АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
27.01.2021 Дело № А62-7840/2019
Резолютивная часть решения оглашена 22.01.2021
Полный текст решения изготовлен 27.01.2021
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании недействительным требования № 39446 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 03.06.2019,
при участии:
от заявителя: ФИО1, ФИО2 – представитель по устному ходатайству;
от ответчика: ФИО3- представитель по доверенности;
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (далее – налоговый орган, Инспекция) № 39446 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 03.06.2019.
Как следует из материалов дела, в адрес заявителя поступило требование Инспекции № 39446 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 03.06.2019, согласно которому заявителю следовало в срок до 08.07.2019 уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 49 318,83 руб. и пеню в сумме 4 999,31 руб.
Данные начисления были произведены Инспекцией ФИО1 за период с 01.01.2017 по 28.08.2018как физическому лицу, имеющему статус арбитражного управляющего. В качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 была зарегистрирована позднее – 01.03.2019.
ФИО1 не согласилась с выводом Инспекции о необходимости производить уплату данных страховых взносов и обжаловала указанное требование в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области от 22.08.2019 № 137 жалоба Предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с требованием Инспекции, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что не осуществляла деятельность в качестве арбитражного управляющего; не имела назначений в качестве арбитражного управляющего в дела несостоятельности (банкротстве). Датой ее исключения из числа арбитражных управляющих следует считать дату протокола № 87 от 07.08.2018, а не дату внесения сведений в реестр арбитражных управляющих – 28.08.2018. При начислении страховых взносов Инспекцией не учтен период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет (с 15.03.2017 по 13.06.2018). Оспариваемое требование направлено в ее адрес по истечении трехмесячного срока со дня выявления недоимки. Кроме того, в тексте требования в разделе «Справочно» указана сумма задолженности отличная от суммы, указанной в таблице требования.
Инспекция возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.
Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные по делу доказательства, заслушав доводы сторон, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, ФИО1 ИНН <***>, согласно информационному ресурсу налогового органа состояла на учете в качестве арбитражного управляющего с 17.04.2015 по 28.08.2018.
Исходя из положений статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с пунктом 6 статьи 83 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) постановка на учет арбитражного управляющего осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 Кодекса.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) арбитражного управляющего по месту жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 Кодекса (пункт 2 статьи 84 НК РФ).
В случаях прекращения членства арбитражного управляющего в соответствующей саморегулируемой организации снятие его с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса (пункт 5 статьи 84 Кодекса).
В силу пункта 4.1 статьи 85 НК РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - Росреестр), обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров.
Исходя из положений статьи 84 Кодекса сведения, полученные от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, являются основанием для постановки, а также снятия с учета арбитражных управляющих в налоговых органах.
Поскольку в целях постановки на учет (снятия с учета) арбитражных управляющих налоговые органы используют данные, предоставленные Росреестром, то учетные действия в отношении заявителя при приеме сведений от регистрирующего органа осуществлены Инспекцией без нарушений действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Кодексом страховые взносы.
С 1 января 2017 года, в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов, признаются в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Кодекса, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Пунктом 1 статьи 432 Кодекса установлено, что исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Кодекса предусмотрена уплата сумм страховых взносов за расчетный период плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Кодекса, в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 432 Кодекса при превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым данного пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.
На основании пункта 1 статьи 45 Кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 45 Кодекса установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности, по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 9 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Кодекса правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
По информации, представленной Инспекцией на основании положений статей 430 и 432 Кодекса, заявителю исчислены страховые взносы и пени за период с 01.01.2017 по 28.08.2018 в общей сумме 54 318,14 руб., в том числе:
- страховые взносы за 2017 год на ОПС в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии - в сумме 23 400 руб. и 17 482,59 руб. за период с 01.01.2018 по 28.08.2018;
- страховые взносы за 2017 год на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4590 руб. и 3846,24 руб. за период с 01.01.2018 по 28.08.2018;
- пени по страховым взносам на ОПС в сумме 4156,08 руб.,
- пени по ОМС в сумме 843,23 руб.
В связи с наличием указанной задолженности Инспекцией, в соответствии с положениями статьи 69 Кодекса, заявителю направлено требование, согласно которому ФИО1 была обязана в срок до 08.08.2019 уплатить недоимку по страховым взносам на ОПС и ОМС в общей сумме 49 318,83 руб. и пени в общей сумме 4 999,31 руб.
