ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-2021/13 от 01.07.2013 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

проспект Гагарина, д. 46, г. Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

08.07.2013 Дело № А62-2021/2013

Резолютивная часть решения объявлена 01.07.2013

Полный текст решения изготовлен 08.07.2013

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Яковенковой В. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ладейщиковой И.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Елтранс+"

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Смоленской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью «Дистрибуторская компания Графитек»,

о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 20.03.2013 № 233, от 29.03.2013 № 246

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 21.01.2013,

от ответчика – ФИО2, главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 25.01.2013 № 04-52/9, ФИО3, начальник отдела таможенного контроля после выпуска товаров, доверенность от 13.09.2012 № 04-53/61, ФИО4, главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений, доверенность от 10.01.2013 № 04-52/2,

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО5, представитель, доверенность от 17.04.2013,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Елтранс+» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными принятых Смоленской таможней (далее по тексту – таможенный орган, ответчик) требований об уплате таможенных платежей от 20.03.2013 № 233, от 29.03.2013 № 246, в соответствии с которыми доначислены таможенные платежи в сумме 6 051314, 98 рубля и пени в сумме 1 431 827, 07 рубля (л.д. 23-39, том 1).

Определением суда от 20.05.2013 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Дистрибуторская компания Графитек» (далее – третье лицо).

