АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
проспект Гагарина, д. 46, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
01.02.2016 Дело № А62-7842/2015
Резолютивная часть решения оглашена 25.01.2016
Полный текст решения изготовлен 01.02.2016
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФИО1
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным решения № 9327А от 16.09.2015 и обязании возвратить уплаченную государственную пошлину,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее – заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Смоленской области № 9327А от 16.09.2015 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязать ответчика возвратить уплаченную по чеку-ордеру от 09.09.2015 при обращении в налоговый орган государственную пошлину в сумме 4 000 руб.
В обоснование указано, что заявитель не согласен с отказом в государственной регистрации юридического лица, поскольку при заполнении формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001), размещенной на официальном сайте налогового органа, на листе «И» Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, коды выбирались из привязанного справочника по названию видов экономической деятельности. Выбрав наименование деятельности «прочая оптовая торговля», автоматически внесся код 51.90. Таким образом, указание неверного кода экономической деятельности произошло не по вине заявителя, а в связи с тем, что на официальном сайте налогового органа размещено программное обеспечение для заполнения заявлений для регистрации юридических лиц, содержащее неверное указание кодов экономической деятельности. Сохраняя заполненный лист «И», никаких предупреждений о некорректно введенных кодах ОКВЭД не появилось. Указание УФНС России по Смоленской области на отображение ошибки при заполнении формы (4 абзац сверху лист 4 письма от 12.10.2015 № 08-36/12654@) является безосновательным, поскольку сами разработчики программы подтвердили наличие возможности выбора неверного кода. В случае указания программой на ошибку при заполнении формы, она была бы исправлена лицом, заполняющим заявление, и исключила бы необходимость обращения в суд с настоящим заявлением.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Смоленской области (далее – ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) и Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву; полагает оспариваемое решение соответствующим действующему законодательству и не нарушающим прав и законных интересов заявителя.
Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все представленные по делу доказательства, заслушав доводы ответчика, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 09.09.2015 ФИО1 обратилась в Межрайонную ИФНС №5 по Смоленской области с пакетом документов на государственную регистрацию ООО «Вегас Дизайн», а именно: с заявлением о государственной регистрации по форме Р11001; решением о создании юридического лица; уставом общества; гарантийным письмом; чеком-ордером об оплате государственной пошлины.
09.09.2015 Межрайонной ИФНС №5 по Смоленской области было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица ввиду непредставления заявителем определенных Федеральным законом от 08.08.2011 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» документов.
Указано, что в нарушение п. 1.6 Методический разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 в пункте 1 листа И «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» указан вид экономической деятельности (51.90), отсутствующий в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 КДЕС ред.1. Незаполнение заявления в соответствии с вышеуказанными требованиями расценено регистрирующим органом как отсутствие самого заявления о государственной регистрации юридического лица , что в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ послужило основанием для отказа.
Полагая, что отказ регистрирующего органа в регистрации ООО «Вегас Дизайн» является незаконным, ФИО1 обратилась с жалобой в УФНС России по Смоленской области, а впоследствии и в Федеральную налоговую службу. В удовлетворении жалоб было отказано.
ФИО1 обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС №5 по Смоленской области об отказе в государственной регистрации юридического лица и взыскании государственной пошлины в размере 4 000 рублей, уплаченной в связи с подачей заявления на регистрацию.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие, в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон 129-ФЗ).
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен в статье 12 Федерального закона № 129-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2011 №129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Законом.
В соответствии с подпунктом "а" статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении в том числе, подтверждается, что сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), установлен п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации.
В силу подп. "п" указанной нормы в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677, применение общероссийских классификаторов обеспечивается, в частности, путем прямого их использования без изменения принятых в них кодов и наименований позиций.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ и подпунктами 5.9.38 - 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" (приложению N 1 к настоящему приказу).
В разделе II "Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган" указанного приказа ФНС России установлено, что в листе И заявления "Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" указываются коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (пункт 2.16).
В разделах 1 "Код основного вида деятельности" и 2 "Коды дополнительных видов деятельности" указывается не менее четырех цифровых знаков (пункт 2.16.1).
При необходимости заполняется несколько листов И заявления. При этом раздел 1 заполняется только на первом листе И заявления (пункт 2.16.2).
Как указано во введении к ОКВЭД ОК 029-2001 классификатор предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и используется при решении задач, в том числе связанных с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах.
Согласно введению к ОКВЭД ОК 029-2007 данный классификатор введен в действие на период с 01.01.2008 до 01.01.2013 для его использования при проведении всероссийского экономического обследования хозяйствующих субъектов и разработке базовых таблиц "затраты-выпуск" без отмены ОКВЭД ОК 029-2001. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и используется при решении основных задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов; подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне. Приказом Росстандарта от 10.11.2015 № 1745-ст переходный период продлен до 1 января 2017 года.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что задачи указанных Общероссийских классификаторов видов экономической деятельности различны.
Как видно из материалов дела, заявление содержит сведения об одном основном виде деятельности (21.24) и 2-х дополнительных видах экономической деятельности, указываемых на листе "И" – код 22.25 и 51.90 (л.д. 51).
В данном случае указанный в заявлении о регистрации ООО "Вегас Дизайн" код по ОКВЭД 51.90 отсутствует в ОКВЭД ОК 029-2001.
Код по ОКВЭД 51.90 «Прочая оптовая торговля» приведен в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2007, использование которого не предусмотрено для целей государственной регистрации.
