АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
16.07.2020 Дело № А62-7523/2019
Резолютивная часть решения оглашена 09.07.2020
Полный текст решения изготовлен 16.07.2020
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Либеровой Л. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреенковой А.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области" (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Тагрис-Молоко" (ОГРН <***>; ИНН <***>),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – открытое акционерное общество «Инженерно-технический центр «Экология» (ИНН <***>; ОГРН <***>),
о взыскании платы за превышение норматив сброса загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации и компенсации расходов сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль, март 2019 года в размере 8 756 266,56 рублей,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 17.12.2019;
от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 01.11.2019;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тагрис-Молоко" (далее – ответчик) с требованием о взыскании платы за превышение норматива сброса загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации и компенсации расходов сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль, март 2019 года в размере 8 756 266,56 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество «Инженерно-технический центр «Экология»
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что во исполнение условий договора №107 холодного водоснабжения и водоотведения от 17.04.2019 в целях осуществления контроля качества сточных вод 18.02.2019 и 30.05.2019 был проведен производственный контроль качества сточных вод и природных вод, о чем составлены акты отбора №2, №262 от 18.02.2019 и №4, №1090 от 30.05.2019.
Указывает на то, что в результате проведенного ОАО «ИТЦ «Экология» химического анализа было установлено превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации за февраль, май 2019 года, в связи с чем истцом ответчику была начислена плата за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ за февраль 2019 года в размере 263 356,70 рублей, за май 2019 года в размере 364 287, 95 рублей, а также плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2019 года в размере 623 628,67 рублей, за май 2019 года в размере 7 504 993,24 рублей.
Ссылается на то, что ответчик в добровольном порядке от уплаты предъявленной платы отказался, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.
В обоснование заявленных возражений ссылается на то, что в протоколах КХА №262 от 28.02.2019, №КХА №1090 от 14.06.2019 показатель «фосфаты» отсутствует, в связи с чем, его применение при расчетах недопустимо.
Ссылается на то, что у ОАО «ИТЦ «Экология» при проведении испытаний отсутствует разрешительная документация в отношении предъявленных показателей.
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, в котором указывает на то, что в результате анализа выданных протоколов КХА №262 от 28.02.2019 и №1090 были выпущены дополнения от 18.11.2019\к указанным протоколам согласно области аккредитации ОАО «ИТЦ «Экология».
Указывает на то, что аналитической лабораторией ОАО «ИТЦ «Экология» по заявке истца был проведен отбор сточных вод в контрольных точках ООО «Тагрис Молоко» 18.02.2019 и 30.05.2019 и последующий анализ проб сточной воды в соответствии с утвержденными методиками, устанавливающими правила и методы исследований (испытаний), измерений по определяемым показателям БПК5, взвешенные вещества, железо общее, жиры, ХПК, фосфат-ион. Результаты исследований оформлены протоколами количественного химического анализа №262 от 28.02.2019 и №1090 от 14.06.2019.
В случае исследования проб, отобранных 18.02.2019 и 30.05.2019, по показаниям ХПК, БПК5, жиры, фосфат-ион были получены значения, превышающие значения внесенные в область аккредитации по этим веществам. В соответствии с предусмотренными в методиках хода выполнения измерений, было применено кратное разбавление проб с целью попадания концентрации в отобранном образце для исследования в линейный диапазон градировочных характеристик, установленных для каждой методики. На основании результатов полученных в ходе измерений дополнительно разбавленных проб были оформлены протоколы КХА №262* от 18.11.2019 и №10920 от 18.11.2019.
В соответствии с областью аккредитации, в случае нахождения значений в испытуемых образцах, лежащих за границей области аккредитации в большую или меньшую стороны, ОАО «ИТЦ «Экология», как аккредитованное лицо, имеет право выдать протокол с указанием в графе «концентрация» неопределенное цифровое значение «менее числового значения, указанного в области аккредитации», «более числового значения, указанного в области аккредитации». Лабораторией по запросу истца по показателям ХПК, БПК5, жиры, фосфат-ион были определены фактические концентрации, полученные в результате исследования проб в соответствии с утвержденными методиками, с учетом разбавления и/или концентрирования.
Суд, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дела в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд заслушал пояснения сторон, ознакомился с представленными доказательствами и исследовал их в порядке, установленном статьей 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и обществом с ограниченной ответственностью "Тагрис-Молоко" (абонент) заключен договор №107 холодного водоснабжения и водоотведения от 17.04.2019 (далее-договор), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодной питьевой воды.
Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее – холодная вода) установленного качества в объеме, определенном договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведения и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 4 договора, датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 29 января 2019 года.
Пунктом 7 договора предусмотрено, что оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на технологическую воду и (либо) водоотведения, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двух ставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа на содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения.
Оплата производится по фактическим показаниям приборов учета.
В соответствии с пунктом 8 договора расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по договору в следующем порядке: оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 10 договора предусмотрено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 11 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и контроль состава сточных вод.
Подпунктами «с» пункта 11 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонента, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 12 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 15 договора для учета объемов поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Пунктом 26 договора предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Приложением №4, являющимся неотъемлемой частью договора, сторонами согласованы сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод.
Приложением №7, являющимся неотъемлемой частью договора, сторонами согласованы сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 32 договора предусмотрено, что при превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 « о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
В соответствии с пунктами 62-64 договора, договор вступает в силу с 29.01.2019 и заключен на срок по 31.12.2019.
Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Принимая во внимание, что сторонами не представлены документы, подтверждающие расторжение настоящего договора, суд признает его действующим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 стати 8 и частью 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданско-правовых обязательств является договор.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативными актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Заключенный сторонами договор является единым договором холодного водоснабжения и водоотведения
Договор соответствует требованиям гражданского законодательства, поэтому его необходимо признать заключенным.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты» (далее-Правила №644), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167 (далее – Правила №167).
В соответствий со статей 15 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении" к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора. Применение к указанным отношениям в соответствующей части предусмотренных настоящим Федеральным законом порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, а также порядка начисления пеней по указанным договорам является обязательным.
В соответствии со статей 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Таким образом, правовое регулирование указанного договора определено статьями 539 - 547, 779 -781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с подпунктом «т» пункта 13 договора абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В силу пункта 25 Правил от 29.07.2013 N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 35 Правил №644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Приложением №4, являющимся неотъемлемой частью договора, сторонами согласованы сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод.
Приложением №7, являющимся неотъемлемой частью договора, сторонами согласованы сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Подпунктами «с» пункта 11 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонента, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Как следует из материалов дела, истцом, в рамках контроля за соблюдением нормативов сброса в централизованную систему водоотведения 18.02.2019 и 30.05.2019., производен отбор проб сточных вод ответчика.
По результатам обора проб сточных вод составлены акты отбора №2 от 18.02.2019, №2/262 от 18.02.2019, №4 от 30.05.2019, № 4/1090 от 30.05.2019.
По результатам анализов указанных проб, проведенных лабораторией ОАО «ИТЦ «Экология» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21АЛ21 от 05.07.2016), составлены соответствующие протоколы:
- № 262 от 28.02.2019 выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах: БПК5 в 10,86 раза – фактическая концентрация 3260+/-391 мг/дм.куб.; ХПК в 8,382 раза – фактическая концентрация 4 191+/-629 мг/дм.куб.; взвешенных веществ в 1,555 раза – фактическая концентрация 311+/-28 мг/дм.куб.; железа общего в 4,28 – фактическая концентрация 4,28+/- 0,64 мг/дм.куб.; фосфаты в 99 раз – фактическая концентрация 198 мг/дм.куб.; жиры в 2,8 раза – фактическая концентрация 112 +/- 12 мг/дм.куб.
- №1090 от 14.06.2019 выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах : БПК5 в 104 раза – фактическая концентрация 31200+/-3744 мг/дм.куб.; ХПК в 75,81 раза – фактическая концентрация 37908+/-5686 мг/дм.куб.; взвешенных веществ в 1,02 раза – фактическая концентрация 308+/-28 мг/дм.куб.; фосфаты в 93,28 раза - фактическая концентрация 39,4 мг/дм.куб.; жиры в 4,38 раза – фактическая концентрация 219,2+/-24,1 мг/дм.куб.
На основании данных протоколов, путем применения расчетной формулы, с учетом Постановления Главы Администрации Смоленской области №304 от 17.05.2000 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Смоленской области" истцом определена плата за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и выставлены в адрес ответчика счета №856 от 25.04.2019, №1625 от 25.06.2019, которые ответчиком оплачены не были.
