ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-1275/07 от 12.04.2007 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Смоленск Дело № А-62-1275/2007

13 апреля 2007 года

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2007 года

Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2007 года

  Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Печориной В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борзыкиной Е.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общественной организации «Смоленское областное общество охотников и рыболовов»

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Смоленской области

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 20.03.2007 № 60

при участии

от заявителя: Куцев А.В. – председатель правления (протокол от 08.07.2006), Кучеров С.Л. – представитель (доверенность от 09.04.2007)

от ответчика: Столбов И.Г. – начальник отдела (доверенность от 04.04.2007 № 39), Ветчинов К.С. – ведущий специалист юридического отдела (доверенность 27.09.2006 № 115)

установил:

Общественная организация «Смоленское областное общество охотников и рыболовов» (далее по тексту – Общество) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Смоленской области от 20.03.2007 № 60 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.7.11, ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.

  Как следует из материалов дела, 06.03.2007 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Смоленской области (далее по тексту – Управление) составлен протокол в отношении Общества о совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.7.11, ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, за пользование объектами животного мира без разрешения, за нарушение правил рыболовства, выразившихся в проведении 11.02.2007 на озере Акатовское Демидовского района Смоленской области соревнований по зимней ловле рыбы на мормышку без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и без согласования места и сроков проведения соревнований с уполномоченным органом.

Постановлением Управления от 20.03.2007 № 60 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.7.11, ч.2 ст.8.37 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей.

Общество, полагая, что указанное постановление принято Управлением с нарушением требований КоАП РФ в связи с тем, что в действиях юридического лица не установлен состав вмененного правонарушения, нарушает права и законные интересы Общества, так как влечет необоснованное привлечение к административной ответственности, обратилось в суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным.

В судебном заседании заявитель поддержал предъявленные требования, представители Управления требования не признали по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с положениями п.5 ст.24 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-фз «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство на водных объектах или их частях, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, осуществляется на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Согласно положениям п.1 ст.36 указанного Федерального закона оформление, выдача, регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Согласно ст.5 Типовых правил любительского и спортивного рыболовства, утвержденных Приказом Мигрыбхоха СССР от 13.04.1987 № 187, места и сроки проведения соревнований по рыболовному спорту согласовываются с органами рыбоохраны.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 20.05.2005 №т 317 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный контроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; временно осуществляет оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения до внесения в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации изменений, предусматривающих перераспределение данной функции между федеральными органами исполнительной власти.

11.02.2007 должностными лицами Управлениям произведен осмотр озера Акатовское Демидовского района Смоленской области, в результате которого был установлен факт проведения соревнований по рыбной ловле, о чем составлен акт осмотра территории от 11.02.2007.

Постановлением Администрации Смоленской области от 17.10.1994 № 309 озеро Акатовское Демидовского района предоставлено в пользование Смоленского областного общества охотников и рыболовов для спортивно-любительского рыболовства сроком до 2019 года.

На основании указанных обстоятельств по результатам административного расследования Управлением сделан вывод о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных ст.7.11, ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, выразившихся в организации и проведении Обществом спортивных соревнований по рыбной ловле без согласования с Управлением и получения соответствующего разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.

По результатам рассмотрения дела суд не может согласиться с такой позицией Управления, исходя из следующего.

Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения - субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие.

В соответствии с положениями ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. ст. 1.4, 1.5 КоАП РФ основными принципами при привлечении к административной ответственности являются равенство перед законом и презумпция невиновности.

При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Как пояснил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ведущий специалист Главного управления по физической культуре и спорту Администрации Смоленской области Антонов А.П., являющийся также секретарем общественной организации «Федерация спортивного рыболовства Смоленской области», проведение зимних соревнований по рыбной ловле в 2007 году планировалось на собрании членов Общества и Федерации в декабре 2006 года, Председатель Правления Общества, его заместители на указанном собрании не присутствовали, время и место проведения соревнований не определялось; соревнования, проведенные 11.02.2007 финансировались Федерацией (приобретались медали, грамоты); стартовые взносы с участников соревнований также собирались Федерацией; участие Общества охотников и рыболовов в организации соревнований заключалось в предоставлении бывшим заместителем Председателя правления Общества Карчиным Н.В. автобуса для доставки до места соревнований его участников; Протокол технических результатов лично-командных соревнований 11.02.2007 в машинописном виде изготавливался Антоновым А.П., указанный протокол никем не подписан.

Допрошенный в качестве свидетеля по делу Марков В.А. пояснил в судебном заседании, что является членом Общества охотников и рыболовов, считает себя председателем секции спортивного рыболовства Общества, так как избирался на указанную должность в 1994 году сроком на один год; документами об избрании на указанную должность не располагает, доверенности на представление интересов Общества не имеет; организацией соревнований непосредственно занимался он, ни Правление общества, ни его Председатель Куцев А.В. организацию и проведение таких соревнований ему не поручали; в План работы Общества указанные соревнования не включены; Положение о проведении соревнований 11.02.2007 не разрабатывалось, Председателем Правления Общества не утверждалось; организовать доставку участников соревнований к месту их проведения помогал Карчин Н.В., который с декабря 2006 года заместителем Председателя правления Общества не является; о предстоящих соревнованиях Куцев А.В. им не предупреждался.

Также, как следует из материалов дела, грамоты, которыми награждались победители соревнований подписаны председателем Федерации по спортивному рыболовству Поваренковым В.А.. Сам по себе факт названия указанных соревнований как «Чемпионат Смоленского областного общества охотников и рыболовов по зимней ловле рыбы на мормышку», без учета вышеназванных обстоятельств, не свидетельствует об участии Общества в организации и проведении указанных соревнований.

В соответствии с положениями ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении не собрано и суду не представлено доказательств наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности составов вменяемых административных правонарушений, так как из собранных по делу доказательств следует, что организацию и проведение соревнований 11.02.2007, их финансирование Общество не осуществляло, действия Маркова В.А., не являющегося уполномоченным представителем Общества, нельзя расценивать как действия самого Общества (в соответствии с положениями ст.7.5, 7.8 Устава Общества организация и проведение соревнований по рыболовному спорту осуществляется в соответствии с решением Правления Общества, единоличным исполнительным органом Общества является его Председатель, функции которого могут быть переданы иному лицу лишь на основании доверенности)

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у административного органа при вынесении постановления о привлечении заявителя к административной ответственности доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о наличии в действиях юридического лица составов вмененных административных правонарушений, что свидетельствует о незаконности принятого Управлением постановления о привлечении Общества к административной ответственности.

Руководствуясь ст. ст. 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Смоленской области от 20.03.2007 № 60 о привлечении Общественной организации «Смоленское областное общество охотников и рыболовов» к административной ответственности.

  2. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья В.А. Печорина