ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-1414/14 от 27.05.2014 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

проспект Гагарина, д. 46, г. Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

03.06.2014 Дело № А62-1414/2014

Резолютивная часть решения объявлена 27.05.2014

Полный текст решения изготовлен 03.06.2014

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Яковенковой В. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ладейщиковой И.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Смоленской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий по переводу на упрощенную систему налогообложения на основании заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения от 30.11.2010,

при участии:

от заявителя – ФИО2, представитель, доверенность от 18.04.2014 № 1д-269,

от ответчика – ФИО3, представитель, доверенность от 17.01.2014,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Смоленской области (далее по тексту – налоговый орган, Инспекция, ответчик) по переводу на упрощенную систему налогообложения на основании заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения от 30.11.2010.

Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по Смоленской области с 11.11.1996; с 07.07.2010 он осуществляет предпринимательскую деятельность, подпадающую под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по виду деятельности розничная торговля.

На основании поданного Предпринимателем в налоговый орган заявления от 30.11.2010 в соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса РФ ИП ФИО1 с 01.01.2011 является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; в качестве объекта налогообложения ИП ФИО1 выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.

За период с 2010 года по 20.04.2014 ИП ФИО1 представлены в Инспекцию следующие налоговые декларации:

- 27.04.2011 - первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2010 год, согласно которой к уплате в бюджет подлежит 28 508, 00 рубля,

- 02.05.2012 - первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2011 год, согласно которой к уплате в бюджет подлежит 77 515, 00 рубля,

- 31.12.2013 - уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2011 год, согласно которой к уплате в бюджет подлежит 94 790, 00 рубля,

- 31.12.2013 - уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2012 год, согласно которой к уплате в бюджет подлежит 223 320, 00 рубля.

По результатам проверки вышеперечисленных налоговых деклараций ИП ФИО1 к налоговой ответственности не привлекался;

- 30.04.2013 - первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2012 год, сумма подлежащая возврату из бюджета 4 328, 00 рубля,

- 11.07.2013 - уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2012 год, сумма подлежащая возврату из бюджета 30 361, 00 рубля.

По результатам проверки данных деклараций Инспекцией принято решение от 13.01.2014 № 1357, согласно которому в привлечении ИП ФИО1 к налоговой ответственности, а также в предоставлении имущественного налогового вычета отказано в связи с тем, что Предприниматель находится на УСН;

- 02.05.2012 - первичная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2011 год, на основании которой к уплате в бюджет подлежит 77 813, 00 рубля,

- 06.08.2012 - уточненная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2011 год, на основании которой к уплате в бюджет подлежит 76 813, 00 рубля,

- 31.12.2013 - уточненная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2011 год с корректировкой 2, на основании которой сумма полученных доходов составила 0 рублей и к уплате в бюджет подлежит налог в размере 0 рублей,

- 29.03.2013 - первичная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2012 год, на основании которой заявлена сумма полученных доходов в размере 16 470 595, 00 рубля и к уплате в бюджет подлежит сумма налога в размере 164 706, 00 рубля,

- 31.12.2013 - уточненная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2012 год, на основании которой к уплате в бюджет подлежит сумма налога в размере 0 рублей.

По вышеперечисленным налоговым декларациям по УСН ИП ФИО1 к налоговой ответственности не привлекался;

- 18.04.2011 - первичная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2011 года,

- 18.07.2011 - первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2011 года,

- 20.10.2011 - первичная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2011 года,

- 20.01.2012 - первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2011 года,

- 23.01.2012 - уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2011 года,

- 19.04.2012 - первичная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2012 года,

- 20.07.2012 - первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2012 года,

- 23.07.2012 - уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2012 года,

- 19.10.2012 - первичная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2012 года,

- 22.10.2012 - уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2012 года,

- 21.01.2013 - первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2012 года,

- 21.02.2013 - уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2012 года.

- 10.04.2013 - уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2012 года,

- 22.04.2013 - первичная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2013 года,

- 21.07.2013 - первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2013 года,

- 17.10.2013 - первичная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2013 года,

- 19.11.2013 - уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2013 года,

- 20.01.2014 - первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2013 года;

- 21.04.2014 - первичная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2014 года.

По вышеперечисленным налоговым декларациям по НДС ИП ФИО1 к налоговой ответственности не привлекался.

То есть Предпринимателем за 2011, 2012 годы одновременно представлена отчетность по общему режиму налогообложения и системе налогообложения в виде налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В связи с обнаружением указанной ошибки 27.11.2013 Предпринимателем подано заявление о прекращении применения УСН с 01.01.2014.

