ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-5405/2021 от 26.11.2021 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

03.12.2021                                                                     Дело № А62-5405/2021

                          Резолютивная часть решения оглашена 26.11.2021

                                   Полный текст решения изготовлен 03.12.2021

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Ерохина А. М.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Кадейкиной К.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ" (ОГРН 1066911004247; ИНН 6911024261)

к Смоленской таможне (ОГРН 1026701425849; ИНН 6729005713)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "Т-ЛОГИСТИК" (ОГРН 1126952022163; ИНН 6950155645)

 о признании незаконными действий по внесению изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары 10115070/290119/0004422, на основании уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 27.05.2021 № 10113000/У2021/0001013 и № 10113000/У2021/0001014; признании незаконными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 27.05.2021 № 10113000/У2021/0001013 и № 10113000/У2021/0001014.

при участии:

от заявителя: Алексеев А.А. – представитель по доверенности,

от ответчика: Тараник И.Н. – представитель по доверенности; Лукашева С.А. – представитель по доверенности,

от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом.

У С ТА Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью "АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ" (далее – заявитель, общество, ООО "АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне, в котором просило о признании незаконными действий по внесению изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары 10115070/290119/0004422, на основании уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 27.05.2021 № 10113000/У2021/0001013 и № 10113000/У2021/0001014; признании незаконными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 27.05.2021 № 10113000/У2021/0001013 и № 10113000/У2021/0001014.

Таможня возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, Смоленской таможней по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров, заявленных в ДТ №10115070/290119/0004422, результаты которой отражены в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 18.05.2021 № 10113000/019/180519/А0154 (далее - Акт проверки), принято решение от 26.05.2021 № 10113000/260521/1800517 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ № 10115070/290119/0004422 (в части отказа в предоставлении тарифных преференций) (далее - Решение).

Данное Решение явилось основанием для корректировки сведений, заявленных в рассматриваемой ДТ и как следствие доначисления таможенных платежей.

В  связи  с  чем,  в  адрес декларанта -  ООО  «Альстром-Мункшо  Тверь»  и таможенного   представителя   -   ООО   «Т-Логистик»   направлены   уведомления   о неуплаченных таможенных платежах от 27.05.2021 №№ 10113000/У2021/0001013 и 0113000/У2021/0001014 соответственно.

Поводом для проведения проверки послужило поручение Управления товарной номенклатуры ФТС России, изложенное в письме от 02.11.2020 №06-94/61528, данное в целях реализации представления Счетной палаты Российской Федерации от 21.04.2020 № ПР03-34/03-03 (далее - Представление Счетной палаты от 21.04.2020).

Согласно пункту 1.5.2 Представления Счетной палаты от 21.04.2020 в результате проведенных контрольных мероприятий, Счетной палатой выявлены нарушения в предоставлении тарифных преференций ООО «Альстром-Мункшо Тверь» без проведения Тверской таможней таможенного контроля.

В   ходе   контрольных   мероприятий   Счетной   палатой   установлено,   что ООО «Альстром-Мункшо Тверь» по ДТ №10115070/290119/0004422 был оформлен товар - «формующая 2,5-слойная сетка для производства стеклохолста», страна происхождения Сербия.

В   процессе   таможенного   оформления   из-за   отсутствия   сертификата   о происхождении товара тарифные преференции декларантом не заявлялись. По обращению   декларанта  Тверским  таможенным   постом   (ЦЭД)   были  внесены изменения в ДТ после выпуска товара.

Статьёй 322 ТК ЕАЭС определены формы таможенного контроля, одной из которых является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.

Статьёй 324 ТК ЕАЭС установлено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке:

1)таможенной декларации;

2)иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;

3)документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

4)иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с настоящим Кодексом;

5)сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;

6)иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 статьи 324 ТК ЕАЭС, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов    в    рамках    информационного    взаимодействия,    из    других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

В рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля проводится в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС за исключением проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 324 ТК ЕАЭС.

При проверке происхождения товаров проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится с учетом особенностей, предусмотренных статьей 314 ТК ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 326 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 ТК ЕАЭС.

Так же пунктом 2 статьи 326 ТК ЕАЭС определено, что результаты проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случаях, указанных в пункте 1 статьи 326 ТК ЕАЭС, оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Приказом ФТС РФ от 25.08.2009 № 1560 утвержден порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Порядок 1560).

