ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-10516/19 от 02.12.2019 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001 

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru 

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск  05.12.2019 Дело № А62-10516/2019 

 Резолютивная часть решения оглашена 02.12.2019
 Мотивированный текст решения изготовлен 05.12.2019

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи  Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Ковалевой В.А., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека по Смоленской области (ОГРН  <***>; ИНН <***>) 

к обществу с ограниченной ответственностью "Аквавита" (ОГРН  <***>; ИНН <***>) 

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП  РФ 

при участии:
от заявителя ФИО1 – представитель по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;

У С Т А Н О В И Л:

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее -  Управление) в отношении муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения Катынской средней школы Смоленского  района Смоленской области (далее - МБОУ Катынская средняя школа) на  основании распоряжения руководителя Управления № 04-1395 от 01.08.2019  была проведена внеплановая выездная проверка летнего оздоровительного  учреждения с дневным пребыванием детей с 06.08.2019 по 22.08.2019. 

Проверка проведена в целях исполнения Приказа Роспотребнадзора от  24.07.2019 № 596 «О проведении внеплановых выездных проверок  организаций отдыха детей и их оздоровления», изданного в соответствии с  поручением Правительства Российской Федерации от 24.07.2019 № ТГ-П12- 6276. 


В ходе проверки установлено, что в указанное образовательное  учреждение для организации питьевого режима детей принята вода питьевая  артезианская негазированная высшей категории «Акваспа», изготовленная  23.07.2019 по ТУ 0131-005-47651727-2006 ООО «Аквавита» (Россия, 216014,  Смоленская область, Смоленский район, д. Русилово), расфасованная в  бутыли вместимостью 19 л. 

По результатам лабораторного исследования данной питьевой воды,  отобранной в рамках проверки летнего оздоровительного учреждения,  установлено, что ее качество по исследованным микробиологическим  показателям не соответствует государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам: «Единых санитарно-  эпидемиологических и гигиенических требований и гигиенических  требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому  надзору (контролю), утв. Решением Комиссии Таможенного союза № 299 от  28.05.2010. 

Изготовителем указанной воды является ООО «Аквавита» (далее -  Общество), поставщиком в МБОУ «Катынская средняя школа Смоленского  района Смоленской области является ИП ФИО2 согласно договору на  поставку (летнее оздоровление) от 01.08.2019, заключенного на основании  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд». 

В связи с выявленными нарушениями, Обществу было направлено  уведомление от 22.08.2019, которым Общество было приглашено на  10.10.2019 к 10 час. 30 мин. для составления протокола об административном  правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи  14.43 КоАП РФ. Уведомление направлено в адрес юридического лица  заказным письмом с уведомлением (исх. № 04-9163 от 23.08.2019), получено  Обществом 30.08.2019, о чем свидетельствует почтовое уведомление. 

Протокол об административном правонарушении № 04-1987 от  10.10.2019 направлен в адрес Общества заказным письмом с уведомлением  (исх. № 04-10853 от 10.10.2019). 

Согласно пункту 3 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) материалы по  факту административного правонарушения направлены в арбитражный суд  для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной  ответственности. 

Представитель Общества в суд не явился, отзыв не представлен. 

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к 


административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и  имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен  протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для  составления протокола об административном правонарушении и полномочия  административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли  законом административная ответственность за совершение данного  правонарушения и имеются ли основания для привлечения к  административной ответственности лица, в отношении которого составлен  протокол, а также определяет меры административной ответственности. 

Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем,  исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя),  продавцом требований технических регламентов или подлежащих  применению до дня вступления в силу соответствующих технических  регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и  связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая  изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,  хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение  продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением  случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи  11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса,  - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от  одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч  до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до  тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч  рублей. 

Примечанием к указанной норме установлено, что под подлежащими  применению до дня вступления в силу соответствующих технических  регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях  14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к  продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции  процессам проектирования (включая изыскания), производства,  строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,  реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами,  действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом  союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования  нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих  обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46  Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом  регулировании". 

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель,  исполнитель, продавец; объективная сторона вменяемого правонарушения 


заключается в нарушении обязательных требований к продукции и  процессам ее реализации. 

