ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-686/07 от 01.03.2007 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Смоленск Дело № А-62-686/2007

02 марта 2007 года

Резолютивная часть решения оглашена 01 марта 2007 года

Полный текст решения изготовлен 02 марта 2007 года

  Арбитражный суд Смоленской области в составе:

судьи Печориной В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борзыкиной Е.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

  Общества с ограниченной ответственностью «Луч»

к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Смоленска

о признании незаконным и отмене постановления от 06.02.2007 № 9ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.16 КоАП РФ

при участии

от заявителя: Тымань Г.И. – директор

от ответчика: Рубан В.В. – специалист юридического отдела (доверенность от 21.08.2006 № ЮМ-03-08/81614), Губская Т.И. – старший госналогинспектор-референт ГГС РФ (доверенность от 28.02.2006 № ЛХ-04-08/8911)

установил:

ООО «Луч» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Смоленска от 06.02.2007 № 9ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.

  Как следует из материалов дела, 30.01.2007 Инспекция провела проверку соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине ООО «Луч», расположенном по адресу: г.Смоленск, ул.Кирова, д.15.

В ходе проверки выявлен факт осуществления розничной продажи алкогольной продукции с нарушениями пункта 12, 139 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, ст.10.2, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), выразившимися в оформлении раздела «Б» справок, прилагаемых к ТТН, по некоторым видам алкогольной продукции с нарушениями требований, установленных для их оформления, а именно, отсутствие подписи должностного лица заявителя и оттиска его печати. Также в момент проверки на алкогольную продукцию производства СОАО «Бахус» - водка «Смоленский бриллиант», «Лейся песня», настойка горькая «Смоленская охота» в магазине, осуществляющем розничную реализацию алкогольной продукции отсутствовали сертификаты соответствия. Указанные сертификаты повторно получены представителем ООО «Луч» на СОАО «Бахус» и представлены проверяющим в момент окончания проверки.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 30.01.2007, 31.01.2007 в отношении юридического лица составлен протокол о совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. Постановлением от 06.02.2007 № 9ю Общество привлечено к административной ответственности с применением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 30000 рублей.

ООО «Луч», не согласившись с постановлением налогового органа, обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.

В судебном заседании заявитель предъявленные требования поддержал, ответчик требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд считает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя их следующего.

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что оборотом этилового спирта и алкогольной продукции является закупка, поставка, хранение и розничная продажа.

В соответствии со статьей 10.2 Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, а именно: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этиловых спиртов, алкогольной и спиртосодержащей продукции), справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

Пунктами 2 и 3 статьи 10.2 Закона установлено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

При этом форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товаро-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждены форма такой справки и правила ее заполнения. Названным постановлением предусмотрено, что в разделе "Б" справки при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) должны быть указаны наименование организации-покупателя, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН/КПП). Эти сведения подписываются руководителем организации (с расшифровкой подписи) и заверяются печатью этой организации.

Действия юридического лица по розничной реализации алкогольной продукции, товаро-сопроводительные документы на которую (в том числе, справки к ТТН) оформлены с нарушением требований вышеназванного постановления Правительства РФ, образуют состав правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, так как являются нарушением правил розничной реализации алкогольной продукции.

Статья 26 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе запрещается нарушение установленных Правил продажи алкогольной продукции. Правила продажи отдельных видов товаров на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.

В соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

При таких обстоятельствах в торговой точке продавец должен иметь не только информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям, но и копии соответствующих документов для представления их покупателю или проверяющему.

Несмотря на то, что приведенное требование Правил продажи отдельных видов товаров (пункт 12) находится в разделе "Общие положения", его нарушение в данном случае непосредственно связано с реализацией Обществом алкогольной продукции. Поскольку статья 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 14.15 КоАП РФ, налоговый орган правомерно квалифицировал указанное деяние Общества по части третьей статьи 14.16 КоАП РФ.

Более того, согласно пункту 139 названных Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

Инспекция, как орган, осуществляющий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, вправе потребовать от Общества предъявления в месте реализации алкогольной продукции установленных законом документов.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в момент проверки в магазине ООО «Луч», осуществляющем розничную реализацию алкогольной продукции, отсутствовали заверенные установленным образом копии сертификатов соответствия на алкогольную продукцию производства СОАО «Бахус» - водка «Смоленский бриллиант», «Лейся песня», настойка горькая «Смоленская охота». Указанные сертификаты повторно получены представителем ООО «Луч» на СОАО «Бахус» и представлены проверяющим в момент окончания проверки.

Также судом установлено, что в нарушение положений ст.10.2, 16, 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ, п.139 Правил продажи отдельных видов товаров, требования Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 справки, прилагаемые к товаро-транспортным накладным по некоторым видам алкогольной продукции в разделе "Б" не заверены печатью и подписью должностного лица последнего собственника товара, то есть ООО «Луч».

На основании изложенного, факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 14.16 КоАП РФ, нашел свое подтверждение.

Довод Общества о том, что алкогольная продукция, при обороте которой были установлены перечисленные в акте проверки нарушения, до начала проверки директором Общества была снята с реализации, не подтвержден в судебном заседании.

Как следует из пояснений директора Общества в судебном заседании, указанная алкогольная продукция в момент проверки находилась не в подсобном помещении, а непосредственно в торговом зале; была предъявлена проверяющим также как и сопроводительные документы на указанную продукцию. Также как следует из акта проверки, в ходе проверки доводы о снятии указанной продукции с реализации ни продавцом, ни директором общества не приводились.

При рассмотрении дела судом не установлено нарушений производства по делу об административном правонарушении со стороны административного органа, являющихся существенными и позволяющими признать оспариваемое постановление незаконным.

В соответствии с положениями ст.7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях:

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Как следует из материалов дела, проверка соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине ООО «Луч» проведена на основании поручения заместителя начальника Инспекции от 30.01.2007 № 14/08, с указанным поручением в момент проведения проверки ознакомлена директор ООО «Луч» Тымань Г.И., о чем имеется соответствующая запись на оборотной стороне поручения.

Из справки от 01.03.2007, представленной Инспекцией следует, что за 2 месяца 2007 года Инспекцией проведены проверки 20 юридических лиц, осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции, при этом по 13 юридическим лицам установлены нарушения законодательства в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указанные обстоятельства явились основанием для проведения внеплановой проверки ООО «Луч», осуществляющего деятельность в аналогичной сфере, так как нарушения требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции связаны с возможностью возникновения существенной угрозы для жизни и здоровья людей.

Таким образом, нарушения положений Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» со стороны налогового органа при осуществлении контрольных мероприятий судом не установлено.

При рассмотрении дела суд также не находит оснований для применения в отношении заявителя положений ст.2.9 КоАП РФ, исходя из следующего.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (так как состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащего особому контролю со стороны государства. Совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы, нарушает права и законные интересы потребителя, так как препятствует получению полной и достоверной информации об изготовителе, продавцах реализуемой алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, а также положительные субъективные признаки правонарушителя (безупречный стаж работы, совершение правонарушения впервые, принятие мер для устранения нарушений) не свидетельствуют о малозначительности деяния, но учитываются при назначении наказания в порядке статьи 4.1 КоАП РФ.

Согласно материалам дела в ходе производства по делу об административном правонарушении имеющиеся смягчающие обстоятельства Инспекцией были учтены, административное наказание назначено Обществу в размере минимального предела санкции ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.

Возможность назначения наказания ниже низшего предела нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрена.

Таким образом, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом всесторонне, полно и объективно, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для отмены оспариваемого постановления, принятого в отношении ООО «Луч».

Руководствуясь ст. ст. 210-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Луч» отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья В.А. Печорина