Пунктом 25 Порядка 1560 установлено, что результаты проведения Проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Акт), согласно образцу, приведенному в приложении № 1 к Порядку. Датой окончания проведения Проверки является дата подписания Акта.

В соответствии с Разделом IIпункта 12 Порядка, проверка проводится на основании:

1)поручения вышестоящего таможенного органа;

2)материалов (информации), поступивших из правоохранительных и иных контролирующих органов, а также из компетентных органов иностранных государств, международных организаций, содержащих данные, указывающие на вероятность нарушений законодательства Российской Федерации, меры, по пресечению которых отнесены к компетенции таможенных органов;

3)указаний о применении соответствующих мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;

4)результатов проведенного анализа, свидетельствующего о возможных нарушениях таможенного законодательства, в том числе с использованием системы управления рисками:

а)информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа;

б)материалов, информации, поступивших из других таможенных органов
Российской Федерации;

в)сообщений средств массовой информации, а также сообщений и заявлений российских и иностранных юридических и физических лиц.

Пунктом 1 статьи 36 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» установлено, что Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей данной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 утвержден Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза. В данный Перечень включена, в том числе и Республика Сербия.

28.08.2000 между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии заключено Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, к которому 22.07.2011 Правительствами Российской Федерации и Республики Сербии подписан Протокол «Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.» далее - Протокол).

В соответствии со статьей 3 Протокола, происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в приложении № 3 к данному Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.

Пунктом 1 приказа ФТС России от 31.10.2011 № 2223 «О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии», определено не применение с 22 июля 2011 года ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, за   исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 данного Приказа.

Кроме того, пунктом 5 указанного приказа установлено, что для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, использовать Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении № 3 к Протоколу (далее - Правила).

Статьей 8 Правил определены условия предоставления режима свободной торговли, в соответствии с которыми товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если:

1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;

2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в приложениях № 1 и 2, являющихся неотъемлемой частью Правил;

3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;

4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.

Согласно пункту 2 статьи 8 правил прямой поставке отвечают также товары, транспортируемые через территорию одного или нескольких государств вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в государствах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих государств, находятся под таможенным контролем.

В качестве документального подтверждения нахождения товаров под таможенным контролем могут использоваться транспортные документы, удостоверяющие маршрут перемещения товаров из экспортирующего государства через государство транзита, или документ, выданный таможенными органами государства транзита, дающий точное описание товаров, указывающий даты перевалки (перегрузки) товаров, названия транспортных средств и удостоверяющий условия, при которых товары находились в государстве транзита.

Согласно представленной ООО «АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ» транспортной накладной, по которой начата международная перевозка товаров (CMR от 25.01.2019 № ТМ000032 (указана в графе 44 ДТ под кодом вида документа «02015/1»), отправитель товара (графа 1) - FASILA.D. SvetolikaLazarevica 18. 31230, Arilje, Serbia -fromUAB «SpectrumLogistika», Kirtimug. 67, LT-02244, Vilnius, Lathuania; получатель товара (графа 2) - LLC "Ahistrom-MunksjoTver", место погрузки товара (графа 4) - Vilnius, Lathuania), сведения о других транспортных накладных в графе 44 ДТ №10115070/290119/0004422, декларантом не заявлялись.

В графе 5 «Прилагаемые документы» указанной CMR от 25.01.2019 № ТМ000032 заявлен инвойс от 08.01.2019 №2019-164-87-1, информация о других документах отсутствует. Аналогичная информация отражена и в транзитной декларации № 11216407/260119/0104613 (далее - ТД), в графе 44 «Дополнительная информация/Представленные документы» которой заявлены CMRот 25.01.2019 № ТМ000032 и инвойс №2019-164-87-1 от 08.01.2019, иная информация о транспортных накладных отсутствует.

Призавершениипроцедурытаможенноготранзитапо ДТ № 10115070/290119/0004422 перевозчиком предоставлены документы, а именно: согласно документу «Подтверждение о прибытии транспортного средства № 10115060/280119/0000599»: Транзитная декларация № 11216407/260119/0104613; Транспортная накладная от 2 5.01.2019 № ТМ00003 2, Счет - фактура (инвойс) №2019-164-87-1 от 08.01.2019; свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки.

CMR от 25.01.2019 № ТМ000032 документально подтверждает только перевозку, которая началась в Литве.

Обществом предоставлена CMR № 0059931 от 12.01.2019, где отправитель товара (графа 1) -«FASILA.D». SvetolikaLazarevica 180, Arije; место разгрузки товара (графа 3) -«А &М» Budapest, Hungary (Венгрия).

