ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-6254/2017 от 17.04.2018 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

23.04.2018 Дело № А62-6254/2017

Резолютивная часть решения оглашена 17.04.2018

Полный текст решения изготовлен 23.04.2018

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Еремеевой В. И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумко П.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "ШАНС" (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОРА) по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании незаконными и отмене акта проверки № 010/К от 21.07.2017; протокола № 155/2017 об административном правонарушении от 21.07.2017; предписания № 0052 (отходы) от 21.07.2017; постановления № 155/2017 о назначении административного наказания от 28.07.2017; протокола № 156/2017 об административном правонарушении от 21.07.2017; предписания № 0053 (отходы) от 21.07.2017; постановления № 156/2017 о назначении административного наказания от 28.07.2017; протокола № 157/2017 об административном правонарушении от 21.07.2017; постановления № 157/2017 о назначении административного наказания от 28.07.2017; протокола № 158/2017 об административном правонарушении от 21.07.2017; постановления № 158/2017 о назначении административного наказания от 28.07.2017; акта проверки № 074 от 17.11.2017; протокола № 266/2017 об административном правонарушении от 17.11.2017; протокола № 267/2017 об административном правонарушении от 17.11.2017; протокола № 268/2017 об административном правонарушении от 17.11.2017; протокола № 269/2017 об административном правонарушении от 17.11.2017; предписания № 110 (отходы) от 17.11.2017; предписания № 111 (отходы) от 17.11.2017; постановления о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-297/2017-56; постановления о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-298/2017-56,

при участии:

от заявителя: ФИО1, директор (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт);

от ответчика: ФИО2, представитель (доверенность от 18.09.2017, паспорт), ФИО3, представитель (доверенность от 14.11.2017 №030, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "ШАНС" (далее- заявитель, общество, ООО "ШАНС") обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОРА) по Смоленской области (далее-ответчик, Управление) о признании незаконными и отмене акта проверки № 010/К от 21.07.2017; протокола № 155/2017 об административном правонарушении от 21.07.2017; предписания № 0052 (отходы) от 21.07.2017; постановления № 155/2017 о назначении административного наказания от 28.07.2017; протокола № 156/2017 об административном правонарушении от 21.07.2017; предписания № 053 (отходы) от 21.07.2017; постановления № 156/2017 о назначении административного наказания от 28.07.2017; протокола № 157/2017 об административном правонарушении от 21.07.2017; постановления № 157/2017 о назначении административного наказания от 28.07.2017; протокола № 158/2017 об административном правонарушении от 21.07.2017; постановления № 158/2017 о назначении административного наказания от 28.07.2017; акта проверки № 074 от 17.11.2017; протокола № 266/2017 об административном правонарушении от 17.11.2017; протокола № 267/2017 об административном правонарушении от 17.11.2017; протокола № 268/2017 об административном правонарушении от 17.11.2017; протокола № 269/2017 об административном правонарушении от 17.11.2017; предписания № 110 (отходы) от 17.11.2017; предписания № 111 (отходы) от 17.11.2017; постановления о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-297/2017-56; постановления о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-298/2017-56 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Управления № 172/км от 22.06.2017 в отношении ООО "Шанс" проведены мероприятия с целью проверки информации, поступившей 02.06.2017 в Управление Росприроднадзора по Смоленской области от УФСБ России по Смоленской области (исх. № 121/4/8-8268 от 31.05.2017), о размещении на полигоне ТКО не демеркуризированных строительных отходов, образовавшихся в результате демонтажа здания главного корпуса и цеха санитарной очистки воздуха ЗАО "Еврогласс", указывающего на возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан, вреда животным, растениям, окружающей среды со стороны ООО "Шанс". Задачами проверки являлись надзор за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления.

В письме УФСБ России по Смоленской области № 121/4/8-8268 от 31.05.2017 указано, что в рамках исполнения договорных обязательств по государственному контракту от 23.12.2015 № 0373100000215000043 и государственному контракту от 04.02.2016 № 4 ООО "Акцент" транспортированы и размещены на полигоне ТКО, эксплуатируемом ООО "Шанс", не демеркуризированные строительные отходы (ртуть содержащие строительные отходы), образовавшиеся в результате демонтажа здания главного корпуса и цеха санитарной очистки воздуха ЗАО "Еврогласс", вследствие чего нанесен существенный вред экологии, а также создана угроза жизни и здоровья граждан. В письме содержится просьба проведения проверки деятельности ООО "Шанс" в ходе которой, прежде всего необходимо:

- установить факт размещения на полигоне не демеркуризированных строительных отходов (ртуть содержащие строительные отходы), образовавшихся в результате демонтажа здания главного корпуса и цеха санитарной очистки воздуха ЗАО "Еврогласс";

- установить класс опасности строительных отходов, размещенных на полигоне;

- установить совершено ли отравление, загрязнение или иная порча земли в результате размещения на полигоне строительных отходов;

- произвести расчет размера ущерба, нанесенного экологии в результате размещения на полигоне строительных отходов (в случае нанесения ущерба);

- получить и направить в адрес УФСБ России по Смоленской области копии паспортов, размещенных на полигоне строительных отходов;

- установить количество строительных отходов, размещенных на полигоне;

- оценить правильность расчетов ООО "Шанс" платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Управления от 11.07.2017 № 188/км внесены изменения в приказ от 22.06.2017 № 172/км.

