ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-8338/16 от 12.09.2018 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

19.09.2018 Дело № А62-8338/2016

Резолютивная часть решения оглашена 12.09.2018

Полный текст решения изготовлен 19.09.2018

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Каринской И. Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Диана" (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о прекращении права пользования объектами животного мира,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представитель (удостоверение, доверенность от 30.03.2018);

от ответчика: ФИО2 – представитель (удостоверение адвоката, доверенность от 23.01.2017),

У С Т А Н О В И Л :

Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - департамент, уполномоченный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Диана" (далее – общество, ООО «Диана», ответчик) о прекращении права пользования объектами животного мира, предоставленного на основании долгосрочной лицензии от 29.03.2007 серии О N 0000579.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.08.2017 прекращено право пользования объектами животного мира, предоставленное ООО "Диана" на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 29.03.2007 серии О N 0000579.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12.04.2018, решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.08.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.

Отменяя принятые по делу судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что решая вопрос о прекращении права, суды должны были исследовать законность выданных предписаний, установить, имелись ли грубые нарушения норм природоохранного законодательства со стороны ответчика, является ли характер и последствия выявленных нарушений системными, были ли допущены ответчиком впервые и не привели ли к серьезным последствиям для животного мира (с учетом принятия нарушителем мер к их устранению и предотвращению подобных фактов в будущем).

Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Смоленской области от 26.07.2006 N 675-р/адм "О предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира" в соответствии со статьями 36, 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) ООО "Диана" предоставлена в пользование расположенная на территории муниципального образования "Монастырщинский район" Смоленской области территория площадью 48,667 тыс. га, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира; Департаменту Смоленской области по природным ресурсам поручено заключить с обществом договор о предоставлении в пользование данной территории, а Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Смоленской области - внести в долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира условия пользования ими.

На основании указанного распоряжения между Департаментом и ООО "Диана" заключен договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, от 28.07.2006 N 26, по условиям которого обществу на указанной территории предоставлено право осуществления пользования объектами животного мира.

29.03.2007 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Смоленской области выдана ООО "Диана" долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия О N 0000579, в соответствии с которой обществу определен вид пользования животным миром в виде охоты и перечень объектов животного мира (охотничьи звери и птицы, разрешенные к изъятию из среды обитания), и определен срок ее действия с 29.03.2007 по 28.03.2032.

Условия пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, с изъятием их из среды обитания, утверждены приказом Управления Россельхознадзора по Смоленской области от 20.09.2005 N 61/1 и являются неотъемлемой частью и приложением к указанной лицензии (далее - условия).

В целях проверки фактов изложенных в заявлении граждан о нарушении их прав обществом с ограниченной ответственностью «Диана» (далее - ООО «Диана» как потребителей услуг в сфере охотничьего хозяйства от 30.03.2016 поступившего в Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - Департамент), на основании приказа от 19.04.2016 № 01-04-0165, Департаментом в период с 16 мая 2016 по 20 мая 2016 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Диана».

Предметом проверки являлось соблюдение Обществом при осуществлении своей деятельности обязательных требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения.

1. ООО «Диана» допущены нарушения установленных законодательством Российской Федерации правил пользования животным миром.

а) в нарушение статьи 21 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ, Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512:

- установлены ограничения для граждан, не предусмотренные
Правилами охоты и другими нормативными правовыми актами в области
охоты.

В частности, в пункте 1 приказа ООО «Диана» от 14.07.2015 №7 «Об открытии летне-осенней и осенне- зимней охоты в охотничьем сезоне 2015-2016 гг.» (далее - Приказ №7) при осуществлении охоты на болотно-луговую, полевую и водоплавающую дичь, боровую дичь: разрешено проведение данных видов охоты исключительно с подружейными собаками, имеющими свидетельство и прививки от бешенства, а именно: спаниелями, ретриверами, островными и континентальными легавыми; запрещено при данных видах охот применение собак всех пород лаек и иных пород собак.

-пунктом 2 приказа №7 установлены сроки охоты, не предусмотренные Правилами охоты. Так охота на лисицу, норку, куницу, зайца, бобра открыта с 01.11.2015 года, что не соответствует срокам охоты на пушных животных предусмотренных Приложением №3 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512 (срок охоты на лисицу, зайца с 15 сентября, бобра с 1 октября, норку, куницу - с 15 августа 2015), чем ограничены права неограниченного круга граждан (охотников) на осуществление добычи охотничьих ресурсов «заяц-беляк, заяц - русак, лисица» с 15.09.2015 г., «норку, куницу» -с 15 августа 2015 г., «бобра» - с 1 октября 2015 года.

-установлены ограничения пользования определенными объектами животного мира, а именно:п.2 приказа №7 не открывалась осенне-зимняя охота 2015-2016 на волка, ондатру, горностая, ласку, барсука, хоря (приложение №3 к Правилам охоты);

-установлены ограничения охоты граждан на определенной территории, не являющейся зоной охраны (воспроизводственным участком) охотничьего хозяйства.

Согласно пункту 3приказа №7 ограничена охота на болотно-луговую, полевую и водоплавающую дичь, боровую дичь, лисицу, норку, куницу, зайца, бобра на охотучастках с нахождением подкормочных площадок для кабана и солонцов для лося и косули, а в случае необходимости, по мотивированному предложению охотоведа А.К .ФИО3 и начальника охотзоны ФИО4 охота может быть запрещена;

Согласно пункту 3 абзаца 2 Выписки из приказа на открытие весенней охоты 2016 года ООО «Диана» реализация разрешений и путевок на добычу пернатой дичи в период весенней охоты проводится на охотучастках №№ 1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, чем ограничены права неограниченного круга граждан (охотников) на осуществление добычи пернатой дичи в период весенней охоты 2016 года на охотничьих участках № 3, 5, 11 не являющихся зоной охраны (воспроизводственным участком) охотничьего хозяйства ООО «Диана».

