АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
улица Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
31.01.2017 Дело № А62-6000/2016
Резолютивная часть решения оглашена 25.01.2017
Полный текст решения изготовлен 31.01.2017
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Еремеевой В. И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Восход" (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о взыскании субсидии в размере 90 674,46 руб.,
при участии:
от истца: ФИО1, представитель (доверенность от 20.09.2016 № 53/01-01-42, паспорт); ФИО2, представитель (доверенность от 08.09.2016, паспорт);
от ответчика: ФИО3, директор (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ),
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (далее – истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Восход" (далее – ответчик, СПК "Восход", кооператив) о взыскании субсидии в размере 90 674,46 руб.
Как усматривается из материалов дела, в рамках реализации муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства в Вяземском районе Смоленской области» на 2015-2017 годы (далее - Программа), утвержденной постановлением Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 31.12.2014 № 2044 (в редакции постановлений Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 04.03.2015 № 316, от 06.11.2015 № 2094, от 16.02.2016 № 171), и Порядка предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Вяземского района на приобретение семян сельскохозяйственных культур, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и запасных частей на сельскохозяйственную технику для проведения весенних полевых работ, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 24.02.2016 № 206 (в редакции постановления Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 21.03.2016 № 366), между администрацией и СПК "Восход" заключен договор от 21.03.2016 № 128/01-01-51-р о предоставлении в 2016 году субсидии на приобретение семян сельскохозяйственных культур, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и запасных частей на сельскохозяйственную технику для проведения весенних полевых работ.
Согласно п. 1.1 договора администрация предоставляет субсидию сельскохозяйственным товаропроизводителям Вяземского района на приобретение семян сельскохозяйственных культур, горючесмазочных материалов, минеральных удобрений и запасных частей на сельскохозяйственную технику для проведения весенних полевых работ в сумме 90 674,46 рубля.
Согласно п. 2.1.1 договора администрация обязуется предоставить Получателю субсидии в 2016 году субсидию на приобретение семян сельскохозяйственных культур, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и запасных частей на сельскохозяйственную технику для проведения весенних полевых работ на условиях, установленных Порядком предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Вяземского района на приобретение семян сельскохозяйственных культур, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и запасных частей на сельскохозяйственную технику для проведения весенних полевых работ.
Согласно п. 2.1.3 договора администрация обязуется осуществлять проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их Получателем, в том числе путем проверок фактического осуществления Получателем субсидии деятельности, направленной на целевое использование субсидии.
В соответствии с п. 2.2 договора Получатель субсидии обязуется:
2.2.1. Выполнить яровой сев под урожай 2016 года согласно представленной им структуре посевных площадей не ниже уровня 2015 года (структура прилагается).
2.2.2. Произвести подсев многолетних трав в 2016 году на площади не менее 50 га.
2.2.3. Использовать полученную субсидию на приобретение семян яровых зерновых культур не ниже первой репродукции, многолетних трав, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и запасных частей на сельскохозяйственную технику для проведения ярового сева под урожай 2016 года.
2.2.4. Предоставить в Администрацию в срок до 01.07.2016 года:
- отчет о целевом использовании субсидии согласно приложению № 4 к Порядку предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Вяземского района на приобретение семян сельскохозяйственных культур, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и запасных частей на сельскохозяйственную технику для проведения весенних полевых работ с приложением документов подтверждающих целевое использование субсидии (копи я договоров, счетов, счетов фактур, накладных, платежных документов на приобретение семян сельскохозяйственных культур, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и запасных частей на сельскохозяйственную технику, копию сертификат соответствия семян, заверенные печатью получателя субсидии);
- сведения об итогах сева в 2016 году (Форма №4-СХ, Форма №1 -фермер) за подписью руководителя, заверенную печатью Получателя субсидии.
Согласно п. 3.1 договора в случае нарушения (невыполнения) обязательств по получению и целевому использованию субсидии, предусмотренных настоящим договором, Получатель субсидии в добровольном порядке осуществляет возврат субсидии в полном объёме на лицевой счет Администрации, открытый в финансовом управлении Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в срок до 1 августа 2016 года.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 3 декабря 2016 года, а в части финансовых обязательств - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему договору (п. 4.1 договора).
Согласно структуре площадей сева под урожай 2016 года, являющейся приложением к договору, яровой сев в 2015 году составил 342 га, обязательство кооператива по яровому севу в 2016 году составило 342 га, что соответствует уровню 2015 года.
Согласно справке-расчету размер субсидии на приобретение семян сельскохозяйственных культур, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и запасных частей на сельскохозяйственную технику для проведения весенних полевых работ рассчитан исходя из посевной площади ярового сева под урожай 2016 года 342 га по ставке субсидии 265,13 руб./1 га и составил 90674,46 руб.
