ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-2946/19 от 02.07.2019 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

08.07.2019 Дело № А62-2946/2019

Резолютивная часть решения объявлена 02.07.2019

Полный текст решения изготовлен 08.07.2019

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Еремеевой В. И.,

при ведении протокола судебного заседанияпомощником судьи Чукляевой К.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЗМК-ТРЕЙД" (ОГРН 1146733005957; ИНН 6732071748)

к ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СМОЛЕНСКУ (ОГРН 1106731005260; ИНН 6732000017)

о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2019 № 474 о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 34210,74 руб.,

при участии:

от заявителя: Якушена Ю.В., представитель (доверенность от 10.06.2019, паспорт);

от ответчика: Шамаев А.П., представитель (доверенность от 23.10.2018, паспорт),

У СТ А Н О В И Л:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЗМК-ТРЕЙД" (далее – заявитель, ООО "ЗМК-ТРЕЙД") обратилось в арбитражный суд с заявлением кИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СМОЛЕНСКУ (далее – ответчик, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2019 № 474 о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 34210,74 руб.

Как следует из материалов дела, Инспекцией, при проведении проверочного мероприятия по информации Банка России в отношении ООО "ЗМК-ТРЕЙД" в части соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, требований актов валютного регулирования и валютного контроля, а также проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям установлено нарушение валютного законодательства, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Открытое акционерное общество «Молодечненский завод металлоконструкций» (Республика Беларусь), именуемое «Изготовитель» и ООО "ЗМК-ТРЕЙД" (Российская Федерация), именуемое «Заказчик», 02.02.2017 заключили договор № 644Д.

На основании данного договора ООО "ЗМК-ТРЕЙД" 02.02.2017 оформило в Смоленском отделении № 8609 ПАО Сбербанк паспорт сделки № 17020001/1481/1389/9/1.

В соответствии с соглашением Сторон и договором «Изготовитель» обязуется изготовить и поставить конструкции строительные сборные из черных металлов: производственное здание в несобранном виде с использованием сырья (металлопроката) «Заказчика», далее именуемые «продукция», по чертежам КМ (шифр 31/5649КМ) и КДМ «Заказчика», а «Заказчик» принять и оплатить услуги по изготовлению конструкций для объекта: «физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный по адресу г. Калининград, ул. Тихоокеанская».

В рамках исполнения договора ООО "ЗМК-ТРЕЙД" оплатило денежные средства:уведомление11/23.05.2017 от 29.05.2017 сумма 52236.51 (код валюты 933) , уведомление 248/29.05.2017 от 30.06.2017 сумма 244571,58 (код валюты 643). Ожидаемый срок возврата аванса 30.06.2017.

Согласно справок о валютных операциях, представленных обществом в уполномоченный банк, сроком возврата денежных средств за невыполненные работы (не оказанные услуги) является: уведомление № 11/23.05.2017 от 29.05.2017 сумма 52236.51 (код валюты 933) , уведомление 248/29.05.2017 от 30.06.2017 сумма 244571,58 (код валюты 643).

ООО "ЗМК-ТРЕЙД" необходимо было исполнить обязанность по возврату денежных средств или исполнение обязательств по договору со стороны ОАО «Молодечненский завод металлоконструкций» в части выполнения работ (оказания услуг) в срок не позднее 30.06.2017.

Согласно акту выполненных работ № 644Д/5 от 31.07.2017 оказана услуга на сумму:

1) 52 236,51 белорусских рублей (1594715,79 российских рублей) с нарушением установленного срока на 31 календарных дней;

2) 244 571,58 российских рублей с нарушением установленного срока на 31 календарных дней.

По мнению административного органа ООО "ЗМК-ТРЕЙД" 01.07.2017 совершило административное правонарушение, выразившееся в нарушении срока исполнения обязанности по возврату денежных средств или исполнение обязательств по договору со стороны ОАО «Молодечненский завод металлоконструкций» в части выполнения работ (оказания услуг).

19.03.2018 Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении № 673220190318003601/892 за нарушение валютного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя обществаКовалевой Татьяной Сергеевной, действующей по доверенности от 27.07.2018 на право ведения от имени и в интересах общества любые гражданские, административные дела во всех судебных инстанциях (судах общей юрисдикции и арбитражных судах), а также представлять общество во всех компетентных органах Смоленской области.

Определение Инспекции № 1104 от 19.03.2019 о рассмотрении дела об административном правонарушении № 673220190019/1-Ю на 22.03.2019 получено 19.03.2019 представителем общества по доверенности Ковалевой Татьяной Сергеевной нарочно.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 22 марта 2019 года ИФНС России по г. Смоленску вынесено постановление о назначении административного наказания № 474 по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ. Постановление получено представителем общества по доверенности 26.03.2019.

Не согласившись с выводами Инспекции, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2019 № 474 о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 34210,74 руб.

В судебном заседании представитель Инспекции просил отказать в удовлетворении заявленных требований, признать вынесенное 22.03.2019 постановление законным и обоснованным.

Заявитель в судебном заседании просила требование общества удовлетворить по следующим основаниям.

Административным органом не принято во внимание наличие переписки между изготовителем и заявителем, в котором определены причины поставки товара не в полном объеме в сроки, предусмотренные условиями договора, а также обязательство изготовителя от 22.05.2017 поставить товар в срок до 25.07.2017. Согласно акту сверки и акту выполненных работ № 644Д/5 от 31.07.2017 обязательство по поставке товара на сумму 1839287,37 российских рублей исполнено 18.07.2017, в связи с чем изготовитель выполнил надлежащим образом обязательство по поставке товара в срок не позднее 25.07.2017. В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.09.2009 № 5227/09 невыполнение резидентом обязанности по возврату денежных средств, уплаченных нерезидентами за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары при отсутствии фактов его противоправного поведения, препятствующего получению товаров или возврату уплаченных денежных средств, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этих средств, не образует состава административного правонарушения, установленного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Также ООО "ЗМК-ТРЕЙД" просило заменить штраф предупреждением.

