ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-605/19 от 14.05.2019 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

20.05.2019                                                                     Дело № А62-605/2019

Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2019 года

Полный текст решения изготовлен 20 мая 20919 года

     Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Печориной В. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Первушовой К.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «СТС-Инвест» (ОГРН 1036713001467; ИНН 6708005247)

к  Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (ОГРН 1106731005260; ИНН 6732000017)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Смоленской области

о признании недействительными  решений Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.11.2018 № 9814, 9815; решения УФНС по Смоленской области от 20.12.2018 № 200, принятого по апелляционной жалобе

при участии:

от заявителя: Железнякова О.В., представитель  (доверенность от 17.01.2019),

от ответчиков: Трушкина Н.В., представитель (доверенность от 15.01.2019)

     установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СТС-Инвест» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением

к  Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску,к Управлению Федеральной налоговой службы по Смоленской области о признании недействительными  решений Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.11.2018 № 9814, 9815; решения УФНС по Смоленской области от 20.12.2018 № 200, принятого по апелляционной жалобе.

         Как следует из материалов дела,  Общество является учредителем иностранной организации: производственно-снабженческое унитарное предприятие «ГРУППА-СТС»  УНП 10012900 (Республика Беларусь) с долей участия 100 процентов.

В адрес Общества в соответствии со статьей 25.14 Налогового кодекса РФ Инспекцией направлено требование от 17.08.2018 № 150 о представлении пояснений, в соответствии с которым Обществу предложено, в том числе, представить уведомления о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

Требование получено Обществом 17.09.2018, 03.10.2018 Общество представило Уведомления о КИК за 2016 год и 2017 год.

Инспекция, рассмотрев представленные Обществом 03.10.2018 документы и пояснения, установила, что Общество  в нарушение пункта 2 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ не исполнило обязанность по своевременному представлению в налоговый орган уведомлений о КИК за 2016, 2017 годы, в связи с чем решениями от 23.11.2018 № 9814, 9815 привлекла заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса РФ, при этом минимальный размер суммы штрафа (100000 рублей) снижен в четыре раза до 25000 рублей.

Решением УФНС по Смоленской области от 20.12.2018 № 200  апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решения Инспекции утверждены.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.11.2018 № 9814, 9815; решения УФНС по Смоленской области от 20.12.2018 № 200, принятого по апелляционной жалобе, по следующим мотивам.

По мнению Общества, оно признается контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 Налогового кодекса РФ, в связи с чем подлежит освобождению от ответственности за несвоевременное представление уведомлений о КИК в соответствии с пунктом 11 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ, кроме того, в связи с освобождением Общества от налогообложения прибыли КИК на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 23.13-1 Налогового кодекса  РФ, что исключает занижение и неуплату налога на прибыль с доходов КИК, отсутствуют основания для представления уведомления; по требованию налогового органа уведомление представлено.

Инспекцией и Управлением  представлены отзывы на заявление, в котором предъявленные требования не признаны со ссылкой на мотивы, изложенные в оспариваемых решениях.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, суд полагает, что предъявленные требования  не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Федеральным законом от 24.11.2014  N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» введена, в частности, обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы о контролируемых иностранных компаниях, а также установлен порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении.

Как следует из положений пункта 2 статьи 25.15 Налогового кодекса РФ, прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Налоговым кодекса РФ, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Основными целями Федерального закона  № 376-ФЗ  являются создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах Российской Федерации в части налогообложения и контроля иностранных организаций и противодействие налоговой оптимизации, связанной с уклонением собственников бизнеса от распределения прибыли и, соответственно, налогообложения дивидендов.

Таким образом, если иностранную компанию контролирует организация, то прибыль контролируемой компании, определяемая в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее по тексту также – НК РФ), включается в ее базу по налогу на прибыль организаций. Составная часть этого механизма - подсистема информирования налогоплательщиками налоговых органов о фактах, имеющих значение для такого налогообложения. Закрепление правового регулирования контролируемых иностранных компаний в Российской Федерации направлено, в том числе, на соблюдение налогоплательщиками установленных законом налоговых обязанностей по контролируемым иностранным компаниям в Российской Федерации, прозрачности ведения бизнеса, оптимизации деятельности группы компаний в рамках концепции добросовестной деятельности, использование предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах условий освобождения контролируемых иностранных компаний от налогообложения и прочих налоговых льгот, возможности снижения рисков по финансовому мониторингу и валютному контролю.

