АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
проспект Гагарина, д. 46, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
22.02.2012 Дело № А62-5999/2011
Резолютивная часть решения оглашена 01.02.2012
Полный текст решения изготовлен 22.02.2012
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Бажановой Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красильниковой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Арена-Принт" (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Смоленской области (ОГРН<***>; ИНН <***>)
третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>);
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (ОГРН <***>; ИНН <***>)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии:
от истца: ФИО1, ФИО2 – представители по доверенности;
от Росреестра: ФИО3 – главный специалист – эксперт отдела кадастровой оценки недвижимости и контроля в сфере кадастрового учета, ФИО4 – специалист-эксперт отдела правового обеспечения;
от Кадастровой палаты: ФИО5 – юрисконсульт;
от третьих лиц:
от Департамента: не явился, извещен надлежащим образом;
от БТИ: ФИО6, ФИО7 – представители по доверенности;
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Арена-Принт» (далее – Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением, в котором просило:
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, выразившиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости следующих сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе: удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка – 10498,16 руб. за 1 кв.м., кадастровую стоимость земельного участка – 15 852 221,6 руб.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области внести за период с 01.01.2009 по дату вступления решения в законную силу изменения в государственный кадастр недвижимости, касающиеся удельного показателя его кадастровой стоимости и кадастровой стоимости с учетом вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м. «земли административных и офисных зданий, образования, науки, здравоохранения, спорта, искусства и религии»;
- установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 67627:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка – 682,98 руб. за 1 кв.м., кадастровую стоимость земельного участка – 1 031 300 руб. (с учетом уточнения заявленных требований – протокол от 14.11.2011 дело № А62-3098/2010).
Общество в обоснование указало, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе, предоставленного для строительства административного здания и склада; данный участок расположен на границе города Смоленска со Смоленским районом. 26.03.2010 Общество получило кадастровую выписку о земельном участке, из которой узнало о существенном увеличении кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2009, а именно: с1 781 800 руб. (УПКС - 1180 руб./кв.м.) до 15 852 221,60 руб. (УПКС - 10498,16 руб./кв.м.), то есть кадастровая стоимость земельного участка увеличилась в 8,9 раз. Постановлением (действовало с 01.01.2005 до 31.12.2008) Администрации Смоленской области от 06.10.2003 № 258 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области, удельные показатели кадастровой стоимости земли по видам использования. Учитывая УПКС земельного участка, находящегося в аренде у Общества 1180 руб./кв.м., кадастровая стоимость земельного участка до 01.01.2009 установлена исходя из вида разрешенного использования земельного участка «земли под админ. управлен. и общественными организациями». Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 (действует с 01.01.2009) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области; утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области; средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области. Указанным постановлением для земельного участка Общества с 01.01.2009 был утвержден удельный показатель кадастровой стоимости в размере 10 498,16 руб./кв.м., кадастровая стоимость земельного участка составила 15 852 221,6 руб. Общество, посчитав, что ответчиком в государственном земельном кадастре сформированы недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016, основанные на недостоверных результатах кадастровой оценки, обратилось в суд с указанными требованиями.
Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление) возражало против удовлетворения заявленных требований, в отзыве указало, что не являлось исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель, а исполняло свои функции, указанные в Административном регламенте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции – действия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), уже определенных в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Смоленской области. Действия Управления, осуществляемые в рамках Административного регламента, законны.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ») возражало против удовлетворения заявленных требований, в отзыве указало, что являлось исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Смоленской области (далее - ГКОЗ НП Смоленской области) проведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39) (далее - Методические указания), Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. № П/0152) на основе специального программного обеспечения для расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Результаты ГКОЗ НП Смоленской области согласованы с Роснедвижимостью на соответствие Методическим указаниям, утверждены постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584. Утвержденные постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 результаты кадастровой оценки представляют собой средние (взвешенные по площади (всех земельных участков, расположенных в квартале)) значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1 – 1.2.15 Методических указаний, полученных посредством специального программного комплекса.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) в отзыве указал, что при расчете арендной платы за пользование земельным участком за 2009 год использовал удельный показатель кадастровой стоимости 10 498,16 руб./кв.м., взятый из кадастрового паспорта земельного участка. Определение кадастровой стоимости земельных участков и внесение соответствующих сведений в государственный кадастр объектов недвижимости не относится к компетенции Департамента.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Смоленской области отзыв на заявление не представило, поддержало доводы Управления.
Определением суда от 14 ноября 2011 года по делу № А62-3098/2010 по ходатайству Общества требование об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка – 682,98 руб. за 1 кв.м., кадастровой стоимости земельного участка – 1 031 300 руб., было выделено в отдельное производство с присвоением нового регистрационного номера №А62-5999/2011.