Предоставлена CMR б/н от 17.01.2019, где товар отгружен (графа 4) -«Budapest, Hungary (Венгрия); место разгрузки товара (графа 3) - Vilnius (Литва).

Кроме того, согласно CMR № 0059931 от 12.01.2019 («FASILA.D», Arije, Сербия) товар следовал автомобильным транспортом с гос. № SU094DK в адрес «А &М», Hungary (Венгрия)» (Budapest, Венгрия, графа 3 CMR «место разгрузки), согласно CMR б/н от 17.01.2019 товар был перегружен на транспортное средство с гос. № FHH 074 и направлен в адрес (Литва, Vilnius , графа 3 CMR).

Однако, в транспортной накладной CMR № 0059931 от 12.01.2019 при ввозе товаров в графе 13 указаны именование и адрес таможенного органа, куда перевозчиком должен быть доставлен груз, где будет происходить таможенное оформление груза - Тверская таможня.

Между тем согласно CMR № 0059931 местом разгрузки груза является «А&М» (Венгрия, графа 3 CMR), а по факту согласно отметкам в CMR № 0059931 товар получен «LoginoksedSpeditor» (графа 24 CMR).

По CMR б/н от 17.01.2019 товар был перегружен на транспортное средство с гос. № FHH 074 и направлен в адрес (Литва, Vilnius , графа 3 CMR), по факту согласно отметкам в CMR б/н товар получен «UABSpectrumLogistika» (графа 24 CMR).

Кроме того, и в CMR № 0059931 от 12.01.2019 и в CMR б/н от 17.01.2019 отсутствует ссылка на инвойс или иной товаросопроводительный документ по данной партии товара (графа 5, «прилагаемые документы»), по которым товар отправлен из города Arije (Сербия) на автомобиле до города Budapest (Венгрия), далее до города Vilnius (Литва) и далее в г. Тверь РФ.

Таким образом, предоставленные CMR № 0059931 от 12.01.2019, CMR б/н от 17.01.2019, невозможно применить к партии товара, задекларированного по ДТ №10115070/290119/0004422.

Таким образом, предоставленные CMR № 0059931 от 12.01.2019, CMR б/н от 17.01.2019 свидетельствуют о перемещении некой партии из Республики Сербии на территорию Европейского союза, при этом в них отсутствуют сведения о получении груза ООО «АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ».

Обществом предоставлена транзитная декларация №19HU10122015A9D484 (Венрия), где транзит открыт таможенным органом Венгрии в городе Budapest -графа С 50, место назначения - Литва, графа 53. При этом в графе «D» в ТД № 19HU10122015 A9D484 отсутствует наложенная пломба - указано «0».

Таким образом, при перегрузке (загрузке) товара в Венгрии на транспортное средство таможенным органом Венгрии пломба не накладывалась.

Кроме того, в представленной транзитной декларации №19HU10122015A9D484 номер транспортного средства не указан (графа 18).

Согласно Контракту от 08.02.2018 № IM/FS/2018 (далее - Контракт), заключенному между компанией «FasilA.D.», Республика Сербия, (далее - продавец) и ООО «АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ» (далее - покупатель), были обозначены условия поставки (ИНКОТЕРМС 2010) - FCAАРИЛЬЕ.

При этом 18.09.2018 в дополнительном соглашении к Контракту условия поставки также указаны - FCAАРИЛЬЕ, Сербия.

Условия поставки FCA- «FreeCarrier» («Франко перевозчик») означают, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном пункте.

FCA, условия поставки, когда основную часть перевозки обеспечивает покупатель. При этом покупатель сам выбирает вид транспорта и организовывает всю цепочку доставки, заключает договоры перевозки.

Обязательство продавца по поставке считается выполненным, когда он поставляет товар перевозчику, назначенному покупателем в указанном месте.

Указанное место поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в таком месте. Если поставка происходит на территории продавца, - то продавец несёт ответственность за погрузку.

При этом если поставка происходит в любом другом месте, то продавец не несёт ответственности за погрузку.

При заключении договора международной купли-продажи товаров на условиях поставки FCA(франко-перевозчик) покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки от согласованного пункта, за исключением случая, когда договор перевозки заключается продавцом (подпункт а пункта БЗ термина FCAМеждународных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2000»), а также обязан нести все относящиеся к товару расходы с момента его поставки (пункт Б 6 термина FCA«Инкотермс 2000»), включая транспортные расходы.

