АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
проспект Гагарина, д. 46, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
30.05.2014 Дело № А62-1307/2014
Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2014 года
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2014 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Печориной В. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пехтеревой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "СПК" (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области; Обществу с ограниченной ответственностью "Литком" (ОГРН <***>; 1117154027759; ИНН <***>; 7103512853)
о признании недействительным договора от 20.02.2014 № 3
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 18.06.2013), ФИО2 – представитель (доверенность от 18.06.2013);
от ответчиков: Главного управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области: ФИО3 – начальник отдела правового обеспечения, оценки, учета и ведения реестра (доверенность от 31.12.2013 № 04-7357/ГЕ); ООО "Литком": ФИО4 – представитель (доверенность от 10.01.2014);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СПК" (далее по тексту – Общество, истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (далее по тексту - Управление), Обществу с ограниченной ответственностью "Литком" о признании недействительным договора от 20.02.2014 № 3 на проведение переработки сырого нефтепродукта - газовый конденсат, компаундированный нефтью (нефтегазоконденсатная смесь), имеющей аналогичные и идентичные базовые свойства, в количестве 1364,612 тонн (с учетом заявления об уточнении предъявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ (протокол судебного заседания от 06.05.2014)).
В судебном заседании представители заявителя поддержали предъявленные требования, указав на то обстоятельство, что договор на переработку нефтегазоконденсатной смеси в соответствии с положениями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» должен был быть заключен по результатам проведения торгов, а не путем прямого предложения; заключение договора с нарушением установленной процедуры в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса РФ влечет его недействительность. Свою заинтересованность в оспаривании указанной сделки истец мотивирует тем обстоятельством, что имел потенциальную возможность участия в таких торгах, что подтверждено поданной им в Управление заявкой.
Управление, представив отзыв на заявление, предъявленные требования не признало со ссылкой на то обстоятельство, что в данном случае договор на переработку заключался в соответствии с «Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 № 311, путем размещения открытого предложения на сайте Управления; в связи с тем обстоятельством, что конфискованная решением суда нефтегазовая смесь, являвшаяся предметом договора, согласно имеющимся заключениям экспертов, самостоятельных потребительских свойств не имеет, предназначена для переработки, договор заключался на основании решения комиссии Управления по форме, утвержденной Приказом Росимущества от 12.01.2009 № 2; договор заключен с первым обратившимся с заявкой лицом - ООО «Литком».
ООО «Литком» в отзыве на заявление поддержало позицию Управления, подтвердив, в том числе, и указанные первым ответчиком основания по порядку публикации сообщения о заключении договора.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дала документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд признает предъявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
По правилам пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актами не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с положениями части 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пунктам 1, 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, возложив на него функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Росимущество, как самостоятельно, так и посредством привлечения поверенных организаций.
Согласно положениям пункта 1 статьи 186 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества со дня вступления в силу данного судебного решения.
В силу положений пункта 1 статьи 187 указанного Закона распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность на основании судебного акта, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» (далее по тексту – Положение № 311) имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения.
Согласно пункту 8 Положения № 311 Российский фонд федерального имущества (его филиалы) организует проведение санитарно-гигиенической, экологической, товароведческой и иных экспертиз (далее - экспертиза) в целях подтверждения соответствия имущества, обращенного в собственность государства, установленным требованиям.
При заключении экспертизы о безопасности имущества, обращенного в собственность государства, для жизни и здоровья человека и возможности использования его по обычному предназначению Российский фонд федерального имущества (его филиалы) обеспечивает его реализацию в соответствии с действующим законодательством. При реализации имущества, обращенного в собственность государства, Российский фонд федерального имущества (его филиалы) организует сертификацию имущества либо осуществляет его декларирование, а также организует его маркировку в соответствии с законодательством.
При заключении экспертизы об утрате имуществом, обращенным в собственность государства, потребительских свойств Российский фонд федерального имущества (его филиалы) организует переработку (утилизацию) имущества, обращенного в собственность государства, а в случае невозможности переработки либо нарушения исключительных прав в результате нахождения конфискованного имущества в обороте - уничтожение. Переработка (утилизация) или уничтожение имущества осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей природной среды и о техническом регулировании.
Приказом Росимущества о т 12.01.2009 № 2 утверждена форма договора на переработку имущества.
Переработка (утилизация) или уничтожение имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется на основании решения комиссии, в состав которой входят представители Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Российского фонда федерального имущества (его филиалов) и руководитель организации, осуществляющей переработку (утилизацию) или уничтожение.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Перовского районного суда г.Москвы от 06.02.2013 ООО «Тракт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения - сырого нефтепродукта - газовый конденсат, компаундированный нефтью (нефтегазоконденсатная смесь), имеющей аналогичные и идентичные базовые свойства, в количестве 1364,612 тонн.
В соответствии с положениями пункта 1.1 статьи 32.4 КоАП РФ 21.05.2013 Центральная оперативная таможня обратилась в Росимущество с уведомлением о наличии указанного имущества и месте его нахождения, одновременно представив выписку из заключения ЭКС-филиал ЦЭКТУ г. Нижний Новгород, в котором имеется ссылка о том, что конфискованное имущество предназначено для переработки (то есть самостоятельных потребительских свойств как имущество, реализация которого возможна, не имеет).