Из материалов дела следует, что Обществом в период с 01.07.2009 по 04.05.2012 на Ярцевском таможенном посту Смоленской таможни по процедуре выпуска для внутреннего потребления: в 2009 году по ДТ №№ 10113020/201109/0007342 (товар № 11), 10113020/271109/0007627 (товар № 11); в 2010 году по ДТ №№ 10113070/040810/0003049 (товар № 7 артикул «GM-1520T»), 10113070/051010/0004393 (товар № 10 артикул SL-6694-SRD), 10113070/060710/0002453 (товар № 4 артикул SL-4207- SRD, товар № 6 артикул SL-4207-SBK-A, товар № 10 артикул SL-6684-SBK , товар № 11 артикул SL-4494-SRD, товар № 12 артикул SL-4443-SBK, товар № 13 артикул SL-4484-SBK), 10113070/060810/0003108 (товар № 7 артикул SL-6565-SBK), 10113070/061010/0004423 (товар № 11 артикул «GM-1520T»), 10113070/071210/0006086 (товар № 13 артикул «GM-1520T»), 10113070/081110/0005299 (товар № 4 артикул SL-6684-SBK, товар № 20 артикул SL-6565-SBK-01), 10113070/090910/0003846 (товар № 6 артикул «GM-1520T»), 10113070/120210/0000263 (товар № 6 артикул «GM-1520T»), 10113070/120710/0002553 (товар № 1 артикул SL-6684-SBK, товар № 2 артикул SL-6694-SRD, товар № 5 артикул SL-4207-SBK-A, товар № 6 артикул SL-4442-SBK-01, товар № 9 артикул SL-4494-SRD, товар № 11 артикул SL-4442-SBK), 10113070/131210/0006219 (товар № 1 артикул SL-6684-SBK, товар № 8 артикул SL-6565-SBK-01, товар № 11 артикул SL-4443-SBK-01), 10113070/140510/0001449 (товар № 9 артикул «GM-1520T»), 10113070/140510/0001463 (товар №№ 30, 31, 32, 35, 48, 54, 56, 60, 67 артикул SL-6684-SBK, товар №№ 37, 42, 43, 44, 47 артикул SL-4207-SBK-A, товар №№ 45, 46 артикул SL-4207-SRD, товар № 49, 57, 69, 71 артикул SL-4442-SBK), 10113070/140910/0003925 (товар № 15 артикул SL-6694-SRD, товар № 26 артикул SL-3446-SBK), 10113070/141010/0004662 (товар № 7 артикул SL-6694-SRD),10113070/150910/0003962 (товар № 7 артикул SL-6565-SBK,) 10113070/180610/0002154 (товар № 6 артикул «GM-1520T»), 10113070/210910/0004051 (товар № 12 артикул SL-6684-SBK, товар № 17 артикул SL-6565-SBK), 10113070/241210/0006541 (товар № 3 артикул SL-6684-SBK, товар № 8 артикул SL-6565-SBK-01, товар № 48 артикул SL-4442-SBK-01, товар № 49 артикул SL-4443-SBK-01), 10113070/261110/0005827 (товар № 5 артикул SL-6694-SRD, товар № 7 артикул SL-4207-SBK-01, товар № 8 артикул SL-4442-SBK-01), 10113070/261110/0005836 (товар № 1 артикул SL-6694-SRD), 10113070/270810/0003555 (товар № 1 артикул SL-4207-SRD-01, товар № 4 артикул SL-6684-SBK), 10113070/271010/0005063 (товар № 2 артикул SL-6684-SBK), 10113070/290710/0002949 (товар № 1 артикул SL-6694-SRD, товар № 2 артикул SL-4494-SRD, товар № 3 артикул SL-6684-SBK, товар № 7 артикул SL-4443-SBK, товар № 10 артикул SL-6565-SBK-01, товар № 20 артикул SL-4442-SBK),10113070/290310/П000769 (товар № 9 артикул «GM-1520T»), 10113070/290910/0004288 (товар № б артикулы SL-4442-SBK-01, SL-4494-SRD, SL-4207-SRD-01), 10113070/291010/0005123 (товар № 6 артикул «GM-1520T»); в 2011 году по ДТ №№ 10113070/010411/0002372 (товар № 13 артикул SL-6684-SBK, товар № 14 артикул SL-6694-SRD), 10113070/050911/0007864 (товар № 5 артикул SL-6694-SRD, товар № 6 артикул SL-6684-SBK), 10113070/70611/0004482 (товар № 2 артикул SL-4484-SBK, товар № 3 артикул SL-4442-SBK-01, товар № 4 артикул SL-4443-SBK-01, товар № 26 артикул SL-6565-SBK-01, товар № 28 артикул SL-6684-SBK), 10113070/080911/0008058 (товар № 3 артикул SL-6694-SRD, товар № 4 артикул SL-6684-SBK), 10113070/091111/0010090 (товар № 1 артикул SL-6694-RD, товар № 18 артикул SL-6565-SBK-01), 10113070/091111/0010148 (товар № 2 артикул SL-6694-RD, товар № 5 артикул SL-4445-BK, товар № 12 артикул SL-6684-SBK), 10113070/110711/0005713 (товар № 9 артикул SL-4494-SRD, товар № 10 артикул SL-6684-SBK, товар № 11 артикул SL-6694-SRD), 10113070/120811/0007082 (товар № 3 артикул SL-6684-SBK, товар № 8 артикул SL-4451-SBK, товар № 21 артикул SL-6694-SRD), 10113070/120811/0007086 (товар № 1 артикул SL-6694-SRD, товар № 12 артикул SL-6565-SBK-01), 10113070/130411/0002756 (товар № 16 артикул SL-4442-SBK-01, товар № 17 артикул SL-4443-GWT-01, товар № 18 артикул SL-4443-MBE-01, товар № 19 артикул SL-4443-MRD-01, товар № 20 артикул SL-4443-SBK-01, товар № 21 артикул SL-4443-SSV-01, товар № 22 артикул SL-4494-SRD, товар № 51 артикул SL-6565-SBK-01), 10113070/131011/0009222 (товар № 25 артикул SL-6565-SBK-01, товар № 29 артикул SL-4443-SBK-01, товар № 36 артикул SL-4442-SBK-01), 10113070/131211/0011603 (товар № 1 артикул SL-6694-RD, товар № 10 артикул SL-6684-BK, товар № 11 артикул SL-4442-SBK-01, товар № 20 артикул SL-4443-SBK-01, товар № 38 артикул SL-4443-MRD-01, товар № 42 артикул SL-6565-SBK-01, товар № 47 артикул SL-4443-GWT-OI), 10113070/150211/0000830 (товар № 8 артикул SL-6684-SBK, товар № 13 артикул SL-6694-SRD), 10113070/160511/0003747 (товар № 7 артикул SL-4494-SRD, товар № 22 артикул SL-6565-SBK-01), 10113070/190711/0006083 (товар № 4 артикул SL-4442-SBK-01, товар № 5 артикул SL-4443-SBK-01), 10113070/201011/0009464 (товар № 5 артикул SL-4494-SRD, товар № 6 артикул SL-6694-RD, товар № 7 артикул SL-4443-SBK-01, товар № 9 артикул SL-6565-SBK-01, товар № 13 артикул SL-4442-SBK-01, товар № 14 артикул SL-6684-SBK, товар № 18 артикул SL-4443-SSV-01), 10113070/231111/0010702 (товар № 19 артикул SL-4443-MBE-01, товар № 20 артикул SL-4443-SSV-01, товар № 24 артикул SL-4442-SBK-01, товар № 25 артикул SL-4445-BK, товар № 28 артикул SL-4443-SBK-01, товар № 30 артикул SL-6565-SBK-01, товар № 32 артикул SL-4494-RD, товар № 33 артикул SL-6684-BK), 10113070/240211/0001170 (товар № 6 артикул SL-6684-SBK, товар № 10 артикул SL-6694-SRD, товар № 21 артикул SL-6565-SBK-01), 10113070/240811/0007532 (товар № 15 артикул SL-6565-SBK-01), 10113070/250511/0004069 (товар № 2 артикул SL-6694-SRD, товар № 3 артикул SL-4494-SRD), 10113070/280111/0000393 (товар № 7 артикул SL-4494-SRD, товар № 18 артикул SL-6684-SBK, товар № 21 артикул SL-6565-SBK-01), 10113070/280211/0001269 (товар № 8 артикул «GM-1520T»), 10113070/280911/0008720 (товар № 2 артикул SL-6684-SBK), 10113070/300311/0002289 (товар № 18 артикул SL-4442-SBK-OI, товар № 19 артикул SL-4443-SBK-01, товар № 29 артикул SL-6565-SBK-01, товар № 45 артикул SL-4484-SBK); в 2012 году по ДТ №№ 10113070/010312/0002104 (товар № 3 артикул SL-4445-BK, товар № 5 артикул SL-6694-RD, товар № 6 артикул SL-4443-MBE-01), 10113070/200312/0002994 (товар № 7 артикул SL-6694-RD, товар № 8 артикул SL-6684-BK), 10113070/280312/0003334 (товар № 14 артикул SL-6565-SBK-01, товар № 25 артикул SL-4442-SBK-01, товар № 26 артикул SL-4494-RD, товар № 29 артикул SL-6694-RD, товар № 30 артикул SL-6684-BK) продекларированы товары «компьютерные манипуляторы типов: джойстик, геймпад, в виде рулевого колеса, в виде тяги управления самолетом и аналогичные устройства для подключения к вычислительным устройствам с возможностью подключения к игровым приставкам товарный знак «SPEEDLINK», классифицированные в товарной подсубпозиции 8471 60 700 0 в соответствии с ТН ВЭД.

