ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-7445/17 от 16.11.2018 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

23.11.2018                                                                     Дело № А62-7445/2017

                          Резолютивная часть решения оглашена 16.11.2018

                                   Полный текст решения изготовлен 23.11.2018

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Ерохина А. М.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Седуновой А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Автономной некоммерческой организации "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области" (ОГРН 1046758306649; ИНН 6730052130) к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА СМОЛЕНСКА (ОГРН 1036758304692; ИНН 6730042967)

о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.07.2017 № 4/5625,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежаще;

от ответчика: Перехожева О.В. – представитель по доверенности;

У С Т А Н О В И Л:

Автономная некоммерческая организация "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области" (далее – заявитель, организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Смоленска (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.07.2017 № 4/5625 (далее также – оспариваемое решение).

Из материалов дела следует, что АНО "ФК "Днепр" (в настоящее время переименовано в Автономную некоммерческую организацию "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области") зарегистрирована в ГУ-Управлении ПФР в Ленинском районе г. Смоленска в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (peг. номер ПФР 076-029-025089) и в соответствии с ч. 1 ст.5 Федерального закона №212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.

Плательщиком страховых взносов 07.03.2017 представлен рас­чет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхо­вание в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхова­ние в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетный период –  2016 год (далее - Расчет) с применением пониженного тарифа страховых взносов.

Согласно представленному расчету плательщиком определена сумма страховых взносов исходя из пониженного тарифа по коду 07.

Исчислив страховые взносы по пониженному тарифу в ПФР -20%, ФФОМС-0%, плательщиком занижены суммы страховых взносов на 225 478,95 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование - 63515,19 руб., на обязательное медицинское страхование- 161963,76 руб.

По результатам камеральной проверки расчета составлен акт камеральной проверки от 20.06.2017г. № 4/4908, и, по результатам рассмотрения материалов проверки, возражений и разногласий плательщика, принято решение от 25.07.2017 г. № 4/5625 о привлечении иплательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов в соответствии п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ в виде взыскания штрафа 45095,79 руб.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель указал на несогласие с вынесенным Управлением решением.

Заявитель указал, что 100 процентов в общем объеме доходов АНО «ФК «Днепр» составляют доходы от реализации продукции и (или) оказанных услуг по виду экономической деятельности «прочая деятельность в области спорта», следовательно, он имеет право на применение пониженного тарифа по п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Также заявитель имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов, в том числе, на основании п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, согласно которому этим правом обладают некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области массового спорта (за исключением профессионального). Также заявитель указал, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области по делу № А62-6899/2015 за предыдущий период было установлено, что заявитель имеет право на применение пониженного коэффициента.

Ответчик не согласился с указанными доводами и указал, что Управлением ПФР было установлено отсутствие оснований для применения пониженного тарифа страховых взносов на основании пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона 212-ФЗ, поскольку плательщик осуществляет деятельность в области профессионального спорта. Полагает, что, поскольку доходы плательщика от реализации товаров (работ или услуг) при осуществлении прочей деятельности в области спорта составляют менее 70% в общем объеме всех доходов, то плательщик не вправе применять льготный тариф по основаниям, установленным частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы сторон, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью  4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 18 Закона Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Тарифом страхового взноса признается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (ч. 1 статьи 12 Закона № 212-ФЗ).

В статье 58 Закона № 212-ФЗ определены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.

В силу части 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в течение 2012 - 2018 годов тариф страховых взносов в льготном размере применяется для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 указанной статьи.

Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, осуществляющим в качестве основного вида деятельности, в частности, деятельность в области спорта (подпункт "ф").

На основании части 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 указанного Кодекса.

Положения Налогового кодекса различают порядок определения доходов организации и порядок определения налоговой базы для исчисления соответствующего налога.

Определение доли дохода поставлено в зависимость от размера дохода, полученного футбольным клубом, и не связаны с порядком определения организацией налоговой базы по УСН.

Таким образом, при расчете доли дохода в сумме дохода от реализации товаров (работ или услуг) учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, указанные в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса.

Обоснованность расчета доходов в целях определения 70% доли доходов по основному виду деятельности с учетом поступающих целевых поступлений и пожертвований подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.11.2017 № 310-КГ17-15665.