При проведении надзорных мероприятий с 26.06.2017 по 21.07.2017 по согласованию с Прокуратурой Смоленской области (решение о согласовании от 22.07.2017) в соответствии с приказами и.о. руководителя Управления от 22.06.2017 № 172/км., от 11.07.2017 № 188/км на территории ООО "ШАНС" по адресу: 215750, Смоленская область, Дорогобужский район, Михайловское сельское поселение, выявлено административное правонарушение – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В ходе проверки установлено, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "ШАНС" разработан в 2012 году. ООО "ШАНС" с апреля 2013 года осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО в Дорогобужском районе Смоленской области. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный для ООО "ШАНС" и учитывающий деятельность по эксплуатации полигона ТКО, следовательно, и негативное воздействие от данного объекта у ООО "ШАНС" отсутствует.

Также в ходе проведения внеплановой (выездной) проверки соблюдения обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с соблюдением экологических требований в отношении ООО "ШАНС", по согласованию с Прокуратурой Смоленской области (решение о согласовании от 22.07.2017), в соответствии с приказами и.о. руководителя Управления от 22.06.2017 № 172/км., от 11.07.2017 № 188/км выявлено административное правонарушение – невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

21.07.2017 Управлением составлены акт проверки № 010/К и протоколы об административном правонарушении № 155/2017, № 156/2017.

Уведомлением № 141 от 17.07.2017 ООО "ШАНС" извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

Уведомлением № 142 от 17.07.2017 ООО "ШАНС" извещено 22.07.2017 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

Уведомлением № 143 от 17.07.2017 ООО "ШАНС" извещено 18.07.2017 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

Уведомлением № 144 от 17.07.2017 ООО "ШАНС" извещено 18.07.2017 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует ответ ООО "ШАНС" на уведомлении.

На основании акта проверки№ 010/К от 21.07.2017 и протокола об административном правонарушении № 155/2017 от 21.07.2017 Управлением 21.07.2017 выдано предписание № 052 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Определением № 200 от 21.07.2017 ООО "ШАНС" извещено 21.07.2017 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем в определении имеется отметка о получении указанного определения директором ООО "ШАНС".

Определением № 201 от 21.07.2017 ООО "ШАНС" извещено 21.07.2017 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем в определении имеется отметка о получении указанного определения директором ООО "ШАНС".

28.07.2017 Управлением вынесено постановление № 155/2017 о назначении административного наказания, которым ООО "ШАНС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.

28.07.2017 Управлением вынесено постановление № 156/2017 о назначении административного наказания, которым директор ООО "ШАНС" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 5000 рублей.

Также 21.07.2017 Управлением составлены протоколы об административном правонарушении № 157/2017, № 158/2017.

На основании акта проверки№ 010/К от 21.07.2017 и протокола об административном правонарушении № 157/2017 от 21.07.2017 Управлением 21.07.2017 выдано предписание № 053 (отходы) об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Определением № 202 от 21.07.2017 ООО "ШАНС" извещено 21.07.2017 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем в определении имеется отметка о получении указанного определения директором ООО "ШАНС".

Определением № 203 от 21.07.2017 ООО "ШАНС" извещено 21.07.2017 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем в определении имеется отметка о получении указанного определения директором ООО "ШАНС".

28.07.2017 Управлением вынесено постановление № 157/2017 о назначении административного наказания, которым ООО "ШАНС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 100 000 рублей.

28.07.2017 Управлением вынесено постановление № 158/2017 о назначении административного наказания, которым директор ООО "ШАНС" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 10 000 рублей.

На основании приказа Управления № 251/км от 17.10.2017 в отношении ООО "ШАНС" проведена проверка с целью проведения государственного контроля за выполнением ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 21.07.2017 № 052, №053, срок исполнения которых истек 16.10.2017.

С указанным приказом директор ООО "ШАНС" ФИО1 ознакомлен 20.10.2017, о чем на приказе имеется расписка о получении приказа директором ООО "ШАНС".

