ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-1290/20 от 21.12.2020 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214000

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

25.12.2020                                                                     Дело № А62-1290/2020

                          Резолютивная часть решения оглашена 21.12.2020

                                   Полный текст решения изготовлен 25.12.2020

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Либеровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веремьевой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Управления дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>)

Администрации города Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "СПЕЦПРОЕКТ" (ОГРН <***>; ИНН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

акционерное общество "Смоленское областное предприятие пассажирского транспорта" (ОГРН <***>; ИНН <***>), ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7,

о признании недействительным договора № 1 о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения города Смоленска от 01.10.2019,

при участии в судебном заседании:

от истца – Управления дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска: ФИО8, представителя по доверенности
№ 21/0220-исх от 21.01.2020, диплом;

от истца - Администрации города Смоленска: ФИО9, представителя по доверенности № 349 от 19.12.2019, диплом;

от ответчика: ФИО10, представителя по доверенности от 01.08.2018, диплом, паспорт; ФИО11, представителя по доверенности от 13.07.2020, диплом, паспорт;

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО2: ФИО2, паспорт;

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора -  ФИО7, ФИО6, ФИО3: ФИО11, представителя по доверенностям от 27.07.2020, диплом;

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО1: ФИО1, паспорт; ФИО11, представитель по доверенности от 13.07.2020, диплом;

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерного общества "Смоленское областное предприятие пассажирского транспорта": ФИО12, представителя по доверенности  №02/2020 от 12.10.2020;

от других третьихлиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: не явились, извещены надлежащим образом;

У С Т А Н О В И Л:

Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска (далее – истец, Управление) обратилось  в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СПЕЦПРОЕКТ" (далее – ответчик) с требованием  о признании недействительным договора № 1 о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения города Смоленска от 01.10.2019.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены Администрация города Смоленска, акционерное общество "Смоленское областное предприятие пассажирского транспорта", ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 .

До принятия судебного акта которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования  в части основания иска и просит признать недействительным (ничтожным) договор № 1 о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения города Смоленска, заключенный 01 октября 2019 года между Администрацией города Смоленска в лице Управления дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска и общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦПРОЕКТ".

Уточненные исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты судом к рассмотрению.

29 июля 2020 года от Администрации города Смоленска поступило заявление о вступлении в дело в качестве истца, в котором просит признать недействительным (ничтожным) договор №1 о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения города Смоленска, заключенный 01 октября 2019 года между Администрацией города Смоленска в лице Управления дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска и ООО «Спецпроект».

Определением суда от 27.08.2020 к участию в деле в качестве соистца  привлечена Администрация города Смоленска.

В обоснование заявленных исковых требований истцы указывают на то, что то при заключении спорного  договора  была нарушена процедура, предусмотренная Административным регламентом Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Администрации города Смоленска, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 08.11.2018 №2955-адм., так как заявление должно было быть подано в Администрацию города Смоленска, а не в его Управление, ссылаются на то, что у начальника Управления отсутствовали полномочия на подписание указанного договора от имени Администрации г. Смоленска.

Указывают на то, что фактически  предмет договора отсутствует, так как он направлен на преодоление в административном порядке  вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Смоленской области по делу №А62-7951/2017.

Указывают на то, что с учетом видов разрешенного использования и градостроительного плана спорных земельных участков, на которых расположен объект ответчика, размещение автостанции не предусмотрено, следовательно,  он не в может являться объектом дорожного сервиса,  и соответственно присоединен к автомобильной дороге.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявления и дополнениях к нему.

В обоснование заявленных возражений указывает  на то, что Управление является уполномоченным  органом Администрации города Смоленска по вопросам дорожного строительства, а также уполномоченным по соблюдению регламентных процедур и осознающим последствия договора.

Указывает на то, что спорный договор был сторонами исполнен, в  связи с чем, последующее обращение истцов в суд должно расцениваться как недобросовестное поведение лица, ссылающегося на недействительность сделки.

Ссылается на то, что истцами не представлены доказательства, какие их права нарушены и как они могут быть восстановлены.

Указывает на то, что решением Заднепровского районного суда города Смоленска от 28.06.2018 по делу №2-789/2018 установлено, что из технического плана здания усматривается что агентство по обслуживанию пассажиров, расположенное по адресу: <...>, является нежилым зданием- зданием автостанции. Здание расположено в территориальной зоне ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения), одним из основных видов является «агентство по обслуживанию пассажиров».