б) При выдаче разрешений на добычу пернатой дичи в период весенней охоты 2016 года ООО «Диана»:

- в нарушение пунктов 10, 13.1 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 выданы разрешения серия 67 №001942, 67№001803 гражданам ФИО5, ФИО6 без заявлений вышеуказанных граждан на осуществление охоты на ограниченной территории охотничьего хозяйства ООО «Диана» охотучасток № 1, 4, тем самым нарушив права ФИО5, ФИО6 осуществления охоты на всей территории охотничьего хозяйства ООО «Диана»;

- нарушены права граждан на осуществление охоты на территории ООО
«Диана» согласно их заявлений:

гражданам (охотникам) ФИО7 (разрешение 67 №001937), ФИО8 (разрешение 67 №01947), ФИО9 (разрешение 67 №001951), ФИО10 (разрешение 67 №001650), ФИО11 (разрешения 67 №001949), ФИО12 , А.В. (разрешение 67 №001948), ФИО13 (разрешение 67 №001945), ФИО14 (разрешение 67 №001946), ФИО15 (разрешение 67 №001940) на основании их заявлений о выдаче разрешений на добычу пернатой дичи в весенний период 2016 г на территорию участка №1 охотничьего хозяйства ООО «Диана» были выданы разрешения на право добычи пернатой дичи с указанием места охоты «Ново-Внуковское озеро, правая сторона», ограничив тем самым права вышеуказанных граждан на осуществление охоты на территории всего участка №1 ООО «Диана» согласно их заявлений;

гражданам (охотникам) ФИО16 (разрешение 67 №001944), ФИО17 (разрешение 67 №001959), на основании их заявлений о выдаче разрешений на добычу пернатой дичи в весенний период 2016 г на территорию участка №4 охотничьего хозяйства ООО «Диана» были выданы разрешения на право добычу пернатой дичи с указанием места охоты «участок №1 охотничьего хозяйства ООО «Диана»», ограничив тем самым права вышеуказанных граждан на осуществление охоты на территории участка №4 ООО «Диана» согласно их заявлений, чем нарушены статьи 21, 40 Федерального закона №52-ФЗ, п.44, приложение №3 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512, пунктов 10, 13.1 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379;

2. ООО «Диана» в Проекте организации охотничьего хозяйства ООО
«Диана» не определены расчет пропускной способности охотничьего угодья для охоты в весенний период (на водоплавающую и боровую дичь), летне-осенний период (болотно-луговую, полевую, водоплавающую, боровую дичь), осенне- зимней охоты на пушных животных, биотехнические мероприятия по
созданию в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов, так же не
разработан проект деления территории охотничьего угодья на егерские
обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, чем нарушены части 11, 13, 14 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о
сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», пункты 2.1.5, 6.1.2, 6.2.3 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного Приказом Минприроды России от 23.12.2010 № 559;

3. ООО «Диана» не проведены биотехнические мероприятия в
закрепленных охотничьих угодьях по созданию зон охраны охотничьих
ресурсов, а именно не проведены мероприятия по обозначению на местности
границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством
специальных информационных знаков (аншлагов), чем нарушены части 2, 3 статьи 47, часть 2 статьи 51 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункты 3, 4, 8, 9 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды России от 12.11.2010 №503.

Названная проверка проведена в присутствии представителей Общества ФИО4 и ФИО18, действующих по доверенности от 10.05.2016. Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки от 20.05.2016 № 22, который получен представителем Общества ФИО4 20.05.2016 (том 1 л.д.46-58).

Также, ООО «Диана» было выдано Предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны, использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов от 20.05.2016 № 22 (далее - Предписание № 22), согласно которому ООО «Диана» надлежало в срок до 17 июня 2016 года:

1. организовать и осуществлять выдачу разрешений на право добычи охотничьих ресурсов с соблюдением установленных правил, нормативов и сроков пользования животным миром, с учетом пропускной способности охотничьего хозяйства (статья 40 Федерального закона №52-ФЗ, приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2014 №379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, Правила охоты, утв. Приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512);

2. дополнить Проект организации охотничьего хозяйства ООО «Диана»: определить: а) пропускную способность охотничьих угодий для охоты в весенний период (на водоплавающую и боровую дичь), летне-осенний период (болотно-луговую, полевую, водоплавающую, боровую дичь), осенне-зимней охоты на пушных животных; б) биотехнические мероприятия по созданию в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов; разработать проект деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов (части 11, 13, 14 статьи 39 федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

3. обозначить границы зоны охраны охотничьих ресурсов (воспроизводственного участка), по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей на территории охотничьего хозяйства, аншлагами содержащими сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, установить специальные информационные знаки (аншлаги) с нанесенной схемой границ зоны охраны охотничьих ресурсов на основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов (воспроизводственный участок) охотничьего хозяйства (части 2,3 статьи 47, часть 2 статьи 51 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Предписание №22 от 20.05.2016 было получено представителями ООО «Диана» по доверенности б/н от 10.05.2016 ФИО4 20.05.2016 и по доверенности от 24.05.2016 ФИО19 26.05.2016. Так же копия акта проверки и предписание были направлены по юридическому адресу ООО «Диана» (исх.№ 1409 от 20.05.2016).

Предписание № 22 ответчиком не обжаловано, доказательств иного в материалы дела не представлено.

