АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел. 8 (4812) 24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
08.06.2021 Дело № А62-1865/2021
Резолютивная часть решения объявлена 1 июня 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 8 июня 2021 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марченковой Т.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
об оспаривании постановления № 08-16 от 25 февраля 2021 г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с участием:
от заявителя – не явился,
от ответчика – представитель ФИО2 (доверенность, паспорт, диплом),
установил :
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту также – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее по тексту также – ответчик, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 08-16 от 25 февраля 2021 г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) – штрафа в размере 5 000 рублей.
Определением судьи от 11.03.2021 заявление принято, возбуждено дело, которое назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Ответчиком представлен отзыв от 30.03.2021 б/н, в котором он возражал относительно доводов заявителя. Сторонами также представлены в арбитражный суд и направлены друг другу дополнительные доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
На основании определения от 11.05.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства.
В соответствии с положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие заявителя.
Как следует из материалов дела 18.01.2021 в адрес Управления поступило обращение гражданина (вх. № 08-07), содержащее сведения о розничной реализации табачной продукции в магазине «Продукты» (деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО1) по адресу: <...>, расположенном в непосредственной близости от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 7 г. Вязьмы Смоленской области (ОГРН: <***>; лицензия № 4906 от 29.12.2011, лицензирующий орган - Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, вид лицензируемой деятельности - образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»); лицензия № 67 Л01 0002112 от 27.11.2015, лицензирующий орган - Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, вид лицензируемой деятельности - образовательная деятельность, осуществляемая образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, лицензирование которой осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования), находящегося по адресу: <...>.
К обращению прилагалась копия кассового чека № 0178, подтверждающего факт продажи 13.01.2021 в вышеуказанном торговом объекте табачной продукции - сигарет «Винстон компакт плюс» стоимостью 133 рубля.
Согласно информации, представленной Комитетом по архитектуре и землеустройству Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (исх. № 53104-11 от 29.01.2021), расстояние от территории МБДОУ Детский сад № 7, расположенного по адресу: <...>, до территории объекта торговли (магазин «Продукты»), находящегося по адресу: <...>, составляет = 30 метров.
17.02.2021 ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления в Вяземском, Темкинском и Угранском районах в отношении ИП ФИО1 в его присутствии был составлен протокол № 08-43 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
Постановлением № 08-16 от 25 февраля 2021 г., вынесенным начальником Территориального отдела Управления в Вяземском, Темкинском и Угранском районах, предприниматель признан виновным во вменяемом правонарушении, и ему назначен административный штраф в размере 5 000 рублей.
В рассматриваемом заявлении ИП ФИО1 указывает на то, что оспариваемое постановление не соответствует закону и отсутствуют основания для привлечения его к административной ответственности, так как информация, представленная Комитетом по архитектуре и землеустройству Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (исх. № 53104-11 от 29.01.2021), не может являться надлежащим доказательством нарушения обязательных требований, установленнных пунктом 2 части 7 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Отмечает, что из представленных доказательств невозможно установить, определялись ли специалистом контрольные точки на территориях, занимаемых образовательным учреждением и помещением магазина, между которыми производился замер расстояния, порядок замера данного расстояния, а также наличие специальных знаний у специалиста, осуществлявшего замер.
Управление в отзыве считает, что оспариваемое постановление является законным, оснований для его отмены или изменения, в том числе уменьшения размера штрафа, не имеется.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
С объективной стороны правонарушение заключается в нарушении законодательства в указанной сфере, совершаемом путем как действия, так и бездействия.
Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению требований законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
С субъективной стороны, данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающеготабачного дыма и последствий потребления табака, регулируются Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ), в соответствии со статьей 3 которого законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из данного закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона № 15-ФЗ граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Пунктом 2 части 7 статьи 19 Закона № 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией, в том числе, на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Согласно статье 21 Закона № 15-ФЗ государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии со статьей 23 Закона № 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие «образование» статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Таким образом, организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность, направленную на приобретение обучающимися в процессе освоения основных образовательных программ, знаний, умений и навыков, оказывают тем самым для обучающихся образовательные услуги.
При этом в целях ограничения доступности табачных изделий для несовершеннолетних законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии не менее чем сто метров от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.
Факт нарушения ИП ФИО1 установленного порядка реализации табачной продукции подтверждается материалами дела, в том числе протоколом № 08-43 от 17.02.2021 об административном правонарушении.
Сведения о расстоянии от границы территории детского сада до организации торговли представлены компетентным органом, обладающим полной градостроительной информацией, позволяющей объективно оценивать и устанавливать расположение объектов и расстояния между ними на территории города Вязьмы. Каких-либо оснований не доверять представленной информации не имеется.
В свою очередь, доводы заявителя о невозможности использования при расчете указанной информации, равно как и доводы о неправильности установленного расстояния, ничем не обоснованы.
Само по себе отсутствие в представленной информации порядка определения данного расстояния не свидетельствует о неправильности его определения. Каких-либо самостоятельных расчетов, опровергающих выводы Комитета по архитектуре и землеустройству, заявителем в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
КоАП РФ не конкретизирует форму вины, при которой индивидуальный предприниматель подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
Указанное административное правонарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности.
В деле отсутствуют доказательства принятия ИП ФИО1 всех зависящих от него мер по соблюдению установленных ограничений и запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, поэтому административный орган пришел к правильному выводу о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
Постановление № 08-16 от 25 февраля 2021 г. вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Административное наказание – штраф 5 000 рублей – назначено в пределах санкции части 1 статьи 14.53 КоАП РФ, в минимальном размере.
С учетом того, что совершенное правонарушение создает угрозу причинения вреда здоровью людей, оснований для признания его малозначительным и освобождения ИП ФИО1 от административной ответственности (статья 2.9.КоАП РФ), как и оснований для замены назначенного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) суд не находит.
Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления № 08-16 от 25 февраля 2021 г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.53 КоАП РФ отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья : Пудов А.В.