АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214000
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
01.11.2019 Дело № А62-6190/2019
Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2019
Полный текст решения изготовлен 01.11.2019
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Лазарева М.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Грозой Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью "ТСЖ" (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные Системы "Пригорское" (ОГРН <***>; ИНН <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
муниципальное образование Пригорское сельское поселение Смоленского района Смоленской области;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области,
об обязании произвести перерасчет,
при участии в судебном заседании до перерыва слушания дела:
от истца: представитель не явился, извещён надлежаще;
от ответчика: ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2019, паспорт; ФИО2 представитель по доверенности от 29.07.2019, паспорт;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципального образования Пригорское сельское поселение Смоленского района Смоленской области: ФИО3, Глава муниципального образования, действует в соответствии с решением № 35 от 24.09.2015, паспорт;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
при участии в судебном заседании после перерыва слушания дела:
от истца: ФИО4, представитель по доверенности от 17.09.2019, паспорт;
от ответчика: ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2019, паспорт; ФИО2 представитель по доверенности от 29.07.2019, паспорт;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципального образования сельского поселения Пригорское сельское поселение Смоленского района Смоленской области: ФИО3, Глава муниципального образования, действует в соответствии с решением № 35 от 24.09.2015, паспорт;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТСЖ" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные Системы "Пригорское" с требованием о понуждении ответчика произвести перерасчёт за услугу «холодное водоснабжение» за период с 17.08.2017 по 31.12.2018 в размере 668 083 руб. 60 коп.
В обоснование требований истец указал, что в рамках заключённых между сторонами договоров на оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению ответчик осуществляет поставку коммунального ресурса – холодного водоснабжения в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Смоленская область, Смоленский район, ул. Шкурлова <...>, ул. Молодёжная, д. 5. Однако в течение длительного периода поступают жалобы от жителей относительно качества поставляемой воды. В период с августа 2017 года по июль 2018 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области осуществлены отборы образцов проб воды, установлено несоответствие питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в части содержания железа. Истец обратился к ответчику с требованием о перерасчёте. В претензионном порядке спор не урегулирован, требования претензии от 07.09.2018 оставлены без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 17.07.2019 исковое заявление принято к производству.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное образование Пригорское сельское поселение Смоленского района Смоленской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области.
15.10.2019 истцом представлено уточнённое исковое заявление, в соответствии с которым заявлено требование возложить на общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные Системы "Пригорское" обязанность по осуществлению перерасчёта по услуге «холодное водоснабжение» за период с 17.08.2017 по момент приведения показателей качества коммунального ресурса в соответствие с нормативными требованиями, в форме полного снятия (аннулирования) начислений по услуге, с последующим отражением соответствующей информации о произведённом перерасчёте во всей финансовой документации ответчика.
Протокольным определением от 24.10.2019, в соответствии с положениями части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в принятии к производству уточнённого искового заявления отказано, поскольку истцом осуществлено изменение предмета и фактического основания требований. Уточнённые исковые требования имеют самостоятельный предмет доказывания относительно первоначально заявленных. Более того, уточнённое исковое заявление не соответствовало требованиям статей 125-126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, арбитражный суд исходит из того обстоятельства, что истец не лишён возможности обратиться с требованиями, указанными в уточнённом исковом заявлении, в рамках отдельного производства.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что истцом не представлены доказательства отбора образцов проб воды в пределах границы ответственности общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные Системы "Пригорское" – образцы проб отбирались в пределах многоквартирных жилых домов, тогда как точкой балансового разграничения ответственности водопроводных сетей ответчика является место врезки сети водопровода истца в водопроводную сеть ответчика в водопроводном колодце. Место врезки находится на значительном удалении от многоквартирных жилых домов, при этом водопроводная сеть истца находится в ненадлежащем состоянии, что и привело к ухудшению качества воды при её прохождении через водопроводную сеть истца. Кроме того, представители ответчика в судебном заседании указали, что истцом не представлено доказательств соблюдения требований Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части требований к порядку установления факта оказания услуг ненадлежащего качества.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора муниципального образования Пригорское сельское поселение Смоленского района Смоленской области в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований, поддержал позицию ответчика.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на исковое заявление или доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По смыслу приведенной нормы риск непредставления доказательств в обоснование возражений несет сторона, не совершившая названное процессуальное действие.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным в соответствии со статьями 131 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд ознакомился с представленными доказательствами и исследовал их в порядке, установленном статьей 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальные Системы "Пригорское" (поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "ТСЖ" (абонент) заключены договоры оказания коммунальных услуг № 1 ТСЖ/2016 от 25.07.2016, № 2 ТСЖ/2017 от 01.07.2017, № 4 от 01.08.2012, в соответствии с которыми поставщик принял обязательства поставлять абоненту воду хозпитьевого назначения через присоединённые сети абонента и принимать от абонента сточные воды посредством канализационных сетей, устройств и сооружений поставщика, в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Смоленская область, Смоленский район, ул. Шкурлова <...>, ул. Молодёжная, д. 5 (т. 1 л.д.24-31, 34, 35-36, т. 2 л.д.80-84, 85, 88-92).