Существенных нарушений процедуры проведения проверки, в рамках которой выдано оспариваемое предписание, судом не установлено. Предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его полномочий. Предписание содержит перечень нарушений и требование об их устранении, отвечает критериям конкретности и исполнимости. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности выданного предписания.

Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного, охотничьего, и пожарного надзора Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания от 20.07.2016 № 556 ООО «Диана» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 руб. Данное постановление Обществом не обжаловано, вступило в законную силу 30.08.2016.

Департаментом 20.04.2018 в ходе проведения мероприятия по контролю на территории охотничьего хозяйства ООО «Диана» Монастырщинского района Смоленской области при проверке у охотника ФИО20. разрешения на право добычи пернатой дичи серии 67 №001797 (далее - разрешение №001797) выданное ему 15.04.2016 ФИО4 - работником ООО «Диана») установлено, что в разрешении №001797 не указаны сведения о добываемых охотничьих ресурсах и сроки охоты. На должностное лицо ООО «Диана» начальника охотничьей зоны ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении №002671 от 26.04.2016. Постановлением Департамента от 01.06.2016 № 512 должностное лицо Общества - начальник охотничьей зоны ООО «Диана» ФИО4 был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ. Данное постановление начальником охотничьей зоны ООО «Диана» ФИО4 не обжаловано, вступило в законную силу 28.06.2016.

В целях проверки исполнения Предписания № 22 Департаментом на основании Приказа от 06.07.2016 № 01-04-0289 в срок с 8 июля по 29 июля 2016 года в отношении ООО «Диана» проведена внеплановая выездная проверка. Приказ о проведении проверки вручен 07.07.2016 представителю Общества ФИО19, действовавшему по доверенности от 07.07.2016 (том 11 л.д.11-14, 17).

Также, 01.07.2016 года в Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - Департамент) из Прокуратуры Смоленской области поступило обращение граждан ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 от 23.06.2016, для рассмотрения в пределах компетенции.

Согласно доводам заявителей охотничье хозяйство ООО «Диана» нарушает их права как потребителей услуг в сфере охотничьего хозяйства, а именно работник охотничьего хозяйства ООО «Диана» ФИО4 с 10.06.2016 уклоняется от встречи с ними и приема у них заявления на выдачу разрешения на право добычи охотничьих ресурсов, так же ими 20.06.2016 почтой были направлены заявление на выдачу разрешений на добычу кабана по юридическому адресу ООО «Диана» (г.Смоленск, ул.М. Октябрьской, д. 16, кв.302), ответа от ООО «Диана» в их адреса так же не поступило.

В ходе проверки установлено, что ООО «Диана» в установленный срок не выполнены пункты 1, 3 предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов от 20.05.2016 года № 22.

Так, уполномоченным органом при проведении проверки было установлено, что Обществом не соблюдаются установленные правила и сроки пользования животным миром при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а именно:

а) в нарушение пункта 11 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379, части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не организован прием от граждан заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов почтой по юридическому адресу ООО «Диана», а так же не организована работа работников охотничьего хозяйства по приему заявлений подаваемых гражданами лично, что ограничило права 4 граждан (ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24) на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов «кабана» и осуществление охоты на кабана на территории охотничьего хозяйства ООО «Диана» по заявлениям направленных ими по юридическому адресу ООО «Диана». В ходе проверки установлено, что 4 гражданами (ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24) после неоднократных обращений с середины мая 2016 года лично по месту нахождения базы ООО «Диана» в д. Ермаковка Монастырщинского района и по сотовому телефону к работникам ООО «Диана» (ФИО4, ФИО18) о встрече в целях подачи заявления на выдачу разрешений на добычу тбана, 20.06.2016 г. были направлены по юридическому адрес ООО «Диана» (<...>) почтой заявления на выдачу разрешений на добычу копытных животных «кабан».

Из распечатки с официального сайта Почты России «отслеживание почтовых отправлений», копии квитанций следует, что заявителями вышеуказанные письма в адрес ООО «Диана»: направлены 20.06.2016 (внутрироссийские почтовые индикаторы 21613099207606, 21613099207774, 21613099207781, 21613099207613) и возвращены в адрес заявителей 23.07.2016 в связи с неудачной попыткой вручения.

б) в нарушение пунктов 13.3, 17.1. Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 выданы разрешения на добычу копытных животных (серия 67 №000403, 000404. 000405, 000410, 000412, 000413, 000417, 000418, 000419, 000393, 000394, 000395) по заявлениям не соответствующим требованиям п. 5 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 (далее - Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379) в заявлениях на выдачу которых, поданных начальником охотзоны ООО «Диана» ФИО4, охотоведом ООО «Диана» ФИО18 выполняющими обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов не указаны сведения: наименование и организационно-правовая форма юридического лица, работниками которого они являются, а также контактный номер телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты юридического лица, так же вышеуказанным
заявителям не направлялся письменный мотивированный отказ в выдаче
разрешения с указанием причин отказа в связи;

в) в нарушение п. 16 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 и Приложения №3 Приказу Минприроды России от 29.08.2014 № 379 выданы разрешения на добычу копытных животных серия 67 №000393, 000394, 000402, 000403, 000404, 000405, 000413, 000414, 000415, 000416, 000418 в которых не заполнены сведения о виде охоты, в разрешениях серия 67 № 000402, 000403, 000404, 000405, 000411, 000412, 000413, 000414, 000415, 000416, 000417, 000393, .000394 не указаны имя, отчество охотника (указаны инициалы охотника), в разрешении серия 67 № 000394 не указан возраст копытного животного (согласно накладной (требование) №073 от 28.07.2018 бланк разрешения 67 №000394) выдан Департаментом ООО «Диана» на добычу косули взрослой), в разрешении серия 67 № 000392 не указан пол копытного животного (согласно накладной (требование) №073 от 28.07.2018 бланк разрешения 67 №000394 выдан Департаментом ООО «Диане» на добычу косули взрослой самца);

