АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
31.05.2018 Дело № А62-1730/2018
Резолютивная часть решения оглашена 25.05.2018
Полный текст решения изготовлен 31.05.2018
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Ерохина А. М.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Седуновой А.Н.,
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "СМОЛЕНСКАТОМЭНЕРГОСБЫТ" (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к УФССП России по Смоленской области; Промышленному РОСП УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю Промышленного районного отдела судебных приставов УФССП России по Смоленской области ФИО1;
заинтересованное лицо: Открытое акционерное общество «Жилищник»
третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
о признании недействительным постановления об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 22.02.2018 № 67036/18/48003,
при участии (после окончания перерыва в судебном заседании):
от ОАО «Жилищник»: ФИО2 – представитель по доверенности;
от иных лиц: не явились, извещены надлежаще,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» (далее также – заявитель, АО «АтомЭнергоСбыт»), обратилось в арбитражный суд с заявлением к Промышленному РОСП УФССП России по Смоленской области, в котором просило признать незаконным и отменить постановление судебного пристава - исполнителя Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП по Смоленской области ФИО1 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 22.02.2018 № 67036/18/48003; обязать Промышленный РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области произвести исполнительные действия в рамках исполнительного производства № 63130/17/67036-ИП от 03.03.2017 года в отношении ОАО «Жилищник» в виде обращения взыскания на имущество должника (денежные средства), находящиеся у третьих лиц (УФК по Смоленской области).
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФССП России по Смоленской области, судебный пристав-исполнитель Промышленного районного отдела судебных приставов УФССП России по Смоленской области ФИО1 (далее – судебный пристав-исполнитель), в качестве заинтересованного лица привлечено Открытое акционерное общество «Жилищник» (далее – ОАО «Жилищник»), в качестве третьего лица – Управление Федерального казначейства по Смоленской области (далее – УФК по Смоленской области).
Как следует из материалов дела, в Промышленном районном отделе судебных приставов города Смоленска Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области находится исполнительное производство № 63130/17/67036-ИП от 03.03.2017 года в отношении должника ОАО «Жилищник» (далее также - должник), возбужденное на основании исполнительного листа Арбитражного суда Смоленской области серии ФС № 015506821, выданного по делу № А62-793/2016 с предметом исполнения: взыскание задолженности в размере 34495154,27 руб. в пользу АО «АтомЭнергоСбыт».
В связи с недостаточностью у должника денежных средств, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» 07.02.2018 года в Промышленный РОСП г. Смоленска направлено заявление (ходатайство) о проведении исполнительных действий по исполнительному производству № 63130/17/67036-ИП от 03.03.2017 года в отношении ОАО «Жилищник», которое принято 08.02.2018 года.
АО «АтомЭнергоСбыт», уведомив Промышленный РОСП г. Смоленска о том, что в Арбитражном суде Смоленской области подлежат рассмотрению исковые заявления, в рамках которых ОАО «Жилищник» является взыскателем, а именно по делам: № А62-347/2018, № А62-344/2018; № А62-343/2018; № А62-342/2018; № А62-341/2018; № А62-339/2018; № А62-337/2018; № А62-336/2018; № А62-335/2018; № А62-334/2018; № А62-332/2018; № А62-331/2018 и № А62-329/2018, просил направить в Арбитражный суд Смоленской области исковое заявление об обращении взыскания на имущество (денежные средства, оплаченные в виде государственной пошлины) должника-организации ОАО «Жилищник», находящиеся у третьих лиц (УФК по Смоленской области), на основании п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 2 333.17. Налогового кодекса Российской Федерации, в рамках рассмотрения дел № А62-347/2018, № А62-344/2018; № А62-343/2018; № А62-342/2018; № А62-341/2018; № А62-339/2018; № А62-337/2018; № А62-336/2018; № А62-335/2018; № А62-334/2018; № А62-332/2018; № А62-331/2018 и № А62-329/2018; в качестве обеспечительной меры вынести постановление об аресте денежных средств, поступающих во временное распоряжение УФК по Смоленской области.
