ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-60/08 от 07.08.2008 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ

14 августа 2008 года

Дело №А61-60/08-8

Резолютивная часть решения объявлена 7 августа 2008 года

Арбитражный суд в составе:

Судьи Джиоева З.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бесоловой М.Т.

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания

к ОАО «Ариана -С»

третьи лица: Управление Ростехнадзора по РСО-Алания, Росприроднадзор по РСО-Алания, ЗКБВУ по РСО-Алания

о приостановлении деятельности

при участии:

от заявителя– не явился

от ответчика   – Кцоева М.В. по доверенности №02 от 4.02.08г.

от Росприроднадзор  - Габуев А.Ю. по доверенности №112/204 от 11.02.08г.

от ЗКБВУ   – не явился

от Ростехнадзор   - Дзуцев З.Г. по доверенности №112/204 от 11.02.2008г.

установил:

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к ОАО «Ариана-С» о приостановлении деятельности ОАО «Ариана-С» по производству этилового спирта до установления и ввода в эксплуатацию очистных сооружений.

Определениями суда от 20.02.08г. и от 4.03.08г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Управление Ростехнадзора по РСО-Алания, Росприроднадзор по РСО-Алания, ЗКБВУ по РСО-Алания.

Определением арбитражного суда РСО- Алания от 17.04.08г. производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А61-452/08-8 по заявлению Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания к Управлению Ростехнадзора по РСО-Алания с участием третьего лица - Правительство РСО-Алания о признании ненормативного правового акта незаконным. Решением от 7.05.08г. в удовлетворении требований отказано.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на следующее:

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО - Алания является специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти осуществляющим в пределах своей компетенции управление и государственный экологический контроль в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов по объектам хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории РСО-Алания.

25.10.2007 года в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства на вверенном Ответчику предприятии, среди множества других нарушений выявлено отсутствие проекта образования отходов и лимитов на их размещение, за данное экологическое правонарушение общество привлечено к административному штрафу в размере 100 тысяч рублей.

19.11.2007 года должностными лицами Министерства, в соответствии с возложенными на них полномочиями проведена проверка деятельности ОАО «Ариана-С» на предмет её соответствия действующему природоохранному законодательству.

Составлен акт проверки от 19.11.2007 года №904/237, которым зафиксировано отсутствие сооружений по очистке и обезвреживанию сточных вод, а также сброс загрязняющих веществ без очистки со сточными водами, что является нарушением вышеуказанных норм права, даны предписания о прекращении сброса загрязняющих веществ без очистки со сточными водами до 20.11.2007г.

В ходе проверки, специалистами на территории Ответчика, горколлектора и центрального колодца был осуществлен отбор проб, где по некоторым показателям ПДК веществ, превышение идёт в 700 раз.

В отделе государственной экологической экспертизы Министерства информация о положительном заключении государственной экологической экспертизы на очистные сооружения Ответчика отсутствует.

6.12.2007 года Истцом в адрес Ответчика направлено письменное предложение о добровольном приостановлении в срок до 07.12.2007 г. деятельности по производству этилового спирта до установления и ввода в эксплуатацию очистных сооружений, которое Ответчиком проигнорировано.

10.01.2008 года в ходе оперативной проверки ОАО «Ариана-С» проведенной должностными лицами Министерства установлено, что Ответчик производственную деятельность не прекратил, осуществляет сброс загрязненных сточных производственных вод от спиртового производства без очистки.

Кроме того, все пробы в ходе проверки отбирались соответствующими специалистами с соблюдением норм действующего законодательства, в присутствии представителей Ответчика, что и подтверждено в Актах отбора проб соответствующими подписями.

29.12.2007 года прокурором Правобережного района РСО-Алания внесено представление на имя генерального директора ОАО «Ариана-С», за грубое нарушение действующего природоохранного законодательства, вследствие того, что; предприятие осуществляет производство этилового спирта, без установления и ввода в эксплуатацию очистных сооружений.

