ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-2048/20 от 13.01.2022 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

19.01.2022 Дело № А62-2048/2020

Резолютивная часть решения оглашена 13.01.2022

Полный текст решения изготовлен 19.01.2022

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Меньшениной С.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Вяземпром" (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании недействительным предписания № СМ-ЗН-1000-067/19 от 12.12.2019

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Вяземпром" (далее – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным предписания № СМ-ЗН-1000-067/19 от 12.12.2019.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, 12.11.2019 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления ФИО2 было составлено мотивированное представление № 136 о необходимости назначения внеплановой проверки в отношении ООО «Вяземпром» с целью оценки соответствия осуществляемой обществом деятельности требованиям земельного законодательства Российской Федерации по вопросам использования и охраны земель в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 67:13:0030104:566, 67:13:0030104:202, 67:13:0030104:323, расположенных в Высоковском сельском поселении Новодугинского района Смоленской области.

Основанием для составления мотивированного представления послужили результаты административного обследования объектов земельных отношений на территории Гагаринского и Новодугинского районов, проведённого в соответствии с приказом Управления от 06.11.2019 № 342, а также результаты предварительной проверки фактов, изложенных в обращении гражданина ФИО3.

В соответствии с распоряжением Управления от 14.11.2019 № 961-р, изданным на основании указанного мотивированного представления, в период с 15.11.2019 по 12.12.2019 была проведена внеплановая выездная проверка деятельности, осуществляемой ООО «Вяземпром» на спорных земельных участках.

В ходе проверки установлено, что на земельных участках и на прилегающей к ним территории разработан карьер по добыче песчано-гравийной смеси. Добычу полезных ископаемых ведет ООО «Вяземпром» на основании выданной Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии лицензии на пользование недрами от 30.10.2009 № СМО 80044 ТЭ. Однако перевод указанных земельных участков в земли промышленности, в соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не осуществлен. Также разработка карьера ведется и за границами горного отвода, предоставленного указанной лицензией.

В рамках проверки ФГБУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» проведена почвоведческая экспертиза, согласно заключению которой на обследуемых земельных участках произошла порча почв путем перекрытия её поверхности и снятия плодородного слоя на участках, не входящих в границы горного отвода. Общая площадь нарушенных земель составляет 31,73 гектара.

По фактам выявленного нарушения земельного законодательства должностным лицом, проводившим проверку, старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления ФИО2, ООО «Вяземпром» выдано предписание от 12.12.2019 № СМ-ЗН-1000-067/19 об устранении нарушений, согласно которому обществу необходимо в срок до 14.07.2020 выполнить следующие мероприятия:

1. Разработать проект рекультивации нарушенных земель за границами горного отвода на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 67:13:0030104:566, 67:13:0030104:202, 67:13:0030104:323 на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенных участков.

2. Провести на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 67:13:0030104:566, 67:13:0030104:202, 67:13:0030104:323 рекультивацию в соответствии с разработанным проектом.

После получения предписания, а именно 30.01.2020 ООО «Вяземпром» обратилось в Управление с жалобой об отмене указанного предписания.

Решением заместителя Руководителя Управления ФИО4 от 11.03.2020 предписание от 12.12.2019 № СМ-ЗН-1000-067/19 было оставлено без изменения, а жалоба ООО «Вяземпром» без удовлетворения.

Оспаривая предписание, Общество указало, что работы по добыче полезных ископаемых ведет исключительно в границах горного отвода, предоставленного для этих целей, в соответствии с утвержденными и согласованными проектами. Границы переданного в аренду горного отвода при проведении проверки не устанавливались. Вопрос о переводе земельного участка с кадастровым номером 67:13:0030104:202 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта и земель иного специального назначения не решен по объективным причинам - в связи с наложением указанного участка на земли лесного фонда. Считает, что при проведении проверки должностными лицами управления не были достоверно установлены место, время и лицо, допустившее выявленное нарушение земельного законодательства, а также не определены границы переданного в аренду земельного отвода с использованием оборудования, применяемого в геодезических и кадастровых изысканиях.