Ссылка истца на решение от 15.05.2019 Арбитражного суда Смоленской области   по делу №А62-7951/2017 также является безосновательной, так как предметом спора в деле являлось устранение препятствий в пользовании земельным участком (негаторный иск) согласно статье 304 ГК РФ, суд установив отсутствие препятствий в использовании  земельных участков отказал обществу на этом основании, что установление соответствия вида разрешенного использования «агентство  по обслуживанию пассажиров» объекта недвижимости и фактической его эксплуатации не относилось к предмету доказывания при рассмотрении негаторного иска.

Представитель ФИО2, ФИО1, ФИО7, ФИО6, ФИО3 подержал позицию ответчика.

Представитель акционерного общества "Смоленское областное предприятие пассажирского транспорта" просил исковые требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление,  поддержал правовую позицию истцов.

В обоснование заявленных возражений указывает на то, что спорный объект не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса, в том числе отсутствуют пешеходные пути, обеспечивающие доступ  для пассажиров.

Представители ФИО4, ФИО5, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились.

В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, в котором оставляют разрешение спора на усмотрение суда.

Указывают на наличие между ответчиком и ФИО4, ФИО5 спора относительно договора аренды спорного здания.

Суд, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора  по имеющимся в деле  доказательствам.

Суд заслушал пояснения лиц, участвующим в деле, ознакомился с представленными доказательствами и исследовал их в порядке, установленном статьей 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения сторон, определив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении  исковых требований  по следующим основаниям.

Истцы свои требования основывают на  статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 Как следует из материалов дела,  16.08.2017 года ответчик обратился в Управление дорожного хозяйства Администрации города Смоленска с заявлением о заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса  к  автомобильной дороге местного значения.

Письмом №21/3450-исх от 31.08.2017 Управлением дорожного хозяйства Администрации города Смоленска  указано на невозможность заключения договора о присоединении.

05 октября 2017 года ответчик повторно  обратился в Управление дорожного хозяйства Администрации города Смоленска с заявлением о заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса  к  автомобильной дороге местного значения.

Письмом №21/4497-исх от 27.10.2017 Управление дорожного хозяйства Администрации города Смоленска сообщило о том, что срок рассмотрения заявления  продлен на 30 дней  в связи с разработкой и утверждением регламента  на предоставление услуги по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Смоленска.

Письмом №21/5074-исх от 27.11.2017 Управление дорожного хозяйства Администрации города Смоленска сообщило о том, что ведется разработка регламента на предоставление услуги по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

24 ноября 2017 года ответчик обратился в Прокуратуру Смоленской области  с жалобой на бездействие  должностных лиц управления в части разработки регламента по предоставлению  услуги по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Смоленска.

По факту выявленных нарушений Прокуратурой Смоленской области 09.01.2018 в адрес Главы г. Смоленска вынесено представление.

03.07.2018 ответчик обратился в Управление дорожного хозяйства Администрации города Смоленска с заявлением о заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса  к  автомобильной дороге местного значения.

17.04.2019 ответчик повторно ответчик обратился в Управление дорожного хозяйства Администрации города Смоленска с заявлением о заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса  к  автомобильной дороге местного значения.

30.04.2019 Управлением дорожного хозяйства Администрации города Смоленска отказано от присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения города Смоленска ввиду отсутствия учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации  юридического лица, разрешения на строительства и актов ввода в эксплуатацию объекта дорожного  сервиса.

Указанное обстоятельство  подтверждается представленным в материалы дела уведомлением об отказе от присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения города Смоленска №21/1927-исх от 30.04.2019.

16.08.2019 ответчиком в адрес  Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска направлено соответствующее заявление с пакетом документов.

01 октября 2019 года между Администрацией города Смоленска в лице начальника Управления дорожного хозяйства  и  строительства Администрации города Смоленска ФИО13 (далее - исполнитель) и обществом с  ограниченной ответственностью «Спецпроект» (далее – заказчик) заключен договор №1 о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге  общего пользования муниципального значения города Смоленска от  01.10.2019 (далее – договор)  по условиям которого заказчик, имеющий намерение присоединить объект дорожного сервиса «Автостанция «ООО Спецпроект», расположенный  по адресу: <...> (далее – объект дорожного сервиса)  к автомобильным дорогам по улице Кашена и Автовокзальному проезду поручает, а исполнитель обязуется оказать комплекс услуг в соответствии  с перечнем услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения города Смоленска, утвержденным постановлением Администрации города Смоленска от 26.10.2018 №2837-адм «Об установлении стоимости и объема услуг, оказанных по договору о присоединении объектов  дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения в городе Смоленске» и выдать технические условия на присоединение объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения города Смоленска (далее – технические условия).

