АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел. 8 (4812) 24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
11.05.2021 Дело № А62-3011/2021
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 мая 2021 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марченковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(ОГРН <***>; ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Строй актив» (ОГРН<***>; ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность, паспорт, диплом),
от ответчика – представитель не явился,
установил :
Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту также – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Строй актив» (далее по тексту также – ответчик, общество, ООО «Строй актив») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ).
Определением суда от 13.04.2021 заявление принято, возбуждено производство по делу, назначено время и место рассмотрения дела.
Общество, получив копию определения от 13.04.2021, - что подтверждается уведомлением о вручении ему 16.04.2021 почтового отправления, - явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило.
На основании частей 1, 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – АПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности Сеть газораспределения ООО «Строй актив», расположенная по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, жилой комплекс «Парковый», жилой дом № 2 (по генплану), обладающая признаками опасного производственного объекта (IIIкласс опасности)».
Уполномоченным органом в области контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (пункт 5.3.1.5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»).
Приказом Ростехнадзора от 15 января 2019 г. № 12 утверждено Положение о межрегиональном технологическом управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ Ростехнадзора), пунктом 4.1 которого территориальному органу предоставлены полномочия по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе осуществление контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
В период с 11.03.2021 по 25.03.2021 на основании распоряжения руководителя Управления от 09.03.2021 № РП-201-650-О была проведена согласованная с прокуратурой Смоленской области внеплановая выездная проверка ООО «Строй актив», в ходе которой выявлен факт эксплуатации обществом указанного опасного производственного объекта в отсутствие соответствующей лицензии.
По результатам проверки должностными лицами, проводившими проверку, в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был составлен акт проверки № 5.2-РП-201-650-О-А/0031-2021 от 25.03.2021. Экземпляр акта направлен в адрес ООО «Строй актив». Замечания к акту не заявлены.
Кроме того, 05.04.2021 на основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ с учетом примечания к статье 28.1 КоАП РФ государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Управления ФИО2 в отношении общества в присутствии его директора ФИО3 был составлен протокол № 5.2-РП-201-650-о-Пр/0057-2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Объяснений и замечаний по содержанию протокола не представлено.
Указанный протокол вместе с заявлением о привлечении ООО «Строй актив» к административной ответственности направлен в Арбитражный суд Смоленской области.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и требующие получения специального разрешения (лицензии).
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выступают граждане, должностные лица и юридические лица.
В силу положений пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту также - Закон № 99-ФЗ) в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включена эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту также – Закон № 116-ФЗ) предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской федерации от 10 июня 2013 г. № 492 (ред. 16.02.2019) утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных объектов I, II, III классов опасности (далее по тексту также – Положение № 492).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 (ред. от 11.07.2019) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона № 99-ФЗ).
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.
Факт эксплуатации опасного производственного объекта: «Сеть газораспределения ООО «Строй актив», расположенная по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, жилой комплекс «Парковый», жилой дом № 2 (по генплану)» в отсутствие соответствующей лицензии подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки № 5.2-РП-201-650-О-А/0031-2021 от 25.03.2021, протоколом № 5.2-РП-201-650-о-Пр/0057-2021 от 05.04.2021 об административном правонарушении и обществом по существу не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В деле отсутствуют доказательства принятии заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности, требующей лицензирования, что свидетельствует о наличии вины ООО «Строй актив»в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Проверочные мероприятия проведены и протокол об административном правонарушении составлен уполномоченными должностными лицами (пункт 39 части 1 статьи 28.3 КоАП РФ) в установленном законом порядке (статьи 28.1, 28.2 КоАП РФ), процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Вышеуказанное нарушение представляет собой длительное непрекращающееся осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, в отсутствие соответствующей лицензии, то есть является длящимся.
При этом нарушитель может быть привлечен к административной ответственности в течение всего периода, пока указанная деятельность не будет прекращена или нарушение не будет устранено.
В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) составляет 3 месяца (если дело рассматривается судьей).
Указанный срок на дату рассмотрения дела не истек.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не установлено.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание характер и степень общественной вредности совершенного правонарушения, а также учитывая, что ООО «Строй актив» ранее не привлекалось к административной ответственности за нарушения, допущенные при эксплуатации опасного производственного объекта, суд назначает ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, - 40 000 рублей.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
Получатель - ИНН <***>, КПП 770301001, ОГРН <***>, ОКТМО 66701000, расчетный счет <***> УФК по Смоленской области (МТУ Ростехнадзора л/с <***>), отделение Смоленск, БИК 016614901, КБК 49811601141010001140, УИН 49877032011019000742.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
заявление Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>; ИНН <***>) удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Строй актив» (ОГРН<***>; ИНН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив ему административный штраф в размере 40 000 рублей.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение 10 дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья : Пудов А.В.