Решением от 21.11.2011 по делу № А62-3098/2010 Арбитражный суд Смоленской области, установив, что в кадастровой выписке о земельном участке от 26.03.2010 указан удельный показатель кадастровой стоимости 10498,16 руб./кв.м., который не нашел своего подтверждения в утвержденной нормативным правовым актом таблице средних значений удельных показателей применительно к кадастровому кварталу, к которому относится земельный участок Общества, признал незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, выразившиеся во внесении в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 10498,16 руб. и о кадастровой стоимости в размере 15 852 221,60 руб. земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе; обязал Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Смоленской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Арена-Принт" путем внесения в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 10356,42 руб. и о кадастровой стоимости в размере 15 638 194,20 руб. земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе.
Решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
В процессе рассмотрения настоящего дела № А62-5999/2011 Общество, сославшись на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации посчитав, что кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка должна определяться исходя из его рыночной стоимости, уточнило заявленные требования, просило:
- определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: <...> в размере рыночной стоимости земельного участка, соответствующей 1 188 000 руб.;
- обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Смоленской области внести в сведения государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: <...> в части кадастровой стоимости, включив кадастровую стоимость, равную 1 188 000 руб. (с учетом уточнения заявленных требований - протокол от 26.01.2012).
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В 2007-2008 годах была проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области в рамках реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области» на 2007-2011 годы, утвержденной законом Смоленской области от 04.09.2007 № 89-з «О долгосрочной областной целевой Программе «"Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области" на 2007 - 2011 годы».
С целью реализации указанной Программы между Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (заказчик) и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель) 29.06.20007 был заключен государственный контракт № 05-КОН на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период проведения ГКОЗ НП Смоленской области) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования - 17.05.2008) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области. Это постановление было опубликовано для всеобщего сведения в официальных изданиях «Смоленская газета», «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области» в 2008 году (вступило в силу с 01.01.2009), согласно указанному нормативно-правовому акту кадастровая стоимость земельного участка заявителя с 01.01.2009 составила 15 852 221,6 руб.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как видно из материалов дела, на основании постановления Главы города Смоленска от 20.09.2005 № 2564 Обществу с ограниченной ответственностью «Арена-Принт» на основании договора аренды № 5809 от 04.05.2006 был предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенный по адресу: г.Смоленск, по Рославльскому шоссе, из категорий земель «земли поселений» для строительства административного здания и склада. Участок предоставлен сроком на 3 года.
18 июля 2006 года Обществом получен кадастровый план земельного участка № 27/06-8376 (выписка из государственного земельного кадастра), в котором указано, что УПКЗС составляет 1180 руб./кв.м., кадастровая стоимость – 1781800 руб.
Департаментом в адрес Общества была направлена претензия от 10.03.2010 № 4685/09, в которой указано, что за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 за Обществом числится задолженность по арендной плате за пользование земельным участком в размере 401 479,35 руб.
При расчете арендной платы за 2009 год Департамент использовал формулу, предусмотренную пунктом 2.2.3 Договора аренды:
АП = П х Кс х Бр, где
АП – размер арендной платы;
Кс – кадастровая стоимость земельного участка за 1 кв.м.;
П – площадь земельного участка;
Бр – базовый размер арендной платы.
26.03.2010 Обществом был получен кадастровый план земельного участка № 6727/204/10-8922 (выписка из государственного земельного кадастра), в котором указано, что УПКС составляет 10 498,16 руб./кв.м., кадастровая стоимость – 15852221,6 руб. (л.д. 29).
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка после утверждения постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области увеличилась в 8,9 раза. Также значительно увеличилась арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 22.07.2010) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, первоначально заявленные Обществом требования об установлении в отношении арендуемого земельного участка иного удельного показателя кадастровой стоимости и иной кадастровой стоимости, по существу, имели своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как указано в вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В процессе рассмотрения дела Общество с учетом правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010, уточнило заявленные требования, просило установить кадастровую стоимость арендуемого земельного участка в размере его рыночной стоимости, взятой из Отчета № 771-ЗУ-11 СМК АОК 04, и внести изменения в сведения государственного кадастра объектов недвижимости в отношении арендуемого земельного участка (протокол от 26.01.2012).
Согласно статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны:
- дата составления и порядковый номер отчета;
- основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
- место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
- точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;
- стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
- последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
- дата определения стоимости объекта оценки;
- перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности (введена Федеральным законом от 28.12.2010 № 431-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:
соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
В случае, если экспертиза отчета является обязательной и отчет составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, экспертиза указанного отчета проводится во всех саморегулируемых организациях оценщиков, членами которых являются оценщики, составившие указанный отчет.