Объектом административного правонарушения, предусмотренного  данной статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие  проведение государственного контроля за осуществлением  предпринимательской деятельности. 

Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О  санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что  граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица,  осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку,  реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного  сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны  выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их  качества. 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве  и безопасности пищевых продуктов" пищевые продукты - продукты в  натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в  том числе продукты детского питания, продукты диетического питания),  бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво),  безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное  сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184- ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ,  который принят международным договором Российской Федерации,  подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, или в соответствии с международным договором  Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или  указом Президента Российской Федерации, или постановлением  Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом  федерального органа исполнительной власти по техническому  регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения  требования к объектам технического регулирования (продукции или к  продукции и связанным с требованиями к продукции процессам  проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,  наладки, эксплуатации, хранения, перевозки. реализации и утилизации). 

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184- ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических  регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее  функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 "О  применении санитарных мер в таможенном союзе" утверждены Единые  санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, 


подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (Далее - Единые санитарные требования № 299), которые устанавливают  гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольной  продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции (товаров),  подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору  (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского  экономического союза (Питьевая вода, расфасованная в емкости код ТН ВЭД  ЕАЭС: 2201 10.). 

Согласно п. 1.3 Единых санитарных требований № 299 указанные  требования обязательны для соблюдения юридическими лицами любой  организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями,  физическими лицами. 

В соответствии с п. 3.1. Единых санитарных требований № 299  подконтрольные товары не должны оказывать вредного влияния на здоровье  настоящего и будущего поколений, имущество граждан, среду обитания  человека и окружающую среду. 

Под пищевыми продуктами в Единых санитарных требованиях № 299  понимаются продукты в натуральном или переработанном виде,  употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания,  продукты диетического питания и другие специализированные продукты),  питьевая вода, расфасованная в емкости (бутилированная питьевая вода),  алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки,  жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и  биологически активные добавки к пище. Требования к питьевой воде,  расфасованной в емкости (бутилированная питьевая вода) определяются  другими разделами единых санитарных требований. 

В силу п. 5 раздела 1.3 Единых санитарных требований № 299 пищевые  продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в  необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к  пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико- химических показателей и соответствовать установленным нормативными  документами требованиям к допустимому содержанию химических,  биологически активных веществ и их соединений, микроорганизмов и других  организмов, представляющих опасность для здоровья нынешних и будущих  поколений. 

Согласно п.п. 21, 51, 52 раздела 1.5. Единые санитарные требования  определяют гигиенические требования безопасности пищевых продуктов и  их способности удовлетворять физиологические потребности человека в  основных пищевых веществах и энергии. 

Гигиенические нормативы по микробиологическим показателям  безопасности пищевых продуктов включают следующие группы  микроорганизмов: 

- санитарно-показательные, к которым относятся: количество  мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов 


(КМАФАнМ), бактерии группы кишечных палочек -БГКП (колиформы),  бактерии семейства Enterobacteriaceae, энтерококки; 

- условно-патогенные микроорганизмы, к которым относятся: Е. coli,  S. aureus, бактерии рода Proteus, В. cereus и сульфитредуцирующие  клостридии, Vibrio parahaemolyticus; 

- патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы и Listeria  monocytogenes; 

- бактерии рода Yersinia и другие патогенные микроорганизмы в  соответствии с эпидситуацией в регионе производства; 

- микроорганизмы порчи - дрожжи и плесневые грибы, молочнокислые  микроорганизмы; 

- микроорганизмы заквасочной микрофлоры и пробиотические  микроорганизмы (молочнокислые микроорганизмы, пропионовокислые  микроорганизмы, дрожжи. бифидобактерии, лактобациллы и др.) в продуктах  с нормируемым уровнем технологической микрофлоры и в пробиотических  продуктах. 

Раздел 9 Единых санитарных требований № 299 устанавливает  гигиенические требования безопасности для человека питьевой воды,  расфасованной в бутыли, бутылки, контейнеры, пакеты (далее -  расфасованная вода), предназначенной для реализации потребителю. 

