ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-1085/2012 от 26.04.2012 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

проспект Гагарина, д. 46, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

04.05.2012 Дело № А62-1085/2012

Резолютивная часть решения оглашена 26.04.2012

Полный текст решения изготовлен 04.05.2012

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Лукашенковой Т. В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ватагиной Т.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

  индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)

третьи лица:

Администрация города Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>),

индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)

о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения

при участии:

от заявителя: ФИО1 – предприниматель (паспорт), ФИО3 – представитель (доверенность постоянная от 26.01.2012 № 67 АА 0285150, паспорт);

от ответчика: ФИО4 – главный специалист отдела обеспечения судебной деятельности (доверенность постоянная от 27.12.2011 № 48, удостоверение);

от третьих лиц:

от Администрации города Смоленска: не явился, извещен надлежаще;

от ИП ФИО2: не явился, извещен надлежаще, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд, просила признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) от 30.01.2012 № 1043/08 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013315:40 площадью 91 кв.м, расположенного по адресу: <...> за домом № 54в, для размещения торгового павильона и благоустройства территории и обязать Департамент устранить нарушение прав и законных интересов ИП ФИО1, а также отнести на Департамент расходы по оплате госпошлины.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Смоленска и индивидуальный предприниматель ФИО2.

Ввиду неявки в заседание арбитражного суда представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, 28.04.2011 ИП ФИО1 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 50 кв.м по адресу: <...> за домом 54в, под установку торгового павильона.

Заявителем также представлено письмо Администрации Заднепровского района города Смоленска от 21.04.2011 № 634 (т. 1, л.д. 20), содержащее ходатайство о выделении ИП ФИО1 земельного участка под установку торгового павильона площадью 50 кв.м по адресу: ул. Лавочкина, за домом № 54в, поскольку в связи с проведением реконструкции улицы Витебское шоссе (заездной карман) под демонтаж попадает ранее установленный киоск в составе остановочного комплекса ИП ФИО1 площадью 7,9 кв.м по адресу: ул. Витебское шоссе, у дома № 22.

Письмом от 24.05.2011 № 9154 (т. 1, л.д. 22) Департамент сообщил, что для принятия решения по существу заявления Департаментом направлен запрос в управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска с просьбой дать заключение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для размещения торгового павильона и благоустройства территории.

30.05.2011 управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска сообщило: принимая во внимание согласование Администрации Заднепровского района, считаем возможным использование испрашиваемого земельного участка для размещения торгового павильона и благоустройства территории при условии соблюдения градостроительных, санитарных, противопожарных и иных требований. Разработанное проектное предложение по решению фасадов торгового павильона с необходимым благоустройством представить на согласование в управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (т. 1, л.д. 23).

Письмом от 14.06.2011 № 10199/08 (т. 1, л.д. 24) Департамент уведомил заявителя о том, что им подготовлено информационное сообщение о возможном (предстоящем) предоставлении в аренду земельного участка площадью 50 кв.м, расположенного в <...> за домом № 54в, для целей, не связанных со строительством, – размещения торгового павильона и благоустройства территории, которое будет размещено в средствах массовой информации (региональная общественно-политическая газета «Смоленская газета»). Департамент также указал, что при поступлении на данный земельный участок более одной заявки земельный участок будет предоставлен в аренду на торгах в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

18.06.2011 в газете «Смоленская газета» № 64 (792) опубликовано объявление о возможном (предстоящем) предоставлении в аренду земельного участка площадью 50 кв.м, расположенного в <...> за домом № 54в, для целей, не связанных со строительством, – размещения торгового павильона и благоустройства территории (т. 1, л.д. 35-36).

20.07.2011 Департамент проинформировал ИП ФИО1 о том, что для дальнейшего решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка заявителю необходимо представить в адрес Департамента кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка с приложением утвержденной в установленном порядке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в срок до 22.09.2011. (т. 1, л.д. 25).

14.10.2011 по заявлению ИП ФИО1 Департаментом продлен срок предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка с приложением утвержденной в установленном порядке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории до 12.12.2011 (т. 1, л.д. 26).

Письмом от 16.12.2011 № 19735/08 (т. 1, л.д. 27) Департамент сообщил, что в представленном заявителем кадастровом паспорте имеется разночтение в части площади испрашиваемого земельного участка, а также уведомил заявителя о том, что им подготовлено информационное сообщение о возможном (предстоящем) предоставлении в аренду земельного участка площадью 91 кв.м, расположенного в <...> за домом № 54в, для целей, не связанных со строительством, – размещения торгового павильона и благоустройства территории, которое будет размещено в средствах массовой информации (региональная общественно-политическая газета «Смоленская газета»).

20.12.2011 в газете «Смоленская газета» № 145 (873) опубликовано объявление о возможном (предстоящем) предоставлении в аренду земельного участка площадью 91 кв.м, расположенного в <...> за домом № 54в, для целей, не связанных со строительством, – размещения торгового павильона и благоустройства территории (т. 1, л.д. 37-38).

