ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-10143/2017 от 06.03.2018 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

23.03.2018                                                                    Дело № А62-10143/2017

Резолютивная часть решения оглашена 06.03.2018

                                                       Полный текст решения изготовлен 23.03.2018

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Бажановой Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Медведевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Западному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании незаконным отказа в форме уведомления об отказе в предоставлении заключения № 1060 от 01.11.2017, обязании устранить допущенные нарушения,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;

от ответчика: ФИО2 – старший государственный инспектор; ФИО3 – заместитель начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора;

У С Т А Н О В И Л:

Общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (далее – заявитель, Общество, ООО "Спецпроект") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее ответчик, Управление Госавтодорнадзора) в выдаче заключения, удостоверяющего выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта, в форме уведомления об отказе в предоставлении заключения № 1340 от 27.11.2017 и о возложении на ответчика обязанности в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу выдать Обществу заключение, удостоверяющее выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта на остановочный пункт, расположенный на автостанции по адресу: <...>.  

Управление Госавтодорнадзора заявленные требования не признало.

Как следует из материалов дела, ООО "Спецпроект" является арендатором двух смежных земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0013004:101 и 67:27:0013004:104, общей площадью 995 кв.м., расположенные по адресу: <...>. Указанные участки используются Обществом для организации и эксплуатации автостанции как конечного и начального остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок.

Приказом Федерального дорожного агентства от 23.12.2016 № 2208 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» автостанции ООО "Спецпроект" присвоена четвертая категория, и она включена в Реестр категорированный объектов транспортной инфраструктуры и транспортный средств (реестровый номер АТА0002132, уведомление от 27.12.2016 – л.д.21).

В целях осуществления деятельности по организации и эксплуатации автостанции как конечного и начального остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок Обществом в январе 2017 года приобретено модульное здание общей площадью 171,96 кв.м., состоящие из 12 блок контейнеров БК-01; согласно техническому паспорту (л.д.82) данное модульное здание предназначено для хозяйственного, бытового, производственного, складского, временного, жилого и другого назначения; в сертификате соответствия рег.№ РОСС RU.АВ51.Н00622 (л.д.83-84) указано, что модульное здание соответствует ГОСТ 22853-86 серийный выпуск, соответствует требованиям СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», степень огнестойкости 1У, класс конструктивной пожарной безопасности С3; согласно пункту 2.3.1 ГОСТ 22853-86 расчетный срок службы мобильных зданий типа «С» - 20 лет.

В апреле 2017 года указанное здание общей площадью 172 кв.м. проектной вместимостью 25 человек, рассчитанное на средний пассажиропоток 250 человек в сутки, было смонтировано (договор подряда № 67/67-749 от 10.04.2017, акт приема-передачи некапитального строения от 18.04.2017 (л.д.85-90)) на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0013004:101, расположенным по адресу: <...>. Данное строение имеет следующую экспликацию помещений: операционный зал (12,8 кв.м.), вестибюль (22.6 кв.м.), дежурное помещение (8,3 кв.м.), зал ожидания (41,5 кв.м.), санузел (3,0 кв.м.), санузел (4,5 кв.м.), санузел (2,2 кв.м.), комната матери и ребенка (7 кв.м.), коридор (14,0 кв.м.), теплогенераторная (1,7 кв.м.), помещение для медосмотра (12,9 кв.м.), бытовое помещение (13,2 кв.м.), административное помещение (12,9 кв.м.) (л.д.90).

10.05.2017 Общество обратилось в Управление Госавтодорнадзора о выдаче заключения, удостоверяющего выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта (далее – заключение о выполнении условий регистрации остановочных пунктов). 12.05.2017 Обществу ответчиком было выдано положительное заключение № 91 от 12.05.2017 о выполнении условий регистрации остановочных пунктов со сроком действия до 30.12.2017 (согласно сроку действия договора аренды земельных участков от 15.01.2017) (л.д.98).     

В соответствии с требованиями части 2 статьи 30 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №220-ФЗ) 26.06.2017 Министерством транспорта Российской Федерации Автостанция ООО "Спецпроект" внесена в единый реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с регистрационным номером 67042, что подтверждается письмом от 04.10.2017 (л.д.22).

В связи с истечением 30.12.2017 срока действия заключение № 91 от 12.05.2017 Общество 31.10.2017 обратилось в Управление Госавтодорнадзора с заявлением (л.д.9-11) о выдаче заключения о выполнении условий регистрации остановочных пунктов, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 31 Закона №220-ФЗ с приложением соответствующего пакета документов, аналогичного ранее представляемому ответчику в целях получения положительного заключения № 91 от 12.05.2017, за исключением договора аренды земельных участков (31.10.2017 ответчику был представлен договор аренды от 27.09.2017 земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0013004:101 и 67:27:0013004:104, общей площадью 995 кв.м., расположенных по адресу: <...>, сроком действия на 10 лет, дата государственной регистрации договора – 11.10.2017 – л.д.24-31).

 Уведомлением от 27.11.2017 (исх.№ 1340) ответчик отказал Обществу в предоставлении заключения по мотивам невыполнения условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона №220-ФЗ (л.д.8).