г) в нарушение Приложения 3 к Приказу Минприроды России от 29.08.2014 № 379 в выданных и заполненных разрешениях на добычу копытных животных серия 67 № 000418 выданного 25.05.2016 ФИО4 сделаны исправления (исправлен месяц в дате начала срока охоты с 25.05.2016 (когда охота на кабана закрыта) на 25.06.2016), в разрешении серия 67 № 000406 выданное 16.10.2015 ФИО25 сделаны дополнения (в разрешение к ранее указанному сроку охоты с 16.10.2015 по 28.02.2016, дописан второй срок охоты на кабана с 25.05.2016 по 28.02.2017, согласно заявления ФИО25 от 16.10.2015 он просил выдать разрешение на добычу кабана с 01.06.2015 по 28.02.2015). Тем самым ФИО25 осуществлял охоту на кабана по этому разрешению в течение двух сезонов охоты с 2015 по 2016 и с 2016 по 2017 годы;

д) выдано разрешение на добычу кабана серия 67 №000406 от 16.10.2015 ФИО25 с указанием срока охоты с 25.05.2016 по 28.02.2017 (срок охоты на кабана - с 1 июня по 28 (29) февраля, установлен приложением №1 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512). Тем самым ФИО25 осуществлял охоту на кабана в закрытые сроки охоты.

Также, ООО «Диана» в нарушение части 2, 3 статьи 47, часть 2 статьи 51 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункты 4, 8, 9 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 12.11.2010 №503 не проведены биотехнические мероприятия в закрепленных охотничьих угодьях по обозначению на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов: на основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов и по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей не установлены специальные информационные знаки, в том числе с нанесенной схемой границ зоны охраны охотничьих ресурсов, в количестве 17 штук, из них 4 - по западной границе зоны охраны, 3 - по южной границе, 6 - по восточной границе, 4 - по северной границе (пункт 3 предписания № 22).

При проведении проверки выявлено, что все установленные ООО «Диана» в соответствии с актом обозначения границы зоны охраны охотничьих ресурсов (воспроизводственный участок) ООО «Диана» от 11.06.2016 аншлаги в количестве 17 штук по границе зоны охраны были в наличии.

Однако, в связи с тем, что зона охраны (воспроизводственный участок) охотничьего хозяйства ООО «Диана» территориально расположен вблизи п.ФИО12 с двух сторон окружен автомобильными дорогами «ФИО12 - ФИО12», «ФИО12-Хиславичи», зону охраны пересекает автомобильная дорога «ФИО12-Хиславичи», так же на территории зоны охраны большое количество населенных пунктов и хорошо развитая сеть проселочных грунтовых и лесных дорог в зону охраны имеется множество съездов.

Так по северной границе зоны охраны с а/д ФИО12-Починок имеется 7 съездов, из них аншлаги не выставлены в 4 местах:

1)съезд (54°21T3"N 31 °52'6"Е);

2)съезд в п.Лынды в направлении п.Малявица (54°21'21"N 31°52'38"Е);

3)съезд не доезжая около 300м до р.Немка (54°21'31"N 31°55'22"Е);

4)съезд в д.Буда;

По восточной границе зоны охраны имеется 20 съездов, из них аншлаги не выставлены в 6 местах:

1) съезд с а/д «ФИО12-Хиславичи» (54° 17'31 "N 31 °56'41 "Е);

2)съезд с а/д «ФИО12-Хиславичи» перед д. Гоголевка (54°17'13"N 31°57'5"Е);

3)съезд с дороги «Гоголевка-Жуково» (54°16'29"N 31°57'6"Е);

4)съезд с дороги «Гоголевка-Жуково» за д. Сливино (54°16'19"N 31°55'47"Е)

5)съезд с дороги «Гоголевка-Жуково» в д.Лыза;

6)в месте пересечения восточной границы зоны охраны с р.Лыза;

По южной границе зоны охраны имеется 6 съездов, из них аншлаги не выставлены в 3 местах:

1)съезд от д.Гривы в сторону д.Лыза (54°14'52.5"N 31°52'35.7"Е);

2)съезд в зону охраны по дороге «Вепры-Лыза» (54°15'17"N 31°53'52"Е);

3)съезд с дороги «ур. Кархи-Барановка-Гривы» в д.Барановка (54°17'5"N 31°50'41"Е).

По западной границе зоны охраны имеется 12 съездов, из них аншлаги не выставлены в 4 местах:

1)съезд с а/д «ФИО12 -ФИО12» в районе д.Александровка (54°18'3"N31°49'23"E);

2)съезд с а/д «ФИО12 - ФИО12» (N 54°197"N 31°49'19"Е);

3)съезд с а/д «ФИО12 - ФИО12» (N 54° 19'32"N 31°49'29"Е);

4)съезд с окружной дороги п. ФИО12 в районе ул.25 Сентября п.ФИО12 (54°20'20"N 31°51'32"Е).

Так же, ООО «Диана» в целях исполнения пункта 2 Предписания №22 разработаны изменения и дополнения к Проекту организации охотничьего хозяйства 000 «Диана», (разработанного охотоведом - биологом ФИО26 в 2008 году) (далее - изменения к Проекту): разработан проект деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделена зона охраны охотничьих ресурсов (на территории охотничьего хозяйства выделено 8 участков, из них 1 «зона охраны» (воспроизводственный участок), определена их площадь, границы нанесены на карту ООО «Диана»).

