ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-1142/13 от 03.06.2013 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

проспект Гагарина, д. 46, г. Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

10.06.2013 Дело № А62-1142/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03.06.2013

Полный текст решения изготовлен 10.06.2013

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Яковенковой В. В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сударьковой Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Складской комплекс «Миловидово» (ОГРН 1086731011168, ИНН 6730078321)

к Администрации Васьковского сельского поселения Починковского района Смоленской области (ОГРН 1056750859780, ИНН 6712007649)

о признании незаконным отказа от заключения муниципального контракта, об обязании заключить муниципальный контракт

при участии:

от заявителя – Близнюк Ю.В., представитель, доверенность от 01.02.213;

от ответчика – Жуков О.Л., глава администрации, удостоверение от 23.03.2006 №4, Рудаков И.Е., представитель, доверенность от 15.04.2013, Зеликова О.В., представитель, доверенность от 15.04.2013,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Складской комплекс «Миловидово» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Васьковского сельского поселения Починковского района Смоленской области (далее – Администрация, ответчик) от заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот по результатам открытого аукциона в электронной форме (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме от 28.01.2013 под номером 0163300000913000001) и об обязании ответчика заключить с истцом муниципальный контракт.

Из материалов дела следует, что 28 января 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке http://www.sberbank-ast.ru были размещены извещение № 0163300000913000001 о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация об аукционе; предмет аукциона – право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

На момент окончания срока подачи заявок (18.02.2013) на участие в открытом аукционе в электронной форме поступило три заявки.

По результатам рассмотрения первых частей заявок участников размещения заказа на участие в открытом аукционе в электронной форме решением Единой комиссии к участию в аукционе были допущены все участники размещения заказа, в том числе ООО «СК «Миловидово» (протокол от 20.02.2013, л.д. 103-104, том 1).

В соответствии с протоколом № 0163300000913000001-3 от 28.02.2013 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме победителем аукциона было признано ООО «СК «Миловидово», предложившее наименьшую цену за жилое помещение, расположенное по адресу: Смоленская область, Починковский район, д. Шанталово.

В связи с отказом ребенка-сироты от предложенной ООО «СК «Миловидово» квартиры, Единой комиссией в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Смоленской области от 29.09.2005 № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области» (в редакции Закона от 01.02.2013 № 12-з) 28.02.2013 принято решение об отказе от заключения муниципального контракта с Обществом (протокол отказа от заключения контракта от 28.02.2013, л.д. 112, том 1).

13 марта 2013 года муниципальный контракт заключен Администрацией с участником размещения заказа под номером 2 на приобретение квартиры, расположенной по адресу: Смоленская область, г. Починок.

Не согласившись с решением Единой комиссии об отказе от заключения контракта с победителем аукциона – ООО «СК «Миловидово», Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом ООО «СК «Миловидово» указывает на то, что Администрация обязана была в любом случае заключить муниципальный контракт с победителем аукциона. Действующим законодательством не предусмотрено такое основание для отказа, как отказ ребенка-сироты от приобретаемого для него жилого помещения.

Ответчик представил письменный отзыв на заявление. Администрация указывает на то, что в настоящем случае жилое помещение приобреталось для конкретного ребенка-сироты в целях исполнения решения Починковского районного суда Смоленской области от 06.08.2012 по делу № 2-658/2012, в связи с этим отказ ребенка-сироты от предложенной ему квартиры имеет существенное значение. Тем более, в силу пункта 5 статьи 6 Закона Смоленской области от 29.09.2005 № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области» (в редакции Закона от 01.02.2013 № 12-з) в случае невозможности предоставления жилого помещения ребенку-сироте по месту его жительства в соответствующем населенном пункте Смоленской области жилые помещения в другом населенном пункте Смоленской области предоставляются таким лицам только с согласия указанных лиц.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы.

Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьями 29, 198, 199, 201 АПК РФ арбитражные суды при рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц обязаны установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на заявителя какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления такой деятельности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, статьям 198 и 201 АПК РФ основанием для признания ненормативного акта (действий (бездействия)) недействительным является совокупность двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта (действий, бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов); порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме урегулирован главой 3.1 названного Федерального закона.

Размещение заказов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов имеет своей целью определение исполнителей в целях заключения с ними соответствующих государственных контрактов.

В силу части 2 статьи 9, части 3 статьи 38, части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с учетом положений настоящего Федерального закона и на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 8 статьи 8 названного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Смоленской области от 29.11.2007 № 114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» субъектом Российской Федерации – Смоленской областью органы местного самоуправления на неограниченный срок наделены государственными полномочиями по обеспечению вышеуказанных категорий лиц благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями).