Уведомлением № 264 от 13.11.2017 ООО "ШАНС" извещено 14.11.2017 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 17.11.2017 в 11:00, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

17.11.2017 Управлением составлен протокол № 266/2017 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ выдано предписание № 110 об устранении нарушений законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Уведомлением № 265 от 13.11.2017 ООО "ШАНС" извещено 14.11.2017 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 17.11.2017 в 12:00, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

17.11.2017 Управлением составлен протокол № 267/2017 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ выдано предписание № 111 об устранении нарушений законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Уведомлением № 266 от 13.11.2017 ООО "ШАНС" извещено 13.11.2017 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 17.11.2017 в 11:30, о чем свидетельствуют список почтовых отправлений № 1 от 13.11.2017 с почтовым штампом от 13.11.2017, сведения о направлении уведомления по электронной почте ООО "Шанс" 13.11.2017.

17.11.2017 Управлением составлен протокол № 268/2017 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Уведомлением № 267 от 13.11.2017 ООО "ШАНС" извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 17.11.2017 в 12:30, о чем свидетельствуют список почтовых отправлений № 1 от 13.11.2017 с почтовым штампом от 13.11.2017, сведения о направлении уведомления по электронной почте ООО "Шанс" 13.11.2017.

17.11.2017 Управлением составлен протокол № 269/2017 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

17.11.2017 Управлением в присутствии директора ООО "ШАНС" ФИО1 составлен акт проверки № 074, согласно которому ООО "ШАНС" в срок до 16.10.2017 не выполнены требования предписания об устранении нарушений законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды от 21.07.2017 №052 (отходы), № 053 (отходы).

Не согласившись с результатами внеплановых выездных проверок, ООО "ШАНС" обратилось в суд.

Управление представило отзыв на заявление, просило в заявленных требованиях отказать.

Изучив материалы дела, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

ООО "Шанс" заявлено требование о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-297/2017-56 и постановления о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-298/2017-56.

Согласно постановлению о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-297/2017-56, вынесенному и.о. мирового судьи судебного участка № 56 в муниципальном образовании Руднянского района Смоленской области, ООО "Шанс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Согласно постановлению о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-298/2017-56, вынесенному и.о. мирового судьи судебного участка № 56 в муниципальном образовании Руднянского района Смоленской области, ООО "Шанс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.

Частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок обжалования судебных актов мирового судьи регламентирован Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей главой.

Постановления мирового судьи не подлежат оспариванию в арбитражном суде, в связи с чем арбитражный суд в порядке п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекращает производство по делу в части оспаривания ООО "Шанс" постановлений о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-298/2017-56, о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-297/2017-56.

Соответственно, постановление о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-297/2017-56 и постановление о назначении административного наказания от 02.11.2017 по делу № 5-298/2017, вынесенные мировым судьей, не могут быть обжалованы в арбитражный суд, поскольку рассмотрение такого спора ему не подведомственно, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство в части обжалования ООО "Шанс" указанных постановлений подлежит прекращению.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 N 07АП-2505/2017 по делу N А67-711/2017.

В силу статей 29, 198 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, которые незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативным правовым актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть, признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 АПК РФ, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого такой акт касается. По своей правовой природе ненормативный правовой акт является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношения между персонально определенными лицами, на которых распространяется действие указанного акта.

Следовательно, ненормативным правовым актом, законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, вынесенный компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и адресованный конкретному лицу, в силу чего порождающий для последнего определенные юридические последствия.

В рассматриваемом случае акты проверок № 010/к от 21.07.2017, № 074 от 17.11.2017 и протоколы об административных правонарушениях от 21.07.2017 №№ 155/2017, 156/2017, 157/2017, 158/2017; от 17.11.2017 №№ 266/2017, 267/2017, 268/2017, 269/2017 не являются ненормативными правовыми актами, поскольку не содержат властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, а фиксируют выявленные нарушения установленных правил и общие выводы административного органа о несоблюдении соответствующего законодательства и могут служить основаниями для принятия административным органом соответствующего решения по результатам проверки.

Акты проверок и протоколы сами по себе не возлагают на заявителя каких-либо обязанностей, не создают препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. Специальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и АПК РФ возможность оспаривания в судебном порядке акта проверки и протокола об административном правонарушении, составляемых в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не предусмотрена.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконными и отмене актов проверок № 010/к от 21.07.2017, № 074 от 17.11.2017 и протоколов об административных правонарушениях от 21.07.2017 №№ 155/2017, 156/2017, 157/2017, 158/2017; от 17.11.2017 №№ 266/2017, 267/2017, 268/2017, 269/2017 у суда не имеется.

Согласно предписанию № 052 (отходы) от 21.07.2017, выданному на основании акта внеплановой выездной проверки от 21.07.2017 № 010/К, протокола об административном правонарушении от 21.07.2017 № 155/2017, ООО "Шанс" в срок до 16.10.2017 необходимо поставить объект (полигон ТКО), оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в Управлении Росприроднадзора по Смоленской области.

