АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Смоленск Дело № А62-5230/2010
14 февраля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2011 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Яковенковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой О.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
к 1) Федеральному государственному квартирно–эксплуатационному учреждению «Смоленская квартирно–эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации
2) Министерству обороны Российской Федерации
третье лицо: Комендатура военных сообщений железнодорожного участка и станции Смоленск
о взыскании 506 540,60 рубля
при участии:
от заявителя – ФИО1, ведущий юрисконсульт, доверенность от 24.12.2010 № НЮ-3-15/557,
от ответчиков – 1) ФИО2, юрисконсульт, доверенность от 13.01.2010, 2) ФИО3, представитель, доверенность от 29.12.2010 № 1924 А,
от третьего лица – ФИО3, военный комендант, приказ от 19.06.2010 № 082,
установил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Смоленская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ответчик-1) о взыскании неосновательно сбереженных денежных средств в связи с арендой помещения за период с августа по декабрь 2008 года в сумме 506 540, 60 рубля.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Комендатура военных сообщений железнодорожного участка и станции Смоленск (далее – Комендатура).
По ходатайству истца на основании статьи 46 АПК РФ судом в качестве второго ответчика к участию в деле привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее – ответчик-2).
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит административное здание, общей площадью 3 572, 60 кв. м., расположенное по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.08.2006 серии 67-АБ № 140404 (л.д. 52, том 1).
В том же здании, без оформления каких-либо договорных отношений по пользованию, часть помещений первого этажа, общей площадью 221, 80 кв. м., занимает Комендатура военных сообщений железнодорожного участка и станции Смоленск. Помещения занимаются на основании телеграфного указания первого заместителя начальника Московской железной дороги от 10.05.2007 № Н/619.
1 августа 2007 года между истцом и ответчиком-1 был заключен договор на восстановление коммунальных расходов и предоставление эксплуатационных и хозяйственных услуг № 13, по которому истец предоставлял ответчику-1 в вышеуказанных помещениях коммуникации для доведения до потребителя тепловой энергии, воды и отведения сточных вод, а также оказывал эксплуатационные услуги и услуги по теплоснабжению, энергоснабжению и водоснабжению, а ответчик-1 восстанавливал указанные расходы истцу и оплачивал полученные эксплуатационные услуги. Срок действия договора истек 30.06.2008.
До истечения срока действия договора № 13 от 01.08.2007 истцом в адрес ответчика-1 письмом от 27.05.2008 был направлен для подписания проект аналогичного договора на срок действия с 01.07.2008 по 31.05.2009, однако указанный договор ответчиком не подписан.
Впоследствии письмом от 30.07.2008 истцом ответчику-1 для подписания направлен проект договора аренды, который также не подписан ответчиком-1 и возвращен в адрес истца.
Уведомлением от 08.09.2008, направленным истцом ответчику-1, предложено освободить занимаемые Комендатурой помещения в срок до 22.09.2008.
Поскольку ответчик-1 не освободил занимаемые помещения и Комендатурой указанные помещения фактически используются до настоящего времени, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца предъявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчики и Комендатура представили отзывы на исковое заявление, в судебном заседании возражали против заявленных истцом требований по указанным в них основаниям.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» организации независимо от форм собственности предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.04 № 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Согласно пункту 11 Устава воинских железнодорожных перевозок (введен в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2005 № 429-30, далее – Устав) полномочными представителями федерального органа исполнительной власти в области обороны на железнодорожном транспорте являются следующие органы военных сообщений: а) Центральное управление военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации; б) службы военных сообщений военных округов; в) линейные органы военных сообщений (территориальные управления военных сообщений, комендатуры военных сообщений железнодорожных участков и станций, комендатуры военных сообщений железнодорожных станций, представительства военных сообщений при организациях железнодорожного транспорта; г) полевые органы военных сообщений (службы военных сообщений фронтов, армий, корпусов, дивизий, номерные управления военных сообщений, номерные комендатуры военных сообщений железнодорожных участков и станций, комендатуры военных сообщений выгрузочных, распорядительных станций, временных перегрузочных, приграничных перегрузочных, запасных морских перегрузочных районов).
Таким образом, Комендатура военных сообщений железнодорожного участка и станции Смоленск является органом военного управления и полномочным представителем Минобороны России на железнодорожном транспорте. Финансирование деятельности Комендатуры осуществляется за счет средств федерального бюджета, Главным распорядителем бюджетных средств в этой части является Минобороны России. Указанное следует также из Положения о комендатуре военных сообщений железнодорожного участка и станции, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.06.2008 № 335.
Пунктом 17 Устава предусмотрено, что владельцы инфраструктур и перевозчики предоставляют органам военных сообщений служебные помещения, обеспечивают необходимым оборудованием и инвентарем, а также осуществляют их содержание и предоставляют коммунальные услуги.
Органы военных сообщений размещаются в служебных помещениях совместно с подразделениями инфраструктур по управлению специальными и воинскими перевозками и (или) мобилизационными органами железнодорожного транспорта и обеспечиваются общей с ними охраной.
