ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-3098/10 от 14.11.2011 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

проспект Гагарина, д. 46, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

21.11.2011                                                                     Дело № А62-3098/2010

                          Резолютивная часть решения оглашена 14.11.2011

                                   Полный текст решения изготовлен 21.11.2011

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Бажановой Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красильниковой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Арена-Принт" (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)

третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН <***>, ИНН <***>);

Федеральное государственное унитарное предприятие  "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (ОГРН <***>; ИНН <***>);

Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) 

о признании незаконными действий и об обязании устранить нарушенное право

при участии:

от заявителя: ФИО1, ФИО2- представители по доверенности;

от ответчика: ФИО3- главный специалист-эксперт отдела кадастровой оценки недвижимости и контроля в сфере кадастрового учета;

от третьих лиц: от Департамента – ФИО4- заместитель начальника отдела обеспечения судебной деятельности;

от БТИ – ФИО5- представитель по доверенности;

от ФБУ – ФИО6- ведущий юрисконсульт;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Арена-Принт» (далее – Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением, в котором просило:

- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, выразившиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости следующих сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе: удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка – 10498,16 руб. за 1 кв.м., кадастровую стоимость земельного участка – 15 852 221,6 руб.

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области внести за период с 01.01.2009 по дату вступления решения в законную силу изменения в государственный кадастр недвижимости, касающиеся удельного показателя его кадастровой стоимости и кадастровой стоимости с учетом вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м. «земли административных и офисных зданий, образования, науки, здравоохранения, спорта, искусства и религии» (с учетом уточнения заявленных требований – протокол от 14.11.2011).

Общество в обоснование заявленных требований указало, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе, предоставленного для строительства административного здания и склада; данный участок расположен на границе города Смоленска со Смоленским районом. 26.03.2010 Общество получило кадастровую выписку о земельном участке, из которой узнало о существенном увеличении кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2009, а именно: с1 781 800 руб. (УПКС - 1180 руб./кв.м.) до 15 852 221,60 руб. (УПКС - 10498,16 руб./кв.м.), то есть кадастровая стоимость земельного участка увеличилась в 8,9 раз. Постановлением (действовало с 01.01.2005 до 31.12.2008) Администрации Смоленской области от 06.10.2003 № 258 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений    Смоленской области, удельные показатели кадастровой стоимости земли по видам использования. Учитывая УПКС земельного участка, находящегося в аренде у Общества 1180 руб./кв.м.,  кадастровая  стоимость земельного  участка до  01.01.2009 установлена исходя из вида разрешенного использования земельного участка «земли под админ. управлен. и общественными организациями». Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 (действует с 01.01.2009) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области; утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области; средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области. Установленный для земельного участка Общества с 01.01.2009 удельный показатель кадастровой стоимости в размере 10 498,16 руб./кв.м. не соответствует ни одному удельному показателю, установленному для данного квартала. Считает, что ответчиком в государственном земельном кадастре сформированы недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016, основанные на недостоверных результатах кадастровой оценки. 

Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление) возражало против удовлетворения заявленных требований, в отзыве указало, что не являлось исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель, а исполняло свои  функции, указанные в Административном регламенте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции – действия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), уже определенных в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Смоленской области. Действия Управления, осуществляемые в рамках Административного регламента, законны.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ») возражало против удовлетворения заявленных требований, в отзыве указало, что являлось исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Смоленской области (далее - ГКОЗ НП Смоленской области) проведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39) (далее - Методические указания), Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. № П/0152) на основе специального программного обеспечения для расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Результаты ГКОЗ НП Смоленской области согласованы с Роснедвижимостью на соответствие Методическим указаниям, утверждены постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584. Утвержденные постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 результаты кадастровой оценки представляют собой средние (взвешенные по площади (всех земельных участков, расположенных в квартале)) значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных  в подпунктах 1.2.1 – 1.2.15 Методических указаний, полученных посредством специального программного комплекса.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) в отзыве указал, что при расчете арендной платы за пользование земельным участком за 2009 год использовал удельный показатель кадастровой стоимости 10 498,16 руб./кв.м., взятый из кадастрового паспорта земельного участка. Определение кадастровой стоимости земельных участков и внесение соответствующих сведений в государственный кадастр объектов недвижимости не относится к компетенции Департамента.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Смоленской области отзыв на заявление не представило, поддержало доводы Управления.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, на основании постановления Главы города Смоленска от 20.09.2005 № 2564 Обществу с ограниченной ответственностью «Арена-Принт» на основании договора аренды № 5809 от 04.05.2006 предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенный по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе, из категорий земель «земли поселений» для строительства административного здания и склада. Участок предоставлен сроком на 3 года.

18 июля 2006 года Обществом получен кадастровый план земельного участка № 27/06-8376 (выписка из государственного земельного кадастра), в котором указано, что УПКЗС составляет 1180 руб./кв.м., кадастровая стоимость – 1781800 руб. (л.д. 139).

Департаментом в адрес Общества была направлена претензия от 10.03.2010 № 4685/09, в которой указано, что за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 за Обществом числится задолженность по арендной плате за пользование земельным участком в размере 401 479,35 руб.

При расчете арендной платы за 2009 год Департамент использовал формулу, предусмотренную пунктом 2.2.3 Договора аренды:

АП = П х Кс х Бр, где 

АП – размер арендной платы;

Кс – кадастровая стоимость земельного участка за 1 кв.м.;

П – площадь земельного участка;

Бр – базовый размер арендной платы.