Согласно постановлению № 155/2017 от 28.07.2017 выявлено административное правонарушение в отношении ООО "Шанс", предусмотренное ст. 8.46 КоАП РФ, заключающееся в невыполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Согласно предписанию № 053 (отходы) от 21.07.2017, выданному на основании акта внеплановой выездной проверки от 21.07.2017 № 010/К, протокола об административном правонарушении от 21.07.2017 № 157/2017, ООО "Шанс" в срок до 16.10.2017 необходимо:

- разработать и утвердить в Управлении Росприроднадзора по Смоленской области паспорта на отходы I-IV классов опасности для ООО "Шанс" по типовой форме;

- организовать учет образования и движения отходов, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721. Данные учета за 3 квартал 2017 года представить в Управление Росприроднадзора по Смоленской области;

- обеспечить соблюдение технологического цикла по изоляции отходов на полигоне ТКО, эксплуатируемому ООО "Шанс". Организовать контроль за распределением отходов в рабочей части полигона. Принять меры по недопустимости самовозгорания ТКО на полигоне;

- произвести работы по демеркуризации отхода "мусор от сноса и разборки зданий несортированный" (код ФККО 81290101724) на полигоне ТКО, эксплуатируемом ООО "Шанс", с его последующей изоляцией;

- организовать мониторинг на полигоне ТКО, эксплуатируемом ООО "Шанс", в соответствии с планом-графиком производственного контроля.

Согласно постановлению №157/2017 от 28.07.2017 о назначении административного выявлено административное правонарушение в отношении ООО "Шанс", предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении и ином обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Согласно постановлению № 156/2017 от 28.07.2017 выявлено административное правонарушение в отношении директора ООО "Шанс", предусмотренное ст. 8.46 КоАП РФ, заключающееся в невыполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Согласно постановлению №158/2017 от 28.07.2017 о назначении административного выявлено административное правонарушение в отношении директора ООО "Шанс", предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении и ином обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Управлением в ходе внеплановой выездной проверки 17.11.2017 выявлено, что ООО "Шанс" не выполнены в установленный срок предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 21.07.2017 № 053 (отходы), предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 21.07.2017 № 052 (отходы).

Согласно предписанию № 110 (отходы) от 17.11.2017, выданному на основании акта внеплановой выездной проверки от 17.11.2017 № 074/К, протокола об административном правонарушении от 17.11.2017 № 266/2017, ООО "Шанс" в срок до 02.04.2018 необходимо выполнить действия, аналогичные предписанию №053 (отходы) от 21.07.2017.

Согласно предписанию № 111 (отходы) от 17.11.2017, выданному на основании акта внеплановой выездной проверки от 17.11.2017 № 074/К, протокола об административном правонарушении от 17.11.2017 № 267/2017, ООО "Шанс" в срок до 02.04.2018 необходимо поставить объект (полигон ТКО), оказывающий негативное воздействие на окружающую на государственный учет в Управлении Росприроднадзора по Смоленской области.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 марта 2016 г. N 98 "Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" приказом Росприроднадзора от 24.08.2016 N 495 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области (далее - Положение).

Согласно п. 1, 2, 3, 4, 4.1.3, 4.4 Положения Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законам и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Росприроднадзора, а также настоящим Положением.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями.

Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: государственный надзор в области обращения с отходами;

Осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Доводы заявителя в обоснование незаконности оспариваемых предписаний несостоятельны, направлены на уклонение от выполнения требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ

"Об охране окружающей среды" и исполнения предписаний, не содержат конкретных норм права, которые нарушены Управлением при проведении проверок в отношении общества в рамках своей компетенции.

Формулировки оспариваемых предписаний не вызывают неоднозначного толкования, носятопределенный и четкий характер, исключающий какую-либо неясность.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые предписания соответствуют нормам действующего законодательства, не обладают признаками неисполнимости и не нарушают прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц.

При отсутствии совокупности условий, являющихся основанием для признания оспариваемых представлений незаконными, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным органом установлено, что заявителем допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, обществом не выполнены обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что образует состав правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.46, 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения установленных в ходе проверок нарушений установлен материалами административных дел. Доводы общества направлены на уклонение от ответственности за нарушение правил охраны окружающей среды, не принятие мер по недопущению и предупреждению выявленных нарушений свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Постановления административного органа о привлечении общества к ответственности вынесены в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.

Процедуры производства по делам об административных правонарушениях Управлением соблюдены, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, права и законные интересы общества, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протоколов об административном правонарушении и рассмотрении административных дела соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела, судом не установлено.

Обстоятельств, исключающих производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

Оснований для признания указанных административных правонарушений малозначительными в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности у суда не имеется.

Учитывая изложенное, основания для признания незаконными оспариваемых постановлений о назначении административных наказаний отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ШАНС" (ОГРН <***>; ИНН <***>) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г.Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В.И. Еремеева