ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-983/17 от 29.05.2017 АС Республики Северная Осетия-Алания

  Решения арбитражных судов. Электронное правосудие         // .b-popupDocumentBody{ font-size: 12px; font-family: arial,sans-serif; } .b-popupDocumentBody .text{ color: #383c45; padding: 0 20px 20px 20px; } .b-popupDocumentBody .text h1, .b-popupDocumentBody .text h2, .b-popupDocumentBody .text h3, .b-popupDocumentBody .text h4, .b-popupDocumentBody .text h5, .b-popupDocumentBody .text h6 { margin: 10px 0; text-align: center; background: none; color: #383c45; } .b-popupDocumentBody .text p{ margin: 10px 0; } .b-popupDocumentBody .image{ text-align: center; padding: 20px 20px 0 20px; margin-bottom: 40px; } ////  

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 29.05.2017

Решение в полном объеме изготовлено 05.06.2017

от 05 июня 2017 года по делу № А61-983/2017

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе судьи Родионовой Г.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хохаевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Опытно-Мелиоративная Станция» (ОГРН <***>) к Управлению Федеральной налоговой службы России по РСО-Алания, сельскохозяйственному производственному кооперативу «ТУР» (ОГРН <***>), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требовании относительно предмета спора, Управления Федеральной службы судебных приставов по РСО-Алания о признании решения от 21.03.2017 №20 незаконным,

при участии:

от открытого акционерного общества «Опытно-Мелиоративная Станция» - не явились,

от Управления Федеральной налоговой службы России по РСО-Алания - ФИО1 (доверенность от 22.05.2017 №03-04/05981),

от сельскохозяйственного производственного кооператива «ТУР» - - ФИО2 (председатель, личность установлена), ФИО3 (доверенность от 03.06.2016),

от Управления Федеральной службы судебных приставов по РСО-Алания - не явились,

судебный пристав- исполнитель ФИО4 (удостоверение № ТО 324690),

при объявлении в судебном заседании перерыва с 22.04.2017 до 12 час.00 мин. 29.05.2017,

установил:

Открытое акционерное общество «Опытно-Мелиоративная Станция» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по РСО-Алания (далее – налоговый орган), сельскохозяйственному производственному кооперативу «ТУР» (далее – кооператив, СПК «Тур») о признании решения от 21.03.2017 №20 незаконным. \

УФНС по РСО-Алания представило в суд отзыв, согласно которому на момент исключения из ЕГРЮЛ, кооператив фактически свою деятельность не прекратил, являлся действующим юридическим лицом, что подтверждается наличием спора в арбитражном суде, а также платежным поручением от 22.02.2017 №729. В связи с чем решение управления о восстановлении в базе ЕГРЮЛ сведений о кооперативе как о действующем юридическом лице является законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель налогового органа доводы отзыва поддержала и просила отказать в удовлетворении заявленного требования.

Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 26.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по РСО-Алания.

В судебном заседании судебный пристав – исполнитель решение по делу оставил на усмотрение суда, просил приобщить к материалам дела надлежащим образом заверенные ксерокопии материалов исполнительного производства № 21036/16/15006-ИП.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, налоговым органом в отношении СПК «Тур» 16.09.2016 принято решение №833 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое в соответствии с пунктом 3 статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ (далее – ФЗ №129) опубликовано в журнале Вестник государственной регистрации №37публикация от 21.09.2016.

Поскольку в течение срока, установленного пунктом 4 статьи 21.1 ФЗ №129, кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются решением о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявления не поступили, налоговым органом в соответствии с пунктом 7 статьи 22 ФЗ №129 принято решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 03.04.2017 СПК «Тур» создано 10.11.2010. Налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись от 16.09.2016 №2161513220670 о принятии решения о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 03.07.2016 по делу №А61-1354/2014, вступившим в законную силу 26.10.2016, с ОАО «Опытно-Мелиоративная станция» в пользу СПК «Тур» взыскана денежная сумма в размере 6 876 301 руб., расходы за производство экспертизы в размере 104 249 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 48 000 руб. (всего: 7 028 550 руб.); в доход РФ взыскана государственная пошлина в размере 9 382 руб.

Судебным приставом-исполнителем УФССП по РСО-Алания от 21.11.2016 на основании исполнительного листа от 07.11.2016 по указанному делу, предъявленного взыскателем СПК «Тур», возбуждено исполнительное производство №21036/16/15006-ИП в отношении должника – ОАО «Опытно-Мелиоративная станция»

Согласно выписке из ЕГРЮЛ налоговым органом 11.01.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись №2171513032250 о прекращении деятельности СПК «Тур» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129- ФЗ.

СПК «Тур» обжаловало действия МИ ФНС России по г. Владикавказу в УФНС по РСО-Алания, решением которого от 21.03.2017 №20 запись о прекращении деятельности СПК «Тур» в связи с исключением из ЕГРЮЛ от 11.01.2017 №2171513032250 отменена.

На основании указанного решения в ЕГРЮЛ внесена запись от 27.03.2017 №2171513072905 о признании внесенной в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности СПК «Тур» недействительной.

