ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-2678/14 от 28.07.2014 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

проспект Гагарина, д. 46, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

04.08.2014 Дело № А62-2678/2014

Резолютивная часть решения оглашена 28 июля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 04 августа 2014 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Печориной В. А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пехтеревой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 города Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании недействительным решения № 076/030/19-2014 от 07.04.2014

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 21.04.2014 № 65);

от ответчика: ФИО2 – главный специалист-эксперт (доверенность от 18.07.2014), ФИО3 – руководитель юридической группы (доверенность от 11.07.2014 № 27);

установил:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 города Смоленска (далее по тексту – Школа, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Смоленска (далее по тексту – Управление, ответчик) о признании недействительным решения № 076/030/19-2014 от 07.04.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки выявлено представление недостоверных индивидуальных сведений в отношении ФИО4 в части специального стажа, определяющего право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Недостоверность индивидуальных сведений выразилась в необоснованном заполнении страхователем кода исчисления педагогической деятельности для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по основанию ЗП80ПД с указанием полной ставки 1,00 за период с 13.03.2012 по 31.12.2013.

Решением Управления № 076/030/19-2014 от 07.04.2014 МБОУ СОШ №25 города Смоленска Школа привлечена к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление недостоверных сведений в виде штрафа в размере 9965,37 рублей.

Размер санкции исчислен на основании сведений о начисленных страховых взносах в отношении ФИО4 за период с 13.03.2012 по 31.12.2013.

Школа обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным со ссылкой на следующие обстоятельства.

ФИО4 принята на должность заместителя директора, при этом за ней закреплена педагогическая нагрузка 16 часов в неделю (приказ № 12-лс от 13.03.2012, приказ № 118/1-од от 02.09.2013), кроме того, с ней заключен трудовой договор о работе по совместительству по должности учитель с объемом нагрузки 6 часов в неделю (приказ №118/1-од от 02.09.2013).

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 173-ФЗ) предусмотрено образовательное учреждение - «школа» и должность – «учитель».

В силу положений пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781) периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Согласно пункту 2 Приказа Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю учителям 1 - 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы.

Таким образом, по мнению заявителя, ФИО4 выполняет при суммировании объема часов (16+6=22ч.) норму рабочего времени, установленную за ставку учителя, в связи с чем период её работы учителем подлежит включению в льготный стаж и должен быть отражен с кодом льготы.

Ответчик в судебном заседании требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, в частности указав на то обстоятельство, что ставка педагогических часов в должности заместителя директора не может быть суммирована со ставкой часов учителя, так как льготное назначение пенсии возможно при соблюдении одновременно двух условий: соответствие должности, наименования учебного заведения и количества педагогических часов. В связи с тем, что должность заместителя директора, занимаемая ФИО4, не связана с образовательным процессом (т.е. не включена в соответствующий Список должностей) количество педагогических часов по указанной должности в расчет не включается.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее по тексту - Закон № 27-ФЗ) страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно статье 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных указанным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов причитающихся за последние три месяца отчетного периода платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в специальный стаж работы засчитывается работа в должности заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а также работа в должности учителя.

Согласно приказа № 32-од от 29.02.2012 в целях оптимизации деятельности образовательных учреждений в экономических, финансовых вопросах и информационном обслуживании с 13.03.2012 введена новая штатная единица «Заместитель директора».

Приказом № 12-лс от 13.03.2012г. на данную должность переведена учитель ФИО4 на 1 ставку с сохранением педагогической нагрузки в объеме 16 недельных часов.

Из должностной инструкции заместителя директора школы (должность, которую занимает ФИО4) следует, что в должностные обязанности заместителя директора входят следующие: совместно с администрацией разрабатывает план финансово-хозяйственной деятельности школы, следит за его выполнением; совместно с администрацией разрабатывает Программу информатизации образовательного учреждения, вовлекающую наибольшее число его работников; оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий; оказывает консультации преподавателям по организационным, технологическим процессам, связанным с оказанием образовательных услуг в электронном виде; принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой; организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств; вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением; оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий.

Таким образом, в соответствии с должностной инструкцией заместитель директора ФИО4 не исполняет обязанности, связанные с образовательным (воспитательным) процессом. При этом названной инструкцией в качестве основных квалификационных требований не определено обязательное наличие высшего педагогического образования, указано, что данную должность может занимать лицо, имеющее экономическое образование.

Таким образом, Управлением по результатам проверки сделан обоснованный вывод о том, что в период с 13.03.2012 по 31.12.2013 ФИО4 не работала в должности заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, как это предусмотренной Списком, в связи с чем, довод заявителя о выполнении нормы рабочего времени, установленного за ставку учителя путем суммирования объема часов работы в должности заместителя директора по экономическим, финансовым вопросам с часами работы в должности учителя (16+6=22) является необоснованным (так как в данном случае 16-часовой нагрузке не соответствует занимаемая должность).

В силу положений пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781) периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Согласно пункту 2 Приказа Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю учителям 1 - 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы.

В соответствии с Приказом № 118/1-од от 01.09.2012 заместителю директора ФИО4 разрешена работа по совместительству по должности учитель, предусмотренной Списком, и установлен объем нагрузки - 7 недельных часов.

В данном случае, при соответствии должности – «учитель», установленным требованиям не соответствует количество часов нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (18 часов в неделю).

На основании изложенного, Управлением сделан обоснованный вывод о том, что указание в индивидуальных сведениях в отношении ФИО4 периода работы с 13.03.2012 г. по 31.12.2013 с кодом льготы ЗП80ПД на полную ставку 1,00 является необоснованным.

Вместе с тем, указанные действия не образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с правовым подходом, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 № 7828/2012, от 14.05.2013 № 17744/12, Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не предусматривает обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись.

Из приведенных норм следует обязанность страхователя представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

В свою очередь в рассматриваемом споре Управление в качестве вменяемого правонарушения указывает на неправомерное представления недостоверных индивидуальных сведений, выразившееся в неверном отражении страхового стажа работнику ФИО4

Однако представление Учреждением в отношении указанного работника недостоверных сведений в части страхового стажа не привело к представлению недостоверных сведений о выплатах, фактически включенных страхователем в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически страхователем начисленных. Из оспариваемого решения следует, что расхождений в суммах страховых взносов, начисленных по индивидуальным сведениям и по результатам проверки, не выявлено.

Суд отклоняет доводы ответчика со ссылкой на положения Закона № 173-ФЗ о том, что соответствующее нарушение повлияло на исчисление льготного стажа работников и возможность реализации ими права по досрочному получению трудовой пенсии, поскольку указанные обстоятельства влияют на момент наступления права на пенсию, а не на порядок ее расчета. Данное нарушение не соответствует признакам объективной стороны вменяемого правонарушения.

Кроме того, согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган Пенсионного фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Пунктом 41 названной Инструкции установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.

Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения.

На основании изложенного, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным, так как событие вмененного заявителю правонарушения не доказано.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах № 076/030/19-2014 от 07.04.2014, как противоречащее положениям части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и нарушающее права и законные интересы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 города Смоленска.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 города Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>).

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 города Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>) судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В.А.Печорина