Изучив материалы дела, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно п.п. 2 ч. 1.1 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Согласно п. 11 приложения № 1 к Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» в графе 11 в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается информация о предусмотренном (предусмотренных) контрактом, по которому оформлен ПС, сроке (сроках) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (при осуществлении валютных операций с кодами видов валютных операций 11100, 21100, 23100, 23110). При отсутствии указанного срока (сроков) в контракте в графе 11 указывается срок, совпадающий со сроком, указанным в графе 12.

В соответствии с п. 12 приложения № 1 к Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И в графе 12 указывается информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, путем передачи резиденту товаров, выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществляемого резидентом авансового платежа (коды видов валютных операций 11100, 21100, 23100, 23110) (далее по тексту настоящего приложения - ожидаемый срок). В иных случаях графа 12 не заполняется.

Ожидаемый срок указывается в виде последней даты (в формате ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого авансового платежа, который определяется резидентом следующим образом.

При наличии в контракте указанного (указанных) в абзаце втором настоящего пункта срока (сроков), к нему (к ним) прибавляется срок (сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота необходим (необходимы) для ввоза товаров с территории Российской Федерации (оформления таможенных деклараций) и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), вьшолнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

При отсутствии в контракте указанного (указанных) в абзаце первом настоящего пункта срока (сроков) указывается срок, рассчитанный резидентом самостоятельно в соответствии с обычаями делового оборота, с учетом сроков оформления таможенных деклараций, и (или) сроков оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органамтоваров), вьшолнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Указанный в графе 12 срок не может превышать даты завершения исполнения обязательств по контракту, указанной в графе 6 раздела 3 "Общие сведения о контракте" формы 0406005 «Паспорт сделки» (форма 1), а также срока, указанного в графе 11.

Частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них в виде наложения административного штрафа для юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; уполномоченные банки -кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, нарушает установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, защиту внутреннего рынка.

Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.

Объективная сторона состава вмененного обществу административного правонарушения выражается в необходимости исполнить обязанность по возврату денежных средств или исполнение обязательств в части выполнения работ (оказания услуг), в сроки, предусмотренные валютным законодательством Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения является общество, то есть лицо, заключившее контракт, предусматривающий выполнение работ (оказания услуг) в сроки, установленные валютным законодательством Российской Федерации.

Субъективная сторона состава административного правонарушения выражается в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом обязанности, предусмотренной статьей 19 Закона о валютном регулировании.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закрепляется общеправовой принцип, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Таким образом, презюмируется, что лицо, вступая в какие-либо отношения, должно знать о наличии обязанностей, возложенных на него государством. Кроме этого, лицо должно обеспечить их выполнение в точном соответствии с законом, что подразумевает под собой соблюдение той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для исполнения правил и норм, установленных законом.

Исходя из определения вины юридических лиц, изложенного в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резидент (ООО "ЗМК-ТРЕЙД"), обязан в срок, указанный в справках о валютных операциях, представленных ООО "ЗМК-ТРЕЙД" в уполномоченный банк, исполнить обязанность по возврату денежных средств или исполнение обязательств по договору со стороны ОАО «Молодечненский завод металлоконструкций» в части выполнения работ (оказания услуг).

О возможности соблюдения ООО "ЗМК-ТРЕЙД" требований ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ свидетельствует официальное опубликование данного документа в Собрании законодательства РФ №50 от 15.12.2003, в «Парламентской газете» №233 (1362) от 17.12.2003, в «Российской газете» №253 (3367) от 17.12.2003.

Оснований для признания выявленного административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности у суда не имеется.

Таким образом, при исполнении договора от 02.02.2017 № 644Добщество в нарушение положения п.2 ч.1 ст.19 Федерального закона от 10.12.2003 N№ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не исполнило обязанность по обеспечению возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных компании-нерезиденту за не ввезенные в Российскую Федерацию товары.

Факт выявленного нарушения подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств.

Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.15.25 КоАП РФ с учетом положения ч.2 ст.2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч.5 ст.15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Заявителем не представлено никаких документов, свидетельствующих о попытках вернуть уплаченную сумму денежных средств. Также, при наличии достаточных оснований полагать об увеличении срока выполнения Изготовителем работ, Заказчик меры по внесению изменений соответствующие сведения в паспорте сделки не предпринял. Дополнительное соглашение между сторонами о продлении сроков выполнения работ сторонами не заключалось.

Порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен.

Срок привлечения общества к административной ответственности на дату принятия оспариваемого постановления не истек.

В части довода общества о применении положения ст.4.1.1 КоАП РФ суд приходит к следующему.

В ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ сказано, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не установлено, в том числе с учетом того, что выявленное нарушение обществом требований действующего законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии угрозы интересам государства, связанным с его экономической безопасностью.

Вопреки доводам жалобы, наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса субъекта малого либо среднего предпринимательства само по себе без учета характера совершенного правонарушения не является основанием для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, оснований для замены наказания на предупреждение за выявленное правонарушение не имеется.

Административный штраф, назначенный обществу, рассчитан административным органом арифметически правильно.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Учитывая изложенное, основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЗМК-ТРЕЙД" (ОГРН 1146733005957; ИНН 6732071748) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула) и в кассационном порядке в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции и имеются основания, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В.И. Еремеева