В соответствии с указанным договором администрация предоставила кооперативу субсидию в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 13.04.2016 № 645.
В иске администрация указала на невыполнение ответчиком обязательств по договору и направление претензии от 06.07.2016 о возврате субсидии в связи с невыполнением кооперативом п. 2.2.1, 2.2.2 договора.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, сокращение посевных площадей объясняет следующими обстоятельствами.
2014 году предприятие вынуждено было ликвидировать поголовье КРС вследствие лейкоза. Соответственно, площадь многолетних трав является излишней, так как обоснованно производство сена только для реализации. В 2015 г. было подсеяно 92 га многолетних трав, всего площадь 392 га, что дает возможность заготовки необходимого количества сена в течение срока действия Программы. Таким образом подсев 50 га многолетних трав в 2016 году нецелесообразен. Сокращение площади посевов яровых зерновых вызвано также отсутствием необходимости заготовки фуража для внутрихозяйственного использования и высокая стоимость выращивания. Хозяйство испытывает недостаток собственных средств, который не покрывает сумма субсидии. Фактическая площадь посева зерновых 120 га позволяет обеспечить предприятие семенами и необходимым количеством товарного зерна.
Также кооператив указал, что при заключении договора на получение субсидии из муниципального бюджета для предприятия условия остаются неизменными (сохранение площадей весеннего сева), обязательства же администрации сокращаются на треть (сумма субсидии в 2015 году составила122 тыс. руб., в 2016 году - 90 тыс. руб.).
Программа Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 31.12.2014 № 2044 в редакции постановлений от 04.03.2015 № 316, от 06.11.2015 № 2094, от 16.02.2016 № 171 отражает изменения целевых показателей и сумм бюджетного финансирования. Изначальный объем финансирования на 2016 год-2500тыс. руб., в редакции от 16.02.2016 - 1800 тыс. руб. Ответчик полагает, что изменения, вносимые в Программу, должны быть не односторонними, а учитывать и изменения структуры предприятия-получателя субсидии.
Вести производство без субсидий СПК «Восход» практически невозможно. Причиной недополучения продукции явился отказ от несвязанной поддержки (субсидий) из федерального и регионального (областного) бюджетов. При неизменных условиях для получателя субсидии сумма 2015 г. - 446 тыс. руб. сократилась в 2016 году до 87 тыс. руб. В условиях значительного роста цен на горюче-смазочные материалы и запасные части для сельскохозяйственной техники, недостатка оборотных средств заявленная и полученная субсидия в сумме 90674,46 рубля использована полностью для проведения ярового сева под урожай 2016 года.
Согласно представленной в материалы дела справке в 2015 году кооперативу была предоставлена субсидия в размере 568351,14 руб., в том числе: из федерального бюджета — 226656,46 руб., областного бюджета - 219552,8 руб., местного бюджета - 122141,88 руб. В 2016 году предоставлена субсидия только из местного бюджета в размере 90674,46 руб.
Также в обоснование возражений ответчик представил в материалы дела газету «Вяземский вестник» выпуск № 40 от 06.10.2016, содержащую сведения о сложных погодных условиях.
Документы, подтверждающие целевое использование средств субсидии в срок до 01.07.2016 кооперативом предоставлены.
Администрация пояснила, что по сравнению с 2015 годом размер финансирования уменьшен.Сельское хозяйство является тяжелой отраслью. Государство в трудные для страны времена находит возможность поддержать сельхозтоваропроизводителей при условии выполнения условий договора, правильном расходовании полученных денежных средств и своевременном отчете. СПК «Восход» денежные средства в размере 90 674 руб.46 коп. получил, отчет представлен своевременно, но принятые обязательства посеять 342 га не выполнены, всего посеяно 120 га, в связи с чем СПК «Восход» необходимо вернуть полученную субсидию.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы, доводы представителей сторон, суд приходит к следующему.
Согласно части 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе, предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Частью 1, пунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 78 БК РФ в редакции на дату предоставления субсидии предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии, указанные в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Целью реализации муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства в Вяземском районе Смоленской области» на 2015-2017 годы (далее - Программа), утвержденной постановлением Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 31.12.2014 № 2044 (в редакции постановлений Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 04.03.2015 № 316, от 06.11.2015 № 2094, от 16.02.2016 № 171) является заготовка кормов на 1 условную голову; валовое производство зерна; валовое производство молока; численность поголовья коров; удой молока на 1 фуражную корову.
Ожидаемыми результатами муниципальной программы являются увеличение производства зерна; увеличение производства молока; сохранение (увеличение) численности маточного поголовья скота; увеличение удоя молока на 1 фуражную корову.
К первостепенным приоритетам относятся в сфере производства - развитие скотоводства (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая преимущества района, в первую очередь наличие достаточных площадей сельскохозяйственных угодий; в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов района; в сфере развития производственного потенциала - введение в оборот неиспользуемой пашни, других категорий сельскохозяйственных угодий.