Таким образом, для применения пониженного тарифа на условиях, предусмотренных подпунктом "ф" пункта 10 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, следует установить процентное соотношение полученного футбольным клубом дохода от вида деятельности "прочая деятельность в области спорта" к доходу, определяемом по правилам пунктов 1 и 2 статьи 248 НК РФ.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности организации является по ОКВЭД 92.62 - прочая деятельность в области спорта.

Из представленных в материалы дела налоговых деклараций усматривается, что общий доход АНО «ФК «Днепр» за 2016 год составил    32 912 000 руб., в т.ч. 2 056 000 руб. - доход при определении налоговой базы в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в соответствии со ст.346.15 НК РФ (доход от деятельности), 30 856 000 руб. - целевое финансирование.

Соответственно, доход от основного вида деятельности клуба - "прочая деятельность в области спорта" (2 056 000 руб.) составил 6,25 % от общего объема доходов в 2016 году, что не соответствует условию о наличии доли доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по соответствующему виду деятельности не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Поскольку право на применение пониженного тарифа страховых взносов по п.8 ч. 1 ст. 58 Закона №212-ФЗ имеют организации, у которых доход по виду деятельности, указанному в законе, без учета доходов от целевого финансирования составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов, у заявителя право на применение указанного пониженного тарифа в спорном периоде отсутствовало.

Вторым самостоятельным основанием для применения пониженного тарифа в силу пункта 11 части 1 статьи 58 Законам № 212-ФЗ является осуществление некоммерческой организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в соответствии с учредительными документами деятельности в области массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.

Для применения пониженного тарифа по данному основанию одним из критериев является вид деятельности.

Заявитель указал, что единственной в Российской Федерации надлежаще аккредитованной профессиональной спортивной организацией по виду спорта "футбол" в настоящее время является Общероссийская общественная организация "Российский футбольный союз" (далее - РФС).

Заявитель полагает, что АНО "СФК "ЦРФСО", равно как и все остальные футбольные клубы в Российской Федерации, не организует, а участвует в футбольных соревнованиях, организованных РФС, в связи с чем правовые основания причислять АНО "СФК "ЦРФСО" к профессиональному спорту отсутствуют.

Суд не соглашается с доводами заявителя ввиду следующего.

Субъект спортивного правоотношения - это участник спортивного правоотношения, наделенный правами и обязанностями.

В статье 5 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" содержится список субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Согласно пункту 10.4 статьи 2 Закона № 329-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22.11.2016 № 396-ФЗ, профессиональный спортивный клуб - юридическое лицо, которое является участником профессионального спортивного соревнования или которое заявило в установленном организатором профессионального спортивного соревнования порядке об участии в таком соревновании.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 профессиональным спортом является часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.

Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях (пункт 4 статьи 2 Закона N 329-ФЗ).

Из совокупности названных положений следует, что спортивный клуб занимается профессиональным спортом, участвуя в профессиональных спортивных соревнованиях, или, заявило об участии в таких соревнованиях, но организацию таких соревнований осуществляет соответствующая федерация спорта, участником которой является такой спортивный клуб, прошедший соответствующую аттестацию.

Вопросы организации профессиональных спортивных соревнований регулируются соответствующей федерацией спорта.

Как следует из пунктов 2.1, .2.2. Устава АНО ФК «Днепр» в редакции, действующей в 2015 году, а также Устава АНО СФК ЦРФСО (утвержден в новой редакции 30.06.2016 года), организация создается в целях осуществления деятельности в области физической культуры и спорта. Организация осуществляет такой вид деятельности как участие в соревнованиях, проводимых в рамках Российского Футбольного Союза (РФС), Федерация футбола Смоленской области и города Смоленска.

Из уставов АНО СФК ЦРФСО, АНО ФК «Днепр» не следует, что плательщик осуществляет деятельность исключительно в области массового спорта и не осуществляет деятельность в области профессионального спорта.

В материалы дела представлен договоры от 11.04.2015 № 8-з/15, от 05.04.2016 № 46/16, заключенный между общероссийской общественной организацией "Российский футбольный союз" и ФК "Днепр", из условий которого следует, что именно РФС является организатором всероссийских и иных спортивных соревнований по футболу.

В Уставе общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" в главе 5 имеются положения об организации РФС различного рода соревнований.

