ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-2123/18 от 16.08.2018 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

23.08.2018 Дело № А62-2123/2018

Резолютивная часть решения оглашена 16.08.2018

Полный текст решения изготовлен 23.08.2018

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Каринской И. Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковой Е.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (ОГРН 1056735032320; ИНН 6714026380)

Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ОГРН 1106732004488; ИНН 6732004533)

Администрации Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (ОГРН 1056735032320; ИНН 6714026380)

об оспаривании предписания от 24.01.2018 №2,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Янченко Ю. Н. – глава муниципального образования (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ); Пещаницкий А.В. – представитель (паспорт, доверенность от 25.06.2018);

от ответчиков:

Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству: Мошкова М. Ю. – представитель (удостоверение, доверенность от 21.05.2018 № 2170Д); Мартинович М.П. – представитель (удостоверение, доверенность от 20.06.2018)

Администрации Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области: Талашов В. С. – представитель (паспорт, доверенность от 09.01.2018 №5);

У С Т А Н О В И Л :

Администрация Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее – заявитель, Администрация поселения) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее – Департамент) и Администрации Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области об отмене предписания Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 24.01.2018 № 2.

Как усматривается из материалов дела, Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по результатам рассмотрения обращения Администрации муниципального образования Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по вопросу соответствия разрешения на строительство от 28.12.2015 №RU 67-518313-24-2015 объекта капитального строительства «10-ти этажный 2-х секционный дом блок-секции № 5;6 (строительный номер) повторное применение», выданного Администрацией Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, требованиям градостроительного плана земельного участка от 11.03.2015 № RU 67518313-158 и схеме планировочной организации, было установлено следующее.

Разрешение на строительство от 28 декабря 2015 №RU 67-518313-24-2015 объекта капитального строительства «10-ти этажный 2-х секционный дом блок-секции № 5;6 (строительный номер) повторное применение», расположенного по адресу: Смоленская область Смоленский район с. Печерск, ул. Школьная, выдано на основании следующих документов:

1) правоустанавливающих документов на земельный участок:

- свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 67:18:2300201:4711, выданного ООО «Бизнес Проект» от 24.02.2015;

- выписки из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 67:18:2300201:4711;

2) градостроительного плана земельного участка от 11.03.2015 № RU 67518313-158, подготовленного в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:18:2300201:4711;

3)материалов, содержащихся в проектной документации:

а) пояснительной записки;

б) схемы планировочной организации земельного участка;

в) архитектурных решений;

г) сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

д) проекта организации строительства объекта капитального строительства;

е) перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов;

4) положительных заключений экспертиз проектной документации объекта капитального строительства:

- положительного заключения государственной экспертизы от 03.07.2015 № 67-1-1-0138-15. Объект государственной экспертизы: результаты инженерных изысканий;

- положительного заключения негосударственной экспертизы от 01.06.2015 № 2-1-1-0010-15. Объект государственной экспертизы: проектная документация без сметы;

7) свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Номер свидетельства об аккредитации РОСС RU.0001.610109.

В градостроительном плане от 11.03.2015 № RU 67518313-158 земельного участка с кадастровым номером 67:18:2300201:4711 в информации о разрешенном использовании земельного участка указана необходимость запроектировать благоустройство участка и прилегающих территорий по ул. Школьная. На чертеже градостроительного плана земельного участка указана граница благоустраиваемого участка. Схема планировочной организации данного земельного участка выполнена в соответствии с требованиями градостроительного плана.

Согласно пункту 2.3.12 нормативов градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденных постановлением Администрации Смоленской области от 05.06.2007 № 207, размер земельного участка, отводимого под строительство жилого здания, должен обеспечивать возможность строительства данного здания и организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

Согласно Правилам землепользования и застройки Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденным Решением Совета депутатов Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 21.08.2015 № 44, земельный участок сформирован в территориальной зоне Ж4. К основным видам разрешенного использования земельных участков данной территориальной зоны относится многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) - размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир); благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок; размещение подземных гаражей и наземных автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома.

