ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-8338/16 от 18.08.2017 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

25.08.2017                                                                     Дело № А62-8338/2016

Резолютивная часть решения оглашена 18.08.2017

Полный текст решения изготовлен 25.08.2017

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Каринской И. Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Диана" (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о прекращении права пользования объектами животного мира,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представитель (удостоверение, доверенность от 27.01.2017);

от ответчика: ФИО2  – представитель (удостоверение адвоката, доверенность от 23.01.2017),

У С Т А Н О В И Л :

Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания  (далее по тексту - истец, заявитель, уполномоченный орган, Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением о прекращении права пользования объектами животного мира, предоставленного обществу с ограниченной ответственностью "Диана"  (далее по тексту – ответчик, пользователь, Общество, ООО «Диана») на основании долгосрочной лицензии от 29.03.2007 серии О №0000579.

Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Смоленской области от 26.07.2006 №675-р/адм «О предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира» в соответствии со статьями 36, 37 Федерального закона от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) обществу с ограниченной ответственностью «Диана» предоставлена в пользование расположенная на территории муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области территория площадью 48,667 тыс. га, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, и Департаменту Смоленской области по природным ресурсам поручено заключить с Обществом договор о предоставлении в пользование данной территории, а Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Смоленской области внести в долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира условия пользования ими.

На основании указанного распоряжения между Департаментом и ООО «Диана» заключен договор предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 28.07.2006 № 26, в соответствии с которым Обществу на указанной территории предоставлено право осуществления пользования объектами животного мира.

29.03.2007 года Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Смоленской области выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия О № 0000579, в соответствии с которой Обществу определен вид пользования животным миром в виде охоты и перечень объектов животного мира (охотничьи звери и птицы, разрешенные к изъятию из среды обитания),   и   определен   срок   ее   действия   с 29.03.2007г. по 28.03.2032г.

Условия пользования объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, с изъятием их из среды обитания, утверждены приказом Управлением Россельхознадзора по Смоленской области от 20.09.2005 № 61/1 и являются неотъемлемой частью и приложением к вышеуказанной лицензии (далее – Условия, том 1 л.д 38-40).

В целях проверки фактов, изложенных в заявлении граждан от 30.03.2016, о нарушении их прав обществом с ограниченной ответственностью «Диана» как потребителей услуг в сфере охотничьего хозяйства, поступившего в Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - Департамент) из Прокуратуры Смоленской области (том 2 л.д.34-36), на основании приказа от 19.04.2016 № 01-04-0165 Департаментом в период с 16 мая 2016 по 20 мая 2016 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Диана».

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

1. ООО «Диана» допущены нарушения установленных законодательством Российской Федерации правил пользования животным миром:

а)  приказами ООО «Диана» в нарушение статьи 21 Федерального закона от
 № 52-ФЗ, Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 (далее – Правила охоты):

- установлены ограничения для граждан, не предусмотренные Правилами охоты и другими нормативными правовыми актами в области охоты:

пунктом 1 приказа ООО «Диана» от 14.07.2015 №7 «Об открытии летне-осенней и осенне-зимней охоты в охотничьем сезоне 2015-2016 гг»» (далее - Приказ №7, том 2 л.д.30-32) при осуществлении охоты на болотно-луговую, полевую и водоплавающую дичь, боровую дичь: разрешено проведение данных видов охоты исключительно с подружейными собаками, имеющими свидетельство и прививки от бешенства, а именно: спаниелями, ретриверами, островными и континентальными легавыми; запрещено при данных видах охот применение собак всех пород лаек и иных пород собак;

-пунктом 2 приказа №7 установлены сроки охоты, не предусмотренные Правилами охоты, так охота на лисицу, норку, куницу, зайца, бобра открыта с 01.11.2015 года, что не соответствует срокам охоты на пушных животных предусмотренных Приложением №3 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512 (срок охоты на лисицу, зайца с 15 сентября, бобра с 1 октября, норку, куницу - с 15 августа 2015), чем ограничены права неограниченного круга граждан (охотников) на осуществление добычи охотничьих ресурсов «заяц-беляк, заяц-русак, лисица» с 15.09.2015 г., «норку, куницу» с 15 августа 2015 г., «бобра» с 1 октября 2015 года;

-установлены ограничения пользования определенными объектами животного мира, так п.2 приказа №7 не открывали осенне-зимняя охота 2015-2016 гг. на волка, ондатру, горностая, ласку, барсука, хоря (приложение №3 к Правилам охоты);

-установлены ограничения охоты граждан на определенной территории, не являющейся зоной охраны (воспроизводственным участком) охотничьего хозяйства:

согласно пункту приказа №7 ограничена охота на болотно-луговую, полевую и водоплавающую дичь, боровую дичь, лисицу, норку, куницу, зайца, бобра на охотучастках с нахождением подкормочных площадок для кабана и солонцов для лося и косули, а в случае необходимости, по мотивированному предложению охотоведа А.К .ФИО17 и начальника охотзоны ФИО3 охота может быть запрещена;

согласно пункту 3 абзаца 2 выписки из приказа на открытие весенней охоты 2016 года ООО «Диана» реализация разрешений и путевок на добычу пернатой дичи в период весенней охоты проводится на охотучастках №№ 1,4, 6, 7, 8, 9, 10, чем ограничены права неограниченного круга граждан (охотников) на осуществление добычи пернатой дичи в период весенней охоты 2016 года на охотничьих участках № 3, 5, 11 не являющихся зоной охраны (воспроизводственным участком) охотничьего хозяйства ООО «Диана»;

б) При выдаче разрешений на добычу пернатой дичи в период весенней охоты 2016 года ООО «Диана»:

-в нарушение пунктов 10, 13.1 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 выданы разрешения серия 67СМ №001942, 001843 гражданам ФИО4, ФИО5 без заявлений вышеуказанных граждан на осуществление охоты на ограниченной территории охотничьего хозяйства ООО «Диана» охотучасток №1, 4, тем самым нарушив права ФИО4, ФИО5 осуществления охоты на всей территории охотничьего хозяйства ООО «Диана»;

-нарушены права граждан на осуществление охоты на территории ООО «Диана» согласно их заявлений:

гражданам (охотникам) ФИО6 (разрешение 67 СМ №001937), ФИО7 (разрешение   67СМ   №01947),   ФИО8   (разрешение   67СМ   №001951),   ФИО9 (разрешение 67СМ №001650), ФИО10 (разрешение 67СМ №001949), ФИО11 (разрешение 67СМ №001948), ФИО12 (разрешение 67СМ №001945), ФИО13 (разрешение 67СМ №1946), ФИО14 (разрешение 67СМ №001940) на основании их заявлений

о       выдаче разрешений на добычу пернатой дичи в весенний период 2016 г на территорию участка №1 охотничьего хозяйства ООО «Диана» были выданы разрешения на право пернатой дичи с указанием места охоты «Ново-Внуковское озеро, правая сторона», ограничив тем самым права вышеуказанных граждан на осуществление охоты на территории всего участка №1 ООО «Диана» согласно их заявлений;

гражданам (охотникам) ФИО15  (разрешение 67 СМ №001944), ФИО16 разрешение 67СМ №01959), на основании их заявлений о выдаче разрешений на добычу пернатой дичи в весенний период 2016 г на территорию участка №4 охотничьего хозяйства ООО «Диана» были выданы разрешения на право пернатой дичи с указанием места охоты «участок №1 охотничьего хозяйства ООО «Диана»», ограничив тем самым права вышеуказанных граждан на осуществление охоты на территории участка №4 ООО «Диана» согласно их заявлений,

чем нарушены статьи 21, 40 Федерального закона №52-ФЗ, п.44, приложение №3 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512, пунктов 10, 13.1 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379.

2.  ООО «Диана» в Проекте организации охотничьего хозяйства не
определен расчет пропускной способности охотничьего угодья для охоты в весенний период (на ьводоплавающую и боровую дичь), летне-осенний период (болотно-луговую, полевую, водоплавающую, боровую дичь), осенне-зимней охоты на пушных животных, биотехнические мероприятия по созданию в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов, так же не разработан проект деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, чем нарушены части 11, 13, 14 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункты 2.1.5, 6.1.2, 6.2.3  Порядка организации   внутрихозяйственного   охотустройства,   утвержденного     Приказом   Минприроды России от 23.12.2010   №559;

3)  ООО   «Диана»  не   проведены   биотехнические   мероприятия   в  закрепленных охотничьих угодьях по созданию зон охраны охотничьих ресурсов, а именно не проведены мероприятия по обозначению на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков (аншлагов), чем нарушены части 2.3 статьи 47, часть 2 статьи 51 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункты 3, 4, 8, 9 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 12.11.2010 №503.

По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны, использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов от 20.05.2016 № 22 (далее - Предписание № 22), со сроком исполнения 17 июня 2016 года.

В связи с выявлением указанных нарушений, постановлением Департамента от 20.07.2016 № 556 ООО «Диана» привлечено в административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Данное постановление Обществом не обжаловано, вступило в законную силу 30.08.2016 (том 2 л.д.2-7).

