_____________________________________________________________________
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Смоленск Дело № А62-10188/2005
20 октября 2006 г.
резолютивная часть решения оглашена 11.10.2006 года
решение в полном объеме изготовлено 20.10.2006 года
Судья Арбитражного суда Смоленской области Шапошников И.В. при ведении протокола судебного заседания судьей Шапошниковым И.В.
рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении арбитражного суда
г. Смоленск, пр. Гагарина 46
дело по иску ЗАО «Рудняконсервмолоко»
к Департаменту Смоленской области по социальному развитию
о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: не явился, извещен надлежаще.
от ответчика: Демьянов Н.Д. – представитель (доверенность от 22.05.2006).
Суд в соответствии с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие истца, поскольку последний надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.
Сущность спора: Предъявлен иск о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию.
Ответчик представил отзыв на иск, иск не признает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав ответчика, суд
Установил:
Стороны по делу состояли в договорных отношениях на основании заключенного между ними договора № 225 от 21.01.2005 о возмещении расходов по предоставленным льготам.
В соответствии с п.1.1.договора, руководствуясь ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 и Постановлением Правительства РФ от 19.11.2004 № 652 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов ЗАО «Рудняконсервмолоко» обязано ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставить Департаменту Смоленской области по социальному развитию документы, подтверждающие расходы, понесенные в 2005 году ЗАО «Рудняконсервмолоко» в связи с предоставлением ветеранам (далее Получатели), мер социальной поддержки по оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) (далее Услуги).
Как следует из п. 1.4. договора Департамент Смоленской области по социальному развитию обязуется оплатить фактические расходы, понесенные исполнителем в связи с предоставлением мер социальной поддержки по Услугам Получателям, на основании счетов, счетов-фактур, выписанных исполнителем согласно акту сверки, подписанному обеими сторонами и сводному реестру.
Согласно п. 4.2. договора его действие установлено с 01.01.2005 по 31.12.2005.
С января по август 2005 года Департамент Смоленской области по социальному развитию оплачивал расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением коммунальных услуг как самим инвалидам войны и бывшим несовершеннолетним узникам, имеющим группу инвалидности, так и членам их семьи.
В сентябре 2005 года Департамент Смоленской области по социальному развитию уведомил истца, что ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг членам семьи инвалидов войны и бывших несовершеннолетних узников фашизма, имеющих группу инвалидности, возвратил пакет документов на возмещение затрат по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2005 года и попросил произвести перерасчет предоставленной льготы по оплате коммунальных услуг с 01 января семьям инвалидов, участников войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, имеющих группу инвалидности.
Истец считает действия Департамента Смоленской области по социальному развитию, выразившиеся в отказе возместить расходы, понесенные в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг членам семьи инвалидов войны и бывших несовершеннолетних узников фашизма, имеющих группу инвалидности, незаконными.
В обоснование своих требований истец пояснил следующее: в соответствии с пп.9, п. 1, ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. инвалидам войны, а также бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, имеющим группу инвалидности, государством предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленными органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Меры социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, имеющим группу инвалидности, предоставляются в соответствии с п. 8 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, согласно которому, данной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной Войны.
Постановлением Совета Министров СССР № 209 от 23.02.1981 «Об утверждении положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной Войны и семей погибших военнослужащих» установлено предоставление льгот членам семьи инвалидов Великой Отечественной Войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, имеющим группу инвалидности.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. законодательство РФ о ветеранах состоит из самого федерального закона, а также других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Таким образом, в самом законе определено, что иные нормативно-правовые акты, к которым относится и вышеуказанное Постановление Совета Министров СССР № 209 от 23.02.1981 «Об утверждении положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной Войны и семей погибших военнослужащих», входит в состав законодательства о ветеранах.
Статья 8 ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в том числе и реализацию мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами также и в отношении членов их семей.
Также истец ссылается на Определение Конституционного суда № 423-О от 04.12.2003, указывающее, что положение пп.9 п. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» во взаимосвязи с положениями ст. 11 того же Федерального Закона, п. 1 Указа Президента РФ от 15.10.1992 № 1235 и п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей, погибших военнослужащих, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.0981 года № 209 не может рассматриваться, как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны или с бывшими несовершеннолетними узниками фашизма членов их семей.
Ответчик исковые требования не признает.
Пояснил, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 инвалидам войны предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Статья 14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. устанавливает, что указанная мера социальной поддержки предоставляется только самому инвалиду войны. Предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг членам семьи инвалида войны данной статьей не предусмотрено.
Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 3 статьи 11 ранее действующей редакции ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. утратил силу.
Указанным пунктом было определено, что льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Выводы Конституционного суда РФ, изложенные в Определении от 04.12.2003г. № 423-О «По запросу Конституционного суда республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» в части того, что положение подпункта 9 пункта 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении, как следует из содержания данного Определения, также основаны на применении положения, установленного пунктом 3 статьи 11 ранее действовавшей редакции ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с изложенным, до 01 января 2005 года применялось Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209, которое предусматривало для проживающих совместно с инвалидом Отечественной войны членов его семьи льготу в виде предоставления скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Однако, учитывая то, что в связи с изменениями, внесенными законом № 122-ФЗ пункт 3 статьи 11 ФЗ «О ветеранах» с 01.01.2005 года утратил силу, названное Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209, не может применяться, так как противоречит нормам названного Федерального закона.
Согласно ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Статья 76 Конституции РФ устанавливает, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Ответчик признает свои обязательства по договору № 225 от 01.01.2005 в отношении предоставления мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг только самим инвалидам войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, имеющим группу инвалидности, но не членам их семей.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд исходит из следующего.
Изложенная выше статья 14 Федерального закона «О ветеранах» устанавливает, что мера социальной поддержки в виде 50% оплаты коммунальных услуг предоставляется только самому инвалиду войны. Предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 % коммунальных услуг членам семьи инвалида войны данной статьей не предусмотрено.
Порядок предоставления данной льготы указанным категориям граждан, предусмотрен Приказом Министра здравоохранения и социального развития от 28.03.2005г. № 243, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 19.11.2004г. № 652, в приложении № 5 которого изложен перечень категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, определенный законодательством РФ. Члены семьи инвалида в данный перечень не включены.
Положение статьи 14 ФЗ «О ветеранах» установлено и применяется в редакции ФЗ № 122 от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесшего в ФЗ «О ветеранах» изменения, которые вступили в силу с 01.01.2005г.
В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 122-ФЗ, пункт 3 статьи 11 ранее действующей редакции ФЗ «О ветеранах» утратил силу.
Указанным пунктом было определено, что льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Выводы Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в Определении от 04.12.2003 № 423-О «По запросу Конституционного суда республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» в части того, что положение п.п. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении, также основаны на применении положения, установленного п. 3 ст. 11 ранее действовавшей редакции ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, до 01.01.2005г. применялось Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209, которое предусматривало для проживающих совместно с инвалидом Отечественной войны членов его семьи льготу в виде предоставления скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Учитывая, что в связи с изменениями, внесенными ФЗ № 122-ФЗ, п. 3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах» с 01.01.2005г. утратил силу, то названное Положение № 209 не может применяться, так как противоречит нормам указанного федерального закона.
Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования ЗАО «Рудняконсервмолоко» о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию удовлетворению не подлежат.
Нормами ст., ст. 65-66 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Истец, с учетом вышеуказанных требований АПК РФ, не представил суду доказательства в обоснование своих исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, Арбитражного процессуального Кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать полностью.Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.
Судья И.В. Шапошников.