ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-52/19 от 24.04.2019 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

06.05.2019                                                                     Дело № А62-52/2019

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 06 мая 2019 года

     Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Печориной В. А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шумко П.Е.,  

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому  заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Фараон +» (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Аленка» муниципального образования «Город Десногорск» Смоленской области

о признании недействительными условий пунктов 10.4,10.5 государственного контракта от 11.10.2016 №0363300107416000009-0138765-01,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 23.04.2019)

от ответчика: ФИО2, представитель (доверенность от 05.03.2019 №83);

     установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Фараон +» (далее по тексту – Общество, истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением

к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Аленка» муниципального образования «Город Десногорск» Смоленской области (далее по тексту – Учреждение, ответчик)

о признании недействительными условий пунктов 10.4,10.5 государственного контракта от 11.10.2016 №0363300107416000009-0138765-01.

Как следует из материалов дела, по итогам электронного аукциона, размещенного па официальном сайте zakupki.gov.ru проведенного в соответствии с главой 3 Федерального закона от 05.04.2013  N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ), между ответчиком (Заказчик) и истцом (Подрядчик) заключен государственный N 0363300107416000009-0138765-01 от 11.10.2016 на оказание услуг по ремонту фасада здания МБДОУ «Детского сада «Аленка» г.Десногорск.

В соответствии с пунктом 11.2 контракт вступает в силу с момента его подписания. сторонами и действует по 31.12.2015.

Согласно пункту 2.1. контракта цена, достигнутая на аукционе на право заключения контракта, составляет 10 347 863,80 руб. и является предельной суммой, которую исполнитель заплатит заказчику за выполненные работы.

Пунктом 10.4. контракта предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом. начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере определенном Постановлением Правительства по 1/300 ставки соответствующей установленного Центральным банком Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.

В пункте 10.5. контракта установлено, что за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 5% цены контракта.

По мнению истца, установленные в пунктах 10.4., 10.5. контракта размеры пеней и штрафов противоречат требованиям частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ  и Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Постановление N 1063), так как не учитывают исполненные подрядчиком обязательства, а штраф установлен в нарушение закона не в виде «фиксированной суммы».

 Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления иска о признании указанных условий контракта недействительными.

Ответчиком представлен отзыв на заявление, в котором предъявленные требования не признаны со ссылкой на соответствие оспариваемых пунктов Закону о контрактной системе и Постановлению № 1063.

Оценив      в      совокупности      по      правилам      статьи      71      Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав   мнение   лиц,    участвующих    в   деле,   суд   приходит   к   следующим выводам.

В силу части б статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем.) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в; размере, определенном в порядке. установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

Правительством Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 № 1063  утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

В соответствии с п.п. б) п. 4 Правил № 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

В соответствии с пунктом  6 Правил № 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В условиях Контракта, заключенного между истцом и ответчиком, содержатся аналогичные размеры ответственности, так пунктом 10.4. Контракта предусмотрено: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчик своих обязательств Заказчик вправе потребовать уплаты неустоек. Пеня начисляется за каэюдый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.

Пунктом 10.5 Контракта предусмотрено: «За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 5 процентов цены Контракта.

Применяемое Законом № 44-ФЗ в отношении порядка установления штрафа понятие «в виде фиксированной суммы» не свидетельствует том, что проект Контракта должен содержать указание на конкретную сумму штрафа в денежном выражении, а означает, что в отличии от пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом размер штрафа будет являться неизменным (фиксированным) вне зависимости от срока исполнения сторонами нарушенного им обязательства.

При этом в пунктах 4 и 5 Правил определения размера неустойки, принятом во исполнение статьи 34 Закона о контрактной системе, установлены конкретные размеры штрафов, определяемые в качестве процента от цены контракта.

Постановление Правительства РФ N 1063 опубликовано официально для общего ознакомления и находится в общем доступе (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28.11.2013; журнал "Собрание законодательства Российской Федерации" от 02.12.2013 N 48, ст. 6266). Все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

         Указанная правовая позиция изложена в пункте 34 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

         Таким образом, оспариваемые условия контракта полностью соответствуют предписанным нормативным требованиям, определяющим размер ответственности в сфере закупок.

Ссылка истца на значительность предусмотренного контрактом размера ответственности не является основанием для признания условий контракта недействительными.

Во-первых, потому что, как указано выше, указанные условия полностью соответствуют требованиям Закона № 44-ФЗ.

Во-вторых, статья 332 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность увеличения размера ответственности в контракте по сравнению с тем,  как такой размер установлен законом (законная неустойка).

В соответствии с разъяснениями пункта 35 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), установление контрактом пени в размере большем, чем указано в Законе о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ N 1063, законодательству не противоречит и само по себе не может служить основанием для признания спорного условия договора недействительным по статье 168 Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем установленная контрактом неустойка по смыслу пункта 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» может быть уменьшена судом при наличии оснований, предусмотренных статьей 333 Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного, при рассмотрении дела судом не установлены обстоятельства, позволяющие удовлетворить предъявленные требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Фараон +» (ОГРН <***>; ИНН <***>)  отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                  В.А. Печорина