Также, на основании вступившего в законную силу постановления Департамента от 01.06.2016 № 512  к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ привлечено должностное лицо Общества – начальник охотничьей зоны ООО «Диана» ФИО3 (том 2 л.д. 118-120).

В целях проверки исполнения предписания № 22 Департаментом на основании приказа от 06.07.2016 № 01-04-0289 в срок с 8 июля по 29 июля 2016 года в отношении ООО «Диана» проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе проверки установлено, что ООО «Диана» в установленные сроки не выполнены не выполнены пункты  1 и 3 предписания от 20.05.2016 года № 22, а именно:

1) в соответствии с пунктом 1 Предписания №22 ООО «Диана» предписывалось до 17.06.2016 осуществлять выдачу разрешений на право добычи охотничьих ресурсов с соблюдением установленных правил, нормативов и сроков пользования животным миром, с учетом пропускной способности охотничьего хозяйства, однако ООО «Диана» не соблюдаются установленные правила и сроки пользования животным миром при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а именно:

а) в нарушение пункта 11 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379, части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не организован прием от граждан заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов почтой по юридическому адресу ООО «Диана», а так же не организована работа работников охотничьего хозяйства по приему заявлений подаваемых гражданами лично, что ограничило права 4 граждан на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов «кабана» и осуществление охоты на кабана на территории охотничьего хозяйства ООО «Диана» по заявлениям направленных ими по юридическому адресу ООО «Диана»;

б) в нарушение пунктов13.3, 17.1. Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 выданы разрешения на добычу копытных животных (серия 67 №000403, 000404, 000405,
000410, 000412, 000413, 000417, 000418, 000419, 000393, 000394, 000395) по заявлениям не соответствующим требованиям п. 5 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 (далее - Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379) в
заявлениях на выдачу которых, поданных начальником охотзоны ООО «Диана»
ФИО3, охотоведом ООО «Диана» ФИО17 выполняющими
обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов не указаны сведения: наименование и организационно-правовая форма юридического лица, работниками которого они являются, а также контактный номер телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты юридического лица, так же вышеуказанным заявителям не направлялся письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа;

в)  в нарушение п. 16 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 и Приложения №3 Приказу Минприроды России от 29.08.2014 № 379    выданы разрешения на добычу копытных животных серия 67 №000393, 000394, 000402, 000403, 000404, 000405, 000413, 000414, 000415, 000416, 000417, 000418 в которых не заполнены сведения о виде охоты, в разрешениях серия 67 № 000402, 000403, 000404, 000405, 000411, 000412, 000413, 000414, 000415, 000416, 000417, 000418, 000393, 000394 не указаны имя, отчество охотника (указаны инициалы охотника), в разрешении серия 67 № 000394 не указан возраст копытного животного, в разрешении серия 67 № 000392 не указан пол копытного животного;

г) в нарушение Приложения 3 к Приказу Минприроды России от 29.08.2014 № 379 в выданных и заполненных разрешениях на добычу копытных животных серия 67 № 000418 сделаны исправления (исправлен месяц в дате начала срока охоты), серия 67 № 000406 сделаны дополнения (в разрешение дописан второй срок охоты на кабана с 25.05.2016 по 28.02.2017);

д)                                                                                                                    в нарушение ч.4 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сроков охоты на кабана - с 1 июня по 28 (29) февраля, установленных приложением №1 Правил охоты, утв. Приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 ООО «Диана» выдано разрешение на добычу кабана серия 67 №000406 с указанием срока охоты с 25.05.2016 по 28.02.2017.

2. В соответствии с пунктом 3 предписания №22 ООО «Диана» надлежало до 17.06.2016 обозначить границы зоны охраны охотничьих ресурсов (воспроизводственного участка), по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей на территории охотничьего хозяйства, аншлагами содержащими сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты. Установить специальные информационные знаки (аншлаги) с нанесенной схемой границ зоны охраны охотничьих ресурсов на основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов (воспроизводственный участок) охотничьего хозяйства.  Однако ООО «Диана» до 17.06.2016 в нарушение части 2,3 статьи 47, часть 2 статьи 51 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункты 4, 8, 9 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 12.11.2010 №503 не проведены биотехнические мероприятия в закрепленных охотничьих угодьях по обозначению на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов: на основных въездах выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов и по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей не установлены специальные информационные знаки, в том числе с нанесенной схемой границ зоны охраны охотничьих ресурсов, в количестве 17 штук, из них 4 - по западной границе зоны охраны, 3 - по южной границе, 6 - по восточной границе, 4 - по северной границе.

