ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-5433/2022 от 21.09.2023 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения суда вынесена 21.09.2023

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2023

г. Владикавказ

28 сентября 2023 года

Дело № А61-5433/2022

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Бекоевой С.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галабуевой Э.Б., рассмотрев в судебном заседании заявление публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице Северо-Осетинского ГОСБ № 8632, ИНН <***>, ОГРН <***>, к Федеральной налоговой службе России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания, третьи лица -Фонд «Гарантийный фонд РСО-Алания» ИНН <***>, ОГРН <***>, Правительство РСО-Алания, Минэкономразвития РСО-Алания о признании недействительным решения от 22.02.2022 № 213 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Фонда «Гарантийный фонд РСО-Алания»; признании незаконными действий по внесению 24.06.2022 записи за государственным регистрационным номером 2221500088973 об исключении Фонда «Гарантийный фонд РСО-Алания» из ЕГРЮЛ; об обязании внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения в сведения о Фонде «Гарантийный фонд РСО-Алания»,

При участии: От заявителя – не явились,

от Управления Федеральной налоговой службы по РСО-Алания – не явились,

от Минэкономразвития РСО-Алания – ФИО1 по доверенности (после перерыва),

В судебном заседании, состоявшемся 14.09.2023, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 45 минут 21.09.2023, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте http://kad.arbitr.ru.

Дело рассмотрено судом в порядке статьи 163 и части 2 статьи 200 АПК РФ в отсутствие не явившихся, но надлежаще извещенных лиц.

Суд установил: публичное акционерное общество «Сбербанк России» в лице Северо-Осетинского ГОСБ 8632 ( далее Сбербанк) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее налоговый орган) о признании незаконными действий по внесению 24.06.2022 в ЕГРЮЛ записи за государственным регистрационным номером 2221500088973 об исключении Фонда «Гарантийный фонд РСО-Алания» из ЕГРЮЛ; об обязании внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения в сведения о Фонде «Гарантийный фонд РСО-Алания».

Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 02.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Фонд «Гарантийный фонд РСО-Алания», ОГРН <***>, ИНН <***>.

Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 15.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен учредитель Фонда «Гарантийный фонд РСО-Алания» - Правительство РСО-Алания.

Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 20.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство экономического развития РСО-Алания.

Заявление обосновано нарушением налоговым органом порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, так как у Фонда перед Сбербанком значится задолженность, взысканная вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 22 декабря 2015 года по делу № А2-5238/2015: с Фонда в пользу Сбербанка взыскана задолженность по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии № 341100025 от 14.04.2011 в размере 2 458 224 руб. 04 коп., выдан исполнительный лист ФС № 013119673 от 05.04.2016, в отношении Фонда возбуждено исполнительное производство № 13612/19/15006-ИП от 31.07.2019, которое прекращено постановлением от 11.08.2021 в связи с отсутствием у Фонда имущества, на которое может быть обращено взыскание. Заявителем в адрес Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказу направлены возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N 38001 утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц». Направленные в адрес уполномоченного органа возражения не приняты во внимание и 24 июня 2022 года Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказу внесена запись за государственным регистрационным номером 2221500088973 об исключении Фонда из ЕГРЮЛ. Считает указанные действия Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказу неправомерны и нарушают права и законные интересы ПАО «Сбербанк».