Внесенные изменения и дополнения в Проект не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Так при описании границ воспроизводственного участка ООО «Диана» в изменениях к Проекту допущены неточности, так не уточнено по каким четко видимым на местности и долго сохраняющимся ориентирам проходит южная граница зоны охраны от бывшей д.Каськи до д.Гривы. Также, не указано где конкретно в п.ФИО12 начинается северная граница зоны охраны и заканчивается северная граница зоны охраны, так же не описано что граница проходит по окружной дороге п.ФИО12 (пункт 4 Требований к описанию границ охотничьих угодий, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 06.08.2010 № 306).

При расчете пропускной способности охотничьего хозяйства ООО «Диана» в изменениях к Проекту взяты 1400 га лесных угодий, что составляет 15% лесных угодий охотничьего хозяйства (9277 га) и 5170 га полевых угодий, что составляет 14% полевых угодий охотничьего хозяйства (37946 га), что значительно снизило пропускную способность охотничьего хозяйства и реализацию прав граждан на охоту на территории ООО «Диана». Расчет пропускной способности на гуся при весенней охоте произведен без учета площадей сельскохозяйственных угодий (полевых). Расчет пропускной способности на болотно-луговую дичь в период летне-осенней охоты произведен без учета площадей сельскохозяйственных угодий (полевых). Расчет пропускной способности на лисицу и зайца произведен без учета площадей сельскохозяйственных (полевых), водно-болотных угодий.

В таблице «Нормы территориальной пропускной способности ООО «Диана» изменений к Проекту в графе 4 в колонке «вид охоты» указан лишь один из способов охоты на водоплавающую дичь «летне-осенняя охота на уток на утренних и вечерних тягах», в графе 2 в колонке «необходимая площадь пригодных для охоты охотугодий» указано «50% га лесных угодий», что не соответствует площади охотничьего хозяйства взятой для расчета пропускной способности охотничьего хозяйства «в среднем 65%» (стр.2 изменений к Проекту). Так же не произведен расчет на полевую дичь летне-осенний период охоты, водоплавающую дичь в летне-осенний период охоты (за исключением утки), на пушную дичь в осенне-зимний период охоты (за исключением зайца, лисицы).

Указанная внеплановая выездная проверка проведена в присутствии представителей ООО «Диана» ФИО19 и ФИО4 Результаты отражены в акте проверки от 29.07.2016 № 43, копия которого получена представителем Общества ФИО4 29.07.2016.

В связи с не выполнением в установленные сроки до 17.06.2016 пунктов 1,3 Предписания №22, в отношении ООО «Диана» был составлен протокол № 002801 от 29.06.2016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 39 в муниципальном образовании «Монастырщинский район» Смоленской области от 08.09.2016 № 5-309/16-39 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Постановлением председателя Смоленского областного суда от 13.04.2017 указанное постановление мирового судьи отменено; дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Диана» прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Также, по результатам названной проверки уполномоченным органом в адрес ООО «Диана» выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны, использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов от 29.07.2016 № 43 (далее - Предписание №43), в соответствии с которым ООО «Диана» должно было в срок до 31 октября 2016 года:

1. организовать и осуществлять выдачу разрешений на право добычи
охотничьих ресурсов с соблюдением установленных правил, нормативов и сроков пользования животным миром, в том числе организовать прием от граждан заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов почтой, лично, по электронному адресу ООО «Диана» (статья 40 Федерального закона №52-ФЗ, приказ Министерства природных ресурсов и
экологии Российской Федерации от 29.08.2014 №379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, Правила охоты, утв. Приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512);

2. определить в Проекте организации охотничьего хозяйства ООО «Диана» пропускную способность охотничьего угодья для полевой дичи, водоплавающей дичи (за исключением утки) в летне-осенний период охоты, пушной дичи в осенне- зимний период охоты (за исключением зайца, лисицы) (части 11, 13, 14 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2009г. №
209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

3. обозначить границы зоны охраны охотничьих ресурсов (воспроизводственного участка), по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, в 17 местах предполагаемого проезда (прохода) людей на территории охотничьего хозяйства, аншлагами содержащими сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, из них 4 - по западной границе зоны охраны, 3 - по южной границе, 6 - по восточной границе, 4 - по северной границе (части 2,3 статьи 47, часть 2 статьи 51 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Предписание №43 было вручено 29.07.2016 представителю ООО «Диана» ФИО4, действовавшему по доверенности от 24.05.2016.

Из материалов дела усматривается, что предписание вынесено уполномоченным органом исключительно в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений, с соблюдением порядка его вынесения, не отменено. Предписание содержит описание конкретных выявленных нарушений, с указанием нормативно-правовых актов, которые нарушены, перечня документов, подтверждающих нарушение, требования о проведении конкретных мероприятий и принятии конкретных мер по его устранению, соответствует критериям определенности, конкретности и исполнимости и признается судом законным.

В целях проверки исполнения предписания № 43 Департаментом на основании приказа от 01.11.2016 № 01-04-0468 в срок с 8 ноября по 5 декабря 2016 года в отношении ООО «Диана» проведена внеплановая выездная проверка. Приказ о проведении проверки получен 08.11.2016 представителем ООО «Диана» ФИО18, действовавшим по доверенности от 07.07.2016. Проверка проведена в присутствии представителей ООО «Диана» ФИО19 и ФИО4 По ее результатам составлен акт от 05.12.2016 № 47, согласно которому зафиксировано неисполнение Обществом пунктов 1 и 2 предписания от 29.07.2016 № 43.