По результатам проверки Департаментом ООО «Диана» выдано новое предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны, использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов от 29.07.2016 № 43, срок исполнения которого установлен 31 октября 2016 года.

Также, в связи с неисполнением ООО «Диана» предписания от 20.05.2016 № 22, постановлением мирового судьи судебного участка № 39 в муниципальном образовании «Монастырщинский район» Смоленской области от 08.09.2016 № 5-309/16-39  Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением председателя Смоленского областного суда от 13.04.2017 указанное  постановление мирового судьи отменено; дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Диана» прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (том 2 л.д.143-144).

Полагая, что выявленные в ходе проведенных проверок нарушения законодательства являются следствием бездействия ответчика, руководствуясь статьей 47 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ "О животном мире" (далее по тексту –Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ) Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о прекращении права пользования объектами животного мира, предоставленного ООО «Диана» на основании долгосрочной лицензии.

Ответчик в возражениях на исковое заявление указал на необоснованность требований истца, а также на нарушение Департаментом  требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверок в отношении Общества.

Оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

Согласно статье 6.1 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся, в том числе контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с Положением о Департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от 24.07.2012 № 472 (далее – Положение) , Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания  является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе, в сфере охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Смоленской области.

В соответствии с подпунктом 3.14.11 пункта 3.14 Положения Департамент осуществляет федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Смоленской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Смоленской области.

Положениями статьи 40 Федерального закона № 209-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

-выдавать юридическим лицам и их должностным лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

-составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

Кроме того, пунктом 4.9 Положения установлено право Департамента направлять в правоохранительные органы и суды материалы о нарушениях, в том числе, законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, а также о нарушениях законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Полномочия заявителя на обращение в суд с требованием о прекращении права пользования объектами животного мира предусмотрены статьей 47 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ, согласно которому принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ объектами животного мира являются организмы животного происхождения (дикие животные), а к пользователям животным миром относятся граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

Согласно статьи 35 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с этим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 40 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ предусмотрено, что пользователи животным миром обязаны, в том числе соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром, а также не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира и обеспечивать их воспроизводство.

Положениями статьи 47 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований прекращения права пользования животным миром является нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий, указанные в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром.

Материалами дела установлено, что пользование объектами животного мира осуществляется ответчиком на основании долгосрочной лицензии от 29.03.2007 серии О № 0000579.

Согласно Условиям пользования объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, с изъятием их из среды обитания, утвержденым приказом Управления Россельхознадзора по Смоленской области от 20.09.2005 № 61/1 являющимися неотъемлемой частью (приложением №1) к долгосрочной лицензии на пользование объектами серия О № 0000579 пользователь животным миром обязан, в том числе: проводить воспроизводственные, биотехнические и охотхозяйственные мероприятия в соответствии с проектом внутрихозяйственного охотустроиства, организовать на представленной территории производство охоты гражданами на охотничье-промысловых зверей и птиц на основании именных разовых лицензий в строгом соответствии с Правилами охоты на территории Смоленской области, нормативами по изъятию охотничьих животных и расчетами пропускной способности охотничьих угодий, развивать оказание услуг населению по организации охоты на представленной территории, выполнять обязательства, принятые по договору о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

Согласно пункту 2.2. договора о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 28.07.2006 № 26 пользователь животным миром обязан, в том числе: соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, соблюдать нормативы обязательных биотехнических мероприятий, проводимых на территории Смоленской области, правил охоты, действующие на территории Смоленской области, обозначить в двух месячный срок со дня заключения настоящего договора границы охотничьих угодий аншлагами.

В соответствии с подпунктом 2 статья 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются Федеральным законом № 209-ФЗ (ч.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

В соответствии со статьей 40 Федерального закона № 52-ФЗ пользователи животным миром обязаны, в том числе, соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.

Согласно ч. 5 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании охотхозяйственных соглашений.

В соответствии с подпунктом «а» части 1 статьи 31 Федерального закона № 209-ФЗ выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу (охотнику), в случаях осуществления им охоты: в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 8 Федерального закона № 209-ФЗ право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом; право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

В соответствии с ч. 1 статьи 20 Федерального закона № 209-ФЗ охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно ч. 1, 3 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами (охотниками), в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях; любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного охотнику.

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения (статья 31 Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ) в соответствии с Порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - Порядок выдачи разрешений), Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений (далее - Порядок подачи заявлений), утвержденных Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 (далее - Приказ №379).

