании которого можно сделать вывод о том, каким образом расходовались денежные средства предприятия (том 7, л.д.5-19).
Из жалобы кредитора ФИО2 следует:
1. Сообщением от 17.05.2019 № 3769372, опубликованным в ЕФРСБ, назначено собрание кредиторов ОАО «Кристалл» на 14.06.2019 в 10 час. 00 мин.
Повестка дня собрания:
1.Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ОАО «Кристалл».
2.Принятие решения о периодичности проведения собрания кредиторов один раз в шесть месяцев.
Согласно Сообщению в ЕФРСБ от 14.06.2019 № 3860760, собрание кредиторов ОАО «Кристалл» от 14.06.2019 не состоялось по причине отсутствия кворума.
Согласно материалам собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 14.06.2019, к Отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств ОАО «Кристалл» от 04.06.2019 не приложена выписка о движении денежных средств по расчетному счету.
2. Сообщением от 14.06.2019 № 3860936, опубликованным в ЕФРСБ, назначено проведение собрания кредиторов ОАО «Кристалл» на 10.07.2019 в 10 час. 00 мин.
Повестка дня собрания:
1.Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ОАО «Кристалл».
2.Принятие решения о периодичности проведения собрания кредиторов один раз в шесть месяцев.
Согласно Сообщению в ЕФРСБ от 12.07.2019 № 3956473, опубликованы результаты собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 10.07.2019.
Согласно материалам собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 10.07.2019, конкурсным управляющим ФИО1 приобщена выписка о движении денежных средств по расчетному счету № <***> за период с 20.05.2019 по 09.07.2019, однако, указанная выписка приобщена не в полном объеме - всего 3 листа, вместо 44 листов. Кроме того, данная выписка не содержит печати банка и подписи его уполномоченного сотрудника.
3. Сообщением от 02.12.2019 № 4439284, опубликованным в ЕФРСБ, назначено проведение собрания кредиторов ОАО «Кристалл» на 25.12.2019 b10 час. 00 мин.
Повестка дня собрания:
1.Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ОАО «Кристалл».
2.Принятие решения об утверждении порядка, сроков и условий продажи движимого имущества ОАО «Кристалл».
Сообщением от 27.12.2019 № 4547550, опубликованы результаты собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 25.12.2019.
Согласно материалам собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 25.12.2019, конкурсным управляющим ФИО1 приобщена выписка о движении денежных средств по расчетному счету № <***> за период с 01.07.2019 по 12.12.2019, однако, указанная выписка приобщена не в полном объеме - всего 27 листов, вместо 244 листов. Кроме того, данная выписка не содержит печати банка и подписи его уполномоченного сотрудника.
4. Сообщением от 06.05.2020 № 4960915, опубликованным в ЕФРСБ, назначено проведение собрания кредиторов ОАО «Кристалл» на 25.05.2020 в 10 час. 00 мин.
Повестка дня собрания:
1.Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ОАО «Кристалл».
2.Принятие решения о внесении изменений в порядок, сроки и условия продажи движимого имущества ОАО «Кристалл».
3.Принятие решения о сдаче лома драгоценных металлов ООО «Сфинкс» (ИНН <***>).
Сообщением от 26.05.2020 № 5026980, опубликованы результаты собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 25.05.2020.
Согласно материалам собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 25.05.2020, отсутствует выписка о движении денежных средств по расчетному счету.
5. Сообщением от 24.11.2020 № 5788436, опубликованным в ЕФРСБ, назначено проведение собрания кредиторов ОАО «Кристалл» на 17.12.2020в 10 час. 00 мин.
Повестка дня собрания:
1. Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ОАО «Кристалл».
Сообщением от 17.12.2020 № 5915654, опубликованы результаты собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 17.12.2020. Данное собрание не состоялось.
Согласно материалам собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 17.12.2020, имеющимся в материалах дела о банкротстве № 61-1224/2018, отсутствует выписка о движении денежных средств по расчетному счету.
6. Сообщением от 21.12.2020 № 5934136, опубликованным в ЕФРСБ, назначено собрание кредиторов ОАО «Кристалл» на 12.01.2021 в 14 час. 00 мин.
Повестка дня собрания:
1. Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ОАО «Кристалл».
Согласно Сообщению в ЕФРСБ от 13.01.2021 № 6010824, собрание кредиторов ОАО «Кристалл» от 12.01.2021 не состоялось по причине отсутствия кворума.
Согласно материалам собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 12.01.2021, отсутствует выписка о движении денежных средств по расчетному счету.
7, Сообщением от 19.03.2021 № 6360350, опубликованным в ЕФРСБ, назначено собрание кредиторов ОАО «Кристалл» на 08.04.2021 в 15 час. 00 мин.
Повестка дня собрания:
1. Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ОАО «Кристалл».