Площадь земельного участка с кадастровым номером 67:18:2300201:4711 является недостаточной для размещения многоэтажной жилой застройки и организации придомовой территории.

В градостроительном плане от 11.03.2015 № RU 67518313-158, земельного участка с кадастровым номером 67:18:2300201:4711 в информации о разрешенном использовании земельного участка и на чертеже указана необходимость запроектировать благоустройство также прилегающих территорий по ул. Школьная.

Таким образом, Департамент пришел к выводу о том, что разрешение на строительство от 28.12.2015 №RU 67-518313-24-2015 объекта капитального строительства «10-ти этажный 2-х секционный дом блок-секции № 5, 6 (строительный номер) повторное применение», выдано Администрацией Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области:

- в соответствии с требованиями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- но при наличии градостроительного плана от 11.03.2015 № RU 67518313-158 земельного участка с кадастровым номером 67:18:2300201:4711, выполненной с нарушением статьи 57.3 Г РФ;

- при наличии схемы планировочной организации земельного участка, выполненной нарушением пункта 2.3.12 нормативов градостроительного проектирования Смоленской области и Правил землепользования и застройки Печерского сельского поселения Смоленского рай Смоленской области.

В связи с выявлением указанных нарушений Департаментом выдано оспариваемое предписание от 24.01.2018 № 2 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в соответствии с которым заявителю предписано устранить указанные нарушения законодательства в сфере градостроительной деятельности в срок до 26.03.2018.

Администрация поселения, не согласившись с названным предписанием Департамента от 24.01.2018 № 2, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Департамент в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву считал требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Также, Департаментом заявлено ходатайство о прекращении производства по настоящему делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, поскольку выданное предписание не затрагивает интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а лишь связано с осуществлением ответчиком своих функций в сфере публичных правоотношений (градостроительная деятельность).

Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в отзыве считала заявление Администрации поселения не подлежащим удовлетворению, а предписание Департамента законным и обоснованным. При этом указала, что в настоящее время полномочия по распоряжению землей, выдаче разрешений на строительство находятся у Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области. Однако, оспариваемое предписание обоснованно вынесено в адрес заявителя, поскольку разрешительная документация на строительство многоквартирного дома выдавалась Администрацией Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Кроме того, устранение допущенных нарушений при строительстве многоквартирного жилого дома возможно лишь путем перераспределения соседнего земельного участка с кадастровым номером 67:18:2300202:3408, находящимся в муниципальной собственности Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с земельным участком с кадастровым номером 67:18:2300202:4711 под многоквартирным домом. Отметило, что что на земельном участке с кадастровым номером 67:18:2300202:3408 фактически находятся элементы благоустройства территории многоквартирного жилого дома.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзывах.

Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы представителей заявителя и ответчиков, суд исходит их следующего.

Предписание, вынесенное в отношении Администрации поселения, является ненормативным правовым актом и может быть обжаловано в арбитражном суде по правилам главы 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из положений пункта 2, подпункта "б" пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ следует, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются градостроительный план земельного участка, а также материалы, содержащиеся в проектной документации, в частности, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.

Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В силу положений пункта 2 части 12 статьи 48, пункта 2 части 7, части 13 статьи 51 ГрК РФ до выдачи разрешения на строительство орган местного самоуправления обязан провести проверку соответствия проектной документации, в том числе схемы планировочной организации земельного участка, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство может служить несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 28.12.2015 администрацией поселения выдано застройщику – ООО «Бизнес Проект» разрешение N RU 67-518313-24-2015 на строительство объекта капитального строительства: «Десятиэтажный двухсекционный дом блок-секции « 5;6 (строительный номер) повторное применение, со строительным объемом 24289 куб. м, общей площадью здания 6541,40 кв. м, на земельном участке с кадастровым номером 67:18:2300201:4711 площадью 7701 кв. м, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с.Печерск, ул.Школьная). Срок действия указанного разрешения установлен до 28.03.2017 (т. 2, л. 123-124).