Для управления воинскими железнодорожными перевозками владельцы инфраструктур и перевозчики предоставляют органам военных сообщений системы передачи данных, средства связи железнодорожного транспорта и средства автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом.
Расходы, связанные с предоставлением органам военных сообщений служебных помещений, оборудования и инвентаря, а также с оказанием услуг для обеспечения деятельности указанных органов, возмещаются владельцам инфраструктур и перевозчикам за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в области обороны.
Владельцы инфраструктур на безвозмездной основе выделяют органам военных сообщений оборудованные помещения (рабочие места) на загородных запасных пунктах управления (защищенных пунктах управления) железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 10 Перечня объектов имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги», внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги», помещения, в которых размещаются военно-транспортные органы, не подлежат передачу, в том числе, в аренду.
В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения о порядке управления и распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» от 09.07.2004 № 100 (действовал в период спорных правоотношений, утратил силу с 07.12.2008), недвижимое имущество, находящееся в собственности ОАО «РЖД», передается по договору безвозмездного пользования исключительно федеральным органам государственной власти и их территориальным органам, фактически занимающим помещения на момент утверждения настоящего Положения, а также иным лицам, если это установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в пределах их полномочий, решениями Президента ОАО «РЖД».
Пунктом 13 Положения о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» от 07.11.2008 № 150 (действует с 07.12.2008), предусмотрено, что совершение сделок с недвижимым имуществом (в том числе заключение договоров аренды) осуществляется с учетом ограничений в обороте имущества ОАО «РЖД», предусмотренных статьей 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года № 57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Из вышеизложенного следует, что помещения, занимаемые органами военных сообщений, могут передаваться им исключительно в безвозмездное пользование, а не в аренду; возмещение расходов по содержанию этих органов (коммунальные и эксплуатационные расходы) производится Минобороны России за счет средств федерального бюджета; стороной договора безвозмездного пользования указанных помещений (ссудополучателем) может быть только Минобороны России. Данные обстоятельства подтверждаются перепиской, проводимой меду ОАО «РЖД» и Минобороны России (л.д. 128-133, том 1).
Согласно положениям Устава ФГКЭУ «Смоленская КЭЧ района» Минобороны России (ответчик-1) руководство учреждением и полномочия собственника в отношении указанного учреждения осуществляет Минобороны России; основными видами деятельности, которые ответчик-1 осуществляет за счет средств федерального бюджета для Минобороны России, являются производство, передача и распределение электроэнергии, горячей воды и пара, холодной воды (оказание коммунальных услуг), а также техническое обеспечение эксплуатационных и хозяйственных работ. Соответственно никакими полномочиями по заключению договоров аренды, а также полномочиями по заключению иных видов договоров, кроме договоров на восстановление коммунальных расходов и предоставление эксплуатационных и хозяйственных услуг, указанное учреждение не обладает. В материалах дела не имеется также доказательств передачи Минобороны России указанных полномочий ответчику-1.
Таким образом, ответчик-1 не может являться стороной договора аренды (арендатором) помещений, занимаемых Комендатурой, а следовательно, с него не могут быть взысканы неосновательно сбереженные денежные средства в сумме 506 540, 60 рубля, которая рассчитана истцом исходя из величины арендной платы за период с августа по декабрь 2008 года, с учетом рыночной стоимости спорных помещений, указанной в отчете от 09.06.2008 № 2901.
Учитывая вышеизложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении требований о взыскании указанной суммы с ответчика-1.
Требования истца о взыскании указанной суммы с ответчика-2 также не подлежат удовлетворению.
Как указано судом выше, помещения, занимаемые органами военных сообщений, могут передаваться им исключительно в безвозмездное пользование, а не в аренду. Однако взыскиваемая истцом сумма неосновательно сбереженных денежных средств рассчитана им исходя из величины арендной платы за период с августа по декабрь 2008 года с учетом рыночной стоимости спорных помещений, указанной в отчете от 09.06.2008 № 2901.
Ссылку истца на преюдициальное значение решения Арбитражного суда Смоленской области от 27.05.2010 по делу № А62-439/2010, в соответствии с которым с ответчика-1 в пользу истца было взыскано неосновательное обогащение в виде арендной платы за июль 2008 года в сумме 101 308, 12 рубля, суд считает несостоятельной.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, не подлежат повторному доказыванию при рассмотрении другого дела установленные судом фактические обстоятельства дела, выводы же суда не имеют заранее установленной силы. Как следует из текста решения от 27.05.2010 по делу № А62-439/2010, суд пришел к выводу о том, что финансирование военной комендатуры производится ответчиком (ФГКЭУ «Смоленская КЭЧ района» Минобороны России). Между тем, при рассмотрении настоящего дела, суд не может прийти к подобному выводу, так как в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие финансирование Комендатуры за счет средств ответчика-1. Напротив, из материалов дела следует и является общеизвестным фактом, что Комендатура и ФГКЭУ «Смоленская КЭЧ района» Минобороны России входят в структуру Минобороны России, финансирование указанных организаций производится за счет средств федерального бюджета, Главным распорядителем которых является Министерство обороны Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении исковых требований Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» отказать.
2. Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
3. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию - Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья В. В. Яковенкова