Оценив в совокупности по правилам статей 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные документы и доказательства, заслушав доводы ответчика, суд считает, что заявление Общества не подлежит удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла указанной нормы следует, что предписание может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий, а именно если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65, частям 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора» и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Административным регламентом исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельною надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.01.2012 № 96, (п. 3.1.4) предусмотрена административная процедура - выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим и физическим лицами, индивидуальным предпринимателем, в отношении которого проводилась проверка, требований земельного законодательства должностные лица, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с установлением обоснованных сроков их устранения.

Предписание об устранении выявленных нарушений должно содержать перечень выявленных нарушений и сроки их устранения, с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Отношения, связанные с использованием и охраной земли, регулируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), который в качестве одного из основополагающих принципов закрепляет приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, и исходя из этого устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, а также предусматривает деление земли по целевому назначению на категории, определяющие правовой режим земель, в том числе их разрешенное использование (подпункты 2, 8 пункта 1 статьи 1 названного Кодекса).

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу положений статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).

Положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли и почвы отнесены к числу компонентов природной среды, подлежащих охране от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности (абзац четвертый статьи 1, статья 4 указанного Закона).

Согласно абзацу шестому пункта 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила № 800), под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам.

Деградация земель - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов. Нарушенные земли - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 2 Правил N 800).

Нормы, содержащиеся в пункте 2 статьи 13 ЗК РФ, обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в целях охраны земель проводить мероприятия по:

1. воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2. защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3. защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Как указано в Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика № 238), порчей почв признается перекрытие поверхности почв, а также почвенного профиля.

В соответствии с разъяснениями, данными в письме Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582 "О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель", деградация почв и земель представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Одним из наиболее существенных типов деградации почв и земель с учетом их природы, реальной встречаемости и природно-хозяйственной значимости последствий является технологическая (эксплуатационная) деградация, в том числе нарушение земель.

Под технологической (эксплуатационной) деградацией понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрономические характеристики почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель.

Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа, строительными и геологоразведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, то есть земли, утратившие, в связи с их нарушением, первоначальную ценность.

Крайней степенью деградации является уничтожение почвенного покрова и порча земель.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил № 800 рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.03.2021 по делу №А62-5505/2020 с учетом выводов постановления суда апелляционной инстанции от 15.06.2021 установлено следующее.

Старшим государственным инспектором отдела земельного надзора управления ФИО2 по результатам административного обследования объектов земельных отношений на территории Гагаринского и Новодугинского районов, проведенного на основании приказа управления от 06.11.2019 N 342, а также исходя из результатов предварительной проверки фактов, изложенных в обращении гражданина ФИО3 (от 26.09.2019 N УФС-П/113), было составлено мотивированное представление от 12.11.2019 N 136 о необходимости назначения внеплановой проверки в отношении ООО "Вяземпром" с целью оценки соответствия требованиям земельного законодательства Российской Федерации по вопросам использования и охраны земель осуществляемой обществом деятельности на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 67:13:0030104:202, 67:13:0030104:323, 67:13:0030104:566, расположенных на территории Высоковского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области соответственно 700 м западнее деревни Марково (участок 67:13:0030104:202), 1000 м юго-западнее деревни Марково (участок 67:13:0030104:323) и 2400 м юго-западнее деревни Замошье (участок 67:13:0030104:566).

В соответствии с распоряжением заместителя руководителя управления от 14.11.2019 N 961-р, изданным на основании указанного мотивированного представления, в период с 15.11.2019 по 12.12.2019 была проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО "Вяземпром" на указанных земельных участках. Проверка предварительно согласована решением прокуратуры Смоленской области от 15.11.2019.

С целью проведения проверочных мероприятий 15.11.2019 должностными лицами управления осуществлен выезд на земельные участки с кадастровыми номерами 67:13:0030104:202, 67:13:0030104:323, 67:13:0030104:566 и произведен их осмотр.