Вышеуказанное разрешение от 28.12.2015 выдано администрацией поселения в соответствии со вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2015 по делу № А62-5850/2015, на основании подготовленного администрацией поселения градостроительного плана от 11.03.2015 № RU 67518313-158 земельного участка с кадастровым номером 67:18:2300201:4711, утвержденного постановлением Администрации Печерского сельского поселения от 11.03.2015 № 26 и схемой планировочной организации земельного участка.

Департамент выдал администрации поселения оспариваемое предписание от 24.01.2018, которым потребовал в срок до 26.03.2018 устранить указанные в нем нарушения законодательства в сфере градостроительной деятельности.

Суд пришел к выводу о том, что Департамент в нарушение положений статьи 200 АПК РФ не доказал соответствие оспариваемого предписания Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 8.1 ГрК РФ должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

По смыслу вышеприведенной правовой нормы органам, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, предоставлены полномочия по направлению в соответствующие органы местного самоуправления только таких обязательных предписаний, которые направлены на устранение выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и не содержат требований, исполнение которых не допускается законом.

При этом, исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Между тем, оспариваемое предписание не отвечает вышеприведенным требованиям, поскольку не позволяет бесспорно определить действия, которые следует совершить администрации поселения в соответствии с конкретными нормами права в целях его надлежащего исполнения, не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно действий, которые необходимо выполнить администрации поселения для приведения в соответствие разрешения на строительство от 28.12.2015 № RU 67-518313-24-2015, градостроительного плана земельного участка от 11.03.2015 № RU 67518313-158 и схемы планировочной организации в соответствие с законодательством о градостроительной деятельности.

Кроме того, из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на момент выдачи оспариваемого предписания многоквартирные жилые дома, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 67:18:2300201:4711, в том числе блок-секции № 5 и 6, строительство которого осуществлялось на основании разрешения на строительство от 28.12.2015 № RU 67-518313-24-2015, закончены строительством и введены в эксплуатацию.

Так, блок-секция №1, № 2 введена в эксплуатацию 09.09.2015 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 09.09.2015 № 67-518313-14-2015; блок-секция № 3, № 4 введена в эксплуатацию 22 сентября 2016 года на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22 сентября 2016 № 67-RU67518000-49-2016: блок секция № 5, № 6 введена в эксплуатацию 30.06.2017 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.06.2017 № 67-RU67518000-39-2017.

Также, согласно предписанию от 24.01.2018 № 2, его выдача обусловлена недостаточностью площади земельного участка с кадастровым номером 67:18:2300201:4711 для размещения многоэтажной жилой застройки и организации придомовой территории.

Доводы Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возможности устранения допущенных нарушений при строительстве многоквартирного жилого дома путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 67:18:2300202:3408, смежного с земельным участком с кадастровым номером 67:18:2300202:4711, отклоняется судом ввиду следующего.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.08.2018 земельный участок с кадастровым номером 67:18:2300202:3408 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации поселения.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №131-Ф3) определен перечень вопросов местного значения городского поселения.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные опросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В развитие положений части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ в Смоленской области принят областной закон от 30.10.2014 №141-з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения», определивший в статье 1 закрепление за сельскими поселениями Смоленской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как следует из оспариваемого предписания от 24.01.2018 №2, Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству указал Заявителю на необходимость устранения нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение

генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки,
утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения
документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Вместе с тем указанный вопрос местного значения городского поселения не отнесен областным законом от 30.10.2014 № 141-3 «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельских поселений Смоленской области.

Указание на соответствующий вопрос местного значения ранее содержалось в пункте 14 части 12 статьи 7 Устава Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, однако указанная норма права была признана утратившей силу решением Совета депутатов Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 26 апреля 2017 года №19.