В соответствии  с пунктом 1.3. договора заказчик обязуется оплатить исполнителю оказание услуг в сроки и на условиях, предусмотренных договором и принять работы по акту о приемке оказанных услуг.

Пунктом 2.1.-2.2.  договора предусмотрено, что заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать следующие услуги: в соответствии с базовым объемом услуг  (присоединение объекта дорожного сервиса в границах отвода полосы автомобильной дороги), а исполнитель  приступает к оказанию услуг по договору в течение семи календарных дней с момента подписания договора. Исполнитель обязуется оказать услугу в течение пяти календарных дней.

Пунктом 4.1. договора предусмотрено, что стоимость услуг по договору рассчитывается в соответствии с постановлением Администрации города Смоленска от 26.10.2018  №2837-адм «Об установлении стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединению  объектов  дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения в городе Смоленске» и составляет 45 405,00 рублей, НДС не облагается.

В соответствии с пунктом 4.2. договора оплата услуг исполнителя перечисляется заказчиком безналичным путем не позднее 10 календарных дней  после заключения договора и получения счета за оказание услуг на счет бюджета города Смоленска.

Пунктами  5.1.-5.2 договора предусмотрено, что исполнитель в течение пяти рабочих дней по окончании оказания услуг по договору передает заказчику акт о приемке оказанных услуг.

Заказчик в течение трех рабочих дней с момента получения указанного в пункте 5.1. договора документа обязан произвести приемку услуг, подписать и представить исполнителю акт о приемке  оказанных услуг либо представить  мотивированный отказ. В случае получения от заказчика мотивированного  отказа исполнитель в разумный срок вносит соответствующие изменения (при наличии возможности) и повторно представляет документ в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 договора.

В соответствии с пунктом 9.1. договора, договор вступает в силу с момента подписания сторонами         и действует до окончания срока действия  технических условий, но не более 2-х лет с даты подписания договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом  2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Истец в обоснование заявленных исковых требований ссылается на то,  что  при заключении спорного  договора  была нарушена процедура, предусмотренная Административным регламентом Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Администрации города Смоленска, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 08.11.2018 №2955-адм., так как заявление должно было быть подано в Администрацию города Смоленска, а не его Управление, ссылаются на то, что у начальника Управления отсутствовали полномочия на подписания указанного договора от имени Администрации г. Смоленска.

Рассмотрев указанный довод, суд приходит к выводу о его отклонении по следующим основаниям.

Как следует из пункта 1.1. Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Смоленска утвержденного Постановлением Администрации города Смоленска от 08.11.2018 N 2955-адм (далее – регламент) он устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, сроки и последовательность административных действий Администрации города Смоленска и Управления дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска (далее - Администрация, Управление), осуществляемых по запросу физических или юридических лиц, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Администрации и должностными лицами, а также порядок взаимодействия с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и учреждениями при предоставлении муниципальной услуги.

Как следует из пункта 2 Постановления  Администрации города Смоленска от 08.11.2018 N 2955-адм обеспечение исполнения регламента возложено на Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска.

Как следует из содержания пунктов 1.3.1-1.3.8. регламента, информирование о предоставлении муниципальной услуги осуществляется  должностными лицами Управления, обеспечивающими предоставление муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 2.2.1. регламента Муниципальную услугу на территории города Смоленска предоставляет Администрация, структурным подразделением Администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Управление.

В соответствии с разделом 2.3. регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:  заключение договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования местного значения города Смоленска (далее - договор) (по форме согласно приложению N 3 к административному регламенту). Неотъемлемой частью договора являются технические условия на присоединение объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования местного значения города Смоленска (по форме согласно приложению N 1 к договору); решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин и оснований отказа.

Пунктом 2.6.1. регламента для получения муниципальной услуги заявитель обращается в Администрацию с заявлением о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования местного значения города Смоленска согласно приложению N 1 к административному регламенту.

В соответствии с пунктом 3.1.1. регламента основанием для начала административной процедуры приема и регистрации заявления и прилагаемых к нему документов является обращение заявителя с соответствующим заявлением либо поступление заявления с прилагаемыми документами по почте, по электронной почте.

Пунктом 3.1.2. регламента предусмотрено, что специалист Администрации, ответственный за ведение делопроизводства: регистрирует заявление (присваивает входящий номер) в установленном порядке;  при личном обращении в Администрацию передает заявителю копию заявления с отметкой о регистрации.

В соответствии с пунктами 3.1.4-3.1.5  регламента зарегистрированное заявление и прилагаемые к нему документы специалист Администрации, ответственный за ведение делопроизводства, передает Главе города Смоленска (далее - Глава города) в соответствии с правилами ведения делопроизводства в Администрации.