Кроме того, должностным лицом Департамента в отношении ООО «Диана» был составлен протокол № 002968 от 05.12.2016 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившимся в неисполнении пунктов 1 и 2 предписания от 29.07.2016 № 43.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 39 в муниципальном образовании «Монастырщинский район» Смоленской области от 02.02.2017 № 5-10/17-39, вступившим в законную силу 13.06.2017, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ООО «Диана» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения (том 11 л.д.66-68).

Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Названным постановлением, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, установлен факт выполнения ООО «Диана» требования «организовать приём от граждан заявлений на выдачу разрешений на добычу охот­ничьих ресурсов почтой, лично, по электронному адресу», изложенного в предписании от 29.07.2016 № 43. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении суд пришел к выводу о выполнении ООО «Диана» пункта 2 предписания от 29.07.2016г.

Уполномоченным органом выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны, использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов от 05.12.2016 № 47. Указанные акт и предписание вручены представителю ООО «Диана» ФИО4 05.12.2016 (том 2 л.д.8-18, 25-26, том 11 л.д.18).

Названным предписанием от 05.12.2016 № 47 (далее - предписание №47), ООО «Диана» в срок до 30 апреля 2017 года надлежало:

1. организовать и осуществлять выдачу разрешений на право добычи
охотничьих ресурсов с соблюдением установленных правил, нормативов и сроков пользования животным миром, с учетом пропускной способности охотничьего хозяйства, в том числе организовать прием от граждан заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов почтой по юридическому и электронному адресу ООО «Диана» (статья 40 федерального закона №52-ФЗ, приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2014 №379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, Правила охоты, утв. Приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512);

2. определить в Проекте организации охотничьего хозяйства ООО «Диана» пропускную способность охотничьего угодья для охоты на гуся, селезня утки, вальдшнепа в весенний период охоты, боровой, полевой, болотно-луговой, водоплавающей дичи в летне-осенний период охоты, пушной дичи в осенне-зимний период охоты, с учетом комплексной качественной оценки элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья. Привести описание границ выделенных охотничьих участков в Проекте организации охотничьего хозяйства ООО «Диана» (далее - Проект) в соответствие с установленными требованиями и проектом деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, зон нагонки и натаски собак охотничьих пород к Проекту (части 11, 13, 14 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 6.2.3 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного Приказом Минприроды России от 23.12.2010 № 559);

3. обозначить границы зоны охраны охотничьих ресурсов (воспроизводственного участка), по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов: установить специальный информационный знак (аншлаг) с карта-схемой на пересечении а/д «ФИО12 - ФИО12» и окружной дороги п. ФИО12 (54°19'54"N, 31°49'45"Е) (части 2,3 статьи 47, часть 2 статьи 51 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства, установленные постановлением мирового судьи судебного участка № 39 в муниципальном образовании «Монастырщинский район» Смоленской области от 02.02.2017 № 5-10/17-39, суд приходит к выводу о том, что предписание № 47 является незаконным в части возложения уполномоченным органом на ООО «Диана» обязанности организовать приём от граждан заявлений на выдачу разрешений на добычу охот­ничьих ресурсов почтой, лично, по электронному адресу, а также обязанности Определить в Проекте организации охотничьего хозяйства ООО «Диана» пропускную способность охотничьего угодья для полевой дичи, водоплавающей дичи в летне-осенний период охоты, пушной дичи в осенне-зимний период охоты.

В целях проверки исполнения Предписания № 47 Департаментом на основании Приказа от 17.05.2017 № 01-04-0173 (с изменениями внесенными приказом от 6.06.2017 №01-04-0195) в срок с 21 июня по 18 июля 2017 года в отношении ООО «Диана» проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе проверки установлено, что ООО «Диана» в установленные сроки до 30 апреля 2017 года не выполнены п. 1, 2 предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов от 5.12.2016 года № 47, а именно: ООО «Диана» не соблюдаются установленные правила пользования животным миром при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов:

-гражданину ФИО27 31.03.2017 выдано разрешение на добычу птиц №0027150 (на добычу гуся и утки) на основании заявления не соответствующего требованиям п. 4 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.08.2014 №379 (далее - Порядок подачи заявок и заявлений) (в заявлении не указаны сведения о добываемых охотничьих ресурсах) и гражданину ФИО27 мотивированный отказ в выдаче разрешения не направлялся. Тем самым нельзя сделать вывод о видах птиц на которые гражданин ФИО27 хотел получить разрешение на добычу птиц, следовательно нарушены права гражданина ФИО27 на охоту в весенний период 2017 года на вальдшнепа;

-гражданину ФИО28 25.05.2017 было выдано разрешение на добычу копытных животных (кабан до года) № 004151, на основании заявления в котором в сведениях о добываемых охотничьих ресурсах указан «Кабан» (без указания сведений о возрасте), мотивированный отказ в выдаче разрешения на кабана взрослого гражданину ФИО28 не направлялся. Тем самым были нарушены права гражданина ФИО28 на добычу кабана взрослого.

- гражданам ФИО29 1.10.2016 выдано разрешение на добычу копытных животных № 004149 (на добычу кабана до года), ФИО30. 1.09.2016 выдано разрешение № 004148 (на добычу кабана до года), ФИО31 1.10.2016 выдано разрешение № 004147 (на добычу кабана до года), ФИО32 1.08.2016 выдано разрешение № 004146 (на добычу кабана до года), ФИО27. 01.08.2016 выдано разрешение № 004145 (на добычу кабана до года) на основании заявлений в которых в сведениях о добываемых охотничьих ресурсе указан «Кабан» (без указания сведений о возрасте), мотивированный отказ в выдаче разрешения на кабана взрослого вышеуказанным гражданам не направлялся. Тем самым были нарушены права граждан ФИО29 Ч.С.ЮБ., ФИО31,ФИО32, ФИО27 на добычу кабана взрослого.