Налоговый орган в письменном отзыве (вх. от 30.11.2022) требования не признал, ссылаясь на соблюдение налоговым органом процедуры исключения из ЕГРЮЛ юридического лица. Регистрирующим органом установлены одновременно все условия признания юридического лица Фонда недействующим, а именно: непредставление документов отчетности, сведений о расчетах в течение последних двенадцати месяцев, на дату принятия решения о предстоящем исключении Фонда из ЕГРЮЛ (справка от 12.01.2012 № 737-С); отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам (справка № 737-О). В связи с чем, регистрирующим органом 22.02.2022 принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ № 213. Решение о предстоящем исключении от 22.02.2022 опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 7 от 24.02.2022. Необходимо отметить, что журнал «Вестник государственной регистрации» - специализированное средство массовой информации, предоставляющее возможность всем заинтересованным лицам своевременно из одного источника получать официальную информацию налоговых органов и российских предприятий и организаций, которую они обязаны публиковать в соответствии с законодательством. Одновременно с решением о предстоящем исключении юридического лица, опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Обязанность иным способом уведомлять заинтересованное лицо, о принятом регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, законом не предусмотрена. Как указано в пункте 7 статьи 23 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, если в течение срока (трех месяцев), предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в регистрирующий орган не представлено заявление (далее возражение) от заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагивают в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, то регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи. Заявитель воспользовался своим правом и представил 14.03.2022, где в листе Г указал о невозможности исключения Фонда, так как Фонд является поручителем по договору № 341100025 от 14.04.2011 и исключение повлечет нарушение прав ПАО Сбербанк, как кредитора, но при этом не представил в регистрирующий орган для подтверждения своих требований копию самого договора или копии других документов, подтверждающих о правомерности требований. Заявитель знал, что с 2019 года регистрирующим органом в отношении Фонда проводятся регистрационные действия в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и не обратился в суд с исковым заявлением о включении в реестр требований кредиторов поручителя кредитора, не возбудил исполнительное производство в отношении кредитора или поручителя - Фонда и злоупотреблял правом на неоднократные обжалования по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, чем нарушены требования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с немотивированностью заявления ПАО Сбербанк от 14.03.2022 заявление –возражение оставлено налоговым органом без рассмотрения и регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ 24.06.2022 запись ГРН 2221500088973 об исключении недействующего лица из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129-ФЗ.

В отношении Фонда процедура исключения из ЕГРЮЛ производилась три раза, а именно:

Первое исключение: в 2019 году на основании представленных справок от 30.09.2019 № 947-С о непредставлении документов отчетности, сведений о расчетах в течение последних двенадцати месяцев, на дату принятия решения о предстоящем исключении Фонда из ЕГРЮЛ (последняя отчетность представлялось юридическим лицом ()3.04.2017года); отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам (справка № 947-О)(последнее движение по банковскому счету проводилась юридическим лицом 16.03.20Г/7года) регистрирующий орган принял решение № 698 от 14.10.2019 о предстоящем исключении из юридического лица и опубликовал сведения соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ в журнале «Вестник государственной регистрации» от 16.10.2019 № 41. Одновременно с решением о предстоящем исключении юридического лица, ЕГРЮЛ недействующего опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Заявителем 24.10.2019 в соответствии с п.4 ст. 21.1 Федерального закона № 129 - ФЗ было представлено заявление (возражение) в регистрирующий орган по форме № РЗ 8001, в связи чем регистрирующий орган принял решение № 698 1П от 31.10.2019 о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Второе исключение в 2020 году: регистрирующий орган на основании представленных справок от 13.10.2020 №524-С «Об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов» (последнее движение по банковскому счету проводилась 16.03.2017) и №524-0 «О непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности» (последняя отчетность представлялось юридическим лицом 03.04.2017) принял решение № 914 от 26.10.2020 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица и опубликовал сведения в журнале «Вестник государственной регистрации» от 28.10.2020 № 43.Одновременно с решением о предстоящем исключении юридического лица, опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Заявителем 09.11.2020 в соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129 - ФЗ было представлено заявление (возражение) в регистрирующий орган по форме № Р38001, в связи, с чем регистрирующий орган принял решение от 09.11.2020 № 91411 (ГРН 2201500085180) о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Третье оспариваемое исключение в 2022 году.

От Правительства РСО-Алания и Министерства экономического развития РСО-Алания письменные отзывы в суд не поступили.

