ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-1079/17 от 11.05.2017 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

12.05.2017 Дело № А62-1079/2017

Резолютивная часть решения оглашена 11.05.2017

Полный текст решения изготовлен 12.05.2017

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

  Товарищества собственников жилья "МУРМАНСК" (ОГРН 1026700885804; ИНН 6723003910)

к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353; ИНН 6730067200)

третье лицо: Администрация муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области; Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" (ОГРН 1026700889632; ИНН 6723003974)

о признании незаконным предписания № 0837/8/2016 от 17.11.2016,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Лысодед В.П. – председатель ТСЖ; Иволгин В.А. - представитель по доверенности;

от ответчика: Клищенко В.П., Соколова М.И. – представители по доверенности;

от Фонда: Строева О.А., Никонова Н.А. – представители по доверенности;

от Администрации: не явился, извещен надлежащим образом;

У С Т А Н О В И Л:

Товарищество собственников жилья "МУРМАНСК" (далее – ТСЖ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее по тексту – Управление, ответчик) о признании недействительным предписания от 17.11.2016 № 0837/8/2016.

Определением Арбитражного суда Смоленской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области и Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области".

Управлением представлен отзыв на заявление, в котором предъявленные требования не признаны. В обоснование доводов Управление указало на то, что ТСЖ не реализовало в установленные сроки и надлежащим образом принятое решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете дома, что привело к последствиям, предусмотренным частью 7 статьи 170 ЖК РФ в виде принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома на счете регионального оператора и включения спорного дома в утвержденный перечень домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального строительства на счете регионального оператора. В этой связи, по мнению инспекции, выданное административным органом предписание является законным и обоснованным.

Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" в отзыве поддержало позицию ответчика.

Администрация муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области отзыв на заявление не представила, участие представителя в судебном заседании не обеспечила.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В силу части 4 данной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны были быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;

3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 172 ЖК РФ).

Вместе с этим согласно части 6 данной статьи не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

Частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Статьей 7 Закона Смоленской области от 31.10.2013 № 114-з "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" определено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта) должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после дня официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном настоящим законом порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Во исполнение вышеприведенных положений Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом №11 по ул. Солнцева в г. Гагарин Смоленской области включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 27.12.2013 № 1145 в редакции от 18.08.2015 (постановление Администрации Смоленской области от 18.02.2015 №520 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.08.2015, в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", 31.08.2015, № 7 (часть I), с. 6).

Как следует из материалов дела, 31.10.2016 в адрес регионального оператора поступило уведомление председателя ТСЖ «Мурманск» с просьбой не присылать квитанции на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений дома №11 по ул. Солнцева в г. Гагарин, так как дом исключен из перечня домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, поскольку такой фонд формируется на специальном счете.

В связи с поступившим обращением в ноябре 2016 года Региональным оператором был сделан запрос в ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», в Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области о причинах исключения дома №11 по ул. Солнцева в г. Гагарине Смоленской области из перечня домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, учитывая, что в установленный 6-месячный срок собственники помещения в этом доме не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта (Региональному оператору соответствующий протокол не представлялся).

В рамках рассмотрения обращения Фонда, на основании приказа от 08.11.2016 № 2661/ИП Главным управлением была проведена внеплановая документарная проверка деятельности ТСЖ «Мурманск» по соблюдению требований к формированию фонда капитального ремонта по указанному адресу.

В ходе анализа имеющихся в распоряжении Главного управления, а также результатов проведенной ранее внеплановой документарной проверки (Акт проверки от 26.07.2016) было установлено следующее.

Постановлением Администрации Смоленской области от 27.12.2013 № 1145 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы.

Согласно Постановлению Администрации Смоленской области от 18.08.2015 № 520 «О внесении изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043» дом №11 по ул. Солнцева в г. Гагарин был включен в региональную программу, которая официально была опубликована 31.08.2015 в «Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», 31.08.2015 №7 (часть 1).

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ). Иной срок на территории Смоленской области не установлен.

Соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственников помещений указанного многоквартирного дома возникла с 01.05.2016.

В рамках ранее проведенной внеплановой документарной проверки от 26.07.2016 (Приказ № 1302/ИП от 11.07.2016) была предоставлена копия протокола № 24 общего собрания собственников жилья «Мурманск», расположенного по адресу: г. Гагарин, ул. Солнцева, д.11, проведенного 15.07.2014 в форме очного голосования, согласно которому был определен способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого выбрано ТСЖ «Мурманск».

В рамках проводимой ранее внеплановой проверки по запросу Главного управления ТСЖ «Мурманск» предоставило копию Договора № 1673 от 22.10.2014 специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта, заключенного ТСЖ «Мурманск» с ОАО «Россельхозбанк», который подтверждает наличие специального банковского счета, открытого на имя ТСЖ «Мурманск» для формирования фонда капитального ремонта № 40705810843050000001.