Ответчик, в обоснование свих возражений указывает на то, что протоколы результатов испытаний не могут являться допустимым доказательством , так как испытания, проведенные экспертной организацией в отношении таких элементов как БПК5, ХПК, взвешенных веществ, жиров, фосфатов за пределами нормативов, установленных аккредитацией для данной организации .
Рассмотрев указанный довод суд приходит к следующему.
Контроль состава и сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и нормативы допустимых сбросов по составу сточных вод осуществляются в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 №525 « Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод».
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 контрольная проба это проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод; контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Разделом IV Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Правила №525) определен порядок отбора проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод.
В соответствии с пунктом 27 Правил №525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Как следует из представленных актов, отбор проб осуществляется в присутствии представителя абонента, указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В соответствии с пунктом 28 Правил №525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Представленные истцом в материалы дела акты отбора проб подписаны представителем абонента без замечаний, содержат сведения о времени начала и конца отбора пробы, шифр сосуда, его объем, номер пломбы.
В соответствии с пунктом 29 Правил №525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.
Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб (п. 30,35 Правил №525).
Представленные в материалы дела истцом акты содержит указание на параллельный и резервный отбор проб абонента.
Как следует из материалов дела отобранные со стороны истца пробы были направлены на исследование в ОАО «ИТЦ «Экология», имеющее аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.21АЛ21 от 05.07.2016.
Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур
В свою очередь, аттестат аккредитации, как следует из статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ, это документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 412-ФЗ, неотъемлемой частью аттестата аккредитации является приложение к аттестату аккредитации, содержащее наименование области аккредитации.
Область аккредитации - сфера деятельности юридического лица, которая определена при его аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4). В силу пункта 1 части 1, пункта 1 части 2 статьи 13 Закона об аккредитации аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность только в соответствующей области аккредитации.
Следовательно, испытательная лаборатория обязана проводить работы по исследованию (испытаниям) и измерению продукции исключительно в пределах своей области аккредитации. При этом объективными (достоверными) могут быть только те результаты исследований (измерений), которые проведены компетентной в определенной области аккредитации испытательной лабораторией.
Как следует из приложения к аттестату аккредитации испытательной лаборатории №РОСС RU.0001.21АЛ21 от 05.07.2016, выданного ОАО «ИТЦ»Экология» представленного в материалы, область аккредитации в диапазоне определения в отношении БПК5 составляет 0,5-1000,0 мг0.кв/дм.куб.; железо общее – 0,05-2-10,0 мг/дм.куб.; взвешенные вещества – 05-5000мг/дм.куб.; жиры -0,5-50 мг/дм.куб.;ХПК – 4,0-800 мг/дм.куб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в отношении указанных веществ третьим лицом, анализы выполнены за пределами диапазонов, то есть за пределами установленной сертификатом области аккредитации.
В судебном заседании представитель третьего лица, указанное обстоятельство не оспаривал.
Пояснил, что были изготовлены уточняющие протоколы №КХА №262* от 18.11.2019 и №КХА №1090* от 18.11.2019.
Пояснять чем предусмотрено изготовление уточняющего протокола, представитель третьего лица затруднился, сослался на то, что организация при выявлении показателей превышающих области аккредитации имеет право выдать протокол с указанием в графе концентрация неопределенного цифрового значения «менее числового значения, указанного в области аккредитации» «более числового значения указанного в аккредитации», между тем лабораторией по запросу истца были определены фактические концентрации, полученные в результате исследования проб.
Суд не может согласится с указанным доводом, так как третье лицо, указывая фактические показатели видело, что выявленные диапазоны превышают область аккредитации общества, то есть у общества отсутствовало право в проведении указанных видов исследований.
Таким образом, на основании изложенного, суд не поможет признать протоколы КХА №262 от 28.02.2019 и КХА№1090 от 14.06.2019 надлежащим доказательством по делу.
Кроме того, истец являясь профессиональным участником в сфере отношений по водоснабжению и водоотведению не воспользовался отобранной резервной пробой, с целью надлежащего определения концентрации загрязняющих веществ в лабораторию, имеющую надлежащую аккредитацию.
Напротив, в процессе рассмотрения дела обратился в адрес третьего лица с заявлением о выдаче уточняющих протоколов, в то время как указанная процедура нормами действующего законодательства не предусмотрена.
В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение указанной нормы истцом не представлены документы, подтверждающие превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в спорный период.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Судом в удовлетворении исковых требований отказано, в связи с чем, расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья Л.В. Либерова