 После визирования Главой города специалист Администрации, ответственный за ведение делопроизводства, передает заявление с прилагаемыми документами в Управление.

При поступлении в Управление заявления с прилагаемыми документами уполномоченный специалист в течение 1 рабочего дня регистрирует заявление со всеми приложениями.

Пунктом 3.1.7. регламента предусмотрено, что результатом административной процедуры, указанной в настоящем подразделе, является регистрация заявления, передача заявления с прилагаемыми к нему документами в Управление

В соответствии с пунктом  3.3.2. регламента на основании представленных заявителем документов уполномоченный специалист: 1) проводит проверку, представленных документов; 2) в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления осуществляет: экспертизу представленных документов; выезд на планируемое место присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования местного значения города Смоленска; 3) в течение 10 рабочих дней направляет: уведомление об отсутствии препятствий по присоединению объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования местного значения города Смоленска с предложением о заключении договора; решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин и оснований принятия такого решения.

Пунктами 3.4.2. - 3.4.4. регламента предусмотрено, что уполномоченный специалист, ответственный за предоставление муниципальной услуги, в течение 5 дней с момента направления заявителю уведомления, указанного в подпункте 3 пункта 3.2.3 административного регламента, готовит проекты договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования местного значения города Смоленска и технических условий на присоединение объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования местного значения города Смоленска (далее - технические условия).

Заключение договора и выдача технических условий осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявителя (либо его представителя), документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае необходимости).

Уполномоченный специалист регистрирует договор в журнале регистрации договоров (приложение N 4 к административному регламенту). Один экземпляр договора уполномоченный специалист выдает под роспись заявителю, второй экземпляр подшивает в дело на хранение.

Как следует из материалов дела, в адрес  Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска 17.04.2019 ответчиком направлено заявление  на заключение договора о присоединении дорожного сервиса к автомобильной дороге местного значения и 16.08.2019  сопроводительное письмо с не недостающим   пакетом документов.

Ссылка истца о том, что заявление должно быть подано именно в Администрацию города Смоленска, а не в Управление отклоняется судом.

Как следует из содержания пункта 3.1.5 регламента при поступлении в Управление заявления с прилагаемыми документами уполномоченный специалист в течение 1 рабочего дня регистрирует заявление со всеми приложениями.

Кроме того пунктом 2 Постановления  Администрации города Смоленска от 08.11.2018 N 2955-адм  предусмотрено, что обеспечение исполнения регламента возложено на Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска.

Таким образом, регламент предусматривает возможности подачи заявления непосредственно в адрес Управления.

Не выполнение сотрудником истца обязательств по передаче указанного заявления для визирования  Главе города Смоленска не может возлагать на ответчика дополнительных обязательств, поскольку ответчик не является сотрудником истца и у него отсутствуют полномочия по осуществлению  контроля за соблюдением сотрудниками Управления положений делопроизводства и указанного пункта регламента.

Кроме того, как следует из положений регламента, указанное заявление передается на исполнение в Управление.

Истец в обоснование заявленных исковых требований указывает на то, что начальник Управления не имела полномочий на  подписание спорного договора.

Рассмотрев указанный довод,  суд считает его подлежащим отклонению, по следующим обстоятельствам.

Регламентом предусмотрено, что его исполнение возложено на Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска.

Как следует из договора, он подписан Администрацией города Смоленска в лице начальника Управления дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска ФИО14, действующего на основании Положения об Управлении дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленск, утвержденного решением 10-й сессии Смоленского городского совета V созыва от 29.04.2016 №152.

В соответствии с пунктом 1.1.  Положения об органе Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управлении дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленск, утвержденного Решение Смоленского городского Совета от 29.04.2016 N 152 (далее – Положение) Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.

Пунктом 1.2. Положения предусмотрено, что Управление является структурным подразделением Администрации города Смоленска.

В соответствии с законом (пункт 1 статьи 49, пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 120, пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс)) государственное (муниципальное) учреждение (далее - учреждение) обладает специальной (целевой) правоспособностью.

В соответствии с пунктом  2.1. Положения Управление обеспечивает исполнения функций Администрации города Смоленска по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска.

Пунктом 3.27. Положения предусмотрено, что управление устанавливает стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

Пунктом 4.1.2. Положения предусмотрено, что  в целях реализации своих задач и функций Управление имеет право заключать муниципальные контракты, договоры, соглашения в рамках своей компетенции для реализации задач, возложенных на Управление.

В соответствии с пунктом 5.4.8. Положения начальник Управления правление подписывает договоры и муниципальные контракты в пределах компетенции Управления, представляет интересы Управления в органах государственной власти, органах местного самоуправления и иных органах, и организациях.