После выпуска товаров таможенным органом в 2013 году проведена камеральная таможенная проверка достоверности заявленного в вышеперечисленных таможенных декларациях кода ТН ВЭД ТС.

По результатам проверки таможенным органом составлен акт камеральной проверки от 01.02.2013 № 10113000/400/0102213/А0037 и приняты решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 01.02.2013 №№ 10113000-17-34/000019 – 10113000-17-34/000178 (л.д. 1-10, том 2, л.д. 115-152, том 7, л.д. 1-122, том 8).

В соответствии с указанными решениями спорные товары классифицированы таможенным органом в товарной подсубпозиции 9504 50 000 9.

На основании решений о классификации товаров Смоленской таможней ООО «Елтранс +» солидарно с ООО «Дистрибуторская компания Графитек» выставлены оспариваемые требования об уплате таможенных платежей от 20.03.2013 № 233 на сумму 463 959, 39 рубля (в том числе: таможенные платежи – 365 207, 75 рубля, пени - 98 751, 64 рубля) и от 29.03.2013 № 246 на сумму 6 752 726, 55 рубля (в том числе: таможенные платежи – 5 686 107, 23 рубля, пени – 1 066 619, 32 рубля).

Общество, полагая, что вынесенные таможенным органом требования об уплате таможенных платежей незаконно увеличивают налоговые обязательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал.

Ответчиком представлен отзыв на заявление, дополнение к отзыву, в которых предъявленные требования не признаны со ссылкой на пункты 1, 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС.

Третье лицо отзыв на заявление не представило, в судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы заявителя.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статей 150, 179, 180, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

К сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся наименование; описание; классификационный код по ТН ВЭД; наименование страны происхождения и отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза).

Согласно положениям статьи 52 ТК ТС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.

Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.

Основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС были утверждены Решением Межгосударственного Совета ЕврАэЭС от 27.11.2009 № 18, позднее Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее – ОПИ ТН ВЭД ТС); Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 850, позднее Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.

В случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, в силу Правила 3(а) ОПИ ТН ВЭД ТС классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

В силу Правила 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры.

Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза при классификации товаров.

  Разделом 3 названного Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).

Согласно названной норме Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).

Согласно пункту 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:

ОПИ 1 применяется в первую очередь;

ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;

ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;

ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;

ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;

ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

Согласно пункту 7 Положения при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации:

7.1. Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения;

7.2. Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина «товарная позиция» термином «субпозиция» («подсубпозиция») в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):

определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;

определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);

определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);

и так далее до достижения необходимого уровня классификации.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).

Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.

В соответствии с Единым таможенным тарифом таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в группу 95 включаются игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности.

В позицию 9504 включаются консоли и оборудование для видеоигр, товары для развлечений, настольные или комнатные игры, включая столы для игры в пинбол, бильярд, специальные столы для игр в казино и автоматическое оборудование для боулинга.

В субпозицию 9504 50 включаются: а) консоли, в которых изображение воспроизводится с помощью телевизионного приемника, монитора или другого внешнего экрана или поверхности:

- 9504 50 000 – консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр, кроме указанных в субпозиции 9504 30:

9504 50 000 1 - - видеоигры с использованием телевизионного приемника,

9504 50 000 2 - - электронные игры,

9504 50 000 9 - - прочие.

Согласно примечанию 3 к группе 95 при условии соблюдения положений примечания 1 к данной группе части и принадлежности, предназначенные исключительно или в основном для использования вместе с товарами данной группы, должны классифицироваться с этими товарами.

В соответствии с пояснениями к общим положениям группы 95 ТН ВЭД ТС в товарную позицию 9504 включаются консоли и оборудование для видеоигр, как определено в примечании 1 к субпозициям данной группы.

Консоли и оборудование для видеоигр, основные характеристики и основная функция которого заключаются в том, что оно предназначено для развлекательных целей (игры), включается в данную товарную позицию независимо от того, удовлетворяет ли оно или не удовлетворяет условиям примечания 5А к группе 84, относящегося к вычислительным машинам.

В данную товарную позицию также включаются части и принадлежности консолей и оборудования для видеоигр (например, корпуса, игровые картриджи, устройства управления играми, рулевые колеса и т.д.) при условии, что они отвечают условиям примечания 3 к данной группе.

В субпозицию 9504 50 включаются консоли, в которых изображение воспроизводится с помощью телевизионного приемника, монитора или другого внешнего экрана или поверхности. В данную субпозицию не включаются консоли или оборудование для видеоигр, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или любыми другими средствами оплаты; они включаются в субпозицию 9504 30.

Как следует из материалов дела, Общество согласно с доводами таможенного органа, что им неверно определена классификация товара в подсубпозиции 8471 60 700 0. Заявитель и таможенный орган считают, что задекларированные товары должны классифицироваться в субпозиции 9504 50.

Между тем, по мнению заявителя, товары должны классифицироваться в подсубпозиции 9504 50 000 1 - консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр с использованием телевизионного приемника, так как производитель видеоигр SONI PlayStation 2 и SONI PlayStation 3 предполагает их использование с телевизором (телевизионным приемником); возможность подключения видеоигры и принадлежности к ней к иному устройству (при сохранении в качестве основной ее функции функцию подключения к телевизору) не влияет на возможность классификации этих товаров в подсубпозиции 9504 50 000 1.

По мнению таможенного органа, спорные товары должны классифицироваться в подсубпозиции 9504 50 000 9 - консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр прочие, так как указанные товары могут использоваться для подключения не только к телевизионному приемнику, но и к другим устройствам (монитору, другому внешнему экрану), то есть являются товарами более широкого применения.

При рассмотрении вопроса о возможности классификации товара в подсубпозиции 9504 50 000 1 или подсубпозиции 9504 50 000 9 суд исходит из следующего.

В соответствии с техническим описанием и характеристиками игровых приставок SONI PlayStation 2 и SONI PlayStation 3 они предназначены для подключения к телевизору.

По инструкции данные игровые приставки не могут использоваться с персональными компьютерами и иными устройствами.

Таким образом, игровые приставки SONI PlayStation 2 и SONI PlayStation 3 являются видеоиграми с использованием телевизионного приемника и подлежат классификации в товарной подсубпозиции 9504 50 000 1.

