ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-2895/10 от 05.07.2010 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Смоленск Дело № А62-2895/2010

12 июля 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2010 года

Мотивированный текст решения изготовлен 12 июля 2010 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе:

судьи Печориной В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коваль С.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Главного управления государственного строительного надзора Смоленской области

к Обществу с ограниченной ответственностью «Созидание»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

при участии:

от заявителя: Гунченкова М.Н. – главный специалист отдела строительного надзора (доверенность от 07.06.2010).

от ответчика: Чабанов С.Н. – директор (выписка из ЕГРЮЛ), Копытов В.Ф. – представитель (доверенность от 11.05.2010), Тихонов С.Е. – представитель (доверенность от 10.03.2010 № 15);

установил:

Главным Управлением государственного строительного надзора Смоленской области (далее по тексту – Управление, заявитель) предъявлены требования о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Созидание» (далее по тексту – Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, Главным Управлением государственного строительного надзора Смоленской области в соответствии с обращением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области 26.05.2010 проведена проверка соответствия выполняемых ООО «Созидание» земляных работ при реконструкции незавершенного строительством блока залов ЭВМ под административное здание (акт проверки от 26.05.2010 № 01), в ходе которой установлено, что ООО «Созидание» (подрядчик) начало выполнение земляных работ по отрывке котлована без проекта производства работ (далее по тексту – ППР), чем нарушило требования проекта организации строительства (пункт 5.2.2. «Земляные работы»), требования СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве», часть 2 «Строительное производство». При этом при отрывке котлована на глубину более 3-х метров произошло обрушение грунта со стороны существующих гаражей Территориального управления Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, на день проверки опоры под столбами ограждения со стороны здания Управления оголены, котлован выполнен с вертикальными стенками без креплений, что может привести к дальнейшему обрушению стенок котлована.

По результатам проверки ответчику выдано предписание от 26.05.2010 № 041, которым ООО «Созидание» предложено приостановить выполнение земляных работ по отрывке котлована; разработать и утвердить в установленном порядке проект производства работ по подземной части, в котором учесть требования по отрывке котлована в стесненных условиях сложившейся застройки; укрепить стенки котлована.

Срок исполнения предписания установлен до 01 июня 2010 года.

07.06.2010 с участием представителей ответчика Главным Управлением государственного строительного надзора Смоленской области проведена проверка исполнения названного предписания (акт от 07.06.2010 № 031), в ходе которой установлено, что Обществом укреплены стенки котлована, работы по отрывке котлована продолжаются, проект производства работ в соответствии с предписанием не разработан. Кроме того, в ходе проверки установлено, что в отдельных местах произошло обрушение грунта вместе с асфальтовым покрытием.

07.06.2010 в присутствии законного представителя Общества Управлением составлен в отношении ООО «Созидание» протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ. Указанный протокол с материалами дела об административном правонарушении направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

Заявитель в судебном заседании изложенные в заявлении требования поддержал.

Представители ООО «Созидание» в судебном заседании предъявленные требования не признали, указав на то обстоятельство, что предписание в части прекращения земляных работ и укрепления стенок котлована Обществом исполнено, в части составления проекта производства работ указанное предписание является незаконным, так как строительные стандарты не предусматривают обязательность разработки подрядной организацией указанного проекта.

Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявление о привлечении ООО «Управление гражданского строительства» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежит удовлетворению, в связи со следующим.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, установление в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, состава вменяемого правонарушения находится в прямой зависимости от оценки законности вынесенного предписания, в связи с чем данное предписание с точки зрения законности его вынесения органом, осуществляющим государственный контроль, подлежит исследованию в рамках рассмотрения настоящего административного дела.

В соответствии с положениями части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (часть 4 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Администрации Смоленской области от 09.11.2006г. №398 «Об образовании Главного управления государственного надзора Смоленской области», органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора на территории Смоленской области является Главное управление государственного строительного надзора Смоленской области.

Как следует из пунктов 2.1, 2.2 указанного Постановления, основными задачами Управления являются: предупреждение нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации; выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком или подрядчиком нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В случае установления в ходе проводимых проверок нарушений, Управление вправе выдавать лицам, ответственным за допущенные нарушения, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 4.2.4 вышеназванного Постановления).

В соответствии с пунктом 4.1. Положения о государственном строительном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 65, в случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» к обязательной документации, регламентирующей организацию производства относятся: Проект организации строительства (ПОС), Проект производства работ (ППР).

Проект организации строительства (ПОС) - это документация, в которой укрупнено решаются вопросы рациональной организации строительства всего комплекса объектов данной строительной площадки.

Проект производства работ (ППР) - документация, в которой детально прорабатываются вопросы рациональной технологии и организации строительства конкретного объекта данной строительной площадки.

Согласно положениям пункта 1.1 СНиП 3.01.01-85 строительство каждого объекта допускается осуществлять только на основе предварительно разработанных решений по организации строительства и технологии производства работ, которые должны быть приняты в проекте организации строительства и проектах производства работ. Состав и содержание проектных решений и документации в проекте организации строительства и проектах производства работ определяются в зависимости от вида строительства и сложности объекта строительства в соответствии с указаниями раздела 3 настоящих СНиП.