9 декабря 2013 года (вх. 15403) в Инспекцию поступило письмо ИП ФИО1, в котором налогоплательщик указал, что на протяжении многих лет им применялась общая система налогообложения, в связи с этим  своевременно подавались декларации по НДС, декларации формы 3-НДФЛ, а исчисленные к уплате суммы НДС И НДФЛ уплачивались в бюджет; в ноябре 2010   года налогоплательщиком было подано заявление на открытие нового вида деятельности, а также по ошибке заявление о переходе на УСН с 01.01.2011.

Письмом от 09.01.2014, которое являлось ответом на письмо от 09.12.2013, налоговый орган разъяснил налогоплательщику, что за 2011 и 2012 годы у него отсутствовали основания для представления налоговых деклараций по НДС и НДФЛ, так как в период с 01.01.2011 по 31.12.2013 ИП ФИО1 являлся плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

31 декабря 2013 года Предпринимателем в налоговый орган подано заявление о зачете переплаты минимального налога в сумме 242 519, 00 рубля, образовавшейся в связи с ошибочным применением УСН, в счет уплаты налога на доходы физических лиц в указанной сумме.

Решением от 23.01.2014 Инспекция отказала в осуществлении зачета указанной суммы в связи с проведением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2012 год, срок окончания которой 31.03.2014 (л.д. 11, том 1).

Не согласившись с вышеуказанными действиями Инспекции, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением. При этом заявитель указывает, что воля на применение им упрощенной системы налогообложения не изъявлялась; Предприниматель, представляя в налоговый орган всю налоговую отчетность по общей системе налогообложения, считает себя налогоплательщиком по общей системе налогообложения. Между тем, налоговый орган, принимая налоговые декларации по УСН, ввел Предпринимателя в заблуждение.

Инспекция с доводами Предпринимателя не согласна по основаниям, изложенным в отзыве. Ответчик указывает на то, что переход на УСН и переход с УСН на иную систему налогообложения осуществляется добровольно самим налогоплательщиком. В рассматриваемом случае ИП ФИО1 применял УСН с 01.01.2011 на основании поданного им заявления от 30.11.2010. При этом налоговый орган не обязан направлять налогоплательщику какое-либо уведомление о возможности или невозможности применения упрощенной системы налогообложения, а также не вправе отказать налогоплательщику в приеме налоговых деклараций.

В судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали свои доводы и требования.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 199 АПК РФ предусмотрено, что в заявлении, в частности, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).

В соответствии со статьями 29, 198, 199, 201 АПК РФ арбитражные суды при рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц обязаны установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на заявителя какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления такой деятельности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, статьям 198 и 201 АПК РФ основанием для признания ненормативного акта (действий (бездействия)) недействительным является совокупность двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта (действий, бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) упрощенная система налогообложения (далее – УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно пункту 1 статьи 346.13 НК РФ должны подать в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление (пункт 1 статьи 346.13 НК РФ в редакции Федерального закона от 17.05.2007 № 85-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию по УСН в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ).

Из анализа вышеперечисленных норм следует, что применение УСН осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно, на основании поданного им заявления. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не обязывает налоговый орган уведомлять налогоплательщика о возможности или невозможности применять упрощенную систему налогообложения. Положения главы 26.2 НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по поданному налогоплательщиком заявлению. В этой связи у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения УСН.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, пунктами 3, 4 статьи 80 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиками представлять в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) налоговые декларации (расчеты) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

При этом в силу пункта 4 статьи 80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Как установлено судом, ИП ФИО1 самостоятельно 30.11.2010 подал в налоговый орган заявление о переходе с 01.01.2011 на упрощенную систему налогообложения и представил налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2011 и 2012 годы. При этом материалы дела не содержат доказательств того, что это заявление и налоговые декларации он подал в результате каких-либо неправомерных действий (бездействия) сотрудников налогового органа, а, следовательно, доказательств того, что перевод Предпринимателя на УСН осуществлен налоговым органом в принудительном порядке.

Согласно пункту 5 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: 1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; 2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики, в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

Начиная с 1 января 2014 года налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ).

Из вышеизложенного следует, что применение УСН не освобождает от уплаты НДС, в случае если индивидуальный предприниматель выставляет покупателю счет-фактуру, в том числе по авансовому платежу, с выделением в нем суммы НДС.

Таким образом, учитывая то, что ИП ФИО1 выставлялись контрагентам счета-фактуры с выделением в них суммы НДС, Предприниматель обязан был своевременно представить соответствующие налоговые декларации в налоговый орган.

Учитывая вышеизложенное, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы по результатам рассмотрения настоящего дела относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Смоленской области по переводу на упрощенную систему налогообложения на основании заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения от 30.11.2010 Индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В. В. Яковенкова