Письмом Департамента от 30.01.2012 № 1043/08 в удовлетворении заявления ИП ФИО1 от 28.04.2011 о предоставлении в аренду земельного участка отказано в связи с тем, что предоставление земельного участка, прилегающего к многоквартирным жилым домам, для размещения торгового павильона, нарушит права собственников помещений в многоквартирных домах, использующих данный земельный участок, с учетом коллективного обращения граждан, проживающих в жилых домах №№ 54, 54а, 54б, 54в, 54е по улице Лавочкина, возражающих против размещения на данном земельном участке торгового павильона с благоустройством. Департамент также указал, что решение вопроса по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска будет осуществляться после утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов и в соответствии с ней.

Полагая, что отказ Департамента от 30.01.2012 № 1043/08 является незаконным, не соответствующим положениям земельного законодательства, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанного отказа незаконным.

Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и в оспариваемом отказе.

Представители третьих лиц в письменном виде свою позицию по делу не выразили, в ходе состоявшихся по делу заседаний представитель Администрации города Смоленска пояснял, что препятствий для удовлетворения требований заявителя, по мнению Администрации, не имеется.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы.

Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные по делу доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Согласно Областному закону от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена в городе Смоленске, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Смоленской области.

В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске.

В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Таким образом, принятие акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления указанных земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, относится к полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В Смоленской области таким актом является Постановление Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» (далее - Порядок).

Согласно пункту 6.1 Порядка в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются в том числе для размещения некапитальных объектов, эксплуатация которых осуществляется в режиме временного использования и права на которые не подлежат государственной регистрации.

Пунктом 6.5 Порядка предусмотрено информирование населения о предстоящем (возможном) предоставлении земельного участка.

Юридическим лицам, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, земельные участки предоставляются в аренду, за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым пункта 6.1 Порядка.

Земельные участки предоставляются без проведения торгов при условии заблаговременной публикации сообщения о таком предоставлении, за исключением случаев, предусмотренных данным Порядком.

При поступлении на один и тот же земельный участок более одной заявки такой земельный участок предоставляется в собственность или в аренду на торгах в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 6.9 Порядка).

Как следует из материалов дела, основанием для отказа ИП ФИО1 в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, явился вывод Департамента о том, что предоставление земельного участка, прилегающего к многоквартирным жилым домам, для размещения торгового павильона, нарушит права собственников помещений в многоквартирных домах, использующих данный земельный участок, с учетом коллективного обращения граждан, проживающих в жилых домах №№ 54, 54а, 54б, 54в, 54е по улице Лавочкина, возражающих против размещения на данном земельном участке торгового павильона с благоустройством.

При этом Департамент указал, что принимая во внимание данное коллективное обращение, Департаментом осуществлено обследование испрашиваемого земельного участка, в результате обследования факт нахождения испрашиваемого земельного участка на существующем проезде, наличия в непосредственной близости от него многолетних деревьев и элементов благоустройства придомовой территории нашел подтверждение. Департамент также отметил, что формирование земельных участков под многоквартирными домами № 54а и 54б было осуществлено с нарушением действующего градостроительного и земельного законодательства, без проведения публичных слушаний (собственники помещений не имели возможности участвовать в решении данного вопроса) и размещение торгового павильона на испрашиваемой территории будет нарушать права жильцов многоквартирных жилых домов на благоприятную среду жизнедеятельности.

Суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, не допускается.

Из материалов дела усматривается, что земельные участки под многоквартирными домами №№ 54, 54а, 54б сформированы по периметру жилых домов, земельный участок под многоквартирным домом № 54в не сформирован.

Спорный земельный участок расположен в близости от жилых домов №№ 54б и 54в и не находится в непосредственной близости или на дворовой территории жилых домов №№ 54, 554а, 54е (между указанными домами и спорным участком находятся жилые дома, котельная).

Пунктами 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

Вместе с тем, доказательства оспаривания собственниками помещений многоквартирных домов действий по формированию земельных участков, на которых расположен жилой дом № 54б (или другие дома), а также доказательства пересмотра в установленном порядке границ земельных участков Департаментом не представлены, в судебном заседании представитель Департамента пояснил, что таких сведений не имеется.

В отношении жилого дома № 54в (земельный участок под которым не сформирован) из представленных заявителем фотографий усматривается, что дворовая территория данного дома (детские площадки, площадки отдыха и др.) находятся с противоположной по отношению к спорному участку стороны дома.

Более того, между испрашиваемым участком и жилым домом № 54в находится торговый павильон иного лица (т. 2, л.д. 129).

При указанных обстоятельствах оснований предполагать, что спорный земельный участок относится к придомовой территории жилого дома № 54в, не имеется.

Испрашиваемый участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, доказательства того, что при проведении межевания нарушены права правообладателей смежных земельных участков, в материалах дела отсутствуют.

Департамент также не представил доказательств того, что расстояние от жилых домов до спорного участка (с учетом масштаба, указанного на имеющихся в материалах дела картах и схемах) позволяет отнести данный участок к возможной потенциальной придомовой территории домов № 54б или № 54в.

При указанных обстоятельствах вывод Департамента о возможном нарушении прав жителей жилых домов (в том числе с учетом расстояния до жилых домов) является предположительным и не основан на представленных в материалы дела доказательствах.