Указанные обстоятельства подтверждены также заключением ЗАО «НКЦЭС и К» от 31.07.2013.
С учетом указанных выводов комиссией Управления в соответствии с пунктом 8 Положения № 311 принято решение об обращении в Центральный аппарат Росимущества с просьбой дать поручение на утилизацию (переработку) нефтегазоконденсатной смеси.
Федеральным агентством по управлению имуществом дано поручение от 21.08.2013 № 12/38676 «О переработке нефтегазоконденсатной смеси».
В октябре 2013 года Территориальным управлением по распоряжению государственным имуществом по Смоленской области проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по хранению нефтегазоконденсатной смеси, по итогам которого контракт заключен с индивидуальным предпринимателем заключила ФИО5
С письменного согласия ТУ Росимущество по Смоленской области ФИО5 заключила договор № 29/13 от 30.10.2013 на хранение указанной нефтегазоконденсатной смеси с ООО «СПК» (срок хранения с 30.10.2013 по 28.02.2014).
На основании заключенного 13.01.2014 государственного контракта № 02/14-ГК ОГУП «Смоленское региональное агентство недвижимости и землеустройства» проведена оценка стоимости нефтегазоконденсатной смеси, обращенной в собственность государства, в целях утилизации (переработки). Согласно Отчету об оценке от 06.02.2014 № 01/14 рыночная стоимость нефтегазоконденсатной смеси в количестве 1364,612 тонн в целях переработки определена в размере 10875470 рублей.
По результатам проведенной оценки Росимуществом территориальному управлению дано разрешение от 18.02.2014 № 12/6200 о переработке нефтегазоконденсатной смеси (л.д.75 (оборот)).
19.02.2014 на официальном сайте Управления tu67rosim.ru опубликовано сообщение о проведении переработки сырого нефтепродукта - газовый конденсат, компаундированный нефтью (нефтегазоконденсатная смесь), имеющей аналогичные и идентичные базовые свойства, в количестве 1364,612 тонн, рыночная стоимость имущества как материалов 10875470 рублей.
19.02.2014 по приложенной к сообщению форме заявление на приобретение конфискованного имущества на переработку подано ООО «Литком» (л.д.69), ООО «СПК» аналогичное заявление подало 28.02.2014 (Журнал регистрации заявлений (выписка) – л.д.70).
20.02.2014 с ООО «Литком» (как с первым обратившимся) Управлением заключен договор № 3 на переработку нефтегазоконденсатной смеси по определенной оценщиком рыночной стоимости.
Анализ указанных обстоятельств дела позволяет суду согласиться с доводом ответчиков о том, что в данном случае в связи с установленной возможностью использования имущества исключительно в целях переработки Управлением совершены действия, предусмотренные пунктом 8 Положения № 311, и на основании опубликованной в общем доступе публичной оферты заключен договор на переработку (утилизацию) конфискованного имущества.
Доказательств, свидетельствующих о том, что указанное имущество, обладая потребительскими свойствами, подлежало реализации путем проведения торгов (Распоряжение Росимущества от 29.11.2001 № 418) истцом не представлено, равно как и доказательств отсутствия соответствующей публикации на официальном сайте Управления (при этом в соответствии с представленным истцом в материалы дела скриншотом (л.д.22) от 28.02.2014 подтвержден факт публикации такого сообщения с формой заявления).
Кроме того, при оценке информативности о процессе передачи имущества на переработку суд учитывает то обстоятельство, что ООО «СПК» в силу заключенного с предпринимателем ФИО5 договора на хранение нефтегазоконденсатной смеси от 30.10.2013 № 29/13 с установленным сроком действия договора до 28.02.2014 располагало сведениями о наличии такого имущества, сроке окончания договора, и, соответственно, имело возможность получать соответствующую информацию о предполагаемой судьбе указанного имущества. Доказательств о наличии препятствий в получении такой информации Общество не представило.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при заключении спорного договора Управление действовало в рамках предоставленных ему полномочий (пункт 8 Положения № 311) на основании поручения Росимущества, в соответствии с размещенной в установленном порядке на официальном сайте Управления публичной офертой, за цену, установленную на основании результатов проведенной оценки рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В настоящем случае доказательств того, что Управлением нарушена процедура реализации имущества, что привело или могло привести к снижению количества потенциальных покупателей, увеличению продажной стоимости имущества, фактически соответствующей его рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ истцом не представлено.
Также в данной части суд учитывает то обстоятельство, что несмотря на окончание 28.02.2014 срока действия договора хранения от 30.10.2013 № 29/13, ООО «СПК» без законных оснований удерживало переданное на хранение имущество, несмотря на предъявленное требование о его возвращении собственнику, таким образом, предъявление 04.03.2014 настоящего иска (после совершения действий по незаконному удержанию имущества и возникновении потенциальной возможности предъявления убытков, связанных с такими действиями) направлено, в том числе, на правовую легализацию указанных действий.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "СПК" (ОГРН <***>; ИНН <***>) отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "СПК" (ОГРН <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей (платежное поручение от 03.03.2014 № 35), о чем выдать справку после вступления решения суда в законную силу.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья В.А.Печорина