ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-1240/2011 от 18.07.2011 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Смоленск Дело № А62-1240/2011

25 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 июля 2011 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе: судьи Алмаева Р.Н.,

при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калачевой Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ЕГРИП: 304671231600030, ИНН: <***>)

к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 11.03.2011 № 4793/08

Третье лицо: Администрация города Смоленска (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

Общество с ограниченной ответственностью «Капитель» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - предприниматель (паспорт), ФИО2 – адвокат (удостоверение, ордер);

от ответчика: ФИО3 – заместитель начальника отдела (доверенность, паспорт);

от Администрация города Смоленска: не явился, извещен надлежащим образом,

от ООО «Капитель»: ФИО4 – представитель (доверенность, вид на жительство), ФИО5 – представитель (доверенность, паспорт),

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель, заявитель) обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент, ответчик), изложенный в письме от 11.03.2011 № 4793/08 индивидуальному предпринимателю ФИО1 в осуществлении процедуры выбора земельного участка в городе Смоленске, по Киевскому шоссе и предварительном согласовании места размещения на нём объекта капитального строительства – станции технического обслуживания автомобилей.

В обоснование своих требований Предприниматель указал, что обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 6500 кв.м. в городе Смоленске, по Киевскому шоссе и предварительном согласовании места размещения на нём объекта капитального строительства – станции технического обслуживания автомобилей. Письмом от 11.03.2011 № 4793/08 Департамент отказал в осуществлении выбора испрашиваемого земельного участка указав, что в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки города Смоленска испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения), градостроительным регламентом которой предусмотрено размещение объектов транспорта (предприятия автосервиса) как условно размещенный вид и только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, набережных, бульваров, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого в настоящее время Департаментом рассматривается заявление третьего лица об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства.

Предприниматель счел, что отказ Департамента является незаконным, существенно нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи, с чем обратилось в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

Департамент не согласился с заявленными требованиями, считает свои действия соответствующими требованиям действующего законодательства и не нарушающими законных прав и интересов заявителя.

Представитель третьего лица Администрации города Смоленска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи, с чем в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Представители третьего лица ООО «Капитель поддержали позицию Департамента по делу, свою правовую позицию изложили в отзыве на заявление

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объекта; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт третий статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с пунктом пятым статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями пунктов первого, второго, пятого, шестого, седьмого, восьмого статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно пунктам первому, второму статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу в аренду для целей, связанных со строительством, является результатом многостадийного процесса с участием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

С 1 апреля 2007 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (Областной закон от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске»).

Постановлением Администрации Смоленской области от 11.04.2008 № 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 № 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков признано Главное земельное управление Смоленской области.

На основании Постановления Администрации Смоленской области от 09.12.2008 № 690 указанные полномочия осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

В соответствии с разделом 5 Постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» (далее - Постановление Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243) лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

К заявлению прилагаются:

- подлинник (для предъявления) и копия (для приобщения к делу) документа, удостоверяющего личность заявителя, а при представлении документов представителем заявителя - доверенности, оформленной надлежащим образом, и документа, удостоверяющего личность представителя заявителя;

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, не более чем за тридцать календарных дней до даты подачи заявления;

- технико-экономическое обоснование проекта строительства;

- иные документы, требование к представлению которых установлено законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный орган: в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в Администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из Администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.

В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.

В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 24.07.2007 № 2036-адм, Администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.

Таким образом, из положений пункта второго статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 Постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки, установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.

Согласно части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Какие-либо претензии к оформлению заявления предпринимателя в обжалуемом акте отсутствуют, в процессе рассмотрения дела ответчиком не заявлены.

Суду не представлено доказательств направления Департаментом соответствующего обращения в орган местного самоуправления по заявлению предпринимателя от 18.02.2011 года (вх. 2958/з).

Департамент, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения), градостроительным регламентом которой предусмотрено размещение объектов транспорта (предприятия автосервиса) как условно размещенный вид и только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, набережных, бульваров, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов, а также что, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого в настоящее время Департаментом рассматривается заявление третьего лица об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства, сразу отказал в удовлетворении заявления, не направляя соответствующих документов в Администрацию города Смоленска.

Между тем, действующее законодательство предусматривает возможность предложения органами местного самоуправления лицам, обратившимся с заявлением о выборе земельного участка для целей строительства, нескольких вариантов размещения объектов. Мотивированный отказ в удовлетворении заявления направляется заявителю в случае отсутствия вариантов размещения объекта.

Однако предпринимателю не были предложены другие варианты размещения объекта.

Таким образом, Департаментом не была соблюдена процедура, предусмотренная положениями пункта второго статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 Постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243.

При таких обстоятельствах отказ Департамента предпринимателю в осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения на нем объекта капитального строительства от 11.03.2011 № 4793/08, нельзя признать законным.

Кроме того, суд указывает, что согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.09.2010 N 4224/10" в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу"

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

При подаче искового заявления и заявления о принятии обеспечительных мер Предпринимателем была уплачена государственная пошлина в размере 2200 руб.

Таким образом, взысканию в ответчика в пользу заявителя в возмещение расходов по уплате государственной пошлины подлежит 2200 руб. а также понесенные расходы на оформление формы ПД-4 в размере 20 руб. которые относятся к судебным издержкам (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и подлежат распределению в составе судебных расходов (статьи 101 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, изложенный в письме от 11.03.2011 № 4793/08 индивидуальному предпринимателю ФИО1 в осуществлении процедуры выбора земельного участка в городе Смоленске, по Киевскому шоссе и предварительном согласовании места размещения на нём объекта капитального строительства – станции технического обслуживания автомобилей.

2. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области восстановить нарушенное право индивидуального предпринимателя ФИО1 путем направления его заявления о выборе земельного участка в городе Смоленске, по Киевскому шоссе с соответствующими документами в Администрацию города Смоленска.

3. Отменить с момента вступления в законную силу решения суда принятые по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 обеспечительные меры.

4. Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ЕГРИП: 304671231600030, ИНН: <***>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2200 руб., а также судебные издержки, связанные с оформлением ПД-4 в размере 20 руб. на что выдать исполнительный лист после вступления судебного акта в законную силу.

5. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск) при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья Р.Н. Алмаев