В соответствии с решением Правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка РСО-Алания от 06.12.2007 года была создана межведомственная группа по проверке соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды на спиртопроизводящих предприятиях республики. В которую кроме Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания, вошли представители Комитета РСО-Алания по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, сотрудники УБЭП МВД по РСО-Алания, УФНС РФ по РСО-Алания, УФСБ РФ по РСО-Алания. В ходе проверки были зафиксированы сбросы ОАО «Ариана-С» загрязненных сточных вод в горколлектор, отобраны пробы сточных вод на территории предприятия. Кроме того установлено, что все представленные заключения экологической экспертизы оформлены на производственную мощность 6000 дал/сутки, фактическая же производительность предприятия 12000 дал/сутки, на предприятии отсутствует оборудование по утилизации отходов спиртового производства. Обществу даны предписания о предоставлении положительного заключения экологической экспертизы на фактическую мощность предприятия, построить очистные сооружения по утилизации отходов спиртового производства и запрет при переходе на другой вид сырья (мелассу) не начинать работу до получения положительного заключения экологической экспертизы, которые по настоящее время не исполняются.

На основании вышеизложенного и в дополнение к исковому заявлению просил признать недействительным утвержденный руководителем Ростехнадзора Перечень объектов негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на территории РСО-Алания от 08.06.2007 года, как противоречащий действующему законодательству РФ.

Представитель ответчика в судебном заседании и в письменном отзыве заявленные требования не признала, пояснила, органом, осуществляющим государственный экологический контроль в отношении ОАО «Ариана-С», является Управление по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РСО-Алания.

ОАО «Ариана-С» имеет проект на очистные сооружения послеспиртовой барды. Заключены договоры на поставку оборудования по полной утилизации послеспиртовой барды с WestfaliaSeparator от 06.03.2006 г. и от 13.07.2007 г.; FrilliImpianti от 10.08.2007 г., оборудование планируется ввести в эксплуатацию до 01.04.2008 года.

ОАО «Ариана-С» 20.07.06г. разработан и утвержден Управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РСО-Алания «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», который действует в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.00г. №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в течение 5 лет.

23.03.06г. разработан и утвержден «Проект нормативов образования предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в канализационный коллектор г. Беслан (ПДС) со сроком действия 5 лет.

Систематический контроль за загрязненностью сточных вод осуществлялся МУПВКХ Правобережного района в соответствии с пунктом 2.1.4 договора на прием сточных вод от 11.01.2007 года.

Согласно инструкции по отбору проб для анализа сточных вод НВН 33-5.3.0-85 Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР отбор проб должен производиться с соблюдением указанных условий, что было проигнорировано специалистами Министерства.

УФНС РФ по РСО-Алания Решением от 04.06.2007 г. приостановило действие лицензии № Б 095267 от 14.06.2006 года на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта. Действие лицензии возобновилось лишь в октябре 2007 года. и не мог иметь место и сброс загрязняющих веществ, предприятие в данный период не действовало.

Кроме того, представитель ответчика пояснила, что в соответствии с абз. 1 ст. 3.12 КоАП РФ предусмотрена мера административной ответственности в качестве приостановления деятельности юридического лица в случае причинения юридическим лицом существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Согласно пунктов 4.1, 4.2, 4.6. «Методических указаний по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических нарушений» должностное лицо выносит Постановление о возмещении вреда, к которому прилагается Акт о размерах причиненных убытков. В соответствии с п.5.1. обозначенных выше методических указаний лишь при неисполнении постановления о возмещении вреда, органы контроля могут предъявить в суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

Представитель Ростехнадзора по РСО-Алания в судебном заседании и в письменном отзыве требования не признал, пояснил, что порядок приостановления деятельности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что явилось основанием для подачи Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания иска в ношении ОАО «Ариана-С» установлен КоАП РФ в соответствии со статьей 8.2 несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сбope, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и употребления или иными опасными веществами влечет административное приостановление деятельности юридического лица на срок до девяноста суток.

Таким образом, не смотря на то, что статьей 80 ФЗ от 10.01.02г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено лишь общее правило приостановления деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды судом или арбитражным судом без установления специального порядка приостановления, статьей 6 указанного закона и статьей 8.2 КоАП РФ такой порядок для органов государственной власти субъектов РФ установлен. Из содержания заявления не усматривается факт составления протокола в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ и передачи его на рассмотрение в суд , таким образом, соблюдения установленного законодательством порядка.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №777 Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания ) уставлен и утвержден перечень объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на территории РСО-Алания.

Указанный перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, прошел процедуру согласования в Правительстве РСО-Алания, подписан 8.06.07г. Председателем Правительства РСО-Алания.

Организации, указанные в данном перечне подлежат исключительно федеральному экологическому контролю в соответствии с действующим природоохранным законодательством РФ, осуществляемому на территории РСО-Алания только Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РСО-Алания.