В соответствии с представленными в материалы дела актами разграничения эксплуатационной ответственности водопроводных сетей (приложение к договорам), границей разграничения эксплуатационной ответственность водопроводных сетей ресурсоснабжающей организации и водопровода абонента стороны определяют место врезки сети водопровода абонента в водопроводную сеть ресурсоснабжающей организации в колодце абонента (т. 1 л.д.32). При этом, на балансе абонента находится участок водопроводной сети от места врезки сети водопровода абонента к объекту абонента в водопроводном колодце абонента до ввода в здание абонента и вся внутренняя система ХВС многоквартирных жилых домов (т. 1 л.д.33, 119-123, т. 2 л.д.86, 87, 93-94, 95).
В соответствии с представленными в материалы дела копиями счетов, ответчиком оказаны услуги холодного водоснабжения и водоотведения в связи с чем истцу были выставлены счета на оплату (т. 1 л.д.37-80).
Экспертными заключениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области от 17.08.2017, 30.07.2018 установлено, что образцы проб холодной воды, отобранной из распределительной сети (водопроводный кран холодной воды в подвале, водопроводный кран холодной воды раковины на кухне в квартире № 8, кран в ванной квартиры № 57, кран в водомерном узле жилого дома по адресу: <...>, кран на кухне квартиры № 60, кран в водомерном узле жилого дома по адресу: <...>, кран в водомерном узле дома по адресу: <...>), не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам - СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по мутности, общей жёсткости, содержанию железа и сероводорода (т. 1 л.д.81-87).
07.09.2018 истец обратился в адрес ответчика с претензией, содержащей требование произвести перерасчёт платы за услугу холодного водоснабжения за период с 17.08.2017 по 07.09.2018 (т. 1 л.д.88-89).
Требования претензии оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основаниям для обращения истца в суд с настоящим иском.
28.02.2019 истец направил в адрес ответчика исковое заявление (т. 1 л.д.10-12), 01.03.2019 истец направил в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области исковое заявления для сведения (т. 1 л.д.90-92).
Рассматривая заявленные исковые требования, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 стати 8 и частью 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданско-правовых обязательств является договор.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативными актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Заключенные сторонами договоры по их существенным условиям являются едиными договорами холодного водоснабжения и водоотведения (статья 15 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Договоры оформлены путем составления одного документа, от имени сторон подписаны уполномоченными лицами, что соответствует пункту 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, договоры соответствуют требованиям гражданского законодательства о предмете, форме и цене, поэтому их необходимо признать заключенными.
В соответствии со статей 15 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора. Применение к указанным отношениям в соответствующей части предусмотренных настоящим Федеральным законом порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, а также порядка начисления пеней по указанным договорам является обязательным.
В соответствии со статей 13 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Таким образом, правовое регулирование указанных договоров определено статьями 539 – 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с 5 соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из искового заявления, в обоснование требований истец указывает на факт оплаты коммунальных услуг, необходимость перерасчёта за период с 17.08.2017 по 31.12.2018 в размере 668 083 руб. 60 коп., по причине ненадлежащего качества холодного водоснабжения.
Между тем доказательства подтверждающие факт поставки некачественного ресурса не представлены.
Из экспертных заключений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области от 17.08.2017, 30.07.2018 усматривается факт отбора образцов проб холодной воды, из распределительной сети общества с ограниченной ответственностью "ТСЖ" - водопроводный кран холодной воды в подвале, водопроводный кран холодной воды раковины на кухне в квартире № 8, кран в ванной квартиры № 57, кран в водомерном узле жилого дома по адресу: <...>, кран на кухне квартиры № 60, кран в водомерном узле жилого дома по адресу: <...>, кран в водомерном узле дома по адресу: <...>.
Более того, из указанных экспертных заключений не возможно определить период отбора проб, соблюдение требований к отбору проб их хранении и транспортировке, присутствия представителя ответчика при отборе проб.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, направлялись ли данные заключения в адрес ответчика после их получения истцом; информировался ли поставщик ресурса о нарушении качества поставляемого ресурса; заявлялись ли исполнителем коммунальных услуг претензии по качеству холодной воды, поступающей в жилые дома; имел ли ответчик возможность участвовать в установлении данного факта, а также определении причин поставки ненадлежащей холодной воды и принятия мер по устранению данного нарушения.