Целью муниципальной программы является увеличение производства продукции сельского хозяйства, производимой в Вяземском районе, и повышение ее конкурентоспособности, обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышение эффективности использования ресурсного потенциала в сельском хозяйстве Вяземского района Смоленской области.
Для достижения этих целей в муниципальной программе предусматривается решение следующих задач: укрепление кормовой базы, включающее в себя подсев многолетних трав на площади не менее 2 250 га, расширение посевных площадей кукурузы и рапса; создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, которое заключается в проведении агрохимических работ, работе с парами.
К общим показателям муниципальной программы относятся, в т. ч. индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий хозяйств (в сопоставимых ценах); среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; рентабельность сельскохозяйственных организаций.
Программа базируется в том числе на распоряжении Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года».
Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий включает систему правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленную на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий.
Целями государственной политики в области устойчивого сельского развития на период до 2020 года являются:
создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;
устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан;
сохранение и приумножение культурного потенциала села.
Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами:
развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции;
гарантирование сельским территориям государственной поддержки, обеспечивающей полное использование и развитие их природного и социально-демографического потенциала.
Согласно Порядку предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Вяземского района на приобретение семян сельскохозяйственных культур, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и запасных частей на сельскохозяйственную технику для проведения весенних полевых работ, утвержденному постановлением Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 24.02.2016 № 206 (в редакции постановления Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 21.03.2016 № 366), субсидия предназначена для увеличения объемов производства зерна и продукции животноводства. Средства субсидии носят целевой характер, для подтверждения целевого использования субсидии получатели обязаны предоставить в администрацию отчет о целевом использовании субсидии. В случае выявления у получателя субсидии нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, в текущем финансовом году указанная субсидия подлежит возврату.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно сведениям об итогах сева под урожай (форма № 1-фермер) площадь ярового сева в 2015 году составила 250 га, многолетних беспокровных трав посева – 92 га, всего посеяно озимых и яровых под урожай 642 га; в 2016 году площадь ярового сева составила 120 га, всего посеяно озимых и яровых под урожай 512 га.
Кооперативом уменьшена посевная площадь, чем не соблюденоусловие предоставления субсидии, выраженное в достижении ожидаемых результатов хозяйственной деятельности в целях эффективного использования средств субсидии в 2016 году относительно 2015 года.
При этом, материалами дела установлено фактическое расходование ответчиком субсидии в полном объеме на предусмотренные цели.
Федеральным законодательством не предусмотрена возможность установления каких-либо последствий невыполнения условий предоставления субсидий из бюджета субъекта, кроме возврата самой субсидии. Равно как и не предоставлено субъектам Российской Федерации полномочий по установлению каких-либо оснований (условий) для возврата субсидий, кроме предусмотренных положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации требований о возврате субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Условие (основание) для возврата субсидий как не достижение ожидаемых результатов хозяйственной деятельности не указано в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Порядке и договоре в числе условий предоставления субсидий.
Пунктом 3.1 договора предусмотрена обязанность кооператива по возвратусубсидии в полном объемев случае нарушения (невыполнения) обязательств по получению и целевому использованию субсидии, предусмотренных настоящим договором.
Согласно Порядку предоставления субсидии в случае выявления у получателя субсидии нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, в текущем финансовом году указанная субсидия подлежит возврату.
Согласно части 3 статьи 78 БК РФ в редакции на дату предоставления субсидии нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Пункт 3.1 части 3 статьи 78 БК РФ определил, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать объяснения. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. При этом согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно первичным документам, не оспоренным истцом в порядке статей 65, 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные денежные средства израсходованы ответчиком в целях, предусмотренных договором и программой «Развитие сельского хозяйства в Вяземском районе Смоленской области» на 2015-2017 годы.
Субсидия представляет собой безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности.
Не достижение ответчиком ожидаемых результатов по увеличению в 2016 году площадей ярового сева и подсева многолетних трав при целевом использовании субсидии не может служить основанием для возврата выделенных денежных средств.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом п. 3.1 договора, устанавливающего условия возврата субсидии, целей предоставления субсидии, соблюдения кооперативом целей, условий и порядка предоставления субсидии, предоставления отчетов о целевом использовании субсидии в полном объеме, не достижение ответчиком ожидаемых результатов по увеличению в 2016 году площадей ярового сева и подсева многолетних трав не является нарушением предоставления субсидии и само по себе не является основанием для возврата полученных кооперативом денежных средств, в связи с чем обязанность по возврату субсидии не возникла, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Других доказательств, подтверждающих наличие оснований для возврата денежных средств, в материалы дела не представлено.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г.Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья В.И. Еремеева