Ввезенные и продекларированные Обществом товары (дждойстики, рулевые колеса, геймпады, тяги управления самолетом и иные устройства для игровых приставок) являются принадлежностями видеоигр SONI PlayStation 2 и SONI PlayStation 3. Это обстоятельство таможенным органом не оспаривается и подтверждается актом камеральной таможенной проверки от 01.02.2013 (лист акта 3, л.д. 1-10, том 2).

Таким образом, согласно примечанию 3 к группе 95 ТН ВЭД ТС спорные товары, как части и принадлежности, предназначенные исключительно или в основном для использования вместе с товарами данной группы, должны классифицироваться с этими товарами, то есть в подсубпозиции 9504 50 000 1.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными заявителем в материалы дела письмом ЗАО «Сони Электроникс» от 23.05.2013, а также таможенными декларациями, подтверждающими таможенное декларирование и выпуск спорных товаров (как самой игры, так и принадлежностей к ней) производителем товара - ЗАО «Сони Электроникс» кодом 9504 50 000 1.

При этом понятия «телевизор» и «телевизионный приемник» являются равнозначными понятиями как в смысле, используемом в Большом энциклопедическом словаре, так и в смысле, используемом для классификации товаров по ТН ВЭД ТС. Так, в приказе Федеральной таможенной службы от 29.03.2012 № 600 «О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары» и в распоряжении от 01.03.2012 № 34-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров» (зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2012 № 24001) указано, что телевизор это аппаратура приемная для телевизионной связи (телевизионный приемник), подлежит классификации в товарной позиции 8528.

По мнению суда, текст товарной подсубпозиции 9504 50 000 1 не ограничивает возможность использования видеоигры (принадлежностей к ней) только с телевизором (телевизионным приемником). Следовательно, фактическая возможность подключения видеоигры и принадлежности к ней к и ному устройству (при сохранении в качестве основной ее функции - функции подключения к телевизору) не влияет на возможность классификации этих товаров в товарной подсубпозиции 9504 50 000 1.

Напротив, в товарной подсубпозиции 9504 50 000 9 - консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр прочие могут классифицироваться только товары, ранее не поименованные в иных товарных подсубпозициях товарной субпозиции 9504 50. Например, видеоигры (принадлежности к ним), которые не могут использоваться с телевизором (телевизионным приемником), а используются только с иными устройствами (монитором, другим внешним экраном). При этом подсубпозиция 9504 50 000 9 «прочие» является так называемой «корзиночной» подсубпозицией. В такой подсубпозиции классифицируются товары, которые не поименованы в отдельной товарной подсубпозиции или которые в соответствии в Основными правилами интерпретации ТН ВЭД невозможно однозначно отнести к определенному коду.

Учитывая вышеизложенное, суд соглашается с позицией заявителя о том, что спорные товары подлежат классификации в товарной подсубпозиции 9504 50 000 1. Таможенным органом в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ убедительных доказательств обратного суду не представлено.

При рассмотрении доводов Общества о том, что оспариваемые требования выставлены за рамками предельного срока таможенного контроля, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 6 Решения Межгосударственного совета Евразес от 27.11.2009 № 17 Договор о Таможенном Кодексе таможенного союза вступает в силу с 1 июля 2010 года.

Исходя из пунктов 2,3 Решения Межгосударственного совета Евразес от 05.07.2010 № 48, в соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 06.10.2007, Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 считается вступившим в силу с 06 июля 2010 года и применяется в Российской Федерации с 1 июля 2010 года.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами (указ Президента Российской Федерации от 11.01.93 № 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации»).

В данном случае информация о ратификации Таможенного кодекса Таможенного союза была официально размещена в «Российской газете»,  а текст Таможенного кодекса Таможенного союза был размещен на официальном сайте Комиссии Таможенного союза, официальном сайте Федеральной таможенной службы, а также в иных источниках правовой информации, находящихся в свободном доступе, в том числе справочных-правовых системах, печатных изданиях (в виде отдельного документа), что позволяло всем заинтересованным лицам ознакомиться с его текстом.

Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 был также опубликован в ведомственном источнике «Таможенном вестнике», № 2, январь 2010 года.