В соответствии с указанными условиями поставки FCA(Инкотермс 2010) продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном пункте. От продавца требуется выполнение формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе. При этом покупатель сам выбирает вид транспорта, сам организовывает всю цепочку доставки, заключает договоры перевозки. Таким образом, продавец считается выполнившим обязательства по поставке товара с момента передачи товара в обусловленном сторонами месте, т.е. импортер является собственником товара в момент передачи товара перевозчику.

Согласно данному условию поставки продавец обязан предоставить товар перевозчику или иному лицу, указанному покупателем, в определенном пункте, в установленную дату и в оговоренный срок.

Таким образом, товар предоставляется в распоряжение перевозчика вне помещения продавца, из чего следует, что товар предоставляется неразгруженным с транспортного средства продавца, осуществлявшего подвоз товара (пункт А4 термина FCA «Инкотермс 2000»).

Правила Инкотермс 2010 являются торговым обычаем (обычаем делового оборота), принятым в Российской Федерации, что засвидетельствовано постановлением Правления ТПП РФ от 28.06.2012 №54-5.

Президиумом ВАС РФ в пункте 2 информационного письма от 16.02.1998 № 29 «Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц» отмечено, что арбитражный суд при разрешении спора, вытекающего из внешнеторговой сделки, применяет обычаи делового оборота в сфере международной торговли в редакции Инкотермс, в том случае, если участники сделки договорились об их применении или изменили предусмотренные ими в договоре базисные условия в письменной форме.

Условия поставки FCA АРИЛЬЕ, Сербия закреплено также в инвойсе № 2019-164-87-1, оформленном «FasilA.D.» в виде публичной оферты. Таким образом, можно утверждать, что «FasilA.D.» предлагает к продаже данный товар «самовывозом» из г. АРИЛЬЕ (Сербия) неограниченному кругу лиц на условиях поставки, которые не предполагают, согласно Инкотермс 2010, представление покупателю надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих способ доставки товара в г. АРИЛЬЕ, Сербия.

Согласно договору на транспорт от 19.05.2014 № А-13-2014, ООО «АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ» (заказчик) и ООО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» (перевозчик) заключили договор перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении и по территории Российской Федерации (далее - договор перевозки).

Следовательно, из Сербии спорный товар должен был перевозиться ООО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», а не поставщиком «FasilA.D.». Права на товар по данной сделке перешли ООО «АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ» в г. АРИЛЬЕ, Сербия, после передачи груза перевозчику и только с этого места ООО «АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ», согласно Инкотермс 2010, может документально подтвердить маршрут следования товара.

Согласно Инкотермс 2010 покупатель сам выбирает вид транспорта, организовывает всю цепочку доставки и заключает договоры перевозки.

В соответствии со счетом-фактурой на оплату услуг по перевозке от 25.01.2019 № АЧ-008 а/м Y333KT67/AE533767 был заказан и оплачен ООО «АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ» по маршруту - Сербия, АРИЛЬЕ - Бенякони РБ, - Бенякони РБ - г. Тверь РФ.

Однако, транспортное средство с гос. №Y333KT67/AE533767 задействовано только в CMR № ТМ000032 от 25.01.2019 (из Литвы в Тверь РФ).

В CMR № 0059931 от 12.01.2019 (из Сербии в Венгрию) - транспортное средство с гос. № SU094DK, в CMR б/н от 17.01.2019 (из Венгрии в Литву) -транспортное средство с гос. №FHH074.

Так как, счет - фактура на оплату услуг по перевозке оформлена 25.01.2019 и CMR № ТМ000032 оформлена 25.01.2019 на транспортное средство с гос. №Y333KT67/AE533767, следовательно и документальное подтверждение на оплату услуг по перевозке (транспортировке) отгрузке, перегрузке/разгрузке спорных товаров имеется только в отношении перевозки, которая началась в г. Вильнюс, Литва до г. Тверь.

Таким образом, непосредственно Контрактом предусмотрено, что производителем и/или грузоотправителем товара может быть не только продавец, что исключает соблюдение требования прямой поставки.

При этом товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Вместе с тем установлено, что спорный товар следовал из Сербии в Россию по условиям поставки FCA АРИЛЬЕ (Сербия), что подтверждается вышеуказанными документами.