- выдало разрешения с нарушением срока выдачи разрешений при личном представлении заявителем установленного п. 13 Порядка оформления и выдачи разрешений (в течение 1-го рабочего дня), так разрешение №004139 выдано гражданину ФИО27 3.06.2017 (заявление подано 1.06.2017), тем самым было нарушено право гражданина ФИО27 на охоту с 1.06.2017; разрешение №027163 выдано гражданину ФИО33 30.03.2017 (заявление подано 28.03.2017), чем нарушены статья 40 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», ч. 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункты 13, 17 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 №379.

2) ООО «Диана» осуществляет пользования объектами животного мира на основании Проекта организации охотничьего хозяйства (внутрихозяйственного охотустройства) не соответствующего установленным требованиям, так дополнения в Проект представленные в Департамент ООО «Диана» 15.06.2017 не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов:

а) проект деления территории охотничьего угодья ООО «Диана» на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, зон нагонки и натаски собак охотничьих пород разработан с нарушением п.3 Требований к описанию границ охотничьих угодий, утв. Приказом Минприроды РФ от 06.08.2010 № 306 (далее -Приказ №306):

в описании границ участка № 1: описание конечной точки северной границы (д.Скреплево) не соответствует описанию начальной точки восточной границы (п.ФИО12), описание конечной точки восточной границы (пересечение с большаком от бывшей д.Завидовка-д.Осиновка) не соответствует описанию начальной точки южной границы (д.Слобода), описание конечной точки южной границы (д.Баньковщина) не соответствует описанию начальной точки западной границы (д.Слобода), описание конечной точки западной границы (д.Скреплево) не соответствует описанию начальной точки северной границы (п.ФИО12);

в описании границ участка № 7: описание конечной точки северной границы (д.Внуково) не соответствует описанию начальной точки восточной границы (место впадения р.Мертвая в р.Вихра), описание конечной точки восточной границы ;,.Вачково) не соответствует описанию начальной точки южной границы (д.Куровщина), описание конечной точки южной границы (место впадения р.Мертвая в р.Вихра) не соответствует описанию начальной точки западной границы (д.Куровщина), описание конечной точки западной границы (д.Внуково) не соответствует описанию начальной точки северной границы (д.Вачково);

в описании границ участка № 5: описание конечной точки северной границы (д.Любавичи) не соответствует описанию начальной точки восточной границы (д.Жуково), описание конечной точки западной границы (д.Любавичи) не соответствует описанию начальной точки северной границы (д.Жуково);

в описании границ участка № 8: описание конечной точки южной границы (д.Баньковщина) не соответствует описанию начальной точки западной границы (п.ФИО12), описание конечной точки западной границы (д.Осиновка) не соответствует описанию начальной точки северной границы (п.ФИО12);

при описании границ зон и участков охотничьего хозяйства, участок территория которого находится в границах: Северо-Восточная: от д.Войнино по проселочной дороге до д. Бабки; Южная: от д.Бабки по государственной границе Республики Беларусь до ее пересечения с автомобильной дорогой ФИО12 -ФИО12; Западная: от вышеуказанного места по автомобильной дорогой ФИО12 - ФИО12 до д.Войнино, не включен ни в один из описанных зон и участков.

Общая площадь выделенных 10 охотничьих участков составляет 47,37 тыс.га согласно приложения №1 и главы 5.1 «Организация территории и управления хозяйством. Охрана территории» Дополнений, что меньше площади охотничьего хозяйства ООО «Диана» составляющей 48,667 тыс. га. на 1,297 тыс. га. В площади охотничьих участков охотничьего хозяйства ООО «Диана» не включены площади прочих территорий;

б) в нарушение пункта 5 Порядка организации внутрихозяйственного
охотустройства, утв. Приказом Минприроды России от 23.12.2010 № 559 (Далее - Порядок организации внутрихозяйственного охотустройства) при разработке разделов «Основные показатели проекта организации охотничьего хозяйства ООО «Диана»», «Глава 2. Инвентаризация и оценка охотничьих угодий» ООО «Диана» не проведена комплексная качественная оценка указанных в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 г. № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны
охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также
требований к ее составу и структуре» элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья с учетом биотических, абиотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и жизнедеятельность охотничьих ресурсов;

в) общая площадь сельскохозяйственных угодий, разделенная по охотничьим участкам на стр. 18 Дополнений, составляет 36,646 тыс. га (уч.№1- 2448 га, уч. №2 - 4850 га, уч. №3 - 2680 га, уч. №4 - 4810 га, уч.№5 -3760 га, уч.№6 - 3085 га., уч. №7 -7853 га, уч. №8 - 1193 га, зона охраны - 4867 га, зона нагонки - 1100 га) меньше площади полевых угодий (36649 га) обозначенной в разделе «Основные показатели проекта организации охотничьего хозяйства ООО «Диана»» Дополнений нa 3 га.;

г) в нарушение пункта 6.1.1 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства в связи с изменениями площадей элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья не разработан картографический материал, содержащий графическое отображение и данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов;

д) при расчете пропускной способности охотничьего хозяйства ООО «Диана» в нарушение п.55.2 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 которым установлен запрет охоты в зонах нагонки и натаски собак охотничьих пород, произведен расчет территориальной пропускной способности на территорию зоны нагонки и натаски собак, чем нарушены части 11, 14 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункты 5, 6.1.1., 6.1.2, 6.2.3. Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного Приказом Минприроды России от 23.12.2010 № 559.