В соответствии с таблицей 4 Приложения 9.1 к разделу 9 главы 2  Единых санитарных требований № 299 «Критерии качества и безопасности  воды, расфасованной в емкости» безопасность расфасованной воды в  эпидемическом отношении определяется по микробиологическим и  паразитологическим показателям. 

Так, в соответствии с вышеуказанной нормой в питьевой воде высшей  категории, расфасованной в бутыли должно отсутствовать содержание  общих колиформных бактерий в 300мл., содержание ОМЧ при температуре  22°С в расфасованной воде высшей категории качества должно составлять не  более 100 КОЕ в 1 мл, содержание ОМЧ при температуре 37°С в  расфасованной воде высшей категории качества должно составлять не более  20 КОЕ в 1 мл. 

Согласно предоставленным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в  Смоленской области» экспертному заключению № 3778 от 12.08.2019,  протоколу лабораторных испытаний № 10169 от 12 августа 2019 качество  воды питьевой негазированной «Акваспа» высшей категории расфасованной  в емкость 19,0 л, дата изготовления 23.07.2019, изготовитель ООО  «Аквавита», отобранной 06.08.2019 в летнем оздоровительном учреждении с  дневным пребыванием детей в период каникул на базе МБОУ Катынской  средней школы Смоленского района Смоленской области, по исследованным  микробиологическим показателям не соответствует государственным  санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: «Единых  санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам,  подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», утв. 


Решением Комиссии Таможенного союза № 299 от 28.05.2010г. Обнаружены  общие колиформные бактерии (ОКБ) 10 КОЕ/100 мл (величина допустимого  уровня - отсутствие в 300 мл), ОМЧ при температуре 22°С 125 КОЕ/мл  (величина допустимого уровня - не более 100), ОМЧ при температуре 37°С  32 КОЕ/мл (величина допустимого уровня - не более 20). 

Общество данный факт не оспорило, каких-либо возражений в  протоколе не указало, в суд не представило. 

С учетом изложенного Управление пришло к обоснованному выводу о  том, что Обществом выпускалась продукция, не соответствующая Единым  санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам,  подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю),  утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза № 299 от  28.05.2010, что образует в данном случае объективную сторону  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ

Факты совершения Обществом инкриминируемого ему  правонарушения подтверждены материалами дела, Обществом не  опровергнуты. 

Доказательств объективной невозможности принятия мер,  направленных на недопущение совершения административного  правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ материалы дела  не содержат. 

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в  действиях Общества состава вменяемого ему административного  правонарушения. 

Обстоятельств, исключающих вину Общества, судом не установлено. 

Порядок привлечения к административной ответственности не  нарушен. 

Учитывая характер общественных отношений, на которые посягает  совершенное обществом правонарушение (жизнь и здоровье граждан), а  также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств  совершения правонарушения, суд не находит правовых и фактических  оснований для признания совершенного Обществом правонарушения  малозначительным. 

При назначении Обществу административного наказания с учетом  требования статей 4.1, 4.4 КоАП РФ, суд полагает, что подлежит назначению  административный штраф в минимальном размере, предусмотренном  санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ – 100 000 руб. 

Оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела суд не  усматривает, также как оснований для замены штрафа на предупреждение. 

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель: УФК по Смоленской  области (Управление Роспотребнадзора по Смоленской области л/с  <***>), ИНН/КПП <***>/673101001, Банк получателя:  Отделение Смоленск г. Смоленск на р/с № <***>, БИК 


046614001 КБК 141116 01000 01 6000 140 ОКТМО 66701000, УИН 141 046 7  000 13 000 23 29 1. 

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л :

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Аквавита"  (ОГРН <***>; ИНН <***>, Смоленская область, г.Смоленск,  <...>) к административной ответственности,  предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 руб. 

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10  дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. 

Предложить Обществу с ограниченной ответственностью "Аквавита"  (ОГРН <***>; ИНН <***>) уплатить взыскиваемый штраф в  добровольном порядке в шестидесятидневный срок с момента вступления  решения суда в законную силу и представить суду документ,  свидетельствующий об уплате административного штрафа. 

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда  в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в  Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула) и в кассационном  порядке в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную  силу в Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что  решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда  апелляционной инстанции и имеются основания, предусмотренные частью 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд  Смоленской области. 

Судья В.В. Красильникова