Таким образом, суд приходит к выводу, что подписание указанного договора начальником Управления от имени Администрации города Смоленска явствует из задач и функций Управления и не противоречит положениям регламента.

Кроме того, как следует из представленного  в материалы дела уведомления  об отказе от присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения города Смоленска №21/1927-исх от 30.04.2019 оно также подписано начальником Управления.

Также за весь период обращения ответчика с заявлениями о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования истцом ответчику не указывалась на подачу заявления в неуполномоченный орган и ни один  из ответов на заявление Главой города подписан не был, напротив все действия совершались Управлением.

Истцы в обоснование заявленных требований указанных требований ссылаются на то, что фактически  предмет договора отсутствует, так как он направлен на преодоление в административном порядке  вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Смоленской области по делу №А62-7951/2017.

Рассмотрев указанный довод, суд приходит к выводу о его отклонении по следующим обстоятельствам.

Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Заключенный сторонами договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 "Возмездное оказание услуг"

Как следует из договора, его предметом является присоединение объекта дорожного сервиса «Автостанция «ООО Спецпроект», расположенного по адресу: <...>  к автомобильным дорогам по ул. Кашена и Автовокзальному проезду.

В рамках дела №А62-7951/2017 общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Смоленска (далее - администрация) о возложении на ответчика обязанности в 5-дневный срок с момента вступления решения в законную силу устранить препятствия в пользовании арендуемыми земельными участками с кадастровыми номерами 67:2760013004:101 и 67:27:0013004:104, общей площадью 995 кв. метров, расположенными по адресу: <...>, путем демонтажа самовольно установленных столбиков и восстановления дорожной разметки в исходное состояние: нанесения разрыва дорожной разметки 1.1 "Сплошная линия разделяющая транспортные потоки" в месте выезда с арендуемых земельных участков на Автовокзальный проезд в г. Смоленске (с учетом решения Смоленского городского Совета от 27.04.2018 N 595 о наименовании проезда протяженностью 180 метров, расположенного по направлению на юг от ул. Кашена в городе Смоленске).

Решением Арбитражного суда Смоленской области по делу №А62-7951/2017 от 15.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.12.2019 решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.05.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А62-7951/2017 оставлены без изменения.

Судебными актами установлено, что  общество на основании договора от 01.07.2017 является арендатором земельных участков:

- с кадастровым номером 67:2760013004:101, общей площадью 713 кв. метров с разрешенным использованием: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, - агентство по обслуживанию пассажиров;

- с кадастровым номером 67:2760013004:104, общей площадью 282 кв. метров из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под объектами недвижимости, находящимися на территории производственной базы (трансформаторная подстанция, склад цемента, склад инертных материалов и заполнителей транспортной ленты, здания отдела сбыта, водообработка, здание бывшего треста, производственный корпус, бетоносмесительный узел).

Арендуемые земельные участки расположены по адресу: <...> и принадлежит на праве общей долевой собственности физическим лицам - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 на основании вступившего в законную силу решения Заднепровского районного суда г. Смоленска по делу от 28.06.2018 N 2-789-2018, которым признано право общей долевой собственности указанных лиц на самовольную постройку - здание агентства по обслуживанию пассажиров, общей площадью 160 кв. метров.

Обосновывая исковые требование общество указывало на то, что арендуемые истцом земельные участки используются для организации автостанции при осуществлении междугородних автобусных перевозок, въезд и выезд автотранспортных средств в соответствии с существующей схемой организации дорожного движения осуществляется с дороги общего пользования по переулку Болмашова, наличие на ней дорожной разметки 1.1 "Сплошная линия, разделяющая транспортные потоки" и ограничительных столбиков не позволяет истцу осуществлять его коммерческую деятельность (услуги автостанции) и делает невозможным совершение выезда от арендуемых объектов без причинения ущерба установленному ограждению и без нарушения Правил дорожного движения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Требования общество основаны на  статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом было установлено, что истец, ссылаясь на невозможность осуществления желаемой им деятельности по оказанию услуг автостанции на арендованных земельных участках, просил изменить существующую схему организации дорожного движения на спорном участке автомобильной дороги.

Спорная автодорога по ул. Кашена, согласно представленным в материалы дела документам относится к магистральной улице общегородского значения 3 класса регулируемого движения, примыкающей к ней проезд Автовокзальный включен в Перечень автодорог общего пользования местного значения г. Смоленска на основании постановления администрации города Смоленска от 14.12.2018 N 3283-адм.