Таким образом, прямого значения в отношении фактических обстоятельств дела, выводы, содержащиеся в данных заключениях (по отношению к рассматриваемому спору) не носят.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен главой Х Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила №354).
В соответствии с пунктом 104 Правил №354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Пунктом 106 Правил №354 предусмотрено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба)
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию (п.107 Правил №354).
В соответствии с пунктом 108 Правил №354 в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом.
Пунктом 109 Правил №354 предусмотрено, что по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
В силу пункта 112 Правил N 354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;
г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Пунктом 113 Правил N 354 определено, что после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Анализ положений пунктов 104-113 Правил N 354 свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего спора не представляется возможным обнаружение факта поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества, факта его фиксации в точке поставки холодной воды (на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств истца, точке исполнения обязательств, принятых на себя ресурсоснабжающей организацией), определение периода предоставления некачественной услуги и возобновления поставки ресурса надлежащего качества в связи с действиями потребителя коммунальных услуг, имеющего соответствующий доступ к месту, в котором подлежат отбору пробы воды (в точке балансового разграничения).
Именно в результате совершения потребителем коммунальных услуг активных действий по фиксации поставки некачественного ресурса, произведенных в порядке Правил N 354, возможно было установить момент начала и окончания предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Вместе с тем, истец надлежащих доказательств установления факта и периода предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества не представил, необоснованно переложив бремя доказывания/опровержения данных обстоятельств на ресурсоснабжающую организацию, не имеющую возможность подтвердить это надлежащими доказательствами.
Бремя доказывания стороной своих требований и возражений должно быть потенциально реализуемым, исходя из объективно существующих возможностей в собирании тех или иных доказательств с учетом характера правоотношения и положения в нем соответствующего субъекта, а также добросовестной реализации процессуальных прав. Недопустимо возлагать на сторону обязанность доказывания определенных обстоятельств в ситуации невозможности получения ею доказательств по причине нахождения их у другой стороны спора, недобросовестно их не раскрывающей.
Согласно сформированным подходам к распределению и реализации бремени доказывания в арбитражном процессе непредставление лицом, участвующим в деле, необходимых доказательств может означать как их отсутствие, так и его незаинтересованность в их предоставлении, так как последнее повлечет раскрытие нежелательной для него информации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 N 12857/12).
Поскольку право отказаться от оплаты поставленного энергоресурса ввиду его ненадлежащего качества предоставлено законом (статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации) абоненту, то именно на нем в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прежде всего лежит бремя доказывания факта поставки ресурса ненадлежащего качества.
Ответчиком документов, предусмотренных Правилами № 354, не представлено.
Документов, подтверждающих отпуск холодной воды ненадлежащего качества в точке балансового разграничения истцом в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доказательств наличия причинно-следственной связи между поставкой холодной воды ненадлежащего качества и действиями ответчика истцом не представлено.
С учётом существа спорных правоотношений арбитражный суд не нашёл оснований к удовлетворению заявленного истцом ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления соответствия качества поставляемой холодной воды в многоквартирные дома требованиям санитарных норм, поскольку проведением экспертного исследования в момент рассмотрения спора (2019 год) объективно не представляется возможным установить качество отпущенной холодной воды в период с 17.08.2017 по 31.12.2018, а также установить в целом временной промежуток, в течение которого осуществлялась поставка холодной воды ненадлежащего качества.
При этом, что не оспорено истцом, в соответствии с данными http://kad.arbitr.ru/, Арбитражным судом Смоленской области рассмотрены требования общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Пригорское»» к обществу с ограниченной ответственностью «ТСЖ» о взыскании задолженности по договору на поставку коммунальных и прочих услуг № 4 от 01.08.2012 за период с 01.11.2014 по 30.09.2017 (дело № А62-9953/2017), №1ТСЖ/2016 оказания коммунальных услуг от 25.07.2016 с ноября 2016 года по ноябрь 2017 года (дело № А62-10313/2017), по договорам поставки коммунальных и прочих услуг от 01.08.2012 № 4, от 25.07.2016 № 1ТСЖ/2016, от 01.07.2017 № 2ТСЖ/2017 (дело № А62-1654/2019), которые удовлетворены в полном объёме (т. 2 л.д.63-78).
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
На основании изложенного руководствуясь статьями 65, 69, 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец не представил соответствующие доказательства и документально не обосновал необходимость проведения перерасчёта, арбитражный суд не находит оснований к удовлетворению исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
На основании изложенного, с учётом цены иска, государственная пошлина в размере 16 362 руб. подлежит отнесению на истца, а излишне уплаченная государственная пошлина в размере 6 000 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "ТСЖ" (ОГРН <***>; ИНН <***>) отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТСЖ" (ОГРН <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению № 2 от 28.02.2019 в размере 6 000 руб., о чем выдать справку.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья М.Е. Лазарев