В ходе осмотра выявлено и зафиксировано в протоколах осмотра от 15.11.2019 нарушение плодородного слоя почвы на территории общей площадью 33 га. Нарушенная территория представляет из себя карьерную выемку глубиной до 15-17 м, по краям которой располагаются отвалы песчано-гравийного материала высотой до 4-6 м, перекрывающие плодородный слой почвы. Нарушенная территория захватывает вышеуказанные земельные участки сельскохозяйственного назначения, а также прилегающие к ним неразмежеванные земли. Площадь нарушений на земельных участках с кадастровыми номерами 67:13:0030104:202, 67:13:0030104:323, 67:13:0030104:566 составляет 31,731 га, из которых карьерная выемка занимает 16,277 га, отвалы песчано-гравийного материала - 15,454 га. Больше всего затронут земельный участок с кадастровым номером 67:13:0030104:202, на котором нарушения плодородного слоя почвы зафиксированы на площади 19,7525 га, что составляет 60% от общей площади участка. К карьеру с севера подходит отсыпанная песчано-гравийной смесью дорога, которая проложена, в том числе, через земельный участок с кадастровым номером 67:13:0030104:566. Въезд на территорию карьера осуществляется через пропускной пункт, оборудованный шлагбаумом. Других въездов и выездов из карьера в ходе осмотра не обнаружено.

На нарушенной территории присутствуют свежие следы строительной и автомобильной техники, а также располагаются бытовки и некоторая техника (бульдозер "Komatsu" с государственным номером - <***>, экскаватор "Hitachi" с государственным номером - <***>, бензовоз "МАЗ" с государственным номером <***>, бензовоз "Камаз" с государственным номером <***>, седельный тягач "DAF" с государственным номером - <***>, прицеп (цистерна) с государственным номером - АК2541 32 RUS, самосвал "Volvo" с государственным номером <***>, самосвал "Volvo" с государственным номером <***>, фронтальный погрузчик "Komatsu" без государственных номеров и др.).

При этом на момент осмотра земельного участка с кадастровым номером 67:13:0030104:202 на нем выполнялись земельные работы тремя экскаваторами: экскаватор "Komatsu" без государственных регистрационных номеров, производящий земляные работы на участке (координаты N 55,524836° Е34,105901°), экскаватор "Komatsu" без государственных регистрационных номеров, производящий земляные работы на участке (координаты N 55,525049° Е34,105096°), экскаватор "Hyundai" с государственным номером - <***>, производящий погрузку песчаногравийной смеси на карьерный самосвал "Volvo" без государственных регистрационных номеров (координаты N 55,526410° Е34,109840°).

На прилегающей с севера территории (не размежевана) находится промышленная зона (координаты центра N 55,530050° Е34,113110°), на которой в момент осмотра производились работы по сортировке, погрузке, выгрузке песчано-гравийного материала. Работы по погрузке песчаногравийного материала осуществляет экскаватор "Volvo" с государственным номером <***>. В 50 метрах на юг от промышленной зоны работает мобильная установка для сортировки щебня (координаты N 55,529430° Е34,113240°), на которую осуществляет погрузку экскаватор "Hitachi" с государственным номером <***>.

На основании собранных документов было установлено, что добычу полезных ископаемых на земельных участках с кадастровыми номерами 67:13:0030104:202, 67:13:0030104:323, 67:13:0030104:566 и на прилегающей к ним территории ведет ООО "Вяземпром", имеющее лицензию на право пользования недрами СМО 80044 ТЭ от 30.10.2009, выданную департаментом Смоленской области по природным ресурсам.

Однако перевод вышеуказанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не осуществлен.

Кроме того, разработка карьера ведется за границами горного отвода "Высокое" площадью 8,08 га, предоставленного обществу на основании распоряжения администрации Смоленской области от 23.01.2007 N 56-р/адм для добычи песчано-гравийного материала и указанного в лицензии СМО 80044 ТЭ от 30.10.2009.

С нарушенной территории осуществлен отбор проб почв, которые направлены на почвоведческую экспертизу в аккредитованную организацию - федеральное государственное бюджетное учреждение "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГБУ "Брянская МВЛ").

