ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-2817/20 от 30.06.2020 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел. 8 (4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

02.07.2020                                                                           Дело № А62-2817/2020

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 2 июля 2020 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Каретниковой О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Спортлото» (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску             (ОГРН <***>; ИНН <***>)

об оспаривании постановления № 11-Ю от 25 марта 2020 г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ,

с участием:

от заявителя – генеральный директор ФИО1 (протокол № 7 общего собрания участников ООО «Спортлото» от 20 октября 2019 г., паспорт), 

от ответчика – представитель ФИО2 (доверенность, служебное удостоверение, диплом),

установил :

общество с ограниченной ответственностью «Спортлото» (далее по тексту также - заявитель, общество, ООО «Спортлото») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску (далее по тексту также – ответчик, административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления № 11-Ю от 25 марта 2020 г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее по тексту также  - КоАП РФ).

Определением судьи от 14.04.2020 заявление было принято, возбуждено производство по делу. Тем же определением суда дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В срок, установленный в определении судьи от 14.04.2020, был представлен отзыв, из содержания которого следует, что ответчик возражает относительно доводов ООО «Спортлото», в том числе считает, что заявителем пропущен срок оспаривания постановления № 11-Ю от 25 марта 2020 г. Доказательств уважительности причин пропуска срока ответчиком суду не представлено.

Суд в целях выяснения указанных обстоятельств перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства, о чем вынес определение от 08.06.2020.

Как следует из материалов дела, на основании информации (письмо от 31.01.2020 № 04-03-04/17777-дсп) Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее по тексту также - Росфинмониторинг) о признаках ненадлежащего исполнения организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи и иные основанные на риске игры, требований  Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» инспекцией проведены контрольные мероприятия, в ходе которых выявлены факты несоблюдения ООО «Спортлото», оказывающим услуги по распространению лотерейных билетов и осуществляющим выплату выигрышей участником лотереи, установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона сроков представления сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Так, с нарушением сроков обществом были представлены в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения:

2019_<***>_673001001_00000003 от 09.10.2019 (дата совершения операции 01.10.2019);

2019_<***>_673001001_00000005 от 15.11.2019 (дата совершения операции 11.11.2019);

2019_<***>_673001001_00000010 от 13.12.2019 (дата совершения операции 09.12.2019);

2019_<***>_673001001_00000011 от 13.12.2019 (дата совершения операции 09.12.2019).

11.03.2020 государственным налоговым инспектором ФИО3 в отношении ООО «Спортлото» был составлен протокол № 11-Ю/240 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, на основании которого начальником инспекции ФИО4 вынесено постановление № 11-Ю от 25 марта 2020 г. о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения.

В рассматриваемом заявлении ООО «Спортлото» указывает на то, что не осуществляет выплату выигрышей свыше 15 000 рублей и, соответственно, не обязано представлять в Росфинмониторинг информацию по идентификации участников лотерей. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

Субъектом ответственности признаются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе кредитные.

С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Статьей 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту также - Закон № 115-ФЗ) в редакции, действовавшей до 12.03.2020, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, были отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В статье 3 Закона № 115-ФЗ определено, что операции с денежными средствами или иным имуществом - это действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» (далее по тексту также - Закон № 138-ФЗ) под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Под оператором лотереи понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 9 статьи 2 Закона № 138-ФЗ).

Распространителем является лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 10 статьи 2 Закона № 138-ФЗ).

Таким образом, распространитель также признается лицом, проводящим лотереи, и, следовательно, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 – 1.4, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 данного Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в указанном пункте, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

К числу таких операций относится получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее (абзац седьмой подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ).

При этом положениями части 6.1 статьи 20 Закона № 138-ФЗ в редакции, действовавшей до 12.03.2020, предусматривалось, что реализация лотерейных билетов и/или выплата выигрышей в случае, если сумма расчета составляет менее 15 000 рублей, осуществляется оператором лотереи, распространителем без идентификация такого участника лотереи в порядке, установленном Законом № 115-ФЗ, а при сумме, равной или превышающей 15 000 рублей идентификация участника лотереи проводится с применением любого способа упрощенной идентификации из предусмотренных Законом № 115-ФЗ, обеспечивающего установление возраста такого участника лотереи, или с использованием данных идентификации участника лотереи, предоставленных кредитной организацией, организацией федеральной почтовой связи, банковским платежным агентом, оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которым поручено проведение идентификации на основании договора.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Закона № 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов -физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Из указанных нормативных положений следует, что ООО «Спортлото» было обязано документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней сведения о приеме от участника лотереи денежных средств или выплате выигрыша в сумме свыше 15000 рублей.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В деле отсутствуют доказательства того, что суммы операций с денежными средствами, за нарушение сроков представления сведений о которых общество привлечено к административной ответственности, превышали 15000 рублей.  

Инспекцией также не представлено доказательств, что ООО «Спортлото» получило от оператора лотереи подтверждение на выплату выигрышей в сумме свыше 15000 рублей.   

С учетом изложенного суд приходит к выводу о недоказанности ответчиком наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В силу положений части 2 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ устанавливает, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

При этом согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регламентирован параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.

Из положений части 2 статьи 208 АПК РФ следует, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 113 АПК РФ, процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Процессуальный срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока (часть 3 статьи 114 АПК РФ).

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным (часть 6 статьи 114 АПК РФ).

Как усматривается из приобщенных заявителем документов (кассового чека, почтового конверта) жалоба на постановление № 11-Ю от 25 марта 2020 г. была отправлена им почтой заказным письмом 02.04.2020.

Таким образом, вопреки доводам отзыва, указанное постановление оспорено ООО «Спортлото» в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ десятидневный срок.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил :

признать незаконным и отменить постановление № 11-Ю от 25 марта 2020 г. инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску             (ОГРН <***>; ИНН <***>) о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Спортлото» (ОГРН <***>; ИНН <***>) административного наказания по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья :                                                                             Пудов А.В.