26.03.2010 Обществом был получен кадастровый план земельного участка № 6727/204/10-8922 (выписка из государственного земельного кадастра), в котором указано, что УПКС составляет 10 498,16 руб./кв.м., кадастровая стоимость – 15852221,6 руб. (л.д. 30).

В 2007-2008 годах была проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области в рамках реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области» на 2007-2011 годы, утвержденной законом Смоленской области от 04.09.2007 № 89-з «О долгосрочной областной целевой Программе «"Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области" на 2007 - 2011 годы».

С целью реализации указанной Программы между Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (заказчик) и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель) 29.06.20007 был заключен государственный контракт № 05-КОН на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области.

ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» заключило с ООО «Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие «Меридиан+» договор субподряда № 05-КОН/1 от 24.08.2007 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области. Указанные работы были проведены.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости письмом от 23.05.2008 № ВК/2278 сообщило Управлению Роснедвижимости, что оно проверило подготовленный предприятием отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области (далее - Отчет) и согласовало результаты оценки.

Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области. Это постановление было опубликовано для всеобщего сведения в официальных изданиях «Смоленская газета», «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области» в 2008 году (вступило в законную силу с 01.01.2009).

Пунктом 1 названного Постановления были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области согласно приложению № 1; пунктом 2 - средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области согласно приложению № 2.

Приложение № 1 представляет собой состоящую из 1979 строк таблицу средних удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15 видам разрешенного использования. Названные показатели определены в рублях за один квадратный метр.

После принятия постановления от 21.10.2008 № 584 управление Роснедвижимости по Смоленской области внесло в государственный кадастр сведения об удельных показателях кадастровой стоимости конкретных земельных участков, в том числе и земельного участка Общества, относящегося к кадастровому кварталу 67:27:003 18 09, на основании сведений Отчета. При этом удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка Общества с кадастровым номером 67:27:003 18 09:016 с видом разрешенного использования «для строительства административного здания и склада», указанный в кадастровом плане земельного участка № 6727/204/10-8922, 10 498,16 руб./кв.м. не соответствует ни одному из внесенных в государственный кадастр показателей удельной кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования по указанному кварталу.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.

В период совершения Управлением Роснедвижимости по Смоленской области оспариваемых действий сведения об экономических характеристиках земельных участков в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.

Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 № 7309/10 (по делу № А46-9432/2009).

В данном случае Администрация Смоленской области постановлением № 584 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области, в том числе в отношении кадастрового квартала 67:27:003 18 09 в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по 15 видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр.

Никаких иных характеристик в качестве результатов государственной кадастровой оценки земель Администрация Смоленской области в постановлении № 584 не утверждало.

Указанное постановление в части Приложения № 1 и Приложения № 2 оспаривалось в Смоленском областном суде (решение от 30.06.2010 № 3-33/10, от 01.04.2010 № 3-14/10 и др.) и не было признано недействующим. Верховным Судом Российской Федерации решения Смоленского областного суда были оставлены без изменения.

Согласно положениям части 4 статьи 200 АПК РФ суд признает недействительным ненормативный правовой акт, незаконными действия (бездействие) при наличии совокупности двух факторов: его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии; на нее возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации; упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; переданы функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. № 473 федеральные бюджетные учреждения "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.

Из представленной в суд кадастровой выписки о земельном участке от 18.07.2006 в отношении земельного участка, арендуемого Обществом, следует, что данный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для строительства административного здания и склада»; в кадастровой выписке о земельном участке от 26.03.2010 вид разрешенного использования участка не изменен. При этом определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который определяется по таблице Приложения № 1 к постановлению от 21.10.2008 № 584.

В указанном Приложении № 1 в пункте 1938 «кадастровый квартал 67627:003 18 09» в столбце «вид разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения» указан средний удельный показатель 10356,42 руб./кв.м.

В кадастровой выписке о земельном участке от 26.03.2010 указан удельный показатель кадастровой стоимости 10498,16 руб./кв.м., который не нашел своего подтверждения в утвержденной нормативным правовым актом таблице средних значений удельных показателей применительно к кадастровому кварталу, к которому относится земельный участок Общества.  

Поскольку, с учетом изложенного, государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков была возложена на Управление Роснедвижимости по Смоленской области, которым неправильно был внесен в сведения государственного кадастра недвижимости размер удельного показателя кадастровой стоимости и, соответственно, рассчитана кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого заявителю, что повлекло завышение кадастровой стоимости этого участка; суд признает незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, выразившиеся во внесении в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 10498,16 руб. и о кадастровой стоимости в размере 15852 221,60 руб. земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе.

При этом считает необходимым в рамках правовосстановительной функции обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Смоленской области внести в Государственный кадастр объектов недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 10356,42 руб. и о кадастровой стоимости в размере 15 638 194,20 руб. (10356,42 руб./кв.м. х 1510 кв.м.) указанного земельного участка.

Статьей 101 АПК РФ определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, выразившиеся во внесении в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 10498,16 руб. и о кадастровой стоимости в размере 15 852 221,60 руб. земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе.

         Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Смоленской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Арена-Принт" (ОГРН <***>; ИНН <***>) путем внесения в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 10356,42 руб. и о кадастровой стоимости в размере 15 638 194,20 руб. земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Арена-Принт" (ОГРН <***>; ИНН <***>) 2000 руб. в возмещение судебных расходов.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                              Е.Г.Бажанова