Назначение судом экспертизы по вопросу размещения объекта на спорном земельном участке представители заявителя и ответчика считали нецелесообразным.

Суд также учитывает, что спорный земельный участок испрашивается заявителем в аренду для целей, не связанных со строительством, для размещения некапитального объекта.

При указанных обстоятельствах собственники помещений жилого дома № 54в (земельный участок под которым не сформирован) при наличии оснований впоследствии не лишены права требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения (абзац 2 пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Департаментом представлено в материалы дела заключение о невозможности размещения временного объекта – торгового павильона по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина в районе жилых домов №№ 54б и 54в, выполненное Проектной мастерской ООО «Город С.» по заказу Западни О.С. (т. 2, л.д. 122-129).

Указанное заключение не является экспертным заключением, не содержит подписи о предупреждении об ответственности за дачу ложного заключения, не содержит сведений о квалификации лиц, выполнивших данное заключение, в связи с чем является частным мнением лиц, его изготовивших.

При этом к возможности расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации дома № 54б в границах, указанных в данном заключении, суд относится критически, поскольку в границах предложенной дополнительной территории не учтены нахождение имеющегося входа в котельную, требования к охранной зоне котельной, наличие существующего здания теплопункта, не приведены сведения об отсутствии альтернативных вариантов.

Ссылка на наличие на испрашиваемом участке зеленых насаждений отклоняется судом как необоснованная, поскольку Схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории (т. 1, л.д. 57) согласована МУП «Горзеленхоз» без сноса деревьев.

В границах испрашиваемого участка проезды в градостроительной документации не обозначены, схема организации дорожного движения на территории около торгового павильона (т. 1, л.д. 58) согласована ГИБДД УВД Смоленской области.

Само по себе обращение граждан (т. 1, л.д. 111-112) без надлежащей проверки указанных в нем обстоятельств и при отсутствии доказательств нарушения прав собственников помещений многоквартирных домов основанием для отказа в предоставлении в аренду земельного участка не является, более того, указанное обращение подписано только пятью лицами, проживающими в доме 54в.

Довод Департамента об отсутствии на территории города Смоленска утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов не может быть признан судом обоснованным, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ) предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2011 № 38.

Однако указанная схема на территории города Смоленска до настоящего времени не утверждена.

Вместе с тем, положения указанных выше нормативных актов, а также земельного законодательства не устанавливают запрета на предоставление земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Более того, в соответствии с частью 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

К территории г. Смоленска, на которой запрещено предоставление земельных участков для размещения временных объектов мелкорозничной торговли (палаток, ларьков, киосков, павильонов) (решение Смоленского городского Совета от 27.06.2003 № 662 «О запрещении размещения временных объектов мелкорозничной торговли») испрашиваемый земельный участок не относится.

Суд также принимает во внимание, что из письма Главы администрации Заднепровского района города Смоленска от 21.04.2011 № 634 (т. 1, л.д. 20) следует, что в связи с проведением реконструкции улицы Витебское шоссе (заездной карман) ранее установленный киоск в составе остановочного комплекса ИП ФИО1 попал под демонтаж. В связи с этим предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка носит компенсационный характер и соответствует критерию справедливости.

Из материалов дела усматривается, что в ответ на публикацию Департамента 20.12.2011 в газете «Смоленская газета» № 145 (873) о возможном (предстоящем) предоставлении в аренду земельного участка площадью 91 кв.м, в Департамент поступило заявление ИП ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 91 кв.м, находящийся по адресу: ул. Лавочкина. за домом № 54в, для размещения торгового павильона и благоустройства (т. 2, л.д. 37).

27.01.2012 Департаментом отказано ИП ФИО2 в удовлетворении заявления (исх. № 00995/08 от 27.01.2012 – т. 2, л.д. 43-44), указанный ответ получен ФИО2 31.01.2012 (т. 2, л.д. 43).

Данный ответ ИП ФИО2 не оспорен, процедура рассмотрения заявления данного лица в настоящее время завершена.

При указанных обстоятельствах препятствий для предоставления в аренду ИП ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013315:40 площадью 91 кв.м, расположенного по адресу: <...> за д. №54в, для размещения торгового павильона и благоустройства территории, не имеется.

С учетом изложенного суд считает, что Департамент не доказал наличие оснований для принятия им решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Поскольку оспариваемый отказ Департамента, выраженный в письме от 30.01.2012 № 1043/08, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судебные расходы по делу подлежат распределению между сторонами в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3800 руб. (в т.ч. переплата в сумме 1800 руб. по заявленным требованиям; 2000 руб. по заявлению об обеспечении иска, которое возвращено заявителю) подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) от 30.12.2012 № 1043/08 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013315:40 площадью 91 кв.м., расположенного по адресу: <...> за домом 54в, для размещения торгового павильона и благоустройства территории, как несоответствующий положениям Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации города Смоленска от 24.04.2007 № 2036-адм «Об утверждении Порядка предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска и формы акта о выборе земельного участка».

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>).

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>) судебные расходы в сумме 200 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления судебного акта в законную силу.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3800 руб., о чем выдать справку.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья Т.В. Лукашенкова