27.02.2018 года в адрес АО «АтомЭнергоСбыт» из Промышленного РОСП г. Смоленска поступило постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 22.02.2018 года № 67036/18/48003. В качестве причины, послужившей основанием для отказа в удовлетворении заявления (ходатайства) указано, что в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а соответственно при подаче искового заявления в Арбитражный суд Смоленской области об обращении взыскания на имущество (денежные средства, оплаченные в виде государственной пошлины) будет нарушено право должника на обращение в суд за судебной защитой.
Не согласившись с причинами отказа в удовлетворении заявления (ходатайства), изложенными в Постановлении от 22.02.2018 года № 67036/18/48003, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица УФК по Смоленской области представило отзыв на заявление, в котором изложены доводы о несостоятельности заявленных требований.
Судебный пристав-исполнитель, представители ОАО «Жилищник» и УФК по Смоленской области в судебном заседании требования не признали, представитель АО «АтомЭнергоСбыт» заявленные им требования поддержал.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты, действия (бездействия) могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Частью 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ предусмотрены исполнительные действия, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель.
В частности, в силу пункта 7 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе на денежные средства.
Перечень мер принудительного исполнения содержится в части 3 статьи 68 Закона N 229-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве к мерам принудительного исполнения относится обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства.
Согласно части 1 статьи 69 настоящего Закона обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества должника.
Как определено в части 3 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях.
На основании части 4 статьи 84 Закона об исполнительном производстве обнаруженные судебным приставом-исполнителем наличные денежные средства должника в рублях и иностранной валюте изымаются в порядке, установленном частью 1 статьи 70 данного Закона.
Согласно статье 77 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится на основании судебного акта или исполнительной надписи нотариуса в случаях, установленных настоящим Федеральным законом. Заявление взыскателя или судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления заявления.
Согласно пункту 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вопрос об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит разрешению судом по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя (части 1 и 2 статьи 77 Закона об исполнительном производстве). Бремя доказывания принадлежности имущества должнику в этом случае возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно нормам главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины, в том числе основания освобождения от ее уплаты, а также основания и порядок возврата государственной пошлины из бюджета, регулируются налоговым законодательством и возникают между плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Также, по общему правилу государственная пошлина уплачивается плательщиком до обращения в арбитражный суд за совершением юридически значимого действия: до подачи искового заявления, заявления, жалобы и пр.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 № 125н (далее - Порядок № 125н). Данный порядок устанавливает правила проведения и учета операций по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации Порядке № 125н учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Согласно части 1 статьи 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 41 БК РФ предусмотрено, что к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
В силу пункта 10 статьи 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральному сбору.
Согласно пункту 1 статьи 333.16 государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацем двадцать восьмым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов.
Федеральный бюджет России — главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.
Государственные доходы представляют собой часть национального доходастраны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов. Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды: федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные целевые государственные фонды, часть остается в распоряжении государственных предприятий. Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных доходов, их система, правовой режим.
Система государственных доходов - это совокупность различных видов денежных платежей (поступлений), направляемых в собственность и распоряжение государства, основанная на единых основных правовых принципах ее формирования и функционирования и имеющая свою объективно обусловленную структуру.
Государственная пошлина, зачисляемая в федеральный бюджет, является одним из видов государственного дохода.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что уплаченная государственная пошлина ОАО «Жилищник» при совершении юридически значимых действий: «обращение в арбитражный суд с заявлениями» не является имуществом её плательщика, тогда как УФК по Смоленской области не является лицом, удерживающим государственную пошлину, что исключает в рассматриваемом случае применение положений статьи 77 Закона об исполнительном производстве вопреки правовой позиции заявителя.
Государственная пошлина, как установленный законодателем сбор после её уплаты незамедлительно пополняет федеральный государственный бюджет и входит в состав федерального имущества, законодательно урегулированные вопросы возврата уплаченной государственной пошлины, а также представления льгот по её уплате, на которые ссылается заявитель, не имеют правового значения в рамках предмета спора и не изменяют правовой квалификации понятий: «собственник имущества», «денежные средства», «государственная пошлина».
С учетом изложенного оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "СМОЛЕНСКАТОМЭНЕРГОСБЫТ" (ОГРН <***>; ИНН <***>) отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья А.М. Ерохин