ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-1322/2022 от 26.07.2022 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

27.07.2022 Дело № А62-1322/2022

Резолютивная часть решения оглашена 26.07.2022

Полный текст решения изготовлен 27.07.2022

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.А., рассмотрев в судебном заседании путем проведения веб-конференции дело по исковому заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)

к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (ОГРН <***>; ИНН <***>);

Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)

третье лицо: ФИО2

об обязании произвести выплату компенсации

при участии:

от истца: ФИО3 А.С.(участвует онлайн) – представитель по доверенности, паспорт, диплом;

от ОПФР: ФИО4 – представитель по доверенности, паспорт, диплом;

от Департамента: ФИО5 – представитель по доверенности, паспорт, диплом;

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, истец) обратился в арбитражный суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию и Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о взыскании компенсации в сумме 453 210 руб. за изготовление и установку памятника Герою Социалистического труда ФИО6.

Департамент Смоленской области по социальному развитию и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Управление указало, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона № 5-ФЗ и условиями Соглашения ОПФР по Смоленской области осуществляет финансирование расходов по предоставлению видов льгот, предусмотренных нормами ст. 2- 6.1 Закона № 5-ФЗ фактически понесенных Департаментом, а не специализированной организацией, не являющейся участником бюджетного процесса. На протяжении 2021 календарного года заявки на финансирование расходования средств на реализацию мер социальной поддержки в виде сооружения надгробия Герою Социалистического Труда ФИО6 от Департамента в ОПФР по Смоленской области не поступало. Таким образом, финансирование сооружения надгробия, предусмотренного ст. 6.1 Закона № 5-ФЗ, носит административно-правовой характер и осуществляется в рамках текущего бюджетного процесса. Следовательно, ОПФР по Смоленской области является ненадлежащим ответчиком. Бюджетные обязательства по финансированию расходов, понесенных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта федерации в связи с предоставлением льготы, предусмотренной п. 2 ст. 6.1 Закона № 5-ФЗ реализуются посредством заключения государственного контракта в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон № 44-ФЗ). Данный контракт заключается со специализированной организацией в целях сооружения надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда. Из приведенных выше норм права следует, что для возникновения у истца права на получение средств, предоставляемых в рамках финансирования расходов по предоставлению видов льгот, предусмотренных нормами ст. 2-6.1 Закона № 5-ФЗ, между истцом и Департаментом должен быть заключен государственный контракт в порядке и на основания, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Из представленных истцом доказательств не усматривается наличие факта участия истца в проведении конкурса на заключение государственного контракта на выполнение работ по сооружению надгробия Герою Социалистического Труда ФИО6 Довод истца о приобретении истцом права требования на основании ст. ст. 382-384 ГК РФ основан на неверном определении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

Департамент в отзыве указал, что изготовление и установка надгробия производится специализированными предприятиями, при этом способ определения поставщика определяется на конкурсной основе. Изготовленный и установленный памятник не соответствует техническим характеристикам установленным пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета». В частности размеры установленного вертикальной плиты составляет 180x90x12см вместо предусмотренных 200x90x25; цоколь 100x30x25 см вместо 100x40x30 см; цветник 120x90x10 вместо 150x90x25см. Представленный договор от 01.07.2021, заключенный между ИП ФИО1 и ФИО2 не порождает для Департамента правовых последствий, в связи с тем, что Департамент не является стороной сделки. При этом субъекты являющиеся сторонами по данному договору не могут распоряжаться средствами федерального бюджета.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2, который отзыв на иск не представил, явку в судебное заседание не обеспечил.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы сторон, суд пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.03.1966 № 4646 VI ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, присвоено звание Героя Социалистического Труда, что подтверждается Архивной справкой от 20.04.2021 № 5395-С.

ФИО6 умерла 19.11.2007, что следует из повторного свидетельства о смерти 11-МП 550733 от 09.02.2021.

Справкой от 09.02.2021 № 139 Отдела городского хозяйства Муниципального образования «Сычевский район Смоленской области» подтверждается, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая 19.11.2007, захоронена в г. Сычевка Смоленской области на городском кладбище № 1. Установка надгробного памятника постоянного образца не производилась.