Представитель Министерства экономического развития РСО-Алания в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований со ссылкой на законность действий налогового органа по исключению из ЕГРЮЛ Фонда. Пояснил, что Фонд был создан Правительством РСО-Алания с целью предоставления поручительств по кредитным договорам, предоставляемым в целях поддержки развития бизнеса.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 5 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Налоговая орган является регистрирующим органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Федеральным законом № 129-ФЗ.

Исключение из ЕГРЮЛ юридического лица как недействующего производится на основании и в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.

Из постановления Правительства Республики Северная Осетия- Алания от 30 января 2009 года № 24 «О некоммерческой организации «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия- Алания» следует, что данный Фонд создан в целях развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечения субъектам малого и среднего предпринимательства доступа к финансовым и материальным ресурсам

Фонд «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия- Алания» зарегистрирован в качестве юридического лица 04.03.2009, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись <***>, основным видом деятельности Фонда является деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению. Учредителем Фонда является Администрация Главы РСО-Алания и Правительство РСО-Алания.

Регистрирующим органом установлены одновременно все условия признания юридического лица Фонда «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия- Алания» ТСН «КЭТ» недействующим, а именно:

- непредставление документов отчетности, сведений о расчетах в течение последних двенадцати месяцев, на дату принятия решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, (справка от 12.01.2012 № 737-С);

- отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам ((справка № 737-О).

На основании указанных справок регистрирующим органом 22.02.2022 принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ № 213.

Решение о предстоящем исключении от 22.02.2022 опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 7 от 24.02.2022.

14.03.2022 в регистрирующий орган поступило возражение по форме № Р38001 в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, т заинтересованного лица ПАО Сбербанк, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи сисключением юридического лица Фонд «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия-Алания» из Единого государственною реестра юридических лиц.

Возражение получено регистрирующим органом 14.03.2022. Регистрирующий орган посчитал поступившее от ПАО Сбербанк возражение не мотивированным, не подтвержденным соответствующими документами, в том числе не представлена копия кредитного договора от 14.04.2011 № 341100025, в связи с чем возражение оставлено налоговым органом без рассмотрения и регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ 24.06.2022 запись ГРН 2221500088973 об исключении недействующего лица из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129-ФЗ.

Не согласившись с действиями регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ Фонда, ПАО Сбербанк обратилось в суд.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из реестра в порядке, предусмотренном данным Законом.

Из положений статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ также следует, что юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, если в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из государственного реестра определен статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.

Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации установлено, что при наличии одновременно всех, указанных в пункте 1 статьи 21.1 указанного закона признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечает в своих решениях (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012, N 143-0-0, от 24.09.2013 N 1346-0, от 26.05.2016 N 1033-О и др.), что правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Данные положения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Пунктом 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ предусмотрена реализация права на направление в регистрирующий орган письменных возражений на государственную регистрацию путем подачи оформленного должным образом заявления по форме № Р38001, утвержденной Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, формы заявления физического лица о недостоверности сведения о нем в ЕГРЮЛ».

Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления таких заявлений решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Как установлено судом, в отношении Фонда «Гарантийный Фонд РСО-Алания» процедура исключения проводилась трижды, в том числе:

Первое исключение: в 2019 году на основании представленных справок от 30.09.2019 № 947-С о непредставлении документов отчетности, сведений о расчетах в течение последних двенадцати месяцев, на дату принятия решения о предстоящем исключении Фонда из ЕГРЮЛ (последняя отчетность представлялось юридическим лицом ()3.04.2017года); отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам (справка № 947-О)(последнее движение по банковскому счету проводилась юридическим лицом 16.03.20Г/7года) регистрирующий орган принял решение № 698 от 14.10.2019 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица и опубликовал сведения соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ в журнале «Вестник государственной регистрации» от 16.10.2019 № 41. Одновременно с решением о предстоящем исключении юридического лица, опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Заявителем 24.10.2019 в соответствии с п.4 ст. 21.1 Федерального закона № 129 - ФЗ было представлено заявление (возражение) в регистрирующий орган по форме № РЗ 8001, в связи чем регистрирующий орган принял решение № 698 1П от 31.10.2019 о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Второе исключение в 2020 году: регистрирующий орган на основании представленных справок от 13.10.2020 № 524-С «Об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов» (последнее движение по банковскому счету проводилась 16.03.2017) и № 524-0 «О непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности» (последняя отчетность представлялось юридическим лицом 03.04.2017) принял решение № 914 от 26.10.2020 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица и опубликовал сведения в журнале «Вестник государственной регистрации» от 28.10.2020 № 43.Одновременно с решением о предстоящем исключении юридического лица, опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Заявителем 09.11.2020 в соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129 - ФЗ было представлено заявление (возражение) в регистрирующий орган по форме № Р38001, в связи, с чем регистрирующий орган принял решение от 09.11.2020 № 91411 (ГРН 2201500085180) о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Третье оспариваемое в рамках настоящего дела исключение в 2022 году.

Судом установлено, что на основании справок - непредставление документов отчетности, сведений о расчетах в течение последних двенадцати месяцев, на дату принятия решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, (справка от 12.01.2012 № 737-С); - отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам ((справка № 737-О) регистрирующим органом 22.02.2022 принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ № 213.

Решение о предстоящем исключении от 22.02.2022 опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 7 от 24.02.2022.

14.03.2022 в регистрирующий орган поступило возражение по форме № Р38001 от заинтересованного лица ПАО Сбербанк, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи сисключением юридического лица Фонд «Гарантийный фон РСО-Алания» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Регистрирующий орган оставил без рассмотрения данные возражения, сославшись на то, что в листе Г представленных возражений ПАО Сбербанк указал о невозможности исключения Фонда, так как Фонд является поручителем по договору № 341100025 от 14.04.2011 и исключение повлечет нарушение прав ПАО Сбербанк.

Изложенное послужило основанием для оставления без рассмотрения возражений ПАО Сбербанк от 14.03.2022 и регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ 24.06.2022 запись ГРН 2221500088973 об исключении недействующего лица из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129-ФЗ.

Между тем судом установлено, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 22 декабря 2015 года по делу № 2-5238/2015 с Фонда в пользу Сбербанка взыскана задолженность по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии № 341100025 от 14.04.2011 в размере 2 458 224 руб. 04 коп., выдан исполнительный лист ФС № 013119673 от 05.04.2016, в отношении Фонда возбуждено исполнительное производство № 13612/19/15006-ИП от 31.07.2019, которое прекращено постановлением от 11.08.2021 в связи с отсутствием у Фонда имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные ПАО Сбербанк требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).

Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.

В постановлении от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой ООО "Отделсервис" Конституционный Суд РФ указал на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются данными действиями, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Закрепленное Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту (статья 46) выступает гарантией реализации всех других 9 конституционных прав и свобод, носит универсальный характер и, в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежит.

Из системного толкования указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 N 305-ЭС20-16189.

Исходя из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П, критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних 12 месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних 12 месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, учитывая, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

Из системного толкования положений статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ и вышеприведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что наличие указанных условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

Для любой некоммерческой организации банковские операции не являются непременным проявлением его уставной деятельности, и потому неосуществление в течение последних двенадцати месяцев операций по одному банковскому счету не может расцениваться в качестве неопровержимого доказательства прекращения его деятельности. Соответственно, и непредставление за это время документов налоговой отчетности хотя и может свидетельствовать о нарушениях закона и служить основанием для привлечения кооператива к налоговой ответственности, но не должно быть признано достаточным для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 23 марта 2021 года N 305-ЭС20-16189) наличие признаков, названных в статье 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", само по себе не может быть безусловным основанием для исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и такое решение может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Эта правовая позиция в целях обеспечения единообразия судебной практики включена в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года (пункт 24).

Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 2), 45 и 55 (часть 3) взаимосвязанные положения пунктов 1 - 4 статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, в том числе в решениях по конкретному делу, - при их применении к признанию гаражного (гаражно-строительного) кооператива фактически недействующим и к его исключению из единого государственного реестра юридических лиц на основании одной лишь констатации таких формальных признаков, как отсутствие операций по банковскому счету и непредставление отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, данные нормы не позволяют учесть специфику этого вида юридического лица. При этом федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, а впредь до вступления в силу указанных изменений судам следует применять вышеуказанные нормы с учетом вышеуказанных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Данные выводы содержатся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2021 N 51-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина В.И. Тринько".

Отметим, что наличие условий для исключения юрлица из ЕГРЮЛ, предусмотренных ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, не является безусловным основанием для его исключения. Такое решение может быть принято, только если хозяйствующий субъект фактически прекратил деятельность. При этом должны учитываться права и интересы кредиторов и иных лиц, которые затрагиваются исключением юрлица из ЕГРЮЛ (п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2021)).

Чтобы исключить из ЕГРЮЛ некоммерческую организацию, недостаточно соблюдения условий, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП. Это связано с тем, что банковские операции не являются непременным проявлением уставной деятельности такой организации, а непредставление ею налоговой отчетности может служить основанием только для налоговой ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2021 N 51-П, п. 1 Обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2021 года по вопросам налогообложения (направлен для использования в работе Письмом ФНС России от 02.03.2022 N БВ-4-7/2500@), Письмо ФНС России от 28.02.2023 N КВ-4-14/2326@).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса).

Следует учитывать, что по смыслу и содержанию норм Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; формальное установление признаков для исключения из реестра юридического лица не должно повлечь прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение от 23.03.2021 N 305-ЭС20-16189) наличие признаков, названных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, само по себе не может быть безусловным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ и такое решение может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Данная правовая позиция в целях обеспечения единообразия судебной практики включена в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021 (пункт 24), на что также обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.12.2021 N 51-П.

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).

Между тем, правовое положение некоммерческих организаций определяется Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).

Согласно статье 2 названного федерального закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (часть 1).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (часть 2).

В силу части 3 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно обращался к вопросам, связанным с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке статьи 21.1 Закона о регистрации юридических лиц, и, в частности, указывал, что правовое регулирование, установленное данной нормой, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в реестре, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота (постановления от 6 декабря 2011 года N 26-П и от 21 мая 2021 года N 20-П; определения от 17 января 2012 года N 143-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1346-О, от 26 мая 2016 года N 1033-О и др.).

При этом в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2021 года N 51-П отмечено, что установленное данной нормой правовое регулирование рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей. В то же время этот признак не имеет такого же главенствующего значения для некоммерческих организаций: они обладают иным правовым статусом и осуществляют приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Кроме того, в постановлении от 2 декабря 2021 года N 51-П Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что некоммерческие корпоративные организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Для любой некоммерческой организации регулярные банковские операции не являются непременным проявлением его уставной деятельности, и потому неосуществление в течение последних двенадцати месяцев операций по одному банковскому счету не может расцениваться в качестве неопровержимого доказательства прекращения его деятельности. Соответственно, и непредставление за это время документов налоговой отчетности хотя и может свидетельствовать о нарушениях закона и служить основанием для привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не должно быть признано достаточным для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

Приведенным выводам, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в указанных выше постановлениях и определениях, корреспондирует правовая позиция, сформулированная Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 24 обзора судебной практики N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, согласно которой наличие предусмотренных статьей 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия налоговым органом решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что на момент принятия регистрирующим органом оспоренного решения у Фонда имелись неисполненные обязательства перед ПАО Сбербанк, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции и выданным на основании данного решения исполнительным листом ФС № 013119673, прекращение правоспособности Фонда «Гарантийный Фонд РСО-Алания» в административном порядке делает невозможным обращение ПАО Сбербанк с требованием об исполнении обязательств обществом.

Таким образом, наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.