Законом Смоленской области от 29.09.2005 № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области» (в редакции Закона от 01.02.2013 № 12-з, далее – Закон № 89-з), Положением о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008 № 641 (далее – Положение № 641), установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Смоленской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

В пункте 3.3 Положения № 641 определено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона № 89-з жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по месту их жительства в соответствующем населенном пункте Смоленской области.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона № 89-з в случае невозможности предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по месту их жительства в соответствующем населенном пункте Смоленской области с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте Смоленской области.

Пунктом 6 статьи 6 Закона № 89-з предусмотрено, что порядок предоставления лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливается настоящим законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области.

Из вышеизложенных норм следует, что действующим законодательством предусмотрен особый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам.

При этом Закон № 89-з является специальным нормативным актом по отношению к Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Починковского районного суда Смоленской области от 06.08.2012 по делу № 2-658/2012 на Администрацию Васьковского сельского поселения Починковского района Смоленской области возложена обязанность предоставить гражданину Резунову А.В. по договору социального найма жилое помещение на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм (л.д. 113-119, том 1).

При этом решением суда от 06.08.2012 установлено, что Резунов А.В. является ребенком-сиротой, в период с 07.05.2007 по 30.08.2011 обучался и находился на полном государственном обеспечении в СОГОУ «Демидовская социальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 01.09.2011 по 30.06.2012 Резунов А.В. обучался в СО ГБОУ НПО «Профессиональном училище № 35 с. Каспля». Распоряжением Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 02.05.2007 № 293-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением от 19.04.2010 № 295-р, Резунов А.В. признан не имеющим закрепленного жилого помещения, а также нуждающимся в предоставлении внеочередного жилья на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области.

Во исполнение указанного судебного акта в связи с выделением областным бюджетом субвенций Васьковскому сельскому поселению на приобретение жилого помещения для ребенка-сироты Администрация объявила аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Победителем указанного аукциона признано ООО «СК «Миловидово», предложившее квартиру, расположенную по адресу: Смоленская область, Починковский район, д. Шанталово.

Однако ребенок-сирота, воспользовавшись предоставленным ему пунктом 5 статьи 6 Закона № 89-з правом, отказался от указанного жилого помещения, мотивируя свой отказ отсутствием перспективы трудоустройства и большой удаленностью жилого помещения от места жительства его родственников (л.д. 109, том 1). Кроме того, Резунов А.В. выразил свое согласие на приобретение квартиры, расположенной в г. Починок Смоленской области (л.д. 108, том 1).

Поскольку ни одно из предложенных ребенку-сироте жилых помещений не находилось по месту прежнего жительства Резунова А.В. на территории Васьковского сельского поселения, Администрация с согласия ребенка-сироты предложила ему квартиру, расположенную в городе Починок Смоленской области.

При этом Администрацией выполнена возложенная на нее пунктом 5 статьи 6 Закона № 89-з обязанность, а также соблюдены права ребенка-сироты.

В связи с этим 28.02.2013 Администрацией было принято решение об отказе от заключения контракта с ООО «СК «Миловидово» и заключен муниципальный контракт со следующим в порядке очередности участником размещения заказа.

Целью судебной защиты является реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав.

Заявляя требование о признании незаконным отказа Администрации от заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот по результатам открытого аукциона в электронной форме (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме от 28.01.2013 под номером 0163300000913000001) и об обязании ответчика заключить муниципальный контракт с ООО «СК «Миловидово», заявитель по существу просит суд обязать Администрацию нарушить возложенную на нее пунктом 5 статьи 6 Закона № 89-з обязанность, а также права ребенка-сироты, так как от предложенной Обществом квартиры Резунов А.В. отказался. Кроме того, приобретение в рассматриваемом случае органом местного самоуправления жилого помещения, от которого ребенок-сирота отказался, будет свидетельствовать о нецелевом использовании Администрацией выделенных в качестве субвенции из областного бюджета денежных средств.

Вышеизложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что требования ООО «СК «Миловидово» противоречат принципу исполнимости судебных актов; избранный истцом способ защиты нарушенного права явно превышает пределы такой защиты.

Таким образом, требования Общества удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

По результатам рассмотрения настоящего дела судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000, 00 рубля относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью «Складской комплекс «Миловидово» отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Смоленской области от 13.03.2013 (в редакции определения от 21.03.2013), отменить после вступления решения суда в законную силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В. В. Яковенкова