Судом установлено, что установка сигнальных столбиков, о демонтаже которых заявляет истец, предусмотрена ГОСТа 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения", произведена на основании схемы организации дорожного движения на территории автовокзала, расположенного по ул. Кашена в г. Смоленске, разработанной ПАО "Смолоблпассажиртранс" (ранее начавшему осуществление деятельности по перевозке на рядом расположенном земельном участке), и в сочетании с имеющейся горизонтальной дорожной разметкой, предназначенной для разделения транспортных потоков.

В письме от 01.09.2017 администрация подтвердила разрешение ПАО "Смолоблпассажиртранс" установить сигнальные столбики (в соответствии с протоколом от 07.06.2017 N 7).

Указанным разрешением, оформленным протоколом от 07.06.2017 N 7, администрацией в рамках своих полномочий разрешена установка столбиков на въезде в автовокзал, а СОГБУ "Смоленскавтодор" предписано обновить дорожную разметку на указанном участке.

Действующая схема применения дорожной разметки 1.1 на пересечении выезда с территории действующего автовокзала, расположенного по ул. Кашена в г. Смоленске с проездом Автовокзальный, обусловлена необходимостью разделения транспортных потоков с учетом интенсивности движения на данном участке автодороги транспортных средств, в том числе автобусов и крупногабаритных автомобилей по доставке грузов к гипермаркету "Линия" по ул. Кашена.

Отклоняя довод заявителя о том, что на арендованных обществом земельных участках в придорожной полосе автомобильной дороги размещены объекты дорожного сервиса, суд указал, что он не имеет правового значения, поскольку технические условия их присоединения к автодороге общего пользования получены не были.

Осуществляя строительство объектов для целей использования как объекты дорожного сервиса, а впоследствии принимая в аренду земельные участки, на которых они расположены, общество, как субъект предпринимательской деятельности, должно и могло было оценить возможные риски, связанные с последующим использованием таких объектов недвижимости по желаемому им назначению.

Арбитражный суд Центрального округа указал на, то, что суд обоснованно отклонил ссылку заявителя на его обращения в администрацию с заявлениями от 16.08.2017, 05.10.2017, 29.06.2018 о заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге местного значения, поскольку предмет данного заявления, не входит в предмет настоящего спора и не подтверждает создание истцу препятствий в пользовании его имуществом.

В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из пояснений ответчика и подтверждается представителем акционерного общества "Смоленское областное предприятие пассажирского транспорта"  проезд автотранспорта на остановочные пункты ответчика осуществляется с соблюдением правил дорожного движения и учетом имеющейся разметки и правил дорожного движения, в рамках же спорного договора  предметом является присоединение объекта дорожного сервиса «Автостанция «ООО Спецпроект», расположенного по адресу: <...>  к автомобильным дорогам по ул. Кашена и Автовокзальному проезду, при этом на истце  лежит обязанность по оказанию комплекса услуг и выдаче технических условий на присоединение объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения города Смоленска.

Фактически присоединение спорного объекта должно осуществляться с соблюдением технических условий, выданных истцом.

Технические условия и требования, выдаваемые владельцем автомобильной дороги в силу Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"  (далее – Закон №257) обязательны к исполнению и отказ от их исполнения является неправомерным (статьи 20,22,26).

Таким образом,  заключение указанного договора не возлагает на истца изменение существующей схемы организации дорожного движения на спорном участке автомобильной дороги в порядке, котором общество заявляло в рамках дела №А62-7951/2017, напротив возлагает на ответчика выполнения перечня мероприятий необходимого для функционирования  и эксплуатации, с учетом норм действующего законодательства, присоединяемого объекта.

Как следует из пояснений представителя Управления, технические условия выдаются после оплаты ответчиком услуг по договору.

Указывает на то, что ответчиком технические условия  выданы не были и истцами не утверждались, был подготовлен только проект.

Между тем, суд учитывает, что ответчиком обязательства по оплате услуг по договору были исполнены, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением №24 от 15.01.2020.

Также в обоснование заявленных исковых требований истцы ссылаются на то, что спорный объект,  не является объектом дорожного сервиса, кроме того расположен на земельных участках с видом разрешенного не предназначенного для целей его размещения.

Рассмотрев  указанный довод, суд приходит к следующему.

Решением Заднепровского районного суда от 28.06.2018 по делу N 2-789-2018, за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 признано право общей долевой собственности  на самовольную постройку - здание агентства по обслуживанию пассажиров, общей площадью 160 кв. метров.

Решением суда установлено, что из имеющегося в материалах дела  технического плана здания усматривается, что спорный объект представляет собой нежилое здание – здание автостанции.

