АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
проспект Гагарина, д. 46, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
16 сентября 2011года Дело № А62-2486/2011
Резолютивная часть решения оглашена 12 сентября 2011 года
Мотивированный текст решения изготовлен 16 сентября 2011 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Печориной В. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Недялко М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Апис" (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>)
третье лицо: ФИО1; ФИО2
о признании решения № 23-2301 от 26.05.2011 об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным
при участии:
от заявителя: ФИО3 – представитель (доверенность от 10.01.2011 № 01/юр/с);
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Апис" (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (далее по тексту – Управление, ответчик) о признании решения № 23-2301 от 26.05.2011 об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным.
Определением Арбитражного суда Смоленской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО1; ФИО2 .
В судебное заседание представитель ответчика, третьи лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Обществу в целях осуществления строительства предварительно выбран земельный участок площадью 570 кв.м., расположенный в <...> в районе домов 4а и 2в по 1-му Перовскому переулку, Администрацией города согласован акт выбора земельного участка.
В процессе выполнения последующих мероприятий по межеванию участка Обществом направлено в Администрацию г.Смоленска заявление о согласовании схему расположения земельного участка, письмом от 26.05.2011 № 23-2301 Управление Архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска отказало в согласовании указанной схемы по следующим причинам: отказ смежных землевладельцев ФИО2, ФИО1 в согласовании границ земельного участка; прохождение по испрашиваемому земельному участку водопровода, принадлежащего указанным лицам; наличие подъездного пути к дому № 4а по 1-му Перовскому переулку.
Общество, полагая, что указанный отказ ответчика является необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, так как создает препятствия в ее осуществлении, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленные требования по мотивам, изложенным в заявлении.
Ответчиком представлен отзыв на заявление, в котором подтверждена позиция Управления, указанная в решении об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка.
Третье лицо ФИО1 в судебном заседании 05.09.2011 пояснила, что дом № 4а по 1-му Перовскому переулку в городе Смоленске принадлежал ее мужу ФИО4 на основании договора купли-продажи от 23.09.1991, после смерти которого в права наследования ни она ни ее сын ФИО1 не вступили, однако фактически ФИО1 проживает в указанном доме по настоящее время, что подтверждено выпиской из домовой книги. В связи с тем обстоятельством, что по земельному участку, на предоставлении которого настаивает заявитель, организован проезд к дому № 4а по 1-му Перовскому переулку и проходит водопроводный отвод к дому, ею и ее сыном ФИО1 подписаны отказы в согласовании границ испрашиваемого земельного участка. Какие-либо приемлемые варианты организации проезда к дому и отвода водопровода ООО «АПИС» предложены не были.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, суд полагает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется нормами статьей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, являющегося основанием для заключения договора аренды земельного участка и его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 данной статьи предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Таким образом, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства необходимо соблюдение всех этапов указанного выше порядка, в том числе проведение мероприятий по землеустройству.
Согласно статье 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Установление на местности границ земельного участка (межевание) проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17.02.2003) (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункта 3 Методических рекомендаций межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
- подготовительные работы;
- составление технического проекта;
- уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;
- определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками;
- определение координат межевых знаков;
- определение площади объекта землеустройства;
- составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;
- формирование землеустроительного дела;
- утверждение землеустроительного дела в установленном порядке (пункт 6 Методических рекомендаций).
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту – Федеральный закон № 221-ФЗ) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 указанной статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ случая (части 1 и 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
Таким образом, установление на местности границ земельного участка осуществляется при проведении работ по межеванию, результаты которых подлежат обязательному согласованию с заинтересованными лицами. Местоположение границ земельного участка оформляется в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (часть 4 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
Постановлением Главы администрации города Смоленска от 29.01.2010 № 136-адм утвержден Административный регламент Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории" (далее по тексту – Административный регламент).
В соответствии с разделом 3 Административного регламента при рассмотрении документов и принятии решения о согласовании схемы расположения земельного участка ответственным специалистом Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска производится проверка сведений, содержащихся в документах, на их соответствие предъявляемым требованиям и нормативным правовым актам, в том числе, соответствие схемы расположения требованиям, определяющим:
- границы земельного участка с номерами точек;
- площадь земельного участка с точностью до квадратного метра;
- координаты поворотных точек в местной системе координат, дирекционные углы или румбы, горизонтальные проложения в табличной форме;
- направление "Юг - Север";
- согласование с заказчиком, смежными землепользователями, права которых могут быть затронуты в соответствии с ФЗ N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости";
- номенклатуру планшетов 1:500, являющихся топоосновой схемы;
- красные линии;
- координатную сетку;
- границы частей земельного участка, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами (при их наличии). Сервитуты согласовываются с их правообладателями;
- площади частей земельного участка, ограниченные в использовании и обремененные сервитутами.
В соответствии с положениями раздела 2.3 Административного регламента основанием для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка являются:
- отсутствие документов, перечисленных в разделе 2.5 Административного регламента;
- несоответствие представленных документов требованиям, установленным распоряжением заместителя Главы города Смоленска от 06.03.2009 N 74-р "Об утверждении Положения по изготовлению и согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории города Смоленска";
- несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска и другим нормативным документам, определяющим расположение, конфигурацию, размер, другие характеристики и порядок пользования участком.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что до принятия решения о согласовании границ земельного участка заинтересованным лицом необходимо совершение всех мероприятий по землеустройству, в том числе определение границ объекта землеустройства на местности в рамках работ по межеванию объектов землеустройства, с учетом законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием.
Как следует из материалов дела (сведения, представленные в соответствии с определениями суда об истребовании доказательств, Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 30.08.2011, ФБУ «Кадастровая палата» по Смоленской области от 25.08.2011, Управление Федеральной миграционной службы по смоленской области от 30.08.2011, выписка из Домовой книги дома № 4а по 1-му Перовскому переулку в г.Смоленске) смежный с испрашиваемым Обществом земельный участок не свободен от прав третьих лиц, которые при согласовании ответчиком схемы расположения земельного участка выразили свое несогласие с представленным заявителем определением границ земельного участка, сославшись на нарушение их прав.
При этом существующий спор о согласовании границ со смежными землепользователями не подлежит разрешению Управлением в административном порядке при согласовании схемы расположения земельного участка.
В соответствии с положениями части 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке.
Как разъяснено в пункте 1 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
На основании изложенного, суд соглашается с доводом ответчика о том, что при отсутствии согласования границ земельного участка со смежными землепользователями, наличии спора о правах указанных землепользователей на смежный земельный участок, которые должны разрешаться Обществом в судебном порядке, Управление обоснованно отказало заявителю в согласовании схемы расположения земельного участка, в связи с чем предъявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Апис" отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья В.А.Печорина