По решению о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика № 43257 от 22.07.2019 на сумму 54318,14 руб. (в том числе: ОПС – 40882,59 руб., пеня - 4 156,08 руб., ОМС – 8436,24 руб., пеня – 843,23 руб.) поступили денежные средства, списанные банком по инкассовым поручениям 06.08.2019 и 14.08.2019.
Заявитель полагает, что в спорный период ему не должны были начисляться страховые взносы, поскольку он фактически не осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего.
ФИО1 представила справку СРО СОЮЗ «Арбитражных управляющих «Правосознание» от 10.07.2019 об исключении ее из числа арбитражных управляющих протоколом Правления №87 от 07.08.2018, а также справку о несоответствии кандидата предъявляемым требованиям от 12.12.2019 (л.д. 83, 93 т. 1).
В представленной справке указано, что ФИО1, бывший член СРО СОЮЗ «Арбитражных управляющих «Правосознание», не имела назначений, утверждений в делах о несостоятельности (банкротстве) с 2015 года по момент исключения.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных указанным Федеральным законом.
Арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного и медицинского страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравнены к индивидуальным предпринимателям, уплачивающих за себя страховые взносы.
При этом действующее законодательство не ставит возникновение обязанности уплаты страховых взносов арбитражным управляющим в зависимость от фактического осуществления деятельности арбитражного управляющего, в том числе назначения арбитражным судом для проведения процедуры банкротства несостоятельных физического или юридического лица, наличия заключенного и действующего договора страхования ответственности, получения прибыли от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего.
Напротив, такая обязанность возникает на основании факта регистрации физического лица в качестве арбитражного управляющего, которая осуществляется в добровольном заявительном порядке (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2010 N 1189-О-О и от 12.05.2005 N 211-О, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2014 N 306-КГ14-1437).
Согласно неоднократно высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.05.2005 N 223-О, от 15.07.2010 N 1009-О-О, от 29.09.2011 N 1179-О-О, от 25.01.2012 N 226-О-О, от 23.04.2015 N 795-О правовой позиции, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав (Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2021 № 310-ЭС20-21013 по делу № А62-8392/2019).
Доказательств прекращения ее регистрации в качестве арбитражного управляющего до 28.08.2018 ИП ФИО1 в материалы дела не представлено.
Поскольку обязанность по уплате соответствующих страховых взносов ИП ФИО1 в установленный законодательством срок не исполнена, Инспекцией правомерно выставлено в ее адрес требование об их уплате.
Довод заявителя о том, что датой исключения ее из СРО на основании протокола №87 от 07.082018 является 07.08.2018, а не 28.08.2018 отклоняется судом, поскольку пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.
Оценивая доводы предпринимателя о том, что у нее отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (с 15.03.2017 по 13.06.2018), суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 7 статьи 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
В силу пп. 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" к таким периодам относится период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Таким образом, освобождение плательщиков страховых взносов от уплаты за себя страховых взносов предусмотрено в случае ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, и носит заявительный характер.
Документами, являющимися основанием для подтверждения права на освобождение от уплаты страховых взносов в период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, являются документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет: свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, справка с места работы второго родителя о том, что он не использовал отпуск по уходу за ребенком и другие документы, подтверждающие необходимые сведения (Письмо ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/7990@ "Об освобождении от уплаты страховых взносов").
Документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности у указанной категории плательщиков, могут являться налоговые декларации, представляемые последними в налоговые органы по месту жительства, не содержащие в соответствующих строках отчетных форм числовые показатели полученного дохода от предпринимательской и иной профессиональной деятельности.
В силу пункта 7 статьи 430 НК РФ, освобождение предоставляется при условии представления такими плательщиками в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов. Форма заявления установлена письмом ФНС России от 07.06.2018 N БС-4-11/11018@ "О рекомендуемой форме Заявления".
В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Льготы всегда носят адресный характер, а их установление или отмена, а также определение условий их предоставления относятся к дискреционным полномочиям законодателя (постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П и от 19 июня 2002 года № 11-П).
ИП ФИО1 с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов с приложением документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты страховых взносов, ни в налоговый орган, ни в органы пенсионного фонда не обращалась.
Также заявитель не ссылался на наличие у него непреодолимых препятствий для подачи в налоговый орган такого заявления.