Статьей 24.16. Закона об оценочной деятельности (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 431-ФЗ) определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
Исполнитель работ по определению кадастровой стоимости с учетом выявленных нарушений дорабатывает отчет об определении кадастровой стоимости и обеспечивает проведение его повторной экспертизы.
Отрицательное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет об определении кадастровой стоимости включает в себя исчерпывающий перечень выявленных нарушений и их соответствующее обоснование.
Из анализа вышеперечисленных норм следует, что в данном случае основным допустимым доказательством действительной рыночной стоимости земельных участков является отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в том числе проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете; и получивший положительное заключение.
В процессе рассмотрения настоящего дела Общество 01.12.2011 заключило с ООО «Агентство оценки ФИО8 и Компании» (исполнитель) договор на оказание услуг по проведению оценки № 771-З-11 СМК АОК 04Ю, согласно которому исполнитель обязался произвести оценку рыночной стоимости земельного участка общей площадью 1510 кв.м. с кадастровым номером 67:27:0031809:16, расположенный по адресу: <...> (л.д. 103-109). Целью оценки является определение рыночной стоимости объекта оценки для оспаривания кадастровой стоимости в судебном порядке.
Исполнителем были произведены работы по договору, результатом которых явился Отчет № 771-ЗУ-11 СМК АОК 04 от 01.12.2011 «по определению рыночной стоимости земельного участка площадью 1510 кв.м., кадастровый номер 67:27:0031809:16, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Россия, <...>». Копии данного отчета были представлены суду и всем лицам, участвующим в деле. Оригинал отчета исследован в судебном заседании.
Представленный Обществом в качестве доказательства Отчет № 771-ЗУ-11 СМК АОК 04 от 01.12.2011 выполнен оценщиком ООО «Агентство оценки ФИО8 и Компании» (<...>) ФИО9 (работает по трудовому договору), который является членом и включен в реестр оценщиков некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» (выписка № 02067 от 24.11.2011 из реестра саморегулируемой организации оценщиков, свидетельство).
Оценив данный отчет в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о том, что отчет независимого оценщика № 771-ЗУ-11 СМК АОК 04 от 01.12.2011 отвечает предъявленным к оценочным отчетам требованиям, содержит необходимые реквизиты, рыночная стоимость объекта определена на момент рассмотрения спора судом.
На указанный отчет представлено Экспертное заключение Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» № 111223-250 от 19.01.2012, согласно которому оценка выполнена в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и Федеральных стандартов оценки. Итоговая величина рыночной стоимости может быть признана достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.
Таким образом, в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в том числе проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете; и получивший положительное заключение.
При указанных обстоятельствах Отчет № 771-ЗУ-11 СМК АОК 04 от 01.12.2011 «по определению рыночной стоимости земельного участка площадью 1510 кв.м., кадастровый номер 67:27:0031809:16, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Россия, <...>» является надлежащим доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка, арендуемого Обществом.
Доказательств иного в материалы дела в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Согласно выводам Отчета итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031809:16, расположенного по адресу: Россия, <...> составляет 1 188 000 руб.
При указанных обстоятельствах заявленное Обществом требование об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031809:16 в размере 1 188 000 руб. (определенной на основании отчета № 771-ЗУ-11 СМК АОК 04 от 01.12.2011 и положительного экспертного заключения № 111223-250 от 19.01.2012) является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, не заявили возражений (устных или письменных) относительно представленных отчета № 771-ЗУ-11 СМК АОК 04 от 01.12.2011 и положительного экспертного заключения № 111223-250 от 19.01.2012.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», Приказу Управления Росреестра по Смоленской области от 01.07.2010 № 114 «Об утверждении сроков передачи полномочий органа кадастрового учета отделам Управления», Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 № П/200 «Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата», лицом, обладающим полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, является Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Смоленской области.
На основании изложенного, требования Общества об оПоскольку кадастровая стоимость земельного участка не может быть изменена за предыдущий период, суд принимает во внимание рыночную стоимость земельного участка, определенную на момент рассмотрения спора судом.
Установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка не может быть изменена за предыдущий период, суд принимает во внимание рыночную стоимость земельного участка, определенную на момент рассмотрения спора судом.
Установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
бязании ФБУ «Кадастровая палата» по Смоленской области внести в сведения государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 в части кадастровой стоимости, включив кадастровую стоимость, равную 1 188 000 руб., также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: <...> в размере рыночной стоимости земельного участка, соответствующей 1 188 000 рубля.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Смоленской области (ОГРН<***>; ИНН <***>) внести в сведения Государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 18 09:0016 площадью 1510 кв.м., расположенного по адресу: <...> указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно 1188000 рубля.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья Е.Г.Бажанова