В соответствии со статьей 47 Федерального закона № 209-ФЗ к биотехническим мероприятиям относятся меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов; проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими       лицами       и       индивидуальными       предпринимателями,       заключившими охотхозяйственные    соглашения;     содержание биотехнических     мероприятий,     порядок     их проведения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В целях реализации статей 32 и 47 Федерального закона № 209-ФЗ приказом Минприроды РФ от 24.12.2010 № 560 «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов» (далее - приказ Минприроды России №560), утверждены виды биотехнических мероприятий проводимые в охотничьих угодьях. Их объем и состав, определяется документом внутрихозяйственного охотустройством п.5 приказа Минприроды России №560).

Так согласно пункта 2.1.5. приказа Минприроды России №560 к обязательному виду биотехнических мероприятий, проводимому на территории охотничьих угодий в целях предотвращение гибели охотничьих ресурсов относится создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона № 209-ФЗ в целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается, обозначение на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 3, 4, 8 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 12.11.2010 №503 (далее - приказ Минприроды России №503) границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о зводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов; на основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов устанавливаются специальные информационные знаки, на которые дополнительно наносится схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов; специальные информационные знаки устанавливаются по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в пестах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов.

Согласно пункта 9 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России №503 на территории закрепленных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте».

Проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, к которым в соответствии со статьей 71 Федерального закона приравниваются юридические лица и индивидуальные предприниматели, право долгосрочного пользования животным миром, у которого возникло на основании долгосрочных лицензий.

В силу статьи 35 Федерального закона № 52-ФЗ пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона № 52-ФЗ безусловными основаниями для прекращения права пользования объектами животного мира является нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий, указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром и условий, указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что в течении 2016 года при проверке деятельности ООО «Диана»» установлены многочисленные нарушения правил и условий пользования объектами животного мира, в связи с чем Обществу выдавались предписания об устранении выявленных нарушений. Оказанные предписания Обществом не оспорены, доказательств иного в материалы дела не представлено.

Ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности устранения установленных нарушений.

На основании вступившего в законную силу постановления Департамента от 20.07.2016 № 556 ООО «Диана» привлечено в административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, вступившими в законную силу постановлениями Департамента от 01.06.2016 № 512 и от 05.12.2016 № 788 к административной ответственности  по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ привлечены должностные лица ООО «Диана» (том 2 л.д.118-120, 125-127).

Доводы представителя ответчика о незаконности выданных Департаментом предписаний ввиду прекращения судом производства по делам  об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ,  возбужденным за неисполнение предписаний, отклоняются судом, поскольку представленные в материалы дела судебные акты выводов о незаконности предписаний уполномоченного органа не содержат.

Доводы ответчика о нарушении Департаментом  требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) при проведении проверок в отношении Общества проверены судом и признаны необоснованным, исходя из следующего.

Так, довод о нарушении Департаментом  требований  пункта 2 статьи 13 Закона № 294-ФЗ материалами дела не подтвержден, поскольку исходя из представленных в материалы дела документов, плановой проверки истцом в отношении Общества не проводилось.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 10 названного Закона основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В силу подпункта 2 пункта 2  статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрены также следующие основания для проведения внеплановой проверки:

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)

Как следует из материалов дела, основанием для издания приказа Департамента от 19.04.2016 № 01-04-0165 явилось заявление граждан от 30.03.2016 о нарушении их прав обществом с ограниченной ответственностью «Диана» как потребителей услуг в сфере охотничьего хозяйства, поступившего в Департамент из Прокуратуры Смоленской области (том 2 л.д.34-36).

Издание последующих приказов о проведении внеплановых проверок в отношении Общества было обусловлено истечением сроков исполнения выданных предписаний  об устранении нарушений  в области охраны, использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрены обязательные условия по организации и проведению внеплановой проверки юридического лица в части того, что внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц.

Ввиду того, что проведение внеплановых проверок в рассматриваемом случае осуществлялось уполномоченным органом не по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, согласования проверки с органом прокуратуры не требовалось.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что представленными в материалы дела доказательствами Департамент доказал неоднократное нарушение обществом, вследствие длительного бездействия действующих  норм и правил, регулирующих условия пользования объектами животного мира , в связи с чем, с учетом положений статьи 47 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ суд полагает возможным удовлетворить заявленные Департаментом требования.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Поскольку заявитель в силу подпункта 1.1 пункта 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с этим не уплачивал государственную пошлину при обращении с заявлением в суд, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскивает с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Прекратить право пользования объектами животного мира, предоставленное обществу с ограниченной ответственностью "Диана" (ОГРН <***>; ИНН <***>)  на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 29.03.2007 серии О № 0000579.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Диана" (ОГРН <***>; ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.  Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                  И.Л. Каринская