В связи с внесением записи об исключении взыскателя из ЕГРЮЛ судебным приставом-исполнителем УФССП по РСО-Алания 23.03.2017 вынесено постановление о прекращении исполнительного производства от 21.11.2016 №21036/16/15006-ИП.

Исполнительное производство №21036/16/15006-ИП в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановлением от 27.03.2017 возобновлено. В тот же день на основании постановления судебным приставом –исполнителем наложен арест на имущество должника.

ОАО «Опытно-Мелиоративная станция» (должник) считая, что решением Управления ФНС по РСО-Алания от 21.03.2017 №20 нарушены его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для удовлетворения требования о признании недействительным ненормативного акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

В данном случае основанием, для принятия регистрирующим органом решения о предстоящей ликвидации общества послужили выводы о том, что указанное общество обладает признаками недействующего юридического лица, поскольку не представляло отчетность и не осуществляло в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, операций по банковскому счету общества.

Решение налогового органа о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ было опубликовано в официальном печатном издании - "Вестник государственной регистрации".

Поскольку, в течение установленного трехмесячного срока в адрес инспекции заявлений, предусмотренных пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не поступило, в государственный реестр 11.01.2017 была внесена запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (государственный регистрационный номер записи 2171513032250).

В силу пункта 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Как указано выше, кооператив исключен из ЕГРЮЛ 11.01.2017. Из материалов дела следует, что кооперативу стало известно об исключении общества и ЕГРЮЛ и он обжаловал решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган.

Часть 2 статьи 138 НК РФ применяется при обжаловании актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц применительно к отношениям, связанным со взиманием налогов и регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Спорные правоотношения, возникли в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, в связи с чем, подлежат регулированию положениями Федерального закона N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

В силу пункта 1 статьи 25.2 Федерального закона N 129-ФЗ, решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд (часть 2 указанной статьи).

Процедура, регламентированная положениями статей 21.1, 22 Федерального закона N 129-ФЗ, может быть применена регистрирующим органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности, и не может рассматриваться как санкция за несвоевременное предоставление хозяйствующим субъектом документации налоговой отчетности либо сведений об открытии банковских счетов.

Согласно вышеприведенным положениям Федерального закона N 129-ФЗ принятое регистрирующим органом решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не влечет последующую обязанность налоговой службы вносить в ЕГРЮЛ соответствующую запись об исключении юридического лица, если налоговым органом самостоятельно будет установлено, что такое юридическое лицо фактически продолжает осуществление своей деятельности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, кооператив в период, предшествующий принятию регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕРГЮЛ являлся истцом по судебному делу №А61-1354/2014; стороной (взыскателем) исполнительного производства №21036/16/15006-ИП с общей суммой взыскания - 7 028 550 руб.

Изложенные обстоятельства являются доказательством осуществления реальной хозяйственной деятельности.

Активное участие кооператива в многочисленных судебных процессах в спорный период, в том числе в качестве истца, свидетельствует о том, что кооператив фактически деятельность свою не прекратило, отстаивало свои имущественные и неимущественные интересы в суде, недействующим юридическим лицом не является.

Таким образом, налоговый орган, принимая решение о предстоящем исключении кооператива, не выяснил всех обстоятельств и пришел к неверному выводу о наличии признаков недействующего юридического лица.

При таких обстоятельствах, УФНС по РСО-Алания своим решением от 21.03.2017 №20 правомерно признало незаконными действия МИ ФНС по г. Владикавказу по исключению СПК «Тур» из ЕГРЮЛ и отменила запись о прекращении деятельности СПК «Тур». Судом установлено, что на момент обращения заявителя в суд налоговым органом устранено допущенное нарушение прав кооператива путем исключения из ЕРГЮЛ записи N 2171513032250 от 11.01.2017 об исключении из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что права и интересы ОАО «Опытно-Мелиоративная станция» (должник по исполнительному производств) решением УФНС по РСО-Алания не нарушаются. Заявитель не указал на доказательства, свидетельствующие о несоответствии оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту.

Доводы заявителя, в том числе о том, что оспариваемое решение несет для него дополнительное обременения в виде наложения ареста на имущество должника и его банковские счета, приостановления хозяйственной деятельности были предметом исследования суда и признаны несостоятельными в силу следующего.

Одним из основных конституционных принципов является принцип незыблемости судебного акта, который выражается в том, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами (часть 1 статьи 16 АПК РФ). Обязательная сила имеется также у законных распоряжений, требований, поручений, вызовов и других обращений суда (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

За неисполнение вступившего в законную силу судебного акта законом предусмотрены различные виды ответственности как в пользу государства (исполнительский сбор, судебные штрафы, уголовная ответственность за злостное погашение кредиторской задолженности, если ее взыскание стало предметом судебного акта), так и в пользу взыскателя (особая неустойка за неисполнение судебного акта или компенсация за ожидание исполнения).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

решил:

В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Опытно-Мелиоративная Станция» (ОГРН <***>) о признании решения от 21.03.2017 №20 незаконным отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья Г.С.Родионова