ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-3942/10 от 06.10.2010 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Смоленск Дело № А62-3942/2010

13 октября 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 06 октября 2010 года

Мотивированный текст решения изготовлен 13 октября 2010 года

  Арбитражный суд Смоленской области в составе:

судьи Печориной В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скобелевой Я.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Руднянского района Смоленской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Гамма» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

при участии

от заявителя: ФИО1 - прокурор отдела прокуратуры Смоленской области (удостоверение)

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2 – представитель (доверенность)

установил:

Прокурор Руднянского района Смоленской области (далее по тексту – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о привлечении ООО «Гамма» (далее по тексту - Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Руднянского района Смоленской области, Прокурором установлено, что ООО «Гамма» в интернет-клубе, расположенном по адресу: <...>, под видом проведения региональной стимулирующей лотереи «Календарь удачи» фактически осуществляет организацию и проведение азартных игр с нарушением Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 244-ФЗ).

По данному факту прокурором 03.08.2010 в порядке статьи 28.4. КоАП РФ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором изложенные нарушения квалифицированы по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ. В целях привлечения общества к административной ответственности прокурор в порядке статьи 23.1. КоАП РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании представитель прокурора требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Общество в отзыве на заявление предъявленные требования не признало, полагает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса, так как, по мнению Общества, заявитель не представил суду доказательства того, что деятельность Общества при проведении в установленном порядке стимулирующей лотереи, является деятельностью по организации и проведению азартных игр в смысле, придаваемом названному понятию нормами Федерального закона № 244-ФЗ, следовательно, у Общества отсутствовала обязанность иметь разрешение на осуществление данного вида деятельности. Представитель Общества в судебном заседании доводы возражений общества полностью поддержал.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя неподлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее по тексту – Федеральный закон № 138-ФЗ) определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

Согласно данному закону лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи. Призовым фондом лотереи является совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.

Розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши;

Организатором лотереи согласно Федеральному закону № 138-ФЗ является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Оператором лотереи согласно означенному договору является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства. Распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора, а участник лотереи - лицо, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с организатором лотереи договора;

При этом, денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов конкретной лотереи признаются выручкой от проведения лотереи, целевые отчисления от лотереи - часть выручки от проведения лотереи, направляемая на определённые статьями 11, 13 и 14 настоящего Федерального закона цели в порядке, установленном указанными статьями;

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащённое лотерейными программами. Лотерейная ставка – оплаченная игровая комбинация.

По положениям статьи 3 Федерального закона № 138-ФЗ виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа её проведения (тиражная, бестиражная и комбинированная), способа формирования призового фонда лотереи (лотерея, право на участие в которой связано с внесением платы, за счёт которой формируется призовой фонд лотереи; либо право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счёт средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея), территории её проведения (международная, всероссийская, региональная и муниципальная), организатора лотереи (государственная и негосударственная) и технологии проведения лотереи (в режиме реального времени либо в обычном режиме).

По мнению заявителя, в ходе проведенной проверки установлено, что в интернет-клубе, расположенном по адресу: <...>, ООО «Гамма» под видом проведения региональной стимулирующей лотереи «Календарь удачи» фактически осуществляет организацию и проведение азартных игр с нарушением Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Указанный вывод обусловлен заявителем следующими основаниями.

В ходе проверки установлено, что ООО «Гамма» по адресу: <...>, осуществляет проведение комбинированной, региональной, негосударственной, стимулирующей лотереи Смоленской области «Календарь удачи». Указанная лотерея включена в государственный реестр региональных лотерей Смоленской области 25.12.2009 г. При этом, в нарушение вышеперечисленных норм закона, участнику лотереи, признанному выигравшим, выплачивается сумма выигрыша из денежных средств, вырученных от продажи сувенирных календарей, тогда как данная сумма должна выплачиваться из призового фонда лотереи, сформированного за счет средств организатора лотереи. То есть, выигравшему в лотерею лицу сумма выигрыша выплачивается из средств, внесенных участниками лотереи, а не за счет средств организатора лотереи.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О лотереях» использование средств фонда допускается исключительно для выплаты, передачи или предоставления выигрыша тому из участников, кто признан выигравшим. Таким образом, создание фонда служит одним из способов защиты интересов тех, кто является участником лотереи. Однако, при организации и проведении стимулирующей лотереи «Календарь удачи» ООО «Гамма» не сформировало призовой фонд лотереи, не осуществляло розыгрыш призового фонда лотереи, следовательно, на имеющемся оборудовании ООО «Гамма» осуществляло проведение азартных игр.

Согласно частям 1-5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях», для проведения розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи создается тиражная комиссия, которая проводит розыгрыш призового фонда тиражной лотереи и подтверждает результаты проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража. Результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации организатором лотереи в течение десяти дней со дня проведения указанного розыгрыша.

Данные требования Федерального закона «О лотереях», ООО «Гамма» не выполнены: не создана тиражная комиссия для проведения розыгрышей призового фонда лотереи, акты и официальные таблицы результатов проведения тиражей не составляются, результаты розыгрышей призового фонда каждого тиража не публикуются в средствах массовой информации.

Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Выигрышем признается часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственное и, или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи. Призовой фонд лотереи - это совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи. Розыгрыш призового фонда лотереи представляет собой процедуру, проводимую организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяется выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участником выигрыши.

Таким образом, игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями является прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры и, в отличие от игрового автомата, на лотерейном оборудовании нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш. Следовательно, в азартной игре размер выигрыша по существу определяется игровым автоматом (ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ), а в лотереи - организатором лотереи (а не лотерейным оборудованием) до начала проведения лотереи.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «О лотереях», стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие, в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Согласно пункту 1 статьи 16 данного Федерального закона договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Порядок направления заявки участником стимулирующей лотереи и порядок приема такой заявки определяются организатором стимулирующей лотереи в условиях стимулирующей лотереи.

Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.

Согласно Условиям стимулирующей лотереи «Календарь удачи», проводимой ООО «Гамма», для участия в лотерее необходимо приобрести полиграфическую продукцию (карманные календари) (п. 7.1).

В качестве подтверждения заключения договора покупатель получает от организатора (оператора) кассовый чек либо иной документ строгой отчетности, после чего получает право на участие в розыгрыше лотереи на специальном лотерейном оборудовании (п. 7.2).

Сотрудник организатора (оператора) лотереи вводит в лотерейное оборудование начальное количество призовых очков равное стоимости приобретенной полиграфической продукции в соотношении 1:1.

На основании изложенного, прокурором сделан вывод о том, что деятельность ООО «Гамма» по проведению проведения стимулирующей лотереи фактически имеет признаки организации и проведения азартной игры, поскольку, участник лотереи приобретает за плату полиграфическую продукцию с нанесенным на него номиналом, за счет которого участнику лотереи оператором лотерейного клуба на лотерейное оборудование ставится начальное количество призовых очков. В данной ситуации действия игрока по покупке полиграфической продукции с заведомо для него несоразмерно завышенной ценой на данную продукцию и действия оператора лотерейного клуба по информированию игрока о предстоящем переносе стоимости полиграфической продукции в качестве начального количества призовых очков на лотерейное оборудование, правилах игры и получения возможного выигрыша, можно расценивать, как достигнутое между участником азартной игры и ее организатором соглашение, основанное на риске о выигрыше по правилам, установленным организатором азартной игры.

В дальнейшем участник лотереи с помощью имеющихся на игровом оборудовании приспособлений (клавиши, рычаги) участвует в игре, смысл которой заключается в наборе определенного количества призовых очков. Полученные очки участник по устному заявлению получает в денежном эквиваленте.

Следовательно, участнику игры заранее известно о несоразмерно завышенной цене полиграфической продукции, которая дает право игры на лотерейном оборудовании. Участник игры заинтересован в выигрыше призовых очков на данном оборудовании, так как они в дальнейшем принимаются в расчет и выдаются на руки участнику игры в денежном выражении. Соответственно, заведомо, участник игры заинтересован в приобретении за денежные средства полиграфической продукции, чтобы в дальнейшем в результате игры на игровом оборудовании увеличить количество призовых очков и как следствие получить на руки денежный выигрыш.

Таким образом, договор между участником стимулирующей лотереи и организатором не является безвозмездным, поскольку за приобретение полиграфической продукции для игры на лотерейном оборудовании участник лотереи передает оператору 100, 500 или 1000 рублей и т.д.

На основании изложенного прокурором сделан вывод о том, что ООО «Гамма» под видом лотерейного клуба, осуществляющего стимулирующую лотерею, фактически осуществляется организация азартных игр с использование игровых автоматов.

При рассмотрении дела суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

Согласно положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела, основными доказательствами по делу об административном правонарушении являются протоколы опроса посетителей клуба ФИО3, ФИО4 от 25.07.2010, оператора клуба ФИО5 от 27.07.2010, протокол осмотра места происшествия (помещения интернет-клуба по адресу: <...>) от 27.07.2010.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, проверка помощником прокурора на основании предписания Прокурора Руднянского района Смоленской области проводилась 27.07.2010, в связи с чем объяснения ФИО4, ФИО3, данные ими 25.07.2010 сотрудникам милиции, не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу, так как получены вне рамок проведенной прокуратурой проверки и лицом, не уполномоченным на проведение такой проверки.

Протокол осмотра места происшествия от 27.07.2010 содержит лишь описание помещения интернет-клуба с указанием номеров стоящих там «игровых» автоматов с демонтированными купюроприемниками, при этом материалы дела не содержат доказательств квалификации указанного оборудования именно в качестве игрового. Кроме того, из протокола осмотра места происшествия следует, что осматривалось помещение, принадлежащее иному лицу - ООО «Дельта».

Протокол опроса оператора клуба ФИО5 от 27.07.2010, также составленный сотрудником милиции, подписи опрошенного лица не содержит.

Доказательств отсутствия создания ООО «Гамма» призового фонда лотереи, создания тиражной комиссии, на что в обоснование своих доводов ссылается прокурор, материалы дела не содержат.

Таким образом, в материалах дела не имеется ни одного полученного в ходе проведенной прокуратурой 27.07.2010 проверки доказательства, позволяющего сделать вывод о том, что ООО «Гамма», не смотря на существующий запрет, в помещении интернет-клуба осуществляет проведение азартных игр.

Оценив представленные материалы дела и материалы проверки, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих наличие события и состава административного правонарушения в действиях заявителя, что в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, предъявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

Как следует из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.08.2010, в ходе проведенной проверки 27.07.2010 сотрудниками БЭП ОВД по Руднянскому району в помещении интернет-клуба по адресу: <...> изъято находившееся там оборудование (автоматы с серийными номерами 00984, 00985, 00986, 00987, 00988, 00989, 00990, 00991, 00992, 00993, 00994, 00995, 00996, 00997, 00998.

Однако, с учетом того обстоятельства, что материалы дела не содержат доказательств того, что указанное оборудование изъято именно в рамках дела об административном правонарушении, при этом из рапорта помощника прокурора от 29.07.2010 следует, что материалы проверки направлены в ОВД по Руднянскому району для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, судом в настоящем деле вопрос о судьбе изъятого имущества не разрешается.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. В удовлетворении предъявленных требований отказать.

2. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

3. Стороны вправе обжаловать настоящее решение суда в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск), жалобы подаются через арбитражный суд Смоленской области.

Судья В.А. Печорина