В соответствии с пунктом 13 статьи Закона №257 к объектам  дорожного сервиса  относятся  здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Пунктом 8 части  1 статьи 3 Федерального закона  от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автовокзал, автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.

Минимальные требования к оборудованию  автовокзалов и автостанций утверждены Приказам Минтранса России от 29.12.2015 N 387 "Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций" (далее – требования).

Как следует из представленного в материалы дела заключения №91 от 07.06.2017, выданного Управлением государственного автодорожного надзора по  Смоленской области, соблюдение условий, предусмотренных пунктами 1 и 2 части  статьи 31 и достоверность сведений, предусмотренных пунктом 4 части 3 статьи 31 Федерального закон от 13.07.2015 N 220-Ф "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении остановочного пункта – автостанция ООО «Спецпроект» расположенного по адресу: <...> подтверждено.

Приказом Федерального агентства от 23.12.2016 №2208 «О присвоении категории объекта транспортной инфраструктуры» автостанции ООО «Спецпроект» присвоена четвертая категория и она включена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры  и транспортных средств (реестровый номер АТА0002132).

Остановочный пункт по адресу: <...> зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с регистрационным номером 67042.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела письмами №03-07/5621 от 04.10.2017, от 02.11.2017 (т. 2 л.д. 39-40).

Решением Арбитражного суда Смоленской области по делу №А62-10143/2017, оставленным без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2018 и Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25.10.2018, установлено, что

ООО "Спецпроект" является арендатором двух смежных земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0013004:101 и 67:27:0013004:104, общей площадью 995 кв.м., расположенных по адресу: <...>. Указанные участки используются обществом для организации и эксплуатации автостанции как конечного и начального остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок.

 В целях осуществления деятельности по организации и эксплуатации автостанции как конечного и начального остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок обществом в январе 2017 года приобретено модульное здание общей площадью 171,96 кв.м., состоящие из 12 блок контейнеров БК-01; согласно техническому паспорту данное модульное здание предназначено для хозяйственного, бытового, производственного, складского, временного, жилого и другого назначения; в сертификате соответствия рег.№ РОСС RU.АВ51.Н00622 (л.д.83-84) указано, что модульное здание соответствует ГОСТ 22853-86 серийный выпуск, соответствует требованиям СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», степень огнестойкости 1У, класс конструктивной пожарной безопасности С3; согласно пункту 2.3.1 ГОСТ 22853-86 расчетный срок службы мобильных зданий типа «С» - 20 лет.

В апреле 2017 года указанное здание общей площадью 172 кв.м. проектной вместимостью 25 человек, рассчитанное на средний пассажиропоток 250 человек в сутки, было смонтировано (договор подряда № 67/67-749 от 10.04.2017, акт приема-передачи некапитального строения от 18.04.2017) на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0013004:101, расположенным по адресу: <...>. Данное строение имеет следующую экспликацию помещений: операционный зал (12,8 кв.м.), вестибюль (22.6 кв.м.), дежурное помещение (8,3 кв.м.), зал ожидания (41,5 кв.м.), санузел (3,0 кв.м.), санузел (4,5 кв.м.), санузел (2,2 кв.м.), комната матери и ребенка (7 кв.м.), коридор (14,0 кв.м.), теплогенераторная (1,7 кв.м.), помещение для медосмотр медосмотра (12,9 кв.м.), бытовое помещение (13,2 кв.м.), административное помещение (12,9 кв.м.).

В связи с истечением 30.12.2017 срока действия заключение № 91 от 12.05.2017 общество 31.10.2017 обратилось в Управление Госавтодорнадзора с заявлением о выдаче заключения о выполнении условий регистрации остановочных пунктов, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 31 Закона №220-ФЗ.

Уведомлением от 27.11.2017 (исх.№ 1340) управление отказало обществу в предоставлении заключения по мотивам невыполнения условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона №220-ФЗ.

По мнению управления такое невыполнение условий заключается в следующем: ответчик оценил объект транспортной инфраструктуры заявителя как иной остановочный пункт, а не автостанцию, а следовательно, при наличии в г.Смоленске функционирующего автовокзала ПАО «Смоленскоблпассажиртранс», расположенного по адресу: <...> отсутствуют условия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона №220-ФЗ, соответственно отсутствуют основания для предоставления положительного заключения.

Признавая позицию управления ошибочной суды пришли к выводу, что территория автостанции заявителя соответствует минимальным требованиям к оборудованию автостанций, установленных пунктом 3 Приказа Минтранса России от 29.12.2015 № 387 "Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций" (акт приема-передачи от 18.04.2017). Минтранс России 26.06.2017 (под регистрационным № 67042) включил в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, сформированном согласно положениям Закона №220, остановочный пункт Автостанция "ООО "Спецпроект".