Согласно нормам Налогового кодекса РФ налогоплательщик для соблюдения законодательства о налогах и сборах в части исполнения обязанности по представлению уведомления о контролируемой иностранной компании обязан установить наличие оснований признания его контролирующим лицом, предусмотренных ст. 25.13 Налогового кодекса РФ. При наличии таких оснований налогоплательщик представляет уведомление о контролируемой иностранной компании с отражением, в частности, следующих данных в отношении каждой контролируемой иностранной компании (пункт 6 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ): основание для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании; способ определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании; сведения о периоде (финансовый год контролируемой иностранной компании); основание освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании согласно нормам статьи 25.13.1 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, уведомляют налоговый орган: 1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица); 2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК) представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом - организацией признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной организации в соответствии с главой 25 НК РФ (пункт 2 статьи 25.14 НК РФ).

За непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год пунктом 1 статьи 129.6 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены.

Порядок привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 НК РФ, регулируется пунктами 8 - 11 ст. 25.14 НК РФ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 25.14 НК РФ при наличии у налогового органа информации, в том числе, полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление о контролируемой иностранной компании в случаях, указанных в статье 25.13 НК РФ, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление о контролируемой иностранной компании в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.

Согласно пункту 10 статьи 25.14 НК РФ налогоплательщик до истечения срока,. указанного в пункте 8 статьи 25.14 НК РФ, вправе представить в налоговый орган пояснения относительно фактов, изложенных в требовании, направленном в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 25.14 НК РФ. свидетельствующие об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, с одновременным представлением в налоговый орган документов (при их наличии), подтверждающих изложенные пояснения.

В случае признания налогоплательщика контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25,13 НК РФ налогоплательщик вправе представить в налоговый орган одновременно с уведомлением о контролируемых иностранных компаниях соответствующие пояснения и (или) документы, подтверждающие, что ему не было известно о том, что в календарном году, за который не было представлено уведомление о контролируемых иностранных компаниях, доля участия в иностранной организации всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), составляла более 50 процентов.

В силу пункта 11 статьи 25.14 НК РФ должностное лицо налогового органа обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.6 Кодекса, производство по делу о таком налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик для соблюдения законодательства о налогах и сборах в части исполнения обязанности по представлению уведомления о контролируемой иностранной компании обязан установить наличие оснований признания его контролирующим лицом, предусмотренных статьей 25.13 НК РФ. При наличии таких оснований представить уведомление о контролируемой иностранной компании с отражением, в частности, следующих данных в отношении каждой контролируемой иностранной компании (пункт 6 статьи 25.14 НК РФ): основание для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании; способ определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании; сведения о периоде (финансовый год контролируемой иностранной компании); основание освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании согласно нормам статьи 25.13-1 НК РФ.

Как следует из материалов, представленных ИФНС России по г. Смоленску. ООО "СТС-ИНВЕСТ" является учредителем иностранной организации: производственно-снабженческое унитарное предприятие "ГРУППА-СТС". УНП 10012900 (Республика Беларусь) с долей участия 100 процентов.

         Таким образом, в силу вышеуказанных норм Общество должно было в срок до 20.03.2017, 20.03.2018 представить налоговому органу уведомления о КИК за 2016, 2017 год.

Однако, согласно позиции Общества, у него отсутствовала обязанность, предусмотренная пунктом 2 статьи 25.14 НК РФ, ввиду того, что последнее имеет освобождение от налогообложения прибыли.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 25.13-1 НК РФ прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, если она образована в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве.

Указанное обстоятельство как основание для освобождения прибыли Общества Инспекцией подтверждено.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 10 пункта 6 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях указывается, в том числе, информация об основаниях для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, поскольку освобождение прибыли контролируемой иностранной компании является правом, а не обязанностью, налогоплательщику необходимо заявить о своем праве воспользоваться указанным освобождением посредством представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях.

