АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А62-1538/2009
г. Смоленск 26 мая 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2009 года
Текст решения в полном объеме изготовлен 26 мая 2009 года
Арбитражный суд Смоленской области
в составе: председательствующего по делу судьи Савчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Савчук Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Администрации муниципального образования Ершичский район Смоленской области
к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Смоленской области
о признании права муниципальной собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 – начальник отдела по юридическим вопросам при Администрации МО «Ершичский район» Смоленской области, доверенность от 03.03.2009, паспорт <...> выдан Ершичским РОВД Смоле6нской области 30.06.2001;
от ответчиков: не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от третьего лица: не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
установил:
Администрация муниципального образования Ершический район Смоленской области (далее - истец) обратилась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости - здание муниципального образовательного учреждения Карповской основной школы, общей площадью 1182,9 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская область, Ершичиский район, д. Карповка.
Свои требования истец мотивирует тем обстоятельством, что спорные объекты были переданы в муниципальную собственность на основании решения Смоленского областного Совета народных депутатов от 04.04.1992 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также государственного имущества, находящегося в пользовании негосударственных юридических лиц в муниципальную собственность районов, городов Смоленска и Десногорска». Однако в связи с тем обстоятельством, что на здание муниципального образовательного учреждения Карповская основная общеобразовательная школа не имеется правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов истцу не предоставляется возможным зарегистрировать право муниципальной собственности в установленном законом порядке. Спорный объект зарегистрированы в реестре муниципальной собственности, муниципальное образование открыто и добросовестно ими владеет, отсутствие зарегистрированного права нарушает права собственника, а также делает невозможным получить лицензию на право ведения общеобразовательной деятельности в связи с чем, право подлежит признанию в судебном порядке.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Смоленской области указало, что спорные объекты в реестре федерального имущества не значатся, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в отзыве на исковое заявление указал, что объекты в реестре государственной собственности Смоленской области не значится, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
В судебное заседание ответчик и третье лицо не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, просили рассмотреть без участия представителей, в связи с чем, суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело без участия представителей.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что Решением Смоленского областного Совета народных депутатов от 04.04.1992 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также государственного имущества, находящегося в пользовании негосударственных юридических лиц в муниципальную собственность районов, городов Смоленска и Десногорска» в муниципальную собственность муниципального образования – Ершический район Смоленской области было передано согласно приложению 9 к указанному решению 4 средние школы, в том числе, по утверждению истца, здание муниципального образовательного учреждения Карповская основная общеобразовательная школа
В материалы дела представлена выписка из реестра муниципального имущества от 20 ноября 2008 года № 23 о наличии в реестре здания МОУ Карповской основной общеобразовательной, общей площадью 1182,9 кв.м. Основанием для внесения в реестр муниципального имущества здания школы послужило Решение Смоленского областного Совета народных депутатов от 04.04.1992.
Кроме того, согласно справке от 27.03.2009 № 122, здание МОУ Карповской основной общеобразовательной находится на балансе централизованной бухгалтерии отдела по образованию за № 11010220001.
Поскольку для продления срока действия лицензии на образовательную деятельность муниципальному образовательному учреждению Карповская основная общеобразовательная школа необходима государственная регистрация права собственности на здание за муниципальным образование, последнее обратилось в суд с иском.
Суд заслушал объяснения представителя истца, ознакомился с представленными доказательствами и исследовал их в порядке, установленном статьей 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что предъявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Решение Смоленского областного Совета народных депутатов от 04.04.1992 было принято на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и постановления Правительства РФ от 20 февраля 1992 года № 110 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Смоленской области».
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, относятся к муниципальной собственности.
В абзаце 2 пункта 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Истцом представлены выписка из реестра муниципального имущества, а также выписка из технического паспорта объекта капитального строительства, выданных Рославльским отделением Смоленского филиала ФГУП- Ростехинвентаризация- федеральное БТИ», что подтверждает нахождение спорного объекта в собственности муниципального образования.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, то есть имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно от имени муниципального образования владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно письма Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области (Рославльский отдел) запись о регистрации прав в Едином государственном реестре на спорный объект отсутствует.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество требует государственной регистрации.
Отсутствие у истца правоустанавливающих документов и невозможность осуществить регистрацию права собственности на указанное в иске недвижимое имущество препятствует осуществлению истцом его полномочий собственника, а также препятствует уставной деятельности образовательного учреждения, поэтому право собственности подлежит признанию в судебном порядке.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Возражений со стороны ответчика и третьего лица против удовлетворения заявленных требований не представлено, равно как и доказательств того, что спорный объект выбывал из владения истца.
В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 168-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Ершичский район Смоленской области на объект недвижимости - здание муниципального образовательного учреждения Карповская основная школа, общей площадью 1182,9 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская область, Ершичский район, д. Карповка.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца после его принятия в Двадцатый апелляционный арбитражный суд (г. Тула), и в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск). Жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья Л.А. Савчук