Таким образом, Таможенный кодекс Таможенного союза, являющийся приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009, ратифицирован Федеральным законом от 02.06.2010 № 114-ФЗ, опубликованным в «Российской газете» 04.06.2010, и вступил в силу с 01.07.2010.

Применение Таможенного кодекса Таможенного союза на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 года является международным обязательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации было установлено, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Статьей 99 ТК ТС данный срок увеличен до трех лет.

Согласно пункту 1 статьи 366 раздела 8 "Переходные положения" ТК ТС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.

В силу пункта 2 указанной статьи ТК ТС по отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 370 ТК ТС товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза и помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под таможенные режимы свободного обращения, реимпорта и отказа в пользу государства в Республике Беларусь, выпуска товаров для свободного обращения, реимпорта товаров и отказа от товаров в пользу государства в Республике Казахстан, выпуск для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения настоящего Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства таможенного союза.

Из буквального толкования данной нормы права следует, что, в данном случае, речь идет о том, что такие товары (помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под вышеперечисленные таможенные режимы) не помещаются вновь под таможенную процедуру, а в отношении них изменяется лишь таможенная терминология в связи с вступлением в силу ТК ТС.

Вместе с тем в силу пункта 9 статьи 370 ТК ТС положения настоящей статьи применяются к товарам, помещенным под таможенные режимы в соответствии с пунктом 4 статьи 368 настоящего Кодекса после вступления в силу настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 368 ТК ТС товары, таможенная декларация на которые принята (зарегистрирована) таможенным органом до вступления в силу настоящего Кодекса, подлежат помещению под заявленный таможенный режим в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов таможенного союза, на день принятия (регистрации) таможенным органом этой таможенной декларации.

Из вышеизложенного следует, что статья 370 ТК ТС не изменяет требований статьи 366 ТК ТС. Данная норма (статья 370) применяется только в отношении товаров, изменяя их правовой режим (без помещения вновь под таможенную процедуру) с момента вступления в силу норм Таможенного кодекса Таможенного союза, не затрагивая при этом возникших до его введения прав и обязанностей участников таможенных правоотношений.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в отношении таможенных деклараций на товары, выпуск которых осуществлен до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (до 01.07.2010), подлежит применению годичный срок таможенного контроля.

При этом суд руководствуется изложенным в постановлении Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 № 17-П толкованием правовых норм, в соответствии с которым по смыслу Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.

Таким образом, суд считает необоснованным проведение таможенным органом в 2012 году таможенного контроля в отношении товаров, задекларированных по ДТ №№ 10113020/201109/0007342, 10113020/271109/0007627, 10113070/140510/0001449, 10113070/140510/0001463, 10113070/180610/0002154, так как годичный срок проведения проверки по этим декларациям истек 20.11.2010, 27.11.2010, 14.05.2011, 18.06.2011, соответственно.

В связи с вышеизложенным требования заявителя о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 20.03.2013 № 233 и от 29.03.2013 № 246 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно положениям статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу положений статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Судебные расходы распределяются судом в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для юридических лиц уплачивается в размере 2 000 рублей (за каждый обжалуемый ненормативный акт); в размере 2 000 рублей при подаче заявления об обеспечении иска (за одну обеспечительную меру).

При подаче заявления в арбитражный суд ООО «Елтранс+» была уплачена государственная пошлина в размере 8 000, 00 рубля, при этом в настоящем деле им оспаривается два ненормативных акта таможенного органа; государственная пошлина за принятие обеспечительных мер в размере 8 000, 00 рубля, при этом заявитель просил принять две обеспечительные меры.

Таким образом, по результатам рассмотрения настоящего спора судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 000 рублей (4 000 + 4 000) подлежат взысканию с ответчика; государственная пошлина в размере 8 000 рублей (4 000 + 4 000) подлежит возврату заявителю из федерального бюджета как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительными принятые Смоленской таможней требования об уплате таможенных платежей от 20.03.2013 № 233 и от 29.03.2013 № 246 как несоответствующие положениям Таможенного кодекса Таможенного союза.

Обязать Смоленскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью " Елтранс+".

Взыскать со Смоленской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Елтранс+» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в сумме 8 000 рублей.

Произвести Обществу с ограниченной ответственностью «Елтранс+» возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 8 000 рублей, о чем выдать справку (платежные поручения от 29.03.2013 № 1309 и № 1308).

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В. В. Яковенкова