В соответствии с пунктом 3.9. СНиП 3.01.01-85 ППР должен быть разработан на строительство здания или сооружения в целом, на возведение их отдельных частей (подземная и надземная части, секция, пролет, этаж, ярус).

Согласно пункта 3.2 СНиП 3.01.01-85 запрещается осуществление строительно-монтажных работ без утвержденных ПОС И ППР.

Состав и содержание проектов производства работ приведены в приложении № 3 СНиП 3.01.01-85 и в методических рекомендациях по разработке и оформлению ПОС И ППР МДС12-81.2007г.

Проектом организации строительства по объекту «Реконструкция незавершенного строительством блока залов ЭВМ под административное здание», разработанным проектной организацией ООО «Сервисстройпроект» (раздел 5.2.2), предусмотрено обязательность соблюдение при производстве земляных работ требований СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, Основания и фундаменты»; СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» часть 2 Строительное производство», указаний рабочих чертежей и проекта производства работ (ППР).

Подрядная организация ООО «Созидание» приняло решение об отсутствии необходимости разработки ППР на земляные работы, чем нарушило требования, предусмотренные проектом организации работ, вышеперечисленными строительными нормами и правилами.

Так, в соответствии с пунктом 5.12 Свода правил 12-136-2002 «Решение по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР» при разработке грунта и производстве работ в котловане необходимо предусматривать меры по предотвращению обрушения грунта. Для этого, исходя из требований строительных норм и правил, необходимо в ППР с учетом геологических и гидрогеологических условий участка работ и нагрузки от строительных машин и складируемых материалов определить крутизну откосов выемки или указать проект крепления стенок котлована.

В соответствии с пунктами 5.2.4, 5.2.8 СНиП 12-04-2002 производство работ, связанных с нахождение работников в выемках с вертикальными стенками без креплений допускается при их глубине не более 1м - в песчаных грунтах; 1,25 - в супесях; 1,5м - в суглинках и глинах; конструкция крепления вертикальных стенок глубиной до З метров в грунтах естественной влажности должна быть, как правило, выполнена по типовым проектам. При большей глубине крепление должно быть выполнено по индивидуальному проекту.

На основании изложенного, суд считает ошибочным мнение ответчика о том, что в данном случае ООО «Созидание», как подрядная организация, осуществляющая земляные работы по отрывке котлована (глубиной более 3 метров), не обязано была до начала производства земляных работ разработать и утвердить в установленном порядке проект производства такого рода работ, в том числе, предусматривающий крепление стен котлована.

На основании изложенного, предписание Управления от 26.05.2010 № 041, вынесенное в отношении ООО «Созидание» является законным и обоснованным, в связи с чем неисполнение указанного предписания (в части отсутствия разработанного и утвержденного проекта производства земляных работ) является нарушением законных требований органа, осуществляющего государственный строительный надзор, и влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

При этом суд соглашается с доводами Общества о том, что Управлением не доказан факт неисполнения ответчиком предписания в части прекращения земляных работ по отрывке котлована, так как доказательств осуществления указанных работ после вручения предписания Обществу заявителем не представлено. Представленные фотографии, подтверждающие, по мнению Управления, указанные обстоятельства, не могут быть признаны надлежащими доказательствами, так как не содержат даты их изготовления, кроме того, в акте проверки исполнения предписания от 07.06.2010 отсутствует ссылка административного органа на то обстоятельство, что в ходе проверки осуществлялась фотосъемка.

Однако, указанные обстоятельства не влияют на вывод суда о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, так как в ходе судебного разбирательства установлено, что предписание Управления в части разработки и утверждения проекта производства работ не исполнено, что является достаточным основанием для квалификации действий ответчика по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, требования Управления подлежат удовлетворению, ООО «Созидание» привлечению к административной ответственности с применением меры наказания, предусмотренной минимальной санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ (так как отягчающих ответственность Общества обстоятельств при рассмотрении дела судом не установлено).

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Созидание» (ОГРН 1026701424045, юридический адрес: г.Смоленск, ул.Губенко, д.46, фактический адрес: г.Смоленск, Рославльское шоссе, 5 км) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, применив наказание в виде наложения штрафа в размере 50000 рублей.

Административный штраф подлежит уплате в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель – УФК по Смоленской области (Главное управление государственного строительного надзора Смоленской области), ИНН 6730067390, ОКАТО 66401000000, счет № 40101810200000010001, КБК 83111690020020400140, банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Смоленской области, БИК 046614001, КПП 673101001.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Предложить Обществу с ограниченной ответственностью «Созидание» уплатить взыскиваемый штраф в добровольном порядке в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу и представить суду документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа.

Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать по истечении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать не вступившее в законную силу решение суда в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) и (или) вступившее в законную силу решение суда в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья

В.А. Печорина