Одновременно с этим в соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области утверждение генеральных планов сельских поселений муниципального района, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельских поселений муниципального района документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории сельских поселений муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений муниципального района, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах сельских поселений муниципального района для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относится к вопросам местного значения муниципального района.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано в адрес ненадлежащего лица.

Также, суд полагает необходимым отметить, что Департаментом не представлено надлежащих доказательств наличия оснований для проведения проверки в отношении администрации поселения и соблюдения порядка проведения данной проверки, в том числе в части оформления результатов данной проверки.

Порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления установлен статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу ч.ч. 2, 2.3 - 2.6 которой государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

Контрольные мероприятия производятся в виде плановых и внеплановых проверок. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Таким образом, при осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории Смоленской области на Департамент возложена обязанность по соблюдению положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Данный вывод подтверждается также судебной практикой, изложенной в частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 29.08.2013 по делу N А12-30393/2012, постановлении ФАС Уральского округа от 20.09.2013 по делу N А50-21529/2012.

Требования к организации и проведению внеплановой проверки установлены в статье 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Организация документарной проверки осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы (ч. 3 ст. 16 Закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ).

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (часть 4 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).

Как следует из материалов дела, 11.12.2017 Прокуратурой Смоленского района Смоленской области в адрес Департамента направлено требование № 529ж-17 о проведении внеплановой проверки соответствия Администрацией Печерского сельского поселения Смоленской области разрешения на строительство градостроительному плану и схеме планировочной организации (том 2 л.д.4-5).

Департаментом в адрес администрации поселения направлен запрос от 10.01.2018 № 0020Д о представлении разъяснений по данному вопросу и документов, на основании которых было выдано спорное разрешение на строительство (том 2 л.д.7).

Письмом от 25.01.2018 № 0329д Департаментом в адрес администрации поселения направлено предписание от 24.01.2018 № 2 (том 2 л.д.10).

В нарушение приведенных выше норм Федерального закона № 294-ФЗ Департаментом не представлены распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя о проведении проверки, доказательства его вручения заявителю, акт проверки.

При этом бремя доказывания законности и обоснованности принятого акта в данном споре в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ лежит на ответчике.

Во исполнение определения арбитражного суда от 24.05.2018 Департаментом представлены в суд материалы проведенной проверки, однако названные документы отсутствовали.

Оспариваемое предписание ссылки на распоряжение или приказ о проведении проверки, акт проверки не содержат.

В части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ указано, что к грубым нарушениям относятся нарушения требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) и частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

При этом частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом.

При таких обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения предъявленных заявителем к Департаменту требований о признании предписания от 24.01.2018 № 2 недействительным.

В то же время, поскольку Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области не является органом, который принял оспариваемый ненормативный акт, предъявленное к Администрации района требование удовлетворению не подлежит.

Также, суд полагает необоснованными доводы Департамента о неподведомственности спора арбитражному суду по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Следовательно, для решения вопроса о подведомственности настоящего дела арбитражному суду необходимо установить, затрагивают ли оспариваемые предписания права заявителей в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая, что предписание Департамента носит властно-распорядительный характер, направлено на изменение прав и обязанностей конкретных лиц, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, настоящий спор является подведомственным арбитражному суду.

Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 12.09.2014 N 302-КГ14-2587 по делу N А19-17746/2013

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным предписаниеДепартамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ОГРН 1106732004488; ИНН 6732004533) от 24.01.2018 № 2 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, вынесенное в отношенииАдминистрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (ОГРН 1056735032320; ИНН 6714026380).

Обязать Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ОГРН 1106732004488; ИНН 6732004533) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (ОГРН 1056735032320; ИНН 6714026380).

В удовлетворении требований Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (ОГРН 1056735032320; ИНН 6714026380) к Администрации Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (ОГРН 1056735032320; ИНН 6714026380) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья И.Л. Каринская