Согласно экспертному заключению от 09.12.2019 N 629-19 ЭЗ почва на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 67:13:0030104:202, 67:13:0030104:323, 67:13:0030104:566 в результате перекрытия их поверхности, а также снятия плодородного слоя подверглась порче. Общая площадь нарушений составляет 317 310 кв. м; общий размер ущерба - 96 754 560 рублей.

По результатам проверочных мероприятий был составлен акт проверки от 12.12.2019 N СМ-ЗН-048/19, экземпляр которого с сопроводительным письмом от 13.12.2019 N 9/1327 направлен в адрес общества.

По итогам проверки вынесено оспариваемое предписание и в отношении ООО "Вяземпром" составлен протокол от 10.01.2020 N СМ-ЮЛ-ЗН-1000-003/20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Судами установлено, что в рассматриваемом случае факт осуществления обществом деятельности, нарушающей плодородный слой почвы на территории, превышающей площадь предоставленного ему горного отвода, подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями собственника земельного участка с кадастровым номером 67:13:0030104:323 ФИО3, объяснениями представителя ООО "Вяземпром" ФИО5, объяснениями начальника производственно-технического отдела ООО "Алексей-М" ФИО6, протоколами осмотра земельных участков от 15.11.2019 с приложениями, протоколами лабораторных агротехнических испытаний от 04.12.2019 NN 19-27169-19-27177, экспертным заключением ФГБУ "Брянская МВЛ" от 09.12.2019 N 629-19 ЭЗ, актом проверки от 12.12.2019 N СМ-ЗН-048/19, информацией о принадлежности транспортных средств, самоходных машин и другой техники, предоставленной департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии, ГИБДД и органом гостройтехнадзора, протоколом от 10.01.2020 N СМ-ЮЛ-ЗН-1000-003/20 об административном правонарушении, показаниями понятой ФИО7, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, а также материалами видеосъемки, просмотренными судом с участием сторон.

Осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 67:13:0030104:202, 67:13:0030104:323, 67:13:0030104:566, а также отбор (изъятие) почвенных (образцов) проб произведены и протоколы осмотра от 15.11.2019 и изъятия от 15.11.2019 составлены в соответствии с требованиями статьи 27.8 КоАП РФ.

Согласно указанным протоколам при осмотре земельных участков и отборе проб почвы использовались технические средства: GPS-навигатор Garmin eTrex, фотоаппарат с функцией видеозаписи Sony Cayber-shot DSCW810, геодезическая рулетка STURM 50 m, дальномер BOSH GLM 250, весы электронные SOEHENLE, пробоотборник почвы LS (LegsStop) с упором для ноги, штыковая лопата, ножовка по дереву.

Земельные участки с кадастровыми номерами 67:13:0030104:202, 67:13:0030104:323, 67:13:0030104:566 являются смежными, их разграничение на местности не произведено, что и обуславливает особенности в описании выявленного нарушения.

При этом данные, содержащиеся в протоколах осмотра от 15.11.2019, совпадают с выводами экспертного заключения от 09.12.2019 N 629-19 ЭЗ, составленного специалистами ФГБУ "Брянская МВЛ", которые для определения границ (координат поворотных точек) нарушенной территории использовали спутниковое геодезическое оборудование, прошедшее поверку: Leica GS10 (заводской номер - 1534701, свидетельство о поверке от 22.10.2019 N 8/832-206-19, действительно до 21.10.2020), Leica GS08 (заводской номер - 1853530, свидетельство о поверке от 22.10.2019 N 8/832-205-19, действительно до 21.10.2020); полевые измерения производились с помощью измерительной рулетки TS50/2 (заводской номер - 2, свидетельство о поверке от 15.10.2019 N 578940, действительно до 14.10.2020); камеральная обработка полученных данных выполнена специалистами экспертного учреждения на компьютере с помощью программного комплекса LeicaGeoOffice и ARGO.

Также судами были учтены обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.08.2020 по делу № А62-8999/2019.