В подтверждение права на освобождение от уплаты страховых взносов в период с 15.03.2017 по 13.06.2018 предприниматель в материалы дела представил:
- свидетельство о рождении ребенка (13.12.2016),
- заявления о предоставлении декретного отпуска с 10.10.2016 и продлении декретного отпуска с 10.10.2016 по 14.03.2017 в адрес работодателей ООО «ФИН-Маркет» и ООО «ЛК-Содействие» (л.д. 60-63 т. 1),
- заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет от 14.03.2017 (т. 1 л.д. 97),
- приказ ООО «ЛК-Содействие» № 6 от 14.03.2017 о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до полутора лет (т. 1 л.д. 98),
- справку ликвидатора ООО «Лизинговая компания – Содействие» от 23.12.2019 (т. 1 л.д. 99),
- удостоверение многодетной семьи.
Иных документов в подтверждение того факта, что ФИО1 находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и не осуществляла деятельности в указанные периоды в материалы дела не представлено, следовательно, права на получение льготы по уплате страховых взносов на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет у заявителя не возникло. При этом суд учитывает, что спорные страховые взносы были начислены ФИО1 именно как арбитражному управляющему, поэтому факты предоставления ей отпуска по уходу за ребенком работодателями в данном случае значения не имеют.
Предпринимателем также заявлен довод о несоответствии обжалуемого требования нормам налогового законодательства в части направления требования по истечении 3 месяцев с момента выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 85 НК РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является Росреестр.
19.04.2019 в налоговый орган поступили сведения об исключении ФИО1 из числа арбитражных управляющих.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Инспекция указала, что сведения от Росреестра о нахождении ФИО1 в составе саморегулируемой организации арбитражных управляющих не поступали, то есть налоговый орган узнал о том, что заявитель являлся арбитражным управляющим лишь из сообщения об исключении ее из состава саморегулируемой организации арбитражных управляющих, направленном 19.04.2019.
Соответственно, указанная дата обоснованно принята Инспекцией за дату выявления недоимки по страховым взносам, в связи с чем оспариваемое требование от 03.06.2019 выставлено плательщику в установленный срок.
Кроме того, ИП ФИО1 указывает, что в содержании обжалуемого требования отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты в обоснование взимаемых сумм, а также период возникновения предъявленных сумм к уплате.
Между тем, на странице 3 требования №39446 от 03.06.2019 (т. 1 л.д. 11-12) указаны нормы, на основании которых устанавливается обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
На странице 2 обжалуемого требования представлена таблица с расчетами сумм недоимки и пени по страховым взносам.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Информационного письма от 11.08.2004 № 79, несоответствие требования об уплате налога форме и содержанию, установленным статьей 69 НК РФ, не является безусловным основанием для признания его судом недействительным, поскольку суд должен оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность, и обоснованность направленного налоговым органом требования.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 52 НК РФ установлено, что плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Вследствие чего, заявитель должен владеть информацией о том, какие суммы страховых взносов уплачены, а какие налоговые обязательства не исполнены или исполнены несвоевременно.
Также заявитель указал, что в разделе «справочно» оспариваемого требования указана сумма задолженности 59 114,14 руб., которая не соответствует сумме, указанной в таблице (54 318,14 руб.) и фактически взысканной (54 242,14 руб.).
Указанные факты не являются основанием для признания оспариваемого требования недействительным, поскольку уплате подлежит именно сумма, указанная в табличной части требования. Сумма, указанная в разделе «Справочно» является справочной информацией и не предъявлена к уплате.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для признания оспариваемого требования № 39446 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 03.06.2019 незаконным, в связи с чем отказывает в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере 300 руб. возлагаются на заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 700 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Определением суда от 23.09.2019 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску № 39446 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 03.06.2019 до вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Статьей 97 АПК РФ не предусмотрены основания, по которым обеспечение иска может быть отменено; данный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела.
Поскольку в удовлетворении требований судом отказано, суд с учетом положений статей 90, 93 и 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также фактического исполнения требования в принудительном порядке (06.08.2019 и 14.08.2019) до принятия судом обеспечительных мер, считает необходимым отменить принятые определением от 23.09.2019 по данному делу обеспечительные меры.
Сведений о наличии иных обстоятельств, обосновывающих необходимость сохранения обеспечительных мер, в материалах дела не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета 2 700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, на что выдать справку.
Обеспечительные меры, принятые определением суда от 23.09.2019, отменить.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья В.В. Красильникова