Законодательство о физической культуре и спорте не запрещает спортивному клубу заниматься профессиональным спортом, но при соблюдении определенных условий, устанавливаемых РФС.

Договоры РФС и АНО «ФК «Днепр» от 11.04.2015 г. № 8-1/15 о лицензировании в целях участия в соревнованиях проводимых РФС, от 05.04.2016 № 46/16 что подтверждает соблюдение Клубом определенных условий, предъявляемых РФС к участникам профессионального спорта, допущенным к участию в соревнованиях под эгидой РФС:

- Первенстве России по футболу среди команд клубов второго дивизиона;

- Соревнованиях за Кубок России по футболу (пункт 1.5.1 Договора). Положение о  группе подготовки  молодых  футболистов АНО «ФК «Днепр», согласно которому футбольный клуб включает в себя Основную главную команду Смоленской области.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие профессиональной футбольной команды, принимающей участие в соревнованиях, проводимых Российским Футбольным Союзом (РФС) (т.2 л.д. 95-97 - состав команды). Выплата вознаграждения (заработной платы) профессиональным спортсменам - футболистам спортивного клуба подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (т.2, л.д.98-101).

В материалы дела представлены Лицензии № 17/16, № 17-1/16, выданные АНО «Футбольный клуб «Днепр» г. Смоленск на участие во всероссийских соревнованиях по футболу в спортивном сезоне 2016/2017 гг. - Первенстве России по футболу среди команд клубов второго дивизиона и Со­ревновании за кубок России по футболу.

Согласно турнирной таблице на 2014/2015 год и на 2015/2016 год, а также календарю матчей за соответствующие периоды, АНО СФК ЦРФСО принимал участие в спортивных соревнованиях с профессиональными футбольными клубами.

Финансовая помощь по Соглашениям на 2015,2016 года между заявителем и Главным управлением спорта Смоленской области направляется АНО СФК ЦРФСО как профессиональному футбольному клубу для участия в профессиональных матчах, проведение которых регулируется утвержденным Регламентом.

На основании данных Соглашений использование финансовой помощи может осуществляться в целях обеспечения учебно-тренировочного процесса по подготовке к соревнованиям, проведения соревнований.

Управление обоснованно в отзыве указывает на то, что денежные средства в рамках исполнения соглашений направляются не для содействия развитию массового спорта, а для развития профессионального спорта в целях участия в соревнованиях профессиональных футбольных клубов.

Представленные в материалы дела доказательства подтверждают обстоятельство осуществления АНО СФК ЦРФСО деятельности в области профессионального спорта, что исключает возможность применения пониженного тарифа при уплате страховых взносов.

При этом суд отмечает, что занятие профессиональным спортом даже, если организация осуществляет деятельность в области массового спорта, исключает возможность применения пониженных тарифов при исчислении страховых взносов.

Ссылка заявителя на вступивший в законную силу судебный акт по делу № А62-6899/2015 отклоняется судом ввиду следующего.

Управлением ПФР принято решения от 23.09.2016 о зачете страховых взносов в рамках исполнения решения Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2016 года № А62-6899/2015, суммы произведенного зачета 1119039,42 руб. учтены в счет погашения задолженности по страховым взносам за другие отчетные периоды. Предметом рассмотрения судебных инстанций по делу № А62-6899/2015 явилось право плательщика на применение пониженного тарифа в 2014 году.

Исходя из содержания апелляционного постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 согласно которому было признано право плательщика на применение пониженного тарифа, как организации, относящейся к массовому спорту, апелляционной инстанцией была лишь дана оценка доказательств, представленных сторонами по делу № А62-6899/2016 в отношении расчетного периода 2014 год, что не является определяющим при рассмотрении спора в отношении рассматриваемого спорного расчетного периода (2016 год).

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для признания недействительными оспариваемых решений.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для признания недействительным оспариваемого решения.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Автономной некоммерческой организации "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области" (ОГРН 1046758306649; ИНН 6730052130) отказать.

Возвратить Автономной некоммерческой организации "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области" (ОГРН 1046758306649; ИНН 6730052130) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей (платежное поручение от 31.07.2017 № 367), о чем выдать справку после вступления решения суда в законную силу.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                  А.М. Ерохин