Из содержания указанного решения следует, что ООО "Вяземпром", сфальсифицировав дополнение от 29.08.2014 к выданной ему 30.07.2009 Департаментом Смоленской области по природным ресурсам лицензии на право пользования недрами СМО 80044 ТЭ от 30.10.2009 путем дополнения содержащихся в нем сведений указанием на площадь горного отвода 33,5 га, незаконно получило в аренду по договору от 05.05.2015 № 2 лесной участок площадью 33,5 га с кадастровым номером 67:13:0030104:202, который использует для ведения добычи песчано-гравийного материала. Судом договор аренды от 05.05.2015 № 2 в части предоставления обществу участка, превышающего площадь горного отвода 8,08 га, признан недействительным.

Судами установлено, что осмотр земельных участков сотрудниками управления осуществлялся с применением следующих технических средств: GPS-навигатор Garmin eTrex, рулетка геодезическая STURM 50 m, дальномер BOSH GLM 250, весы электронные SOEHENLE, пробоотборник почвы LS (LegStop) с упором для ноги, лопата штыковая, ножовка по дереву.

Кроме того, осмотр проводился с участием экспертов, которыми замеры производились спутниковым геодезическим оборудованием прошедшим поверку: Leica GS10 (заводской номер - 1534701, свидетельство о поверке N 8/832-206-19 от 22.10.2019, действительно до 21.10.2020); Leica GS08 (заводской номер - 1853530, свидетельство о поверке N 8/832-205-19 от 22.10.2019, действительно до 21.10.2020).

Камеральная обработка полученных данных произведена на компьютере с помощью программного комплекса LeicaGeoOffice и ARGO.

Полевые измерения производились с помощью рулетки измерительной TS50/2 (заводской номер - 2, свидетельство о поверке от 15.10.2019 N 578940, действительно до 14.10.2020).

К моменту проведения проверки спорные земельные участки были отмежеваны, установлены их границы, определена площадь, присвоен кадастровый номер. Данные сведения содержались в выписке из ЕГРН и публичной кадастровой карте.

Имеющиеся в материалах проверки план-схемы расположения земельных участков, выписки из ЕГРН, фото-таблицы позволяют достаточно точно идентифицировать земельные участки, так как сведения о границах земельных участков, содержащиеся в публичной кадастровой карте, являются достоверными (статья 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подпункты 19, 22 - 28 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.03.2016 N 145).

Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости: публичные кадастровые карты ведутся органом регистрации прав в электронной форме, размещаются на официальном сайте для просмотра и предназначены для использования неограниченным кругом лиц.

Открытая публикация публичной кадастровой карты и единой картографической основы выполняется в мировой системе координат в цилиндрической проекции Меркатора на сфере, основанной на сфероиде WGS84 - Web Mercator WGS84 (Web Mercator Auxiliary Srhere WKID 102100).

В GPS-навигаторе Garmin eTrex, используемом для идентификации границ земельных участков, установлены параметры той же системы координат.

Границы земельных участков были установлены, в том числе и в соответствии с выпиской из ЕГРН, в которой содержатся необходимые сведения на конкретный земельный участок в форме графических и текстовых данных, координаты поворотных точек, а также информация об основных характеристиках.

С учетом изложенного доводы Общества о том, что при проведении проверки должностными лицами Управления не были достоверно установлены место, время и лицо, допустившее выявленное нарушение земельного законодательства, а также не определены границы переданного в аренду земельного отвода с использованием оборудования, применяемого в геодезических и кадастровых изысканиях, подлежат отклонению.

Ссылки Общества на положения статей Кодекса Российской Федерации ошибочны, поскольку в рамках настоящего дела в порядке главы 24 АПК РФ рассматривается требование о признании предписания недействительным.

Довод Общества о том, что оспариваемое предписание нарушает его права и законные интересы, поскольку возложенная обязанность по рекультивации земель в срок до 14.07.2020 нарушает право Общества производить добычу ПГС на земельном участке в соответствии с выданной лицензией, отклоняется судом, поскольку в предписании указано на необходимость разработать проект рекультивации нарушенных земель за границами горного отвода.

С учетом изложенного суд не усматривает оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью "Вяземпром" (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании недействительным предписания № СМ-ЗН-1000-067/19 от 12.12.2019 отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В.В. Красильникова