ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-4589/07 от 15.11.2007 АС Смоленской области

арбитражный суд смоленской области именем российской федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело   № А-62-4589/2007

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2007г.

Решение изготовлено в полном объеме 20 ноября 2007г.

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Бажановой Е.Г., при ведении протокола судьей Бажановой Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

предпринимателя Жарковой Татьяны Владимировны к

Межрайонной ИФНС России № 3 по Смоленской области

об оспаривании постановления № 1296 от 30.10.2007г. о наложении административного наказания

при участии

от заявителя:   Жаркова Т.В. – паспорт 66 04 № 124566; Кафаров В.Г. оглы - представитель по доверенности от 09.11.2007г. № 67-01/218181, паспорт 66 03 № 874365;

от ответчика:   Ладейщикова И.Г. – специалист юридического отдела, доверенность от 19.09.2007г. № 04-08/15068, удостоверение УР № 376724;

Предъявлено требование о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2007г. № 1296 о привлечении предпринимателя Жарковой Татьяны Васильевны к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Смоленской области (далее - Инспекция) требования не признала.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Инспекцией 17 октября 2007г. в ходе проведения проверки порядка и полноты оприходования наличной денежной выручки на основании поручения № 95 от 17.1ё0.2007г. заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Смоленской области было выявлено, что предприниматель Жаркова Т.В. в принадлежащем ей павильоне «Абшерон», расположенном по адресу: Смоленская область, г.Ярцево, ул.Чернышевского, осуществляет торгово-закупочную деятельность с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), снятой с учета в налоговом органе 05.03.2007г.; при продаже покупателю одной батарейки для часов по цене 15 руб. продавцом применена ККТ, которая не состоит на учете в налоговом органе, о чем составлен акт № 022368 от 17.10.2007г. и протокол № 2537 от 18.10.2007г. об административном правонарушении по ст. 14.5 КоАП РФ.

Постановлением № 1296 от 30.10.2007г. предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Предприниматель Жаркова Т.В. не согласилась с названным постановлением и указала, что была проведена модернизация принадлежащей ей ККТ, в связи с чем в 2002 году Инспекцией была оформлена карточка регистрации контрольно-кассовой машины по № 634, однако ошибочно не была указана дата регистрации. С указанного времени по настоящий момент ККТ обслуживается единственной в г.Ярцево организацией ЗАО «СИПС», уполномоченной обслуживать данные аппараты. Считает, что семилетний срок эксплуатации еще не истек.

Инспекция полагает, что постановление о назначении административного наказания является законным и обоснованным.

Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику, при этом применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Согласно ст. 5 указанного Закона индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах; применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" рекомендовано под неприменением контрольно-кассовых машин понимать, в частности, использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр.

В соответствии с п. 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного Приказом Госналогслужбы РФ от 22.06.1995г. № ВГ-3-14/36, по окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.

Как видно из материалов дела, при осуществлении наличных денежных расчетов с населением заявителем использована ККТ марки «SamsungER 4615 RF», заводской номер Н1D950607648, 1996 года выпуска, зарегистрированная в Инспекции 26.11.1996г. Данная модель на основании протокола Государственной межведомственной экспертной комиссией (далее – ГМЭК) от 12.03.2004г. № 1/77-2004 исключена из государственного реестра контрольно-инкассовых машин. Нормативный срок амортизации указанной модели согласно первично регистрации в Инспекции истек 01.01.2007г.

Письмом от 14.12.2006 года Инспекция уведомила предпринимателя о необходимости снятия ККТ с учета в налоговом органе в связи с истечением срока ее полезного использования. Согласно предписанию Инспекции от 21.03.2007г. № 14-12/2987, направленному в адрес предпринимателя 30.03.2007г., ККТ снята с учета в налоговом органе в одностороннем порядке 05.03.2007г. Однако на момент проведения проверки 17 октября 2007 г. замена ККТ не осуществлена.

Согласно пункту 1 Протокола ГМЭК от 12.03.2004 № 1/77-2004 с 01.07.2004 из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, исключена модель SAMSUNG ER-4615RF.

Положение о Федеральном агентстве по промышленности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2004 № 285.

Государственная межведомственная экспертная комиссия упразднена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 215.

Согласно Положению по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745, денежные расчеты с населением при осуществлении оказания услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями с обязательным применением ККМ, допущенных к использованию ГМЭК по ККМ.

Таким образом, Протокол от 12.03.2004 № 1/77-2004 принят Государственной межведомственной экспертной комиссией в пределах предоставленных ей полномочий.

Положением о порядке ведения государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержденным решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Протокол от 22 октября 1993 г. № 3) установлено, что в случае исключения модели (версии модели) контрольно-кассовой машины из Государственного реестра для машин этой модели (версии модели) устанавливается предельный срок их использования при осуществлении денежных расчетов с населением, продолжительность которого определяется Государственной комиссией с учетом применения утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1 "Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", но не более семи лет для каждой машины, считая с даты ее выпуска. Контрольно-кассовая машина, предельный срок использования которой истек, подлежит замене на контрольно-кассовую машину, включенную в Государственный реестр.

Довод предпринимателя относительно того что, срок полезного использования ККТ после модернизации равен нормативному сроку амортизации, исчисляемому с даты введения ее в эксплуатацию после модернизации, поэтому на вправе использовать контрольно-кассовую машину 1996 года выпуска, исключенную из Государственного реестра, до истечения срока ее амортизации, исчисляемого с момента модернизации (2002 года), судом отклоняется по следующим основаниям.

В абзаце 2 пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, аппараты кассовые относятся к классу "Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда". Основные средства этого класса, согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, относятся к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно (код 14 3010000).

В соответствии с пунктом 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Таким образом, срок полезного использования ККТ определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода ее в эксплуатацию и только в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, а именно в пределах интервала 5 - 7 лет включительно. При этом после модернизации контрольно-кассовой машины срок ее полезного использования может быть увеличен, но только в пределах срока амортизации, исчисляемого в даты ввода машины в эксплуатацию. В случае исключения модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода в эксплуатацию (первичной регистрации в налоговых органах) контрольно-кассовой техники, в том числе при ее модернизации.

При таких обстоятельствах предприниматель законно привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований предпринимателя Жарковой Татьяны Васильевны отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула) и в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск), апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья Е.Г.Бажанова