Между тем, представленные декларантом товарно-сопроводительные документы не подтверждают факта приобретении и транспортировки товара напрямую от продавца по контракту в адрес ООО «АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ».

В свою очередь, установленные обстоятельства свидетельствуют о поставках товара на склады стран Европейского союза с дальнейшей отгрузкой в адрес ООО «АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ».

Обществонепредоставилосоответствующих        доказательств, свидетельствующих о причинах перегрузки товара на другие транспортные средства.

Между тем, из предоставленной Гродненской региональной таможней Республики Беларусь информации следует, что транспортное средство с гос. per. №УЗЗЗКТ67/АЕ533767 прибыло на Таможенную территорию Евразийского экономического союза без пломб, следовательно товар не находился при перемещении из Литвы на таможенную территорию ЕАЭС под таможенным контролем.

Как установлено таможенным органом, товар, продекларированный по ДТ № 10115070/290119/0004422, дважды перегружался на территории стран транзита, перевозка товара осуществлялась на разных транспортных средствах с участием различных перевозчиков, «BENEXIDOOEMONS» Сербия», «TRANSPORTASLTUAB» Литва, «ЭЛЕКТРА ООО» Калининград». Обществом не предоставлены документы, подтверждающие нахождения товара под таможенным контролем в странах транзита (отсутствует информация об операциях, проведенных с товарами на иной территории, информация о наложенном обеспечении, об отметках таможенных органов и т.д.).

Вышеуказанные обстоятельства заявителем не опровергнуты.

Таким образом, таможенный орган не располагал информаций об условиях, при которых товары, продекларированные по ДТ №10115070/290119/0004422, находились в государствах транзита. Отсутствуют документы, выданные таможенным органом государства транзита, указывающие даты перегрузки товаров и удостоверяющие условия, при котором товары находились в государстве транзита. Не предоставлены документы, подтверждающие, что товары в государствах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих государств, находились под таможенным контролем.

Выстраивая модель внешнеторговых отношений с контрагентом, декларант обязан учесть соответствующие нормативные предписания при заключении внешнеторговой сделки, то есть установить такие правила, в том числе условия поставки, при которых исключается нарушений требований таможенного закона в части прямой поставки, в противном случае, декларант несет риск наступления для него неблагоприятных последствий, в частности, в виде невозможности использования преференциального режима.

Так как, Тверской таможней не был проведен таможенный контроль страны происхождения ввезенного товара при принятии решений о восстановлении преференциального режима и внесения изменений в ДТ № 10115070/290119/0004422, то были допущены нарушения требований пункта 1 статьи 29 и пункта 1 статьи 314 ТК ЕАЭС, пункта 17 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 289 от 10 декабря 2013 года, что и было отражено в представлении Счетной палаты Российской Федерации № ПР 03-34/03-03 (далее - Представление).

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 12 Порядка, Смоленской таможне вышестоящим таможенным органом поручено провести проверочные мероприятия (таможенный контроль) по ДТ № 10115070/290119/0004422 по представлению Счетной палаты Российской Федерации № ПР 03-34/03-03, в части исполнения пункта 1.5.2 Представления. Поручения вышестоящего таможенного органа изложены в письмах: Управления товарной номенклатуры ФТС России от 02.11.2020 № 06-94/61528, в письме ЦТУ от 05.11.2020 № 75-12/31613.

Таким образом, Смоленской таможней в соответствии с поручениями вышестоящих (контролирующих) органов проведены проверочные мероприятия в полном объеме, в соответствии с пунктом 25 Порядка. Результаты проверочных мероприятий оформлены Актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств №10113000/019/180521/А0154.

Принимая во внимание, что по результатам проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров, задекларированных по ДТ № 10115070/290119/0004422, установлен факт не соблюдения условия предоставления режима свободной торговли, указанного в статье 8 Правил (не соблюдение условий прямой поставки) Обществу правомерно отказано в предоставлении тарифных преференций.

На основании изложенного решение таможенного органа от 26.05.2021
10113000/260521/1800517 о внесенииизменений в ДТ № 10115070/290119/0004422 (в части отказа в предоставлении тарифных преференций), и как следствие уведомления о неуплаченных таможенных платежах от 27.05.2021 №№ 10113000/У2021/0001013 и 10113000/У2021/0001014, являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "АЛЬСТРОМ-МУНКШО ТВЕРЬ" (ОГРН 1066911004247; ИНН 6911024261) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                  А.М. Ерохин