ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-3839/07 от 03.12.2007 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Смоленск Дело № А62-3839/2007

03 декабря 2007 года

Резолютивная часть решения оглашена 03 декабря 2007 года

Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2007 года

Судья Арбитражного суда Смоленской области Алмаев Р.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Алмаевым Р.Н, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Смоленского областного государственного унитарного предприятия «Монастырщинское ДРСУ»

к

Межрайонной ИФНС России № 8 по Смоленской области о признании недействительным в части решения от 05.04.2007 г. № 192

при участии:

от заявителя: Борисова Л.И. – представитель (доверенность №3 от 01.08.2007 года, паспорт 66 06 № 247675,);

Цуринков С.В. – представитель (доверенность № 8 от 17.10.2007 года, паспорт 66 02 № 746982,);

от ответчика: Курилюк В.В. – специалист 2 разряда юридического отдела (доверенность от 28.06.2007 г. № 8366, удостоверение УР № 376492),

установил:

Смоленским областным государственным унитарным предприятием «Монастырщинское ДРСУ» (далее – Предприятие или Заявитель) предъявлены требования к Межрайонной ИФНС России № 8 по Смоленской области (далее – Инспекция или налоговый орган) о признании недействительным в части решения от 05.04.2007 г. № 192.

Одновременно заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ, обосновав причины пропуска следующим: большая загруженность всех подразделений в связи с выполнением весеннего осмотра автомобильных дорог протяженность 309,915 км., находящихся на обслуживании, а также отсутствие в штате предприятия специалиста, обладающего специальными знаниями в области юриспруденции. Суд признает указанные причины уважительными, и восстанавливает указанный срок.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных актов может быть подано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину (организации) стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного ст. 198 АПК РФ срока.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой деклараций по транспортному налогу за 12 месяцев 2006 года, представленной Заявителем в налоговый орган, инспекцией принято решение от 05.04.2007 N 192 о доначислении Предприятию транспортного налога в сумме 2138 руб. Основанием для принятия спорного решения явился вывод о необоснованном применении Заявителем к транспортным средствам моделей ИЖ-2717011, ГАЗ-2217, ставок налога для легковых автомобилей, тогда как, по мнению налогового органа, автомобиль марки ИЖ-2715011 должен быть отнесен к категории грузовых автомобилей, а автомобиль марки ГАЗ-2217 к категории автобусов.

Полагая, что данный ненормативный акт в части доначислении Предприятию транспортного налога в сумме 2138 руб. принят незаконно, Предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленные требования.

Представитель Инспекции требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Оценив в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение представителей сторон,   суд полагает, что предъявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, в соответствии с пунктом 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Таким образом, ставка транспортного налога зависит от типа транспортного средства и мощности установленного на нем двигателя.

Транспортный налог на территории Смоленской области установлен и введен в действие Законом Смоленской области от 27.11.2002 № 87-з «О транспортном налоге», который предусматривает ставки транспортного налога в зависимости от типа транспортного средства отдельно для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей, а также иных транспортных средств.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС). Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (с изменениями от 07.12.1996, 31.07.1998) (далее - Постановление N 477) паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".

Технические характеристики транспортного средства содержатся в его паспорте.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному совместным приказом от 23.06.05 МВД РФ N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192 и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 (далее - Положение о паспортах ТС), в строке 4 паспорта ТС "Категория ТС" (А, В, С, Д, прицеп) указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, где категория "В" обозначает автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, а категория "Д" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя. В соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.97 N 2 (в редакции приказа от 18.07.2000 N 75), автобусом признается автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8.

Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению гл. 28 "Транспортный налог" части второй Кодекса, п. 16 которых предусмотрено, что при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (далее - ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, Конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938.

В данном случае в паспорте автомобиля марки ГАЗ-2217 в графе 4 указанный автомобиль отнесен к категории "В". Автомобиль марки ГАЗ-2217 позиционируются в ПТС как специальные пассажирские транспортные средства (6 мест) и относится в соответствии с паспортом транспортных средств по ОКОФ к категории "В", разрешенная масса которой не превышает 3500 кг. и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Поэтому, оснований для отнесения названного автомобиля к категории автобусов для целей налогообложения у налогового органа не имелось.

В паспорте автомобиля марки ИЖ-2715011 в графе 4 указанный автомобиль отнесен к категории "В". Автомобиль марки ИЖ-2715011 в ПТС указан как легковой.

Следовательно, оснований для отнесения названного автомобиля к категории грузового автомобиля для целей налогообложения у налогового органа не имелось.

Доказательств фактического использования названного автомобиля в качестве грузового налоговым органом не представлено.

Кроме того, в обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на письмо завода-изготовителя автомобиля марки ИЖ-2715011, в котором указано что данное транспортное средство относится к грузовой категории. (л.д. 91-92) С данным выводом нельзя согласиться, поскольку материалах дела имеется свидетельство о регистрации автомобиля марки ИЖ-2715011, в котором указана категория транспортного средства - "В" и тип транспортного средства легковая проч. (л.д. 103)

В данном случае следует руководствоваться сведениями о категории транспортного средства, указанными в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а при наличии противоречий в сведениях о категории транспортного средства в соответствии с приказом Министерства внутренних дел России от 27.01.2003 N 59 должна быть проведена замена регистрационных документов или сделана соответствующая отметка в паспорте транспортного средства.

Довод Инспекции о том, что для отнесения автомобиля к категории легкового или грузового следует руководствоваться отраслевой нормалью ОН 025 270-66 не состоятелен, поскольку данная отраслевая нормаль разработана для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения.

Учитывая вышеизложенное, а также, исходя из конкретных обстоятельств данного дела и представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд считает, что Предприятие правомерно применило в отношении спорных автомобилей ставки транспортного налога, установленные Законом Смоленской области от 27.11.2002 № 87-з «О транспортном налоге» как для легковых автомобилей, в связи, с чем доначисление транспортного налога является необоснованным.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Признать недействительным п.2 решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Смоленской области от 05.04.2007 года № 192, как несоответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Смоленской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Смоленского областного государственного унитарного предприятия «Монастырщинское ДРСУ».

3. В связи с удовлетворением предъявленных требований взыскать с Межрайонной ИФНС России № 8 по Смоленской области в пользу Смоленского областного государственного унитарного предприятия «Монастырщинское ДРСУ» государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную при подаче заявления в суд.

4. Исполнительный лист выдать по вступлению решения в законную силу.

5. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение одного месяца после его принятия в апелляционном порядке в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), и в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Р.Н. Алмаев