При этом из материалов дела не следует, что ПАО Сбербанк на момент исключения Фонда из ЕГРЮЛ утратило интерес к сохранению его правоспособности и совершению действий по защите своих прав.

Прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке при наличии не исполненных должником обязательств нарушает права заявителя, поскольку не позволяет применить в должной мере альтернативные механизмы, помимо взыскания задолженности, удовлетворения требований кредитора.

Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Из приведенных выше положений пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ следует запрет на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления/представления в установленном пунктом 3 данной статьи порядке заявления кредитора. При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 той же статьи до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ и имеющимся в деле доказательствам инспекцией неоднократно принимались решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Фонда: 14.10.2019 № 698, 26.10.2020 № 914 и 22.02.2022 № 213.

ПАО Сбербанк регулярно направлялись возражения на данные решения, на основании которых налоговый орган дважды принимал решения о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Последние возражения на решение от 22.02.2022 № 213 получены инспекцией 14.03.2022 (вх. № 979А).

В рассматриваемом случае на момент принятия оспоренного решения инспекции было достоверно известно о наличии возражений кредитора -Фонда на совершение регистрационных действий, направленных неоднократно и ранее последнего возражения.

Таким образом, ПАО Сбербанк систематически возражал относительно исключения Фонда из ЕГРЮЛ, о чем инспекции было известно на момент принятия оспоренного решения.

Из приведенных выше положений пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ следует запрет на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления/представления в установленном пунктом 3 данной статьи порядке заявления кредитора.

Ссылки налогового органа на то, что ПАО Сбербанк не предпринимал меры по охране своих прав и законных интересов и не возбудил исполнительное производство в отношении Фонда, не подтверждаются материалами дела.

В материалах дела имеется копия постановления УФССП по РСО-Алания от 11.08.2021, из которого следует, что исполнительное производство, возбужденное 31.07.2019 на основании исполнительного листа № ФС № 013119673 от 05.06.2016, окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

При таких обстоятельствах заявление ПАО Сбербанк подлежит удовлетворению.

Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

При подаче настоящего заявления в суд АКБ «БРР» (ОАО) была оплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.

Таким образом, уплаченная обществом при подаче заявления в суд госпошлина в сумме 3000 рублей, как судебные расходы, должна быть взыскана с регистрирующего органа в его пользу.

Понесенные истцом при подаче заявления в суд расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с налогового органа.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования ПАО Сбербанк в лице Северо-Осетинского ГОСБ № 8632, ИНН <***>, ОГРН <***> удовлетворить.

2. Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы России по РСО-Алания от 22.02.2022 № 213 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Фонда «Гарантийный фонд РСО-Алания» ОГРН <***>, ИНН <***>;

3. Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы России по РСО-Алания по внесению 24.06.2022 записи за государственным регистрационным номером 2221500088973 об исключении Фонда «Гарантийный фонд РСО-Алания» ОГРН <***>, ИНН <***> из Единого государстенного реестра юридических лиц;

4. Обязать Управление Федеральной налоговой службы России по РСО-Алания внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения в сведения о Фонде «Гарантийный фонд РСО-Алания» ОГРН <***>, ИНН <***>.

5. Взыскать с Управления ФНС России по РСО-Алания (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ПАО Сбербанк в лице Северо-Осетинского ГОСБ № 8632, ИНН <***>, ОГРН <***> расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд РСО-Алания.

Судья С.Х.Бекоева

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 02 декабря 2021 года N 51-П, федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему Конституцией Российской Федерации полномочий, при определении правового положения юридических лиц, включая гаражные кооперативы, порядка их создания и прекращения, отношений участия в них и управления ими призван обеспечивать участникам этих отношений справедливое, отвечающее разумным ожиданиям граждан, потребностям рынка, социально-экономической ситуации в стране, не ущемляющее свободу экономической деятельности и не подавляющее инициативу соотношение прав и обязанностей, а также предусматривать соразмерные нарушению обязанностей последствия на основе конституционно значимых принципов гражданского законодательства.