АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Смоленск Дело № А-62-2607/2006
13 июня 2006 года
Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2006 года
Полный текст решения изготовлен 13 июня 2006 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе:
судьи Печориной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борзыкиной Е.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ЗАО «Русская охота»
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Смоленской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 13.03.2006 № 19-ЮЛ
при участии
от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 25.10.2005)
от ответчика: ФИО2 – заместитель начальника отдела (доверенность от 21.09.2005 № 70)
установил:
ЗАО «Русская охота» обратилось в Ленинский районный суд г.Смоленска с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Смоленской области от 13.03.2006 № 19ЮЛ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.37 КоАП РФ.
В соответствии с определением судьи Ленинского районного суда г.Смоленска от 03.05.2006 заявление ЗАО «Русская охота» вместе с материалами административного дела направлено в Арбитражный суд Смоленской области для рассмотрения по подведомственности.
Как следует из материалов дела, 03.03.2006 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Смоленской области (далее по тексту – Управление) составлен протокол в отношении ЗАО «Русская охота» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, за нарушение правил пользования объектами животного мира, выразившегося в невыдаче охотнику ФИО3 именной разовой лицензии на отстрел кабана в возрасте до 1 года для производства 11.01.2006 охоты в охотничьем хозяйстве ЗАО «Русская охота».
Постановлением Управления от 13.03.2006 № 19-ЮЛ ЗАО «Русская охота» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.37 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.
ЗАО «Русская охота», полагая, что указанное постановление принято Управлением с нарушением требований КоАП РФ в связи с тем, что в действиях юридического лица не установлен состав вмененного правонарушения, нарушает права и законные интересы ЗАО «Русская охота», так как влечет необоснованное привлечение к административной ответственности, обратилось в суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленные требования, представитель Управления требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд полагает, что предъявленные требования подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения - субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает объективное вменение, то есть административную ответственность за невиновные действия.
В соответствии с положениями ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. ст. 1.4, 1.5 КоАП РФ основными принципами при привлечении к административной ответственности являются равенство перед законом и презумпция невиновности.
При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Следовательно, в протоколе об административном правонарушении, наряду с другими необходимыми сведениями, необходимо подробное описание существа совершенного правонарушения, что связано с определением его юридической квалификации в точном соответствии с нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ, иного нормативного акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, заключается в нарушении правил пользования объектами животного мира.
Необходимым условием пользования животным миром является лицензирование.
Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» именная разовая лицензия - специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира.
Как следует из материалов дела, 11.01.2006 ЗАО «Русская охота» организована охота на диких копытных животных – кабана. Ответственным за отстрел животных являлся генеральный директор ЗАО «Русская охота» ФИО4, которым была выписана на имя охотника ФИО3 именная разовая лицензия на отстрел кабана в возрасте до 1 года, но охотнику ФИО3 не выдана. Указанные действия юридического лица квалифицированы Управлением как нарушение правил пользования объектами животного мира.
В соответствии с п.3.8 Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 04.01.2001 № 3) лицензии выдаются на конкретное место, имеющее четко выраженные внешние границы (урочище, егерский обход, охотничье хозяйство), и на определенный срок. Для производства охоты в другие сроки и на другом месте необходимо получить другую лицензию в порядке, определенном настоящим Положением.
Во время производства охоты лицензия находится у лица, производящего охоту (при проведении групповых охот - у лица, ответственного за охоту).
То обстоятельство, что охотник ФИО5 участвовал в групповой охоте, в связи с чем лицензия на его имя находилась не лично у него, а у лица, ответственного за охоту, - ФИО4, подтверждается материалами дела. Охота ФИО3 осуществлялась совместно с егерем охотохозяйства ФИО6, который в соответствии с положениями п.4.5. должностной инструкции егеря ЗАО «Русская охота» при организации и проведении облавных, групповых охот и добычи диких животных с вышек осуществляет не только контроль, но и является непосредственным участником охоты в группе.
Кроме того, ФИО3, ФИО6 и другие лица были включены в список охотников, прошедших инструктаж, 11.01.2006. Согласно п.36.5 Правил охоты на территории Смоленской области (утв. Решением исполнительного комитета Смоленского областного Совета народных депутатов от 30.11.1988 № 385) при индивидуальной охоте список охотников не составляется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у административного органа при вынесении постановления о привлечении ЗАО «Русская охота» к административной ответственности доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем считает неустановленным факт совершения ЗАО «Русская охота» вмененного правонарушения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности принятого Управлением постановления, в связи с чем предъявленные ЗАО «Русская охота» требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 210-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Смоленской области от 13.03.2006 № 19-ЮЛ о привлечении ЗАО «Русская охота» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.37 КоАП РФ.2. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Смоленской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья В.А. Печорина