ОАО «Ариана-С» входит в указанный перечень под номером «756», т.е.поднадзорно в плане экологического контроля Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РСО-Алания, что исключает возможность рдения проверок и составления протоколов об административном нарушении в его ношении Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Представитель Росприроднадзора по РСО-Алания в судебном заседании заявленные требования не поддержал, в письменном отзыве указано, что с заявленным требованиями согласны и полностью поддерживают, однако, просил учесть, что в соответствии с п. 2 (подпункт "д") Постановления Правительства РФ от 22.10.02г. №777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю", а также п. 1 (подпункт "в") приложения 1 к Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предприятия спиртопроизводящей промышленности относятся к объектам федерального государственного контроля (надзора).

При этом, указал, что в соответствии с положением, утвержденным приказом Росприроднадзора от 11.12.2007 г. № 506, Управление Росприроднадзора по РСО - Алания осуществляет контроль (надзор) за использованием, охраной и соответственно сбросами загрязняющих веществ лишь водных объектов, а не в системы городских канализаций. Из чего следует, что контроль (надзор) за деятельностью ОАО «Ариана-С», осуществляющего сбросы отходов послеспиртового производства в канализацию г. Беслан не относится к ведению Управления Росприроднадзора по РСО - Алания.

Представитель Западно-Каспийского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве поддержал заявленные требования, указав на то, что согласно Водного Кодекса №74-ФЗ принятого 3.06.2006г. Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановления Правительства РФ от 29.10.02г. №777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю", функции контроля и надзора, в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляют Управление «Росприроднадзора» по РСО-Алания, Управление «Ростехнадзора» и Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания каждый в рамках своих полномочий.

Дело рассмотрено в порядке п3 ст. 156 АПК РФ в отсутствии представителей заявителя, Западно-Каспийского бассейнового водного управления.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в связи со следующим:

Минприроды РСО-Алания обратилось в суд с заявлением о приостановлении деятельности ОАО «Ариана-С» до введения на предприятии в действие очистных сооружение по переработке послеспиртовой барды.

В обосновании заявленных требований заявитель указал следующее:

Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания 25.10.2007 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на предприятии ОАО «Ариана-С», в ходе проверки специалистами Министерства выявлено отсутствие очистных сооружений по переработке послеспиртовой барды, отсутствие на предприятии проекта образования отходов и лимитов на их размещение, что отражено в акте от 19.11.2007г. №904/237, одновременно вынесено предписание о прекращении сброса загрязняющих веществ без очистки со сточными водами до 20.11.2007г.

В последствии специалистами Миниприроды на территории ОАО «Ариана-С» был осуществлен отбор проб, составлены протоколы количественного химического анализа от 27.11.07г. и от 28.11.07г.

Суд считает, что данные документы не могут служить основанием для приостановления деятельности предприятия в связи со следующим:

В соответствии с ФЗ №301-ФЗ от 01.12.07г. «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» ввод очистных сооружений отсрочен до 01.01.09г.

Следовательно, довод заявителя об обязательности очистных сооружений не обоснован заявителя не обоснован.

В материалах дела имеется договор №84 от 11.01.07г., заключенный между ОАО «Ариана-С» и «МУПВКХ» Правобережного района, согласно, которому «МУПВКУХ» осуществляется систематический контроль за загрязненностью сточных вод в соответствии с пунктом 2.1.4 путем отбора проб.

В компетенции «МУПВКХ» Правобережного района входит, что если предприятие осуществляет сброс загрязненных сточных производственных вод от спиртового производства без очистки в горколлектор и центральный колодец, которые в свою очередь находятся в ведении «МУПВКХ» Правобережного района, в соответствии с условиями вышеуказанного договора, привлекать к ответственности за неисполнение либо нарушение условий договора.

Подобных требований МУПВКХ не выдвигало и не выдвигает.

Довод заявителя о том, что в отделе государственной экологической экспертизы Министерства информация о положительном заключении государственной экологической экспертизы на очистные сооружения ОАО «Ариана-С» отсутствует необоснован.

20.07.06г. разработан и утвержден Управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РСО-Алания «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», который действует в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.00г. №461 «О правилах

разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в течение 5 лет.

Правительством РСО-Алания утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю, данный перечень составлен Управлением Ростехнадзора РСО-Алания и согласован с Правительством РСО-Алания.

Следовательно, организации, указанные в данном перечне подлежат исключительно федеральному экологическому контролю, ОАО «Ариана –С» находится под номером «756».

На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 112, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований отказать.

На решение может быть подана жалоба в арбитражный апелляционный суд.

Судья Джиоев З.П.