Сообщением в ЕФРСБ от 08.04.2021 № 6472967, опубликованы результаты собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 08.04.2021.
Согласно материалам собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 08.04.2021, отсутствует выписка о движении денежных средств по расчетному счету.
8. Сообщением от 22.04.2021 № 6547681, опубликованным в ЕФРСБ, назначено собрание кредиторов ОАО «Кристалл» на 11.05.2021 на 09 час. 00 мин.
Повестка дня собрания:
-Принятие к сведению отчета конкурсного управляющего.
-Отчет о расходовании денежных средств.
-Финансовый анализ, заключение о наличии оспоримых сделок, заключение о наличии/отсутствии признаков фиктивного/преднамеренного банкротства.
-Соответствие действующего конкурсного управляющего требованиям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
-Письменный отчет конкурсного управляющего отражающий местонахождение, эксплуатацию, хранение имущества должника включенного в конкурсную массу.
-Инвентаризация активов должника на 24.03.2021 г.
-Письменные обоснования необходимости и цен по привлечению сторонних организаций и специалистов.
- Письменные обоснования результатов оценки от арбитражного управляющего.
Согласно Сообщению в ЕФРСБ от 11.05.2021 № 6629506, указанное собрание кредиторов не состоялось по причине отсутствия конкурсных кредиторов.
Согласно материалам собрания кредиторов ОАО «Кристалл» от 11.05.2021, отсутствует выписка о движении денежных средств по расчетному счету.
В своих пояснениях арбитражный управляющий указал, что в связи с принятием собранием кредиторов решения об утверждении мирового соглашения 19.03.2021 выписка о движении денежных средств к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств ОАО «Кристалл» на 01.04.2021 не была приложена.
Заявитель также указывает об отсутствии в материалах собрания кредиторов должника от 25.05.2020 выписки о движении денежных средств по расчетному счету, а приложены только копии платежных документов, что опровергается материалами дела о банкротстве должника №А61-1224/18, в котором приобщена выписка по расчетному счету (том 11, стр.41-47).
Выписка о движении денежных средств по расчетному счету в материалах собрания кредиторов должника от 11.05.2021 отсутствует, в связи с отсутствием движения денежных средств на расчетном счете за период с 01.04.2021 по 11.05.2021, что подтверждается выпиской по расчетному счету №<***> за период с 19.03.2019 по 16.06.2021.
В материалах собраний кредиторов должника, в течение всего рассматриваемого периода, к отчетам конкурсного управляющего об использовании денежных средств прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в данных отчетах сведения, в виде выписки операций по лицевому счету.
Таким образом, конкурсным управляющим ФИО1, в силу объективных причин приложены не все банковские выписки о движении денежных средств к Отчетам конкурсного управляющего должника за рассматриваемый период.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом. Указанное правонарушение считается окончательным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения убытков у конкурсных кредиторов и (или) должника. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 № 122-0 указал, что положения ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. Таким образом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период осуществления процедуры банкротства должника.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие), не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В ходе административного расследования установлено, что арбитражный управляющий ФИО1 ранее к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве не привлекался.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП).
По смыслу данных норм для привлечения к административной ответственности, в том числе, за административное правонарушение по статье 14.13 КоАП РФ, необходима совокупность доказанных фактов, а именно: невыполнение арбитражным управляющим правил, применяемых в период одной из процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), совершение им противоправных действий (бездействия) по невыполнению указанных правил, виновность в совершении этих действий.
Вина арбитражного управляющего в совершении вменяемого ему правонарушения материалами дела доказана.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
В пунктах 1, 2 статьи 4.1 Кодекса указано, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В то же время, арбитражный суд полагает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения, освободив ФИО1 от административной ответственности за выявленное нарушение, и ограничиться устным замечанием, исходя из следующего.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
В соответствии с пунктом 18 вышеуказанного Постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Квалифицируя административное правонарушение, вменяемое арбитражному управляющему, как малозначительное арбитражный суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Срок давности привлечения к ответственности по диспозиции части 1 статьи 4.5 КоАП РФ по данной категории составляет три года и на дату рассмотрения дела не истек:
протокол об административном правонарушении от 13.12.2021 №00321521;
протокол об административном правонарушении от 14.12.2021 №00331521;
протокол об административном правонарушении от 29.12.2021 №00341521.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, приняв во внимание характер допущенного правонарушения, отсутствие пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а также то, что в данном случае правонарушение не привело к возникновению негативных последствий, повлекших существенное нарушение интересов должника, конкурсных кредиторов и государства, арбитражный суд квалифицирует вменяемое арбитражному управляющему ФИО1 правонарушение как малозначительное, освободив его от административной ответственности за выявленное нарушение и ограничиться устным замечанием.
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности федеральным законом не предусмотрено (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать, ограничившись устным замечанием.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Судья М.Б. Коптева