Действующее на дату вынесения оспариваемого отказа законодательство не содержало положений, формально ограничивающих количество автостанций и автовокзалов в одном населенном пункте, тем более в региональном центре.

Судами также обращено внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 № 480-ФЗ (вступил в силу с 29.12.2017) пункты 1, 2 части 1 статьи 30 Закона №220-ФЗ утратили силу, а часть 1 статьи 30 Закона №220-ФЗ действует в следующей редакции "Остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций. Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти остановочные пункты."

В апелляционном определении №36-АПГ-2 от 18.04.2018 (т.3 л.д. 90-97) Верховный  суд Российской Федерации   указал, что административный ответчик не представил доказательств правомерности включения в Перечень остановочных пунктов именно автовокзала «город Смоленск», несмотря на то, что  автостанция ООО «Спецпроект» находится на этой же улице, так же как и автовокзал федеральным законодательством признается объектом транспортной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Кроме того, как следует из представленного в материалы дела акта изучения состояния безопасности, антитеррористической защищенности ООО «Спецпроект» от 27.06.2019 указанный объект отнесен к объекту транспортной инфраструктуры – автостанции, г. Смоленск ООО «Спецпроект» (т. 3 л.д. 68-78).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что «Автостанция «ООО «Спецпроект» является объектам  дорожного сервиса.

Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, спорный объект расположен на  следующих земельных участках:

- с кадастровым номером 67:2760013004:101, общей площадью 713 кв. метров с разрешенным использованием: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, - агентство по обслуживанию пассажиров;

- с кадастровым номером 67:2760013004:104, общей площадью 282 кв. метров из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под объектами недвижимости, находящимися на территории производственной базы (трансформаторная подстанция, склад цемента, склад инертных материалов и заполнителей транспортной ленты, здания отдела сбыта, водообработка, здание бывшего треста, производственный корпус, бетоносмесительный узел).

Сторонами не оспаривается, что указанный объект расположен в территориальной зоне ОД – зоне размещения  объектов общественно-делового назначения, с включением объектов инженерной инфраструктуры.

Видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:2760013004:104 является агентства по обслуживанию пассажиров.

Условно разрешённый вид, в том числе  автовокзал.

Указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела градостроительным планом земельного участка №RU67302000-4794 (т 4 л.д. 36-42).

В соответствии с подпунктом 36 части 1 статьи 35 Правил землепользования и застройки города Смоленска утвержденных Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Смоленска" к числу основных видов разрешенного использования земельных участков находящихся в зоне размещения  объектов общественно-делового назначения относится в том, числе - агентства по обслуживанию пассажиров.

Подпунктом 57 части 1 статьи 35 Правил землепользования и застройки города Смоленска в качестве условного вида разрешенного использования предусмотрен – автовокзал.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития Росси от 01.09.2014 № 540 разрешенное использование земельного участка - обслуживание перевозок пассажиров включает размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, за исключением объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 7.6.

Классификатор не содержит прямого указания на вид разрешенного использования - под агентство по обслуживанию пассажиров.

Как следует из материалов дела, градостроительный план выдался в целях строительства агентства по обслуживанию пассажиров, то есть для строительства конкретного здания, право собственности на которое было признано Заднепровским районным судом г. Смоленска.

Действующее законодательство не содержит утвержденного определения или понятия  «агентства по обслуживанию пассажиров».

При этом суд учитывает, что в решении Заднепровского районного суда г. Смоленска суд признал право собственности на  здание агентства по обслуживанию пассажиров, общей площадью 160 кв. метров и  установил, что из имеющегося в материалах дела  технического плана здания усматривается, что спорный объект представляет собой нежилое здание – здание автостанции.

Пунктом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" установлено:

- "автовокзал" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

- "автостанция" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.

Исходя из п. 28 Правил перевозки пассажиров и багажа предназначение автовокзала (автостанции) заключается в обслуживании пассажиров и перевозчиков.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" утвержденного  Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

Само по себе не изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:2706013004:104, не может говорить о том, что вид разрешенного использования не соответствует нормам действующего законодательства, так как указанный земельный участок располагается под приобретаемыми иными объектами недвижимости и может быть изменен.

Таким образом, с учетом видов разрешенного использования суд приходит к выводу, что расположение спорного объекта на указанных земельных участках не нарушает норм действующего законодательства.

С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения требований истцов, у суда не имеется.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Истцы в соответствии со статьей 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.

Судом в удовлетворении исковых требований отказано.

Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины взысканию не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.  Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                          Л.В. Либерова