Полагая, что названный отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в силу положений части 2 статьи 31 Закона №220-ФЗ препятствует в осуществлении предпринимательской деятельности по организации и эксплуатации автостанции как конечного и начального остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

  Оценив в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ все представленные по делу доказательства, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"  регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В силу части 1 статьи 30 Закона № 220-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа) остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций. Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если:

1) в поселении, в границах которого расположен иной остановочный пункт, отсутствуют автовокзал, автостанция;

2) подъезд к автовокзалу, автостанции, находящимся на территории поселения, в границах которого расположен иной остановочный пункт, осуществляется по улицам и (или) автомобильным дорогам, интенсивность движения по которым превышает нормативное значение, либо пропускная способность остановочного пункта, расположенного на территории такого автовокзала или такой автостанции, недостаточна для установления данного маршрута.

Согласно части 2 статьи 30 Закона № 220-ФЗ остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

На основании части 3 статьи 30 Закона № 220-ФЗ посадка и высадка пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в иных местах наряду с остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, запрещаются.

Частью 2 статьи 3 Закона № 220-ФЗ определено, что понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" определено, что остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

Статьей 31 Закона № 220-ФЗ определен порядок регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Часть 1 статьи 31 Закона №220-ФЗ предусматривает, что регистрация остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) наличие обстоятельств, указанных в части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, - в отношении остановочного пункта, расположенного вне территории автовокзала или автостанции;

2) соответствие оборудования автовокзала, автостанции минимальным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в отношении остановочного пункта, расположенного на территории автовокзала или автостанции;

3) наличие документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих право использования объекта недвижимости в качестве автовокзала или автостанции.

Согласно части 2 статьи 31 Закона №220-ФЗ регистрация остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления в письменной форме владельца остановочного пункта.

К заявлению о регистрации, в том числе прилагается действующее заключение органа государственного транспортного контроля, удостоверяющее выполнение условий, предусмотренных пунктами 1, 2 части 1 настоящей статьи, и достоверность сведений, предусмотренных пунктом 4 части 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 31 Закона №220-ФЗ).

Предусмотренное пунктом 1 части 4 настоящей статьи заключение предоставляется органом государственного транспортного контроля на основании заявления владельца остановочного пункта о выдаче данного заключения (часть 4 статьи 31 Закона № 220-ФЗ).

Следовательно, правовые последствия в виде возможности использования Обществом остановочного пункта влечет включение данного пункта в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, который ведет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а такое включение возможно только при наличии действующего заключения Управления Госавтодорнадзора о выполнении условий регистрации остановочных пунктов.

Ответчиком не заявлено претензий к пакету документов Общества, представленному вместе с заявлением на выдачу вышеуказанного заключения.

В основание отказа в предоставлении заключения о выполнении условий регистрации остановочных пунктов ответчик сослался на невыполнения условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона №220-ФЗ.

Согласно отзыву Управления Госавтодорнадзора такое невыполнение условий заключается в следующем: ответчик оценил объект транспортной инфраструктуры заявителя как иной остановочный пункт, а не автостанцию, а следовательно, при наличии в г.Смоленске функционирующего автовокзала ПАО «Смоленскоблпассажиртранс», расположенного по адресу:  <...> (в шаговой доступности от заявленного ООО "Спецпроект" остановочного пункта) отсутствуют условия, предусмотренные  пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона №220-ФЗ, соответственно отсутствуют основания для предоставления положительного заключения.

Суд полагает вышеуказанные основания отказа ошибочными.

Из материалов дела следует, что

- территория автостанции заявителя соответствует минимальным требованиям к оборудованию автостанций, установленных пунктом 3 Приказа Минтранса России от 29.12.2015 № 387 "Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций" (акт приема-передачи от 18.04.2017 -л.д. 90);

- Минтранс России 26.06.2017 (под регистрационным № 67042) включил в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, сформированном согласно положениям Закона №220, остановочный пункт Автостанция "ООО "Спецпроект".

Таким образом, вывод Управления Госавтодорнадзора об отнесении объекта заявителя к иным остановочным пунктам нельзя признать правомерным и обоснованным.

Действующее на дату вынесения оспариваемого отказа законодательство не содержало положений, формально ограничивающих количество автостанций и автовокзалов в одном населенном пункте, тем более в региональном центре.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Суд также отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 № 480-ФЗ (вступил в силу с 29.12.2017) пункты 1, 2 части 1 статьи 30 Закона №220-ФЗ утратили силу, а часть 1 статьи 30 Закона №220-ФЗ действует в следующей редакции "Остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций. Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти остановочные пункты."

Данные о принятии такого нормативного правового акта в Смоленской области в настоящее время отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ в форме уведомления об отказе в предоставлении заключения № 1060 от 01.11.2017 Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>; ИНН <***>).

Обязать Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пятидневный срок с даты вступления в силу решения суда выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (ОГРН <***>; ИНН <***>) заключение, удостоверяющее выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта на остановочный пункт, расположенный на автостанции по адресу: <...>.  

 Взыскать с Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (ОГРН <***>; ИНН <***>) 3000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (ОГРН <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 44 от 29.11.2017.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                           Е.Г. Бажанова