3) ООО «Диана» мероприятия по обозначению на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов проведены с нарушением установленных требований: 3 специальных информационных знака (аншлага) на съездах в зону охраны по западной границе зоны охраны охотничьего хозяйства ООО «Диана» размещены на деревьях вдоль автомобильной дороги «ФИО12 -ФИО12» (в районе точек с координатами 54°19.091'N 31°49.319'Е; 54°18.254'N 31°49.398'Е; 54°16.760'N 31°48.764'Е) а не на столбах, чем нарушены части 2 статьи 47, часть 2 статьи 51 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункты 6, 7, 9 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 12.11.2010 №503.

Акт проверки №10 от 18.07.2017 года получен представителем ООО «Диана» ФИО18, действующим по доверенности №2 от 8.06.2017.

Также, в ходе рейдовых мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов территории охотничьих угодий проводимых 15.10.2017 с 9-00 до 18-00, на основании планового (рейдового) задания №2657 от 29.09.2017 старшим государственным охотничьим инспектором сектора по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов в муниципальных образованиях Смоленской области Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, ФИО34, на территории ООО «Диана» установлено, что отсутствует аншлаг, на который дополнительно нанесена схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов, при въезде в зону охраны со стороны окружной дороги поселка ФИО12 по автодороге ФИО12-Хиславичи (54,336117, 31,858674); отсутствуют информационные знаки по периметру границы зоны охраны на двух въездах в районе дер. ФИО35 Буда (54.315688, 31.912681 и 54.314333, 31.913926); аншлаг на въезде в зону охраны в районе д. Гоголевка (54,286893, 31,951235) прибит на дерево, чем допущено нарушение пунктов 4, 7, 8 и 9 Порядка установления на местности границ зон.

Также, согласно зимнего маршрутного учета диких животных проведенного Департаментом в 2017 году на территории ООО «Диана» Монастырщинского района, зафиксировано снижение численности охотничьих ресурсов на территории ООО «Диана» по сравнению с информацией о численности диких животных которая была предоставлена ООО «Диана» в Департамент по результатам проведения зимнего маршрутного учета в 2016 году.

Так, снижение численности основных видов охотничьих животных в 2017 году по сравнению с 2016 годом на территории охотхозяйства ООО «Диана» составило: лося – с 243 особей в 2016 году до 126 особей в 2017 году (48%); косули – со 180 до 108 особей (40%); зайца-беляка – со 187 до 10 особей (95%); зайца-русака – с 96 до 25 особей (74%).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) пользователями животным миром могут быть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

В соответствии со статьей 33 Закона N 52-ФЗ объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Согласно статьи 35 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с этим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 40 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ предусмотрено, что пользователи животным миром обязаны, в том числе соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром, а также не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира и обеспечивать их воспроизводство.

На основании части 1 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Положениями статьи 47 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований прекращения права пользования животным миром является нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий, указанные в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром.

В соответствии с пунктами 1, 5, 7, 17, 20 Условий пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, с изъятием их из среды обитания, являющихся приложением № 1 к долгосрочной лицензии ООО «Диана» от 29.03.2007 серии О № 0000579, пользователь (ООО «Диана» обязан:

- соблюдать требования федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «О животном мире», иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- не допускать на предоставленной территории производство незаконной хоты, а так же незаконной добычи диких копытных животных и медведей;

- проводить воспроизводственные, биотехнические и охотхозяйственные мероприятия в соответствии с проектом внутрихозяйственного охотустройства;

- организовать на представленной территории производство охоты гражданами на охотничье - промысловых зверей и птиц на основании именных разовых лицензий в строгом соответствии с Правилами охоты на территории Смоленской области, нормативами по изъятию охотничьих животных и расчетами пропускной способности охотничьих угодий;

- развивать оказание услуг населению по организации охоты на представленной территории.

Проанализировав объем и характер выявленных нарушений, суд пришел к выводу о том, что Обществом не соблюдаются названные Условия пользования объектами животного мира. Допущенные ООО «Диана» нарушения носят системный характер; повторно совершены обществом несмотря на выдаваемые уполномоченным органом предписания. Доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «Диана» исчерпывающих мер, направленных на устранение выявленных нарушений, суду не представлено.

Также, материалами дела подтверждено, и ответчиком не оспорен факт снижения численности основных видов охотничьих животных в 2017 году по сравнению с 2016 годом на территории охотхозяйства ООО «Диана».

Доводы ответчика о снижении численности основных видов охотничьих животных по причине прекращения деятельности ООО «Диана» на территории, предоставленной по договору № 26 от 28.07.2006 отклоняются судом. Указанные доводы документально не подтверждены. Доказательств наличия препятствий в пользовании ООО «Диана» представленной по договору № 26 от 28.07.2006 территорией, ее изъятия у Общества в течение 2017 года в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии со стороны ООО «Диана» грубых нарушений норм природоохранного законодательства, повлекших снижение численности охотничьих ресурсов, нарушение прав граждан на ведение любительской и спортивной охоты (ст. 14 Федерального закона № 209-ФЗ), нарушение интересов Российской Федерации, как собственника объектов животного мира и гаранта законности, и нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах, требования Департамента подлежат удовлетворению.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Поскольку заявитель в силу подпункта 1.1 пункта 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с этим не уплачивал государственную пошлину при обращении с заявлением в суд, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскивает с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Прекратить право пользования объектами животного мира, предоставленное обществу с ограниченной ответственностью "Диана" (ОГРН <***>; ИНН <***>) на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 29.03.2007 серии О № 0000579.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Диана" (ОГРН <***>; ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья И.Л. Каринская