Таким образом, признание налогоплательщика контролирующим лицом, возникновение обязанности по представлению уведомления о контролируемой иностранной компании и, как следствие, привлечение к ответственности за непредставление уведомления о контролируемой иностранной компании в соответствии с пунктом 1 статьи 129.6 НК РФ, связано с наличием оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, предусмотренных статьей 25.13 НК РФ, и не обусловлено возникновением какого-либо финансового результата у контролируемой иностранной компании (Определение Верховного Суда Российской Федерации № 305-КГ18-20434 от 12.12.2018).

         То обстоятельство, что Общество освобождено от налогообложения в указанной части, в связи с чем непредставление уведомления не повлекло за собой неуплату соответствующих налогов, обоснованно учтено Инспекцией в качестве смягчающего ответственность Общества обстоятельства, в связи с чем размер налоговой санкции снижен при вынесении оспариваемых решений в  четыре раза.

Суд не соглашается также с доводами Общества о том, что оно подлежит освобождению от налоговой ответственности в силу положений пункта 11 статьи 25.14 НК РФ, исходя из следующего.

Согласно положениям абзаца 2 пункта 11 статьи 25.14 НК РФ налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 НК РФ, освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 129.5 и 129.6 Кодекса, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в требовании.

Пунктом 3 статьи 25.13 НК РФ предусмотрено, что контролирующими лицами иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

ООО "СТС-ИНВЕСТ" является учредителем иностранной организации: производственно-снабженческое унитарное предприятие "ГРУППА-СТС". УНП 10012900 (Республика Беларусь) с долей участия 100 процентов, в связи с чем Инспекцией сделан обоснованный вывод о том, что Общество признается контролирующим лицом КИК в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 25.13 НК РФ (а не подпунктом 2 пункта 3 статьи 25.13. НК РФ),  и, соответственно, вышеуказанные положения пункта 11 статьи 25.14 НК РФ на него не распространяются.

Кроме того, положения подпункта 1 пункта 11 статьи 25.14 НК РФ должны применяться в совокупности с положениями пункта 10 указанной статьи.

В частности, налогоплательщик освобождается от ответственности, если не знал, что доля участия всех лиц - налоговых резидентов Российской Федерации в КИК превысила 50%  (если признан контролирующим лицом по основанию подпункт 2 пункта 3 статьи 25.13 НК РФ), и может это подтвердить. В данной ситуации, Общество, являясь 100% участников, не могло не обладать достоверной информацией   о своей доле участия.

На основании изложенного, суд соглашается с доводами Инспекции о наличии оснований для привлечения Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Доводы заявителя о том, что его возражения при вынесении оспариваемых решений не были оценены Инспекцией опровергается текстом оспариваемых решений, с учетом также того обстоятельства, что указанные возражения, в частности, явились основанием для снижения суммы налоговой санкции.

Что касается доводов Общества о незаконности решения Управления ФНС России по Смоленской области, принятого при рассмотрении апелляционной жалобы, суд считает необходимым также указать следующее.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительны ми ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов. осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт}' и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового   кодекса   Российской   Федерации»   разъяснено,   что   если   решением вышестоящего налогового органа по жалобе решение нижестоящего налогового органа в обжалованной части было оставлено без изменения полностью или частично, при рассмотрении в суде дела по заявлению налогоплательщика, поданному на основании главы 24 АПК РФ, оценке подлежит решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных вышестоящим налоговым органом изменений (если таковые имели место).

Решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

В свою очередь заявление Общества не содержит доводов о нарушении Управлением процедуры принятия решения, либо доводов о выходе за пределы полномочий. Кроме того, обжалуемое решение само по себе не нарушает права и законные интересы Заявителя, не возлагает на него какие-либо обязанности, соответственно, не изменяет и не отменяет решение Инспекции.

Указанные обстоятельства являются дополнительным основанием для отказа в удовлетворении требований Общества, предъявленных к Управлению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «СТС-Инвест» (ОГРН 1036713001467; ИНН 6708005247) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                  В.А. Печорина