АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел. 8 (4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
27.04.2022 Дело № А62-1693/2022
Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усачевой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Департамента Смоленской области по образованию и науке (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.; место рождения: г. Смоленск, Смоленская область; место регистрации: <...>; место жительства: <...>; паспорт гражданина Российской Федерации серия <...>, выдан 19.03.2012 отделением УФМС России по Смоленской области в Смоленском районе; ОГРНИП <***>; ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
с участием:
от заявителя – представитель ФИО2 (доверенность, паспорт, диплом),
от ответчика – не явилась,
установил :
Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее по тексту также – заявитель, административный орган, Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее по тексту также – ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ).
Определением судьи от 10.03.2022 заявление принято, возбуждено производство по делу.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Как следует из материалов дела, в адрес Департамента поступило обращение граждан, проживающих в <...>, по вопросу незаконного осуществления образовательной деятельности детским клубом развития «Kvil`-Mond», расположенным по адресу: <...>. Указанный детский клуб принадлежит ИП ФИО1.
В рамках рассмотрения обращения граждан Департаментом был проведен анализ информации, размещенной на официальном сайте детского клуба развития «Kvil`-Mond» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в результате которого установлено, что ИП ФИО1 ведет следующие образовательные программы: обучению английскому языку детей, дошкольная подготовка, занятия с логопедом, постановка и коррекция почерка, обучение детей начальных классов.
При этом у предпринимателя отсутствует лицензия на данный вид деятельности.
10.01.2022 Департаментом в адрес ОМВД России по Смоленскому району Смоленской области было направлено сообщение о выявленном факте осуществления предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии с предложением организовать проверку указанной деятельности ИП ФИО1.
По результатам проверки и.о. дознавателя ОМВД России по Смоленскому району ФИО3 вынесено постановление от 08.02.2022 об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором также содержится вывод о занятии ИП ФИО1 образовательной деятельностью без соответствующей лицензии и наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
24.02.2022 указанное постановление и.о. дознавателя вместе с материалами проверки поступило в адрес Департамента.
Консультантом отдела государственного надзора управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента ФИО2 в отношении ИП ФИО1 был составлен протокол № 05 от 03.03.2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, который вместе с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности направлен Департаментом в Арбитражный суд Смоленской области в соответствии с компетенцией, установленной частью 1, абзацем четверым части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьей 203 АПК РФ.
В представленном в суд отзыве и дополнении к нему ИП ФИО1 указывает, что ей организованы группы для кратковременного пребывания детей - мини-сад/клуб, в них оказываются услуги по присмотру и уходу за детьми с организацией их досуга в виде развивающих занятий с учетом возрастных особенностей. По мнению ответчика, такая деятельность не подпадает под понятие образовательной и, соответственно, не подлежит лицензированию. Следовательно, ее действия не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу положений части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту также – Закон № 99-ФЗ) предусмотрено лицензирование образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»).
Особенности ее лицензирования установлены статьей 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту также – Закон № 273-ФЗ), согласно которой лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 Закона № 273-ФЗ.
В соответствии со статьей 7Закона № 273-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия:
1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;
2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Федерального закона), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций;
3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Федерального закона), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций;
4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.
Пунктом 3 статьи 2 Закона № 273-ФЗ определено, что обучение – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни, а образование (согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 273-ФЗ) - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В силу части 1 статьи 75 Закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 (ред. от 30.09.2020) утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее по тексту также – Порядок № 196).
Пунктом 3 Порядка № 196 установлено, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.
Занятия, представленные на сайте детского клуба развития «Kvil`-Mond», а именно: «маленькие гении», «логопедические группы», «детский английский, школьный английский», «скорое осмысленное выразительное чтение», «постановка и коррекция почерка» и др., направлены на формирование духовно-нравственного развития ребенка, а также на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и на подготовку детей к школе, что соответствуют требованиям пункта 3 Порядка № 196.
Согласно пункту 7 Порядка № 196 организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы).
В выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее по тексту также – ЕГРИП) основным видом деятельности ИП ФИО1 указана деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества. Код ОКВЭД - 90.04.3. Данный код является подгруппой и включен в раздел «Деятельность в области культуры, спора, досуга и развлечений» (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
90- класс «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений». Эта группировка включает предоставление услуг в сфере культурно-развлекательного досуга клиентов.
Неосновным видом деятельности ответчика в выписке из ЕГРИП указано предоставление услуг по уходу за детьми. Код ОКВЭД - 88.91, который является группой и включен в раздел «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг».
Таким образом, деятельность, которую осуществляет ИП ФИО1, не соответствует кодам ОКВЭД, указанным ей в ЕГРИП. Занятия, предлагаемые предпринимателем на сайте, относятся к программам дополнительного образования детей и соответствуют коду ОКВЭД - 85.4 (образование дополнительное).
Предлагаемые занятия вкупе с другими доказательствами по делу (материалами проверки КУСП № 192 от 10.01.2022)свидетельствуют об осуществления ответчиком образовательной деятельности, которая в силу положений статьи 91 Закона № 273-ФЗ и статьи 12 Закона № 99-ФЗ подлежит лицензированию.
За осуществление указанной деятельности без соответствующей лицензии ИП ФИО1 решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.12.2020 по делу № А62-8518/2020 была привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
До 01.07.2021 к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применялись нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что прямо следовало из положений статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту также – Закон № 248-ФЗ), который устанавливает сферу его применения в отношении лицензирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в следующей части:
1) проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию (далее - лицензиаты). Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, осуществляемое в форме государственной услуги;
2) проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в порядке и случаях, предусмотренных главами 12 и 13 данного Федерального закона;
3) проведение профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.
Таким образом, положения Закона № 248-ФЗ не предусматривает проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Однако эти ограничения не препятствуют возбуждению дела об административном правонарушении в случае непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ; постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2017 № 9-АД17-11).
Протокол № 05 от 03.03.2022 об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, что подтверждается Положением об управлении по надзору и контролю в сфере образования, утвержденным приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке № 393-ОД от 02.06.2020, а также Перечнем должностных лиц управления по надзору и контролю в сфере образования, утвержденным приказом Департамента № 319-УНК/16 от 22.07.2016).
Рассматриваемое в настоящем деле административное правонарушение является длящимся.
Днем обнаружения правонарушения считается в данном случае 10.01.2022, т.е. день направления Департаментом в адрес ОМВД России по Смоленскому району письма о выявленном им факте осуществления предпринимателем образовательной деятельности без лицензии.
Срок давности привлечении к административной ответственности за указанное административное правонарушение составляет 3 месяца (статья 4.5 КоАП РФ).
Этот срок на дату рассмотрения судом дела истек, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Установленные в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.
При таком положении заявление Департамента о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
в удовлетворении заявления Департамента Смоленской области по образованию и науке (ОГРН <***>; ИНН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья : Пудов А.В.