Учитывая, что для целей кодирования видов экономической деятельности при государственной регистрации юридических лиц прямо предусмотрено применение ОКВЭД ОК 029-2001, у заявителя не имелось оснований для использования иного классификатора. Такое использование различных классификаторов видов экономической деятельности противоречит закрепленным в п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации юридических лиц принципам ведения реестра, является недопустимым.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что указанный в заявлении код 51.90 по виду деятельности «Прочая оптовая торговля» не соответствуют видам и кодам установленного для этих целей Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2001 (должен быть код 51.70), заявление содержит противоречивые сведения в отношении кодов по ОКВЭД, в связи с чем Инспекция правомерно указала на недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и посчитала его непредставленным.
При таких обстоятельствах решение Межрайонной ИФНС № 5 по Смоленской области от 09.09.2015 об отказе в государственной регистрации юридического лица принято правомерно, соответствует закону, а именно - подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ в связи с не представлением предусмотренного пунктом "а" статьи 12 Закона № 129-ФЗ заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001.
Довод заявителя о том, что в форме заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001), размещенной на официальном сайте налогового органа, на листе «И» Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, коды выбирались из привязанного справочника по названию видов экономической деятельности и, выбрав наименование деятельности «прочая оптовая торговля», автоматически, не по вине заявителя, определился неверный код 51.90, и возможность у заявителя исправить данный код отсутствовала, отклоняются судом ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с которым ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 5.9.39).
Приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. №ММВ-7-6/25@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее -Требования).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2012, регистрационный номер 24139, опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 44, 29 октября 2012 г., информация размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://www.naIog.ru.
Таким образом, Требования изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением установленного порядка принятия нормативного правового акта и его опубликования.
Из содержания пункта 1.1 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что ФНС России уполномочено как на утверждение форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и на установление требований к оформлению иных документов, представляемых в регистрирующий орган.
Установленная действующим законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем, для ее проведения необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию, установленным нормативными правовыми актами формам и порядку их заполнения.
По мнению суда, предоставляя заявление о государственной регистрации оформленное не в соответствии с Требованиями, установленными Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ и требуя от регистрирующего органа проведения по данному заявлению регистрационных действий, заявитель возлагает на регистрирующий орган дополнительные обязанности, не установленные законом, в виде внесения изменений (корректировки) в сведения, содержащиеся в заявлении, а так же внесения сведений в государственный реестр посредством машинописного ввода (вручную).
Законодательство, регламентирующее регистрацию юридических лиц, не содержит положений, обязывающих принимающих документы должностных лиц сообщать о тех или иных нарушениях, допущенных в представляемых на регистрацию документах. Не содержит законодательство и норм, позволяющих приостановить регистрацию в целях устранения каких-либо нарушений. Единственным возможным последствием представления не надлежаще оформленных документов является отказ в регистрации, что не препятствует заинтересованным лицам вновь обратиться с заявлением о регистрации после устранения соответствующих нарушений.
Установленные Приказом ФНС России №ММВ-7-6/25@ требования направлены на автоматизацию процессов сканирования, распознавания сканированных образов документов и их автоматического ввода в базу данных ЕГРЮЛ/ЕГРИП автоматическим программным комплексом.
Программный комплекс, посредством которого осуществляется государственная регистрация, не позволяет вносить сведения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в формате, представленном заявителем в заявлении Р11001 полученным Инспекцией 09.09.2015 в связи с ее несоответствием Требованиям установленным Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@. Указанное подтверждается представленными Инспекцией скриншотами, из которых усматривается, что при введении неверного кода ОКВЭД программа выдает сообщение об ошибке, что не позволяет продолжить регистрацию (л.д. 75).
Кроме того, заявитель имеет возможность предварительной проверки сведений, представляемых при государственной регистрации, в части соблюдения требований к заполнению формы заявления. На информационном ресурсе www.nalog.ru в свободном доступе находится компьютерная программа помощи подготовки документов для государственной регистрации - «ППДГР», с помощью которой заявитель может проверить подготовленное заявление, для исключения получения отказа в государственной регистрации на основании неверного заполнения заявления.
Судом в судебном заседании исследована видеозапись на представленной заявителем флеш-карте (судебное заседание от 25.01.2016), из которой следует, что заявление заполняется не на официальном сайте налоговой службы, а в некой схожей программе; информация о том, откуда и когда данная программа была взята заявителем и подлежала ли официальному обновлению, суду не представлена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявитель не только обязан представлять заявление по форме, заполненной в соответствии с Требованиями, но также имеет право и возможность для предварительной проверки представляемых документов.
Суд также считает необходимым отметить, что из представленных в материалы дела документов следует, что 13.11.2015 Инспекцией зарегистрировано юридическое лицо ООО "Вегас Дизайн" ИНН <***>, ОГРН <***>.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для признания незаконным оспариваемого решения и удовлетврения в данной части требований.
Требования заявителя о взыскании госпошлины в размере 4000 руб., уплаченной за регистрацию юридического лица, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса РФ, подлежит возврату частично или полностью. Исходя из данного перечня возврат уплаченной государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица возможен в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 Налогового кодекса РФ; отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Отказ в государственной регистрации в качестве основания для возврата уплаченной государственной пошлины законом не предусмотрен. Данный перечень является исчерпывающим, и не предусматривает возврат государственной пошлины по причине не получения результата лицом, обратившегося за юридически значимым действием.
Таким образом, в случае отказа регистрирующим органом в государственной регистрации создаваемого юридического лица уплаченная государственная пошлина за совершение данного юридически значимого действия возврату не подлежит.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ФИО1 отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г.Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья В.В.Красильникова