Поскольку ТСЖ надлежащим образом в установленный срок не уведомило Жилинспекцию о принятом решении о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, Управление пришло к выводу о том, что выбранный собственниками способ формирования фонда капитального ремонта не был реализован.

По итогам проведенной проверки ТСЖ «Мурманск» было выдано предписание от 17.11.2016 № 0837/8/2016.

В указанном предписании ТСЖ в срок до 21.12.2016 надлежит обеспечить формирование фонда капитального ремонта в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства; прекратить начисление взносов на капитальный ремонт собственникам дома № 11 по ул.Солнцева в г.Гагарин; предоставить в адрес Госжилинспекции копию выписки со специального счета, владельцем которого выбрано ТСЖ «Мурманск».

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете принято общим собранием собственников помещений спорного МКД, владельцем счета определено ТСЖ "Мурманск", что нашло отражение в протоколе общего собрания собственников от 15.07.2014 № 24. Данный протокол не признан недействительным, а собрание - неправомочным.

22.10.2014 ТСЖ в ОАО "Россельхозбанк" открыт специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта.

24.10.2014 ТСЖ направило в адрес инспекции протокол общего собрания собственников помещений спорного МКД, на котором указало, что принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД, и справку банка об открытии специального счета, о чем представлено соответствующее уведомление от 24.10.2014.

Жилинспекция отрицала факт получения данного уведомления, при этом заявителем не представлено доказательств факта направления (почтовая квитанция и т.п.), а ответчиком не представлено доказательств неполучения данного документа (журнал входящей корреспонденции и т.п.).

При этом заявителем было представлено письмо главы МО город Гагарин Смоленской области от 19.04.2017 № 87 о том, что ТСЖ «Мурманск» своевременно уведомило администрацию о выбранном и реализованном способе формирования фонда капитального ремонта.

С учетом изложенного, принимая во внимание содержание положений статей 170, 176 и 177 ЖК РФ в совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку осуществление любых действий и решение вопросов относительно специального счета возможно только уполномоченным лицом при предъявлении им оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами, требования инспекции, содержащиеся в предписании и адресованные ТСЖ о совершении юридически значимых действий в отношении специального счета без учета указанных условий, являются неисполнимыми и незаконными.

Вместе с этим из представленной в материалы дела справки ОАО «Россельхозбанк» по лицевому счету ТСЖ судом установлено, что собственники помещений МКД осуществляют уплату взносов на специальный счет с ноября 2014 года в целях проведения в будущем капитального ремонта своего дома за счет собранных денежных средств.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 12.04.2016 N 10-П "О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" (далее - Постановление КС РФ N 10-П) указал, что предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).

Собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски (абзац 1 пункта 7.1 Постановления КС РФ N 10-П).

Проверяя конституционность положений частей 6 и 7 статьи 170 ЖК РФ Конституционный Суд РФ отметил, что соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.

Таким образом, положение части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации (абзацы 6 и 7 пункта 7.4. Постановления КС РФ N 10-П).

При сложившихся обстоятельствах, учитывая принятие собственниками помещений в МКД соответствующего решения и совершение реальных действий для его своевременного исполнения задолго до установленного срока (до 01.05.2016) (включая обращение в банк с заявлением об открытии специального счета и дальнейшую оплату взносов на специальный счет в банке), и отсутствие доказательств принятия органом местного самоуправления и инспекцией со своей стороны всех необходимых мер для выяснения вопроса о наличии/отсутствии оформленного и реализованного собственниками решения, суд приходит к выводу, что оснований для выводов о ненадлежащей реализации собственниками помещений в МКД своего права по определению способа формирования фонда капитального ремонта у инспекции не имелось.

Факт несвоевременного направления/ненаправления ТСЖ в инспекцию извещения о выборе собственниками помещений в спорном МКД способа формирования капитального ремонта на специальном счете, не свидетельствует о несоблюдении собственниками помещений установленной законом обязанности по определению способа формирования фонда капитального ремонта (аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.03.2017 по делу №А04-8199/2016).

С учетом изложенного, предписание инспекции от 17.11.2016 № 0837/8/2016 является незаконным как не соответствующее положениям ЖК РФ и нарушающее права и законные интересы ТСЖ при осуществлении экономической деятельности.

С учетом изложенного заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным предписание от 17.11.2016 № 0837/8/2016 Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353; ИНН 6730067200), вынесенное в отношении Товарищества собственников жилья "МУРМАНСК" (ОГРН 1026700885804; ИНН 6723003910).

Обязать Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353; ИНН 6730067200) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "МУРМАНСК" (ОГРН 1026700885804; ИНН 6723003910).

Взыскать с Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353; ИНН 6730067200) в пользу Товарищества собственников жилья "МУРМАНСК" (ОГРН 1026700885804; ИНН 6723003910) 3000 руб. судебных расходов.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В.В.Красильникова