Согласно справке от 29.04.2021 № 155 Военного комиссариата Смоленской области, выплата денежной компенсации за изготовление и установку надгробного памятника родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти погибшего (умершего) 19.11.2007 ФИО6, военным комиссариатом Смоленской области не производилась.

ФИО2, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, приходится ФИО6 сыном, что следует из нотариально заверенной копия повторного свидетельства о рождении <...> от 09.02.2021, нотариально заверенной копии паспорта ФИО2

Между ИП ФИО1 и ФИО2 был заключен договор от 01.07.2021 на оказание услуг и выполнение работ по установке надгробия на могиле умершего героя Социалистического труда за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 2.3. договора заказчик передал исполнителю право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с ч. 2 ст. 6.1. Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы".

Стоимость работ определена сторонами в сумме 453 210 руб. (пункт 3.1. договора), работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда определены в сметах, согласованной заказчиком, является твердой договорной и изменению не подлежит (пункт 3.2, 3.3 договора).

Пунктом 1.2 и 1.3 договора определено, что установка надгробия на могиле умершего осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» (далее - Постановление № 740) в срок до 30.11.2021. Надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда ФИО6 на кладбище г. Сычевка Смоленской области (пункт 1.4 договора).

Исполнитель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробных памятников в полном объеме, о чем составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умерших от 20.07.2021.

31.08.2021 в адрес Департамента поступило обращение от индивидуального предпринимателя ФИО1, которым он просил произвести оплату за изготовление и установку надгробия на могиле умершего Героя Социалистического ФИО7 Александровны в размере 453 210 руб.

К заявлению ИП ФИО1 приложил: заявление ФИО2; договор; смету; акт приемки выполненных работ; справку из администрации; нотариально заверенную копию свидетельства о смерти ФИО6; архивную справку, подтверждающую звание Героя Социалистического Труда ФИО6; нотариально заверенную копию свидетельства о рождении ФИО2; нотариально заверенную копию паспорта ФИО2; фотографии; учредительные документы ИП; счет, счет-фактуру.

27.09.2021 Департаментом направлено письмо № 5-6442 об отказе в перечислении денежных средств в связи с тем, что изготовление и установка надгробия производится специализированными предприятиями, при этом способ определения поставщика определяется на конкурсной основе.

ИП ФИО1 обратился в Департамент Смоленской области по социальному развитию с претензией от 14.10.2021, что следует из почтовой квитанции от 14.10.2021, описи вложения в почтовое отправление от 14.10.2021.

Ответ на претензию не последовал.

Неисполнение требований Департамент Смоленской области по социальному развитию послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 7 Закона № 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией Закона № 5-ФЗ, и потребности в средствах на следующий месяц.

В развитие Закона № 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.12.2006 № 740 (далее - Постановление № 740), которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на изготовление и установку таких надгробий.

Согласно пункту 2 Постановления № 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона № 5-ФЗ.

Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия).

Учет операций по использованию средств, предусмотренных на финансирование расходов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, производится на лицевых счетах получателей средств субъектов Российской Федерации, открытых уполномоченными органами в органах Федерального казначейства, при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для определения порядка взаимодействия между Администрацией Смоленской области и Управлением Пенсионным Фондом РФ по Смоленской области20.07.2020заключено Соглашение № МТ-09-31/сог/112 о реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (действующее на момент спорных правоотношений).

Из названных нормативных положений следует, что выплата спорной компенсации возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Департамента и Фонда, в связи с чем указанные Предпринимателем лица являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

В силу положений статей 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), обоснованно признан уполномоченным лицом, которое может заявить о выплате в его адрес сумм, подлежащих компенсации родственникам Героев Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета.

Нормативными актами, в том числе Законом № 5-ФЗ, Постановлением № 740 в состав подлежащих компенсации средств включены расходы родственников Героев Социалистического Труда по изготовлению и установке надгробий. Процесс установки надгробий на могилах безусловно предполагает факт перемещения изготовленного памятника от места изготовления до места установки, равно как и процесс погрузки/выгрузки надгробного памятника значительного веса с сохранением полировки. Указанные расходы согласно смете отнесены сторонами договоров к транспортным, без них установка надгробия невозможна.

Доводов и доказательств относительного того, что изготовление надгробия происходило в непосредственной близости от места захоронения, что позволило бы избежать спорных расходов, заявлено и представлено не было.

Судом установлено и материалами дела подтверждается факт выполнения Предпринимателем обязательств по установке памятника согласно заключенному договору, что ответчиками не оспаривается.

В обоснование выплаты в его пользу стоимости оказанных услуг, связанных с изготовлением, транспортировкой и установкой памятника, истец сослался на утвержденную между ним и родственником Героя Социалистического Труда смету, согласно которой расходы, подлежащие оплате родственником (заказчиком) в адрес Предпринимателя, и, соответственно, возмещению за счет средств федерального бюджета, составляют 453 210 руб.

Материалами дела (сметой от 01.07.2021, актом приемки выполненных работ) подтверждается размер обязательств родственника Героя Социалистического Труда перед Предпринимателем, связанных с оплатой за изготовление, доставку, разгрузку, погрузку, перенос памятника к месту установки, оказание услуг крана, подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета.

Доказательств, опровергающих факт изготовления и установки надгробия на месте, несоответствия заявленных цен по доставке, разгрузке, погрузке, перемещению памятника к месту установки, услугам крана, рыночным ценам ответчиками не представлено.

Поскольку сооружение (изготовление и установка) на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, то в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов была обязанность компенсировать родственнику Героя Социалистического Труда расходы в полном объеме или, в рассматриваемом случае с учетом условий заключенных договоров, произвести выплату в пользу Предпринимателя спорной суммы.

При этом суд отмечает, что законодатель не ограничивает уступку права соответствующего требования (в частности, возмещение расходов на изготовление и установку надгробия) непосредственно лицом, имеющим право на соответствующую льготу.

Довод Управления о том, что таковой не является стороной по договору между истцом и третьим лицом, следовательно, не несет обязанности по возмещению расходов в пользу индивидуального предпринимателя, подлежит отклонению, поскольку право на льготу у ФИО2 подтверждено истцом документально и ответчиком не оспаривается. При этом право требования компенсации за установку памятника, в силу положений пункта 2.3 договора от 01.07.2021 передано ФИО2 в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, что не противоречит закону и в силу положений статей 382-384 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о приобретении ФИО1 права требования с уполномоченного органа компенсации расходов на установление надгробия в том объеме и на тех условиях, которые существовали у ФИО2, как сына Героя Социалистического труда, в то время, как вышеуказанными нормативными положениями не предусмотрены ограничения по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника. Единственным требованием, предъявляемым законодателем к исполнителю, является то, что изготовление надгробия осуществляется специализированными предприятиями.

Как установлено судом, согласно сведениям, размещенном в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности истца является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03), в качестве дополнительного – резка, обработка и отделка камня для памятников (код ОКВЭД 23.70.2), что соответствует о специализации деятельности истца на изготовлении надгробий (памятников).

Таким образом, предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника по поручению родственника умершего Героя в силу указанных выше нормативных актов, признается уполномоченным лицом на совершение поименованных в законе действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

У ответчиков отсутствовали правовые основания для отказа в выплате компенсации, поскольку материалами дела (договором, сметой от 01.07.2021, актом приемки выполненных работ от 20.07.2021, фототаблицей) подтверждаются факт несения Предпринимателем расходов по изготовлению и установке надгробия, размеры которого не превышают установленные Постановлением № 740, а также сумма понесенным им затрат. Доказательств, опровергающих факт изготовления и установки надгробия, а также несения соответствующих затрат, не представлено.

Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов имеется обязанность компенсировать истцу расходы по изготовлению и установке памятника в установленном законом порядке. Изложенный судом правовой подход согласуется с позицией ВС РФ, изложенной в определении от 29.11.2021 № 304-ЭС21-22344.

Таким образом суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При обращении с иском истцом понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 12064 руб. (чек – ордер от 22.02.2022), которые в силу статьи 110 АПК РФ и с учетом результатов рассмотрения настоящего дела подлежат взысканию с ответчиков в равных долях.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию (ОГРН <***>; ИНН <***>) и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) произвести выплату компенсации индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) за изготовление и установку памятника Герою Социалистического ФИО7 Александровне в размере 453 210 руб.

Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) 6 032 руб. в возмещение судебных расходов.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